Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Омарова П.О. 1 Джамалудинова З.Г. 1 Магомедов Д.З. 1
1 ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университета»
Разработана и апробирована методика патриотического воспитания учащихся начальных классов с учетом возрастной динамики развития младшего школьника. В основу методику положена четырехступенчатая программа, включающая в себя следующие целевые установки: формирование толерантности и культуры мира, воспитание культуры межнационального общения, формирование гражданственности и чувства причастности к судьбе государства, формирование общероссийской идентичности. При этом учитель начальных классов реализует историко-краеведческое, спортивно-игровое, природоохранное и экологическое, а также творческое направление патриотического воспитания младших школьников. В качестве предлагаемых авторами инновационных методов такого воспитания выступают: историко-этнографические мини-экспедиции, игры героико-патриотической направленности, проведение экологических десантов, организация коллективных творческих дел (создание творческих фотографий, презентаций MicrosoftPowerPoint и мини-фильмов патриотической направленности).
патриотическое воспитание
младшие школьники
формирование общероссийской идентичности
бинарные уроки
краеведческое воспитание
1. Матафонова, Т.А., Чупанов, А.Х. Модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 113-115.
2. Мунгиева, Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средство формирования этнической толерантности // Педагогическое образование и наука. 2013. № 1. С. 117-120.
3. Мунгиева, Н.З. Культура межнационального общения как важный фактор интернационального воспитания //European Social Science Journal. 2014. № 6-1 (45). С.408-413.
4. Омарова, П.О., Гасанова, З.З., Магомедов, Д.З. Миротворческое образование и воспитание дружбы народов в Республике Дагестан: опыт практической деятельности //Вопросы гуманитарных наук. 2008. № 2 (35). С. 170-178.
5. Омарова, П.О., Маллаев, Д.М., Магомедов, Д.З. и др. Пространство диалога - путь к взаимопониманию. Материалы по проекту "Диалог дагестанских и чеченских женщин. Новые шаги навстречу – М.: ДГПУ: Махачкала-Чечня-Ингушетия, 2003 – 64 с.
6. Омарова, П.О. и др. Современные добровольческие технологии по формированию общероссийской идентичности, гармонизации межнациональных отношений и организации работы с молодежью – М.: Парнас, 2014 – 188 с.
7. Тучалаев, С.Т. Научно-педагогические основы развития начальной национальной школы (на примере Республики Дагестан) / Дис. на д.п.н. / Ростов-на-Дону, 2001 – 346 с.
8. Чупанов, А.Х. Педагогические аспекты в подготовке менеджеров туризма // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 14. С. 142-144.
9. Чупанов, А.Х. Развивающие технологии в подготовке менеджеров туризма // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 18. С. 109-112.
10. Чупанов, А.Х. Система формирования профессиональной культуры будущего менеджера туризма. Дис. д.п.н. – Махачкала, 2006. – 306 с.
Республика Дагестан является уникальной моделью полиэтнического общества, в котором мирно сосуществуют представители более 30 автохтонных народностей, а также этносов, появившихся на этнополитической карте Дагестана в результате различных миграционных процессов. Это обуславливает и специфику национально ориентированного образования в начальных классах, подробно рассмотренную в исследованиях С.Т. Тучалаева [7]. В ходе экспериментальной части исследования мы пришли к выводу, что в зависимости от характера обучения (на родном языке или на русском), патриотическое воспитание учащихся начальных классов приобретает качественное своеобразие, отражающееся на характере формирования общероссийской идентичности. Дети, обучающиеся в первых трех типах школ, развиваясь в определенной степени локализованной этнокультурной среде, больше приобщены к национально-ориентированным ценностям своего народа, владеют родными языками, обычаями и традициями. Однако, на наш взгляд, недостаточность контактов с другими этническими общностями и малая география передвижений способствуют развитию местечкового патриотизма и затрудняет формирование общероссийской идентичности у младших школьников.  Дети, обучающиеся в школах с многонациональным составом, и имеющие возможность полноценного взаимодействия в полиэтнических условиях, имеют более высокий уровень культуры межнационального общения и более высокие социально-психологические личностные ресурсы для формирования общероссийской идентичности.

Разработанная нами программа патриотического воспитания учащихся начальной школы в полиэтнических условиях дагестанского общества включает в себя следующие ступени работы:

1 ступень -  формирование толерантности и культуры мира;

2 степень - воспитание культуры межнационального общения;

3 ступень - формирование гражданственности и чувства причастности к судьбе государства;

4 ступень - формирование общероссийской идентичности.

Логика выделения этих степеней предполагает поэтапный переход от более примитивного принятия многообразия окружающего социального мира к воспитанию в духе дружбы народов, которая становится фундаментом для формирования первичных представлений о своей Родине, многообразии народов и этносов, культур и конфессий [2, 3]. Вершиной патриотического воспитания в начальной школе  в ходе специально организованного педагогического воздействии на уроках становится формирование общероссийской идентичности младших школьников, методологические основы которого рассматриваются в наших исследованиях [4, 5, 6].

Цель исследования: разработать и апробировать методику патриотического воспитания учащихся начальных классов.

Материал и методы исследования: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами была разработана система уроков патриотического воспитания, органически встроенная в предмет «Человек и окружающий мир», которая предполагает использование методов активного социально-педагогического обучения и современных информационных технологий, а также содержание и методы внеурочной деятельности, направленной на формирование патриотических чувств у учащихся начальных классов. Тематически уроки построены на базисе выдвинутых нами ступеней патриотического воспитания в начальной школе и по принципу концентрического обучения.

Если в первом классе мы действуем в направлении формирования толерантности и культуры мира, лишь затрагивая тему любви к Родине, то в четвертом классе мы целенаправленно работаем над формированием общероссийской идентичности. 

Уроки патриотического воспитания в 3-4 классах проводятся 1 раз в два месяца как сдвоенные (бинарные) уроки в связи с тем, что представляют собой инновационные формы обучения на основе социально-психологического тренинга, требующего двух академических часов работы, так как предполагают не только проведение мини-лекций, упражнений, заданий, игр, но и шеринг - инициированное педагогом обсуждение учащимися каждого вида проделанной работы. Помимо организации патриотического воспитания на специально отведенных уроках мы разработали основные направления работы учителя начальных классов в указанном направлении:

1. Историко-краеведческое направление предполагает следующие как традиционные формы работы: экскурсии, беседы о родном крае, конкурсы сочинений, изучение устного народного творчества и малых форм фольклора, проведение народных праздников, так и предлагаемые нами  историко-этнографические мини-экспедиции. В исследованиях А.Х. Чупанова  показана роль туристической и этнографической деятельности в формировании личности подрастающего поколения. Исходя из выдвинутого им тезиса о влиянии изучения родного края на развитие и воспитание ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм-технологию организации историко-этнографических мини-экспедиций младших школьников:

1. Инициируемый педагогом выбор темы или персонажа историко-этнографического исследования.

2. Создание инициативной группы по подготовке экспедиции.

3. Сбор первичной информации о том, где может быть аккумулирован основной материал по теме (чаще всего, в музеях и библиотеках), однако мы практикуем и выезды на местности, где необходимый материал менее систематизирован и архивирован, например, в Дербентскую крепость.

4. Определение мест проведения экспедиции и картографирование поиска.

5. Проведение самой экспедиции при участии учителя начальных классов и родителей и сбор информации (включая фото- и видеосъемку).

6. Анализ собранного материала и подготовка презентации по мотивам историко-этнографической экспедиции.

7. Демонстрация в торжественной обстановке результатов, полученных ребятами в ходе проведения историко-этнографической экспедиции.

Следует отличать экспедицию от простой экскурсии, так как она предполагает сбор, активный анализ, систематизацию, обобщение информации и выдачу определенного коллективного продукта, в то время как в ходе экскурсии ребенок чаще всего просто поглощает определенное количество информации без последующей обратной связи.

В качестве примера мы можем привести историко-этнографическую экспедицию 4 класса на тему: «Очаг мой Дагестан». Учителем были предложены на выбор несколько тем («Очаг мой - Дагестан», «История дагестанского костюма», «По местам боевой славы», «Герои в нашей жизни» и др.). Учащиеся 4 класса, выбрав тему для историко-этнографической экспедиции, создали инициативную руководящую группу, которая при ненавязчивом фасилитирующем контроле со стороны учителя распределила задания для участников экспедиции. Первым заданием стало узнать у родителей, где можно собрать материал на выбранную тему. После двухдневного обсуждения были определены точки сбора информации и нанесены на импровизированную карту. Затем был создан план экспедиции. Весь класс был разделен на несколько подгрупп, у каждой из которых была своя подтема («Махачкала», «Природа Дагестана», «Расул Гамзатов», «аул Кубачи», «Унцукуль», «Балхар», «Дагестанский костюм»). При этом каждый участник подгруппы получил свое небольшое задание. Была создана карта историко-этнографической экспедиции.

Так как большинство линий карты сходились на Краеведческом музее г. Махачкалы, то был организован поход в музей совместно с родителями, которые были «вооружены» фотоаппаратами. После похода в музей, проанализировав и обсудив полученные материалы, учащиеся уже в ходе самостоятельного поиска в семейных и школьной библиотек продолжили свое исследование. Через неделю все подгруппы (при помощи родителей и учителя) создали свои презентации, которые были соединены в целое. Многообразие походов к анализу предложенных тем, объединенных общим замыслом, позволило создать презентацию «Очаг мой - Дагестан!» и небольшой ролик о том, как осуществлялась сама экспедиция, которые были показаны на общешкольном мероприятии, посвященном Дню Конституции Российской Федерации.

2. Спортивно-игровое направление осуществляется учителем начальных классов во взаимодействии с учителем физкультуры и другими учителями школы. Методология такой работы разработана в трудах А.Х. Чупанова [1, 8, 9, 10] Спортивно-игровое направление в нашей методике представлено двумя вариантами игр - подвижными национальными играми и играми героико-патриотического содержания. Разнообразные подвижные игры народов России позволяют сформировать у детей младшего школьного возраста интерес к национальным традициям и обычаям народов Российской Федерации, способствуют осознанию многообразия и полиэтничности нашей страны, что является своеобразной основой для формирования общероссийской идентичности. Сложностей в методической организации такой игры не возникает даже у самых неопытных учителей. Что касается игр героико-патриотической направленности, то здесь технология организации игры сложнее. Тем более что эффективнее игры, в которых создаются разновозрастные отряды, и младшие школьники участвуют вместе с более старшими учащимися. Алгоритм действий учителя следующий:

  1. Согласование идеи организации игры героико-патриотического содержания с администрацией и психолого-педагогическим коллективом образовательного учреждения.
  2. Разработка сценария игры совместно с другими учителями школы.
  3. Определение маршрута проведения игры.
  4. Обеспечение техники безопасности на всех этапах реализации игровых действий.
  5. Подготовка маршрута и обеспечение точек необходимыми игровыми атрибутами.
  6. Создание отрядов-участников игры и определение дня начала игры.
  7. Распределение заданий и начало игры.
  8. Контроль хода выполнения игры.
  9. Подведение итогов и торжественное награждение победителей.
  10. Последующее обсуждение в классе игры с точки зрения идеи патриотизма и формирования общероссийской идентичности.

3. Природоохранное и экологическоенаправление воспитания в нашей работе представлено технологией организации экологического десанта. В сельской местности экологический десант младших школьников может быть направлен на сохранение родника, изучение флоры или фауны родного края, проведение экологической экспедиции, аналогичной историко-краеведческой. Однако здесь природа родного края выступает самоценностно, ее изучение и сравнение с другими регионами России выступает основной целью.

В городе Махачкале наш экологический десант занимался уборкой территории, уходом за растениями, нанесением извести на деревья (чтобы сохранить их от насекомых и т.д.). Здесь учителю начальных классов следует проявлять определенную чуткость и использовать свои педагогические возможности для соответствующей мотивации школьников, чтобы не вызвать у них отвращения и брезгливости к довольно-таки грязной работе. Поэтому весьма важно подготовить для каждого ребенка одноразовые гигиенические перчатки, пакеты-мешки для сбора мусора, организовать родительскую общественность, транспорт для вывоза заполненных мешков.

4. Творческое направление. Организация коллективных творческих дел, как показано в наших исследованиях, способствует формированию толерантности и межкультурной коммуникации детей и молодежи. В связи с этим мы предлагаем учащимся начальных классов создание творческих фотографий, презентаций MicrosoftPowerPoint и мини-фильмов патриотической направленности. Следует отметить, что создание подобных творческих проектов требует от младшего школьника активизации всех его творческих ресурсов, обращение к его эмоциональности и активности, формирует навыки общения и социального взаимодействия, так как предполагает работу в творческом коллективе сверстников, выполняющих определенный проект.

В связи со спецификой возраста на начальных этапах работы инициатором создания творческого продукта патриотической направленности выступает учитель начальных классов, от которого требуется некоторый уровень владения современными способами любительской цифровой фото- и видеосъемки, монтажа любительских социальных роликов (возможно - c использованием программ MicrosoftWindowsMovieMaker  и MicrosoftWindowsDVD-студия), владения программами цифровой коррекции фотографий (например, AdobePhotoshop).  В некоторых случаях целесообразно привлечение родительской общественности для обеспечения технических моментов использования современных информационных технологий в патриотическом воспитании младших школьников. Мы практиковали привлечение учащихся более старших классов, что было более эффективно, так как в определенной степени срабатывает технология социального обучения по принципу «равный - равному» и опосредовано влияет на уровень патриотического воспитания привлеченных учащихся среднего и старшего звена школы.

Предлагаемая нами технология создания коллективного творческого проекта патриотической направленности, помимо технического обеспечения, включает в себя следующие организационные моменты:

  1. Мотивирование учителем выполнения творческого проекта.
  2. Создание детской инициативной группы по реализации творческого проекта.
  3. Распределение ролей в рабочей группе (сценарист или сценарная группа, художник, оператор, монтажер, докладчик и т.д.).
  4. Разработка сценария творческого продукта патриотической направленности.
  5. Распределение актерских ролей и их заучивание.
  6. Реализация сценария и цифровая фото- и видеосъемка.
  7. Монтаж получившихся фрагментов или коррекция фотографий.
  8. Коллективный просмотр детской инициативной группой творческого продукта патриотической направленности с целью контроля и возможной коррекции.
  9. Организация просмотра в торжественной обстановке, приуроченной к общероссийским праздникам, во всешкольном или даже районном (городском) масштабе.

Выводы:

Апробация предлагаемой нами программы и оценка ее результативности с использованием методов вариационной статистики (t-критерий Стьюдента) свидетельствуют об эффективности предложенных нами рекомендаций: так как среди детей, принимавших участие в исследовании, к пятому классу практически не обнаружено школьников с 1 уровнем (самым низким) сформированности патриотизма. Только пятая часть выборки демонстрирует второй уровень (19%). Большинство детей после проведения формирующего эксперимента характеризуется 3 и 4 уровнем сформированности патриотизма. У большинства детей выборки (56%) отмечается высокий уровень общероссийской идентичности.

Таким образом, предложенная нами методика является эффективным средством оптимизации процесса патриотического воспитания и формирования культуры межнационального общения в начальной школе, способствует формированию общероссийской идентичности юных граждан, что является весьма важным фактором развития установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе.

Рецензенты:

Маллаев Д.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специально психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала;

Чупанов А.Х., д.п.н., профессор кафедры общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Омарова П.О., Джамалудинова З.Г., Магомедов Д.З. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23163 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674