Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК: ФАКТОРЫ ЕГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Амбалова С.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»
В статье анализируются факторы психического развития, основные его особенности и становление нового уровня самосознания в подростковом возрасте. Подростков можно охарактеризовать как особую социально-психологическую и демографическую группу, имеющую свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировке. Поэтому в работе с подростками надо чаще предлагать им помощь в освоении новых норм и правил, чтобы потом долго и утомительно не заниматься исправлением ошибок. Знание сензитивных и критических периодов развития психических способностей и функций позволяет лучше понять ход развития человека и вовремя провести диагностику и коррекцию отставания.
кризис зависимости
кризис независимости
отрочество
факторы психического развития
подростковый возраст
1. Амбалова С.А. Факторы психического развития в подростковом возрасте // Педагогический процесс: проблемы и перспективы. Межвузовский сборник научных трудов / под ред. проф. Б.К-Г. Тебиева. – М., 2012. – С. 16-21.
2. Амбалова С.А. Факторы психического здоровья в подростковом возрасте // Актуальные проблемы экологии и сохранения биоразнообразия России и сопредельных стран материалы Научно-практической конференции / редколлегия: И.А. Николаев и др. – Владикавказ, 2012. – С. 309-315.
3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т.3. – М.: Педагогика, 1983.
4. Драгунова Т.В. Психология подростка. – Пермь, 1974.
5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – Питер, 2004. – С. 533.
6. Кокаева И.Ю., Саханский Ю.В. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности у детей и подростков // Известия Российской академии образования. – 2014. – № 1. – С. 120-126.
7. Кокаева И.Ю. Формирование ресурса здоровья школьников в условиях регионального образовательного пространства // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – № 4. – С. 31-37.
8. Тахохов Б.А. Психолого-педагогические особенности современных «трудных подростков» //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 3. – С. 197-199.
9. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. – СПб.: Питер, 2003.
Подростковый возраст традиционно рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношений подростка к взрослым. Ярко выражены, как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Отрочество - это этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет, совпадающий в современной российской школе со временем обучения детей в V-VIII классах. Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Все эти черты появляются в предподростковом периоде развития (приблизительно 10-11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (примерно 11-14 лет) [4, с.283].

Основная особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т.п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Нередки, например, случаи, когда интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности - ребенок. Распространены и противоположные случаи, когда сильные потребности в самоутверждении, общении - не обеспечены соответствующим уровнем развития рефлексии, и подросток не может дать себе отчет, что именно с ним происходит.

Характерную для этого возраста асинхронность развития, как интериндивидуальную, так и интраиндивидуальную (т.е. характеризующую различные стороны развития одного школьника), важно иметь в виду и при изучении данного периода, и в ходе практической работы. Необходимо учитывать, что время появления тех или иных психологических особенностей может значительно варьировать у конкретного школьника - проходить раньше и позже. Поэтому указываемые возрастные границы, «точки развития» (например, кризис 13 лет) имеют лишь ориентировочное значение.

Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенно не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Подросток стремится занять удовлетворяющее его положение среди сверстников, в связи с этим отмечается желание более эффективно и оптимально адаптироваться к ценностям и нормам группы сверстников [3, с.24-31].

Отрочество - время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развиваются гипотетико-дедуктивные процессы, появляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии, способности делать предметом своей мысли саму мысль, - дает средства, с помощью которого подросток может размышлять о себе, т.е. делает возможным развитие самосознания. Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет - время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к памяти логической. Динамический характер развития, то, что теоретическое, рассуждающее мышление в этот период активно формируется, с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт - с другой, приводят к тому, что, построив какую-либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность, которая может и должна привести к желаемым для него результатам.

Центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, Я-концепция, выражающаяся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости «Я-концепции», системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд - «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление об идеальном «Я». Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника. Новый уровень самосознания, формируясь под влиянием ведущих потребностей возраста, - в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на развитие.

Подростки (вместе с ранним юношеством) - особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности.

Кризис подросткового возраста, как и все критические периоды развития, проходит три фазы: негативную, или предкритическую фазу ломки старых привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур; кульминационную точку кризиса, в подростковом возрасте, как правило (13 лет), хотя возможны значительные индивидуальные варианты; посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построение новых отношений и т.п.

В научной литературе описаны два основных пути протекания возрастных кризисов: кризис независимости - наиболее распространенный. Его чертами являются строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, отрицательное отношение к требованиям взрослых, которые ранее выполнялись, протест-бунт, ревность к собственности. Естественно, на каждом этапе этот «букет симптомов» выражается в соответствии с возрастными особенностями. И если для трехлетнего ребенка ревность к собственности выражается в том, что он вдруг перестает делится с другими детьми игрушками, то для подростка - это требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное - «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира - вот та главная собственность, которую оберегает подросток, ревниво защищая ее от других; кризис зависимости: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Если кризис независимости - это некоторый «рывок вперед», выход за пределы старых норм, правил, то кризис зависимости - возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое - варианты самоопределения (хотя, конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это - «Я уже не ребенок», во втором: «Я ребенок и хочу оставаться им». С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается именно первый вариант [2, с.112].

Вот почему повышенно-либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению и эмоциональному благополучию. Устойчивая система представлений о мире и о своем месте в нем делает человека более устойчивым по отношению к чужеродным и опасным влияниям со стороны. В ситуации обострения отношения с родителями ребенка старшего подросткового возраста возникает реальная  угроза вовлечения ребенка в деструктивные организации, лидеры которых манипулируют чужой психикой, используя присущий человеческому существу интерес к правде, добру, справедливости, личностному росту.

Ценность отрочества определяется его особым положением в ряду возрастов человека. Это и начало того сложного возраста, который недаром носит название переходного возраста, и самостоятельная фаза, относительно независимая от других и, следовательно, ценная сама по себе. Без полноценного проживания этого периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем компенсируется или корректируется с большим трудом.

В качестве этапа переходного периода отрочество, как уже отмечалось, - время ломки старых, отживших форм, разрушения специфически детских образований, которые могут тормозить полноценное развитие в дальнейшем. Проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции являются продуктивными для формирования самостоятельной личности.

В подростковый период происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Процесс этот идет изнутри человека в открытый мир.

Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростка, которые он назвал доминантами: эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности); доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); доминанты усилия - тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях; доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, к рискованному, к приключениям, героизму) [1, с.12-24].

Особенности развития подростка в этом возрасте (11-15 лет) проявляются в следующих симптомах, характеризующих систему социальных отношений подростка: вновь возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка теперь происходит вне школы; детские компании (поиск друга, поиски того, кто может тебя понять) [5, с.122].

У подростка меняется система ценностей: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Согласно теории Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.

В среднем школьном возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка. Присущая детям от 10-11 до 14-15 лет деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная, трудовая. При выполнении этих видов общественно полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становится личностно-значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я».  Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека - «чувство взрослости». Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

В этом возрасте главная ценность - система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно преследуемому «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности, опосредованности.

Таким образом, основное новообразование подросткового возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь - самосознание. Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды.

Рецензенты:

Кокаева И.Ю., д.п.н., профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

Каргиева З.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Амбалова С.А. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК: ФАКТОРЫ ЕГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21979 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674