Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подругина И.А. 1 Сергеева Д.В. 1 Струкова Е.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Дано обоснование актуальности исследования проблемы развития коммуникативных умений школьников в современной образовательной парадигме. Проведен анализ условий для продуктивного решения этой проблемы: формирование у учителя четкого представления, во-первых, о видах (формах) образовательных ситуаций, которые могут использоваться в качестве инструментов для работы со школьниками, во-вторых, о технологии деятельности в этой области, и, в-третьих, о методике творческого использования современных дидактических средств, способствующих развитию коммуникативных умений школьников. Определена цель исследования и предложена типология образовательных ситуаций, в рамках которых может быть организована системная работа по формированию коммуникативных действий учащихся основной школы. Дана характеристика нового дидактического средства «Карта развития деятельности школьника», решающего задачу, во-первых, организации коммуникативных действий учащегося, во-вторых, их оценки и коррекции. Предложена технология формирования коммуникативных универсальных учебных действий на основе анализа литературных произведений как на уроках по филологическим дисциплинам - русскому языку, литературе, иностранным языкам, так и в иных учебных ситуациях.
универсальные учебные действия
коммуникативные умения
образовательные ситуации
дидактическое средство
школьный анализ литературного текста
1. Антипова А.М. Вопросы теории и методики обучения литературе: учебное пособие. ― М.: Издательство МПГУ, 2009. ― 300 с.
2. Гетманская Е.В. Музей в литературном образовании школьников // Филологические традиции в современном литературоведении и лингвистическом образовании: сб. науч. статей. ― Вып. 6. ― Т. 2. ― М.: МГПИ, 2007. ― С. 14–18.
3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. Н.А. Ипполитовой. ― М.: Проспект, 2011. ― 448 с.
4. Коломиец О.М. Деятельность учителя по педагогическому проектированию учебного занятия. ― М.: Издательская группа «Граница», 2010. ― 200 с.
5. Подругина И.А., Коломиец О.М., Сергеева Д.В. Карта развития деятельности школьника: учебное средство. ― М.: ООО «СиДиПрессАрт», 2015. ― 60 с.
6. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. ― М.: Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1995. — 624 с.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. ― Изд. 2-е ― М.: Просвещение, 2011. ― 159 с.
Развитие коммуникативных умений в процессе обучения в школе - одно из приоритетных направлений современного школьного образования.

Целенаправленная и системная работа учителя в данном направлении дает возможность активизировать и сформировать такие универсальные коммуникативные действия, как планирование  сотрудничества со взрослыми и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов как инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов как выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера как контроль, оценка, коррекция его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; использование монологической и диалогической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного  языка [7].

Кроме того, в процессе овладения коммуникативными универсальными умениями  актуализируются и формируются также личностные действия и остальные группы метапредметных умений - познавательные и регулятивные. Таким образом, работа учителя  по формированию коммуникативных действий способствует решению  задач формирования  практически всех базовых  универсальных учебных действий.

Поэтому деятельность учителей в процессе организации различных образовательных (учебных) ситуаций должна быть направлена, помимо формирования предметных учебных действий,   на планомерное системное развитие коммуникативных умений.

Цель исследования

Решение данной задачи требует наличия четкого представления учителя, во-первых,  о видах образовательных ситуаций, имеющихся (в активной или пассивной форме) в его арсенале для работы в данном направлении с учащимися, во-вторых, об образовательных технологиях, создающих условия для продуктивного использования всех актуализируемых им в реальной практической деятельности учебных ситуаций, а также для актуализации тех видов ситуаций, которые еще активно им не используются, в-третьих, о способах творческого внедрения в учебный процесс современных дидактических средств, способствующих достижению обозначенной выше цели.   

На основе данного тезиса было определено содержание цели исследования: создать типологию образовательных коммуникативных ситуаций и разработать  технологию развития универсальных учебных действий школьника в процессе работы с инновационным дидактическим средством, учитывающим образовательно-воспитательные   возможности коммуникативных ситуаций и способствующим решению коммуникативных  задач.

Материал и методы

В связи с этим предложена следующая типология образовательных ситуаций, в рамках которых может быть организована системная работа по формированию  коммуникативных действий, а на их основе - и иных базовых универсальных учебных действий:

1) предметные уроки;

2) классные часы;

3) проектные занятия;

4) кружки, факультативные занятия, занятия по элективным курсам;

5) заседания журналистского салона;

6) интервьюирование и создание медиапродукта;

7) выездные уроки [2];

8) заседания научного общества, малых академий наук;

9) диалоги - консультации по проектно-исследовательской деятельности;

10) презентации учебно-научных и проектных работ на конкурсах;

11) фестивали и конференции для школьников.

Данная классификация может быть расширена в соответствии с дальнейшим научным развитием исследуемой проблемы. 

В практической деятельности конкретного образовательного учреждения и конкретного  учителя  определенные виды учебных ситуаций могут быть количественно и качественно минимизированы или отсутствовать вообще.  

При использовании в образовательном процессе дидактического средства «Карта развития деятельности школьника» [5] создаются условия для проектирования  учителем и учеником структуры и содержания  различных учебных ситуаций с целью  рефлексии того или иного коммуникативного действия.

Отметим особо, что предмет исследования - процесс формирования коммуникативных  умений школьника - таит в себе определенные трудности следующего порядка. Если отдельные   коммуникативные действия возможно произвести в ходе деятельности в рамках специально организованных коммуникативных ситуаций (например, передать в устной или письменной форме информацию для максимально полного усвоения слушателями и т.п.), то такие коммуникативные действия, как разрешение конфликтов, управление поведением партнера и иные, хотя и могут становиться объектом специального обсуждения при их возникновении в естественных ситуациях общения школьников, однако их анализ не имеет системного характера.

Поэтому не вызывает сомнений, что основное содержательное пространство филологических  дисциплин - русского языка, иностранных языков, литературы  -  должно являться базисом для постановки и решения коммуникативных задач как на уроках по данным дисциплинам, так и в иных образовательных ситуациях. Как замечает В.Н. Топоров,  «...язык посреднически связывает между собой как людей, общающихся друг с другом с помощью языка, так и все, что есть в мире, с человеком, если только это все может быть выражено в языке. В некоей "языкоцентричной" системе ценностей язык как бы ставит сам себя в центральное, посредствующее положение в этом мире "всего", что в нем есть» [6, с. 7].

В рамках данной статьи рассмотрим  деятельность учителя по развитию универсальных коммуникативных умений учащихся при работе с таким разделом (блоком) «Карты развития деятельности»,  как «Главные вещи в моей жизни».

В  соответствии с охарактеризованной выше установкой  предполагается  заполнение первых листов, отведенных под раздел  «Главные вещи в моей жизни», или на первых классных часах, или на первых проектных занятиях.

Мы неоднократно убеждались, что разговор о «главных вещах в  жизни» необходим учащимся 5-х классов (с этого возрастного периода начинается системная работа по формированию коммуникативных учебных действий на основе заданий «Карты развития деятельности школьника»), однако он каждый раз становится очень личным и поэтому непростым. В связи с этим он должен быть крайне деликатным и психологически выверенным, может стать предметом обсуждения в последующем только в случаях особой необходимости и остаться «за семью печатями» для дальнейшей внутренней духовной работы растущего человека.

Естественно, он и содержательно, и формально должен  соответствовать возрастным возможностям школьника. Так, в частности, в процессе апробации «Карты развития деятельности школьника» мы пришли к выводу, что пятиклассникам доступен анализ проблемы общечеловеческих ценностей, нравственных принципов, которые должны быть положены в основу поступков. Мы убедились также, что осмысление данного ряда вопросов (безусловно, при условии педагогически верно  организованного диалога)  вызывает у них серьезный интерес. Однако обращение к такой философско-этической проблеме, как миссия человека, оказывается сложно и избыточно для учащихся данной возрастной категории и уместно на следующей возрастной ступени. При этом актуализируются впечатления от прочитанных ранее или предложенных для выборочного аналитического чтения новых для школьников художественных текстов  с целью  осмысления этических проблем,  затронутых в них авторами.

В проведении проектных уроков данного цикла желательно участие школьных психологов. Деятельность учащихся по осмыслению литературных произведений в данном контексте  должна быть дополнена включением упражнений и ролевых игр, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий [7, с. 67-85].  

На страницах «Карты развития деятельности школьника» отведено место для  планирования чтения как общего дела всего классного коллектива. Формирование содержания подраздела «Наш читательский маршрут» - прерогатива самих учащихся и учителей литературы и иностранного языка.  В отличие от раздела «Моя встреча с книгой»,  специально предназначенного для организации и рефлексии самостоятельного индивидуального чтения учащимися русской и иностранной литературы, здесь предполагается поместить информацию о книгах, которые будут вводиться учителями в круг коллективного чтения и обсуждения в соответствии с программами и учебниками по литературе и иностранному языку.

Стоит особо выделить проблему чтения и заучивания наизусть стихотворных произведений. Нелишне напомнить, что формирование «стихотворного багажа» «человека образованного» - одна из важных задач литературного образования в школе. Поскольку в большинстве учебников по литературе материал для изучения спланирован на основе тематического принципа и ученик может месяцами не прикасаться к стихотворному тексту, изучая тексты прозаические, заполнить «лирические лакуны» (используем филологическое понимание последнего слова) - дело учителя литературы на уроках по предмету.  Поэтому  планирование «программного» чтения в данном разделе «Карты развития деятельности школьника» должно быть дополнено включением лирических произведений, корреспондирующих в том или ином ракурсе с программными текстами.

В процессе  отбора и подготовки к выразительному чтению лирических произведений у отдельных учащихся возникает желание сделать проектно-исследовательскую работу по творчеству того или иного поэта, что в ходе  работы над ней приводит к участию школьника в соответствующих образовательных ситуациях (диалогах-консультациях, заседаниях научного общества, презентации на конкурсе, фестивале и т.п.).

Вектор движения дальше - создание так называемого Дерева целей.

При изображении его корней, символизирующих выработанные человечеством представления о том, что дает человеку опору в жизни при любых обстоятельствах, при любых штормах и ветрах, учащиеся сами, без дополнительных разъяснений учителя, которые становятся избыточными, ненужными после проведенного анализа литературных текстов,   записывают те понятия, которые были сформулированы ими ранее.

При описании ствола и кроны важно осмысление единства и со своими близкими, и с социумом, в данном случае с классом как коллективом, имеющим общие для всех  цели деятельности.

Задачей одного  из первых занятий в 5-м классе является создание у пятиклассников на этапе оформления коллектива в новых условиях обучения в средней школе устойчивого навыка оценивать свои поступки (в том числе и речевые действия) с точки зрения воздействия на окружающих, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации. На занятии используются фрагменты научно-популярного фильма, оказывающего сильное эмоциональное воздействие на учащихся,  и стихотворные произведения, стимулирующие возникновение диалога на обозначенную тему.

Литературный текст является объектом чтения и анализа при работе практически с каждым разделом «Карты развития деятельности», поскольку развитию умений анализировать и интерпретировать литературные произведения, являющиеся культурообразующими и культуросберегающими феноменами, мы придаем особое значение. Как отмечает А.М. Антипова, «литература традиционно рассматривается как средство самопознания, самообразования и самовоспитания. Соприкасаясь с искусством слова, читатель духовно обогащается, приобщается к нравственному, социальному опыту народа, заключенному в литературе» [1, с. 8]. А это способствует постижению учащимися представлений о нормах взаимоотношений в человеческом сообществе, сформированных на протяжении тысячелетий, и развитию на этой основе собственных коммуникативных умений.

Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

По справедливому замечанию О.М. Коломиец, педагогическое проектирование учителем своей деятельности «предполагает разработку новых дидактических средств, выполняющих другие функции в отличие от имеющихся сегодня в учебном процессе учебно-методических материалов» [4, с. 142]. К таким инновационным дидактическим средствам относится «Карта развития деятельности школьника», внедрение которой способствует  решению задач обучения современных школьников оценке и коррекции собственных коммуникативных действий. Технология и результаты использования нового дидактического средства неоднократно обсуждались на научно-практических конференциях,  круглых столах и совещаниях. 

Заключение

«Коллективистский дух», свойственный представителям младшего и среднего подросткового возраста,   всячески поддерживается  содержанием разделов «Карты развития деятельности школьника»,  служит основой для создания ситуаций совместной деятельности учащихся одного класса при выполнении предлагаемых в них заданий. Рассматривая задачу формирования коммуникативных универсальных действий как одну из наиважнейших, при анализе работы школьника с каждым разделом данного учебного средства мы обращаем на этот аспект деятельности особое внимание.

Рецензенты:

Чертов В.Ф., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы Института филологии и иностранных языков ГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Москва;

Антипова А.М., д.п.н., профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии и иностранных языков ГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Подругина И.А., Сергеева Д.В., Струкова Е.А. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23270 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674