Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБУЧЕНИЕ ФУТБОЛИСТОВ ГРУППОВЫМ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В НАПАДЕНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Драндров Г.Л. 1 Афоньшин В.Е. 2
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
2 ООО «ЛЭМА»
В статье в качестве исходной наиболее общей типовой игровой ситуации выделяется противоборство двух атакующих игроков против двух защитников. С учетом взаимного расположения атакующих и обороняющихся игроков и мяча на футбольном поле выделяются семь возможных типовых игровых ситуаций и способов групповых атакующих тактических действий в них, приводящих к ситуации с численным преимуществом атакующих игроков по отношению к воротам обороняющихся. Представлена инновационная методика обучения групповым тактическим действиям с применением информационных технологий. Суть методики заключается в том, что в заданных местах игрового поля размещают три радиоуправляемые фигуры (два защитника и один партнер по команде). Они перемещаются под управлением аппаратно-программного комплекса для создания одной из 7 возможных типовых игровых ситуаций. Спортсмену дается задание – перемещаясь с мячом по заданному маршруту, тактически правильно реагировать определенным образом на одну из семи возможных вариантов типовой игровой ситуации. С помощью компьютерной программы можно регулировать как скорость развития игровой ситуации, так и степень активности защитников. При оценивании учитываются точность и быстрота принимаемых тактических решений.
футбол
игровая ситуация
групповые тактические действия
обучение
радиоуправляемые фигуры
защитники
атакующие
тактические решения.
1. Абельская Р.С. Мышление теннисиста в процессе решения тактических задач / Р.С. Абельская / Вопросы психологии спорта. – М. : Физкультура и спорт, 1965. – С. 75-91.
2. Арбузин И.А. Развитие игрового мышления у юных футболистов 12-13 лет : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / И.А. Арбузин. – Омск, 2006. – 137 с.
3. Афоньшин В.Е. Способ оценки и тренировки умений видеть игровое поле / В.Е. Афоньшин, Г.Л. Драндров, Ю.С. Андриянов, В.В. Роженцов, И. А. Кудрявцев / Роспатент на изобретение. Номер патента 2530855. – Россия, 2014. Заявка №2013121210.
4. Гагаева Г.М. Психология футбола / Г. М. Гагаева. – М. : Физкультура и спорт, 1964. – 139 с.
5. Драндров Г.Л. Обучение юных футболистов групповым тактическим действиям на основе формирования их обобщенной ориентировочной основы / Г.Л. Драндров, ОР. В. Фаттахов, Ю. И. Краснов // Вестник Чувашского университета. – 2011. – № 4. – С. 201–208.
6. Драндров Г.Л. Тактическая подготовка юных футболистов на основе реализации принципа обобщения в обучении / Г.Л. Драндров, ОР. В. Фаттахов, Ю.И. Краснов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. – 2011. – № 2 (70). – Ч. 2. – С. 86–92.
7. Хоутка М.К. Исследование теории и практики тактической подготовки юных футболистов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / М. К. Хоутка. – М., 1959. – 19 с.

Экстремальность условий соревновательной борьбы в современном футболе обусловлена большим разнообразием и динамичностью игровых ситуаций, трудностью их восприятия и распознавания, недостаточностью информации для принятия решений, пространственно-временными ограничениями игровых действий, необходимостью согласования индивидуальных действий при решении групповых задач. Поэтому решающее значение в футболе приобретает рациональная организация деятельности игроков и команды в целом, более совершенная тактика.

Традиционная методика обучения юных футболистов технико-тактическим действиям, когда в процессе тренировок спортсмен овладевает техническими приемами как средством ведения игры, после чего в процессе тактической подготовки приобретает умение пользоваться техническими приемами в постоянно меняющихся игровых ситуациях, является недостаточно эффективной.

Передача мяча как групповое тактическое действие является главным тактическим элементом игры в футбол. Необходимыми условиями согласования действий игроков при осуществлении передач является адекватность понимания сложившейся игровой ситуации.

В соревновательной деятельности в футболе наблюдается определенная повторяемость игровых ситуаций, обладающих общими для них признаками. Поэтому необходимым условием формирования у спортсменов способности распознавания и оценивания игровых ситуаций является их классификация с выделением их существенных опознавательных признаков [1, 2, 4, 7]. С учетом этих признаков определяются наиболее эффективные варианты игровых действий.

Игровые ситуации определяются нами как целостные, системно организованные образования, которые:

1) обладают элементным составом (мяч, игроки обеих команд);

2) составляющие ее содержание элементы расположены на футбольном поле и находятся в постоянном движении;

3) расположение и перемещение элементов игровой ситуации взаимосвязаны и взаимообусловлены;

4) системообразующим фактором, определяющим расположение и перемещение элементов игровой ситуации, выступают цели нападения и защиты [4, 5].

Атакующая игровая ситуация представляет собой сложившееся в конкретный момент игрового времени расположение игрока, владеющего мячом, его партнеров и соперников, перемещающихся в определенном направлении и с определенной скоростью и перемещающих мяч с целью создания, сохранения и реализации численного преимущества в той зоне, где находится мяч.

Индивидуальными технико-тактическими действиями являются технические приемы, выполняемые игроком для улучшения игровой ситуации в нападении и в защите. Индивидуальными технико-тактическими действиями с мячом являются удар (по воротам, в направлении партнера), ведение, обводка, отбор, перехват, выбор позиции, действиями без мяча – открывание и закрывание.

Групповое тактическое действие представляет собой целостное системно-организованное действие, включающее в свое содержание в качестве своих элементов согласованные индивидуальные технико-тактические действия группы игроков, направленное на улучшение игровой ситуации.

Групповым тактическим действием в нападении, выполняемым с мячом, является передача мяча, включающая в свое содержание согласованные индивидуальные технико-тактические действия двух игроков: удар по мячу в направлении партнера и открывание (выбор позиции) для приема мяча. Передача мяча будет успешной, если входящие в его содержание индивидуальные технико-тактические действия (удар по мячу и открывание) будут согласованными по времени, пространству, скорости и скрытными (неожиданными) для соперников.

При осуществлении передачи мяча роль ситуативного лидера принадлежит игроку без мяча: его перемещение выступает для игрока, владеющего мячом в качестве признака согласования, показывающего когда, куда и с какой силой следует выполнить удар по мячу, чтобы он дошел до адресата. Другим признаком согласования выступают действия игрока с мячом, информирующие его партнера о готовности к удару по мячу в определенном направлении.

Тактическая комбинация представляет собой последовательность согласованных между собой групповых тактических действий (передач мяча и группового маневра), направленную на улучшение игровой ситуации.

Выделяются подготовительные и атакующие тактические комбинации. Системообразующим фактором, объединяющим групповые тактические действия в атакующую тактическую комбинацию, выступают ее цель: создание численного преимущества в зоне мяча.

Игровая ситуация «2 на 2» рассматривается нами как исходная «клеточка», из которой рождаются все варианты игровых ситуаций, обусловленных расположением и передвижением мяча и игроков обеих команд. В соответствии с этим исходной «клеточкой» тактики футбола является взаимодействие двух атакующих игроков против двух обороняющихся. Изменение данной игровой ситуации осуществляется через перемещение мяча и передвижение всех 4 игроков [5, 6].

Общей целью действий атакующих игроков в игровой ситуации «2 на 2» является создание численного преимущества, т.е. превращение ее в ситуацию «2 на 1». Наиболее общими элементами игровой ситуации «2 на 2» являются:

1) позиция защитника (А1) по отношению к игроку с мячом (Б1). Здесь возможны два варианта:

а) защитник располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей мяч и центр своих ворот;

б) защитник располагается ближе к центру поля;

2) позиция защитника (А2) по отношению к игроку без мяча (Б2). Здесь возможны также два варианта:

а) защитник располагается близко с атакующим игроком Б2:

б) защитник располагается на расстоянии. Во втором случае он может занимать две позиции; ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей атакующего игрока Б2 и центр своих ворот; ближе к центру от этой линии.

С учетом качественного своеобразия элементов игровой ситуации «2 на 2» в момент передачи мяча выделяются 7 возможных типовых игровых ситуаций и соответствующих им тактических комбинаций, создающих численное преимущество в зоне мяча.

1 ситуация – нет диагональной страховки; комбинация «передача на ход за спину чужому защитнику»;

2 ситуация – оба защитника располагаются ближе к центру, чем нападающие; комбинация – «стенка с уходом во фланг»;

3 ситуация - оба защитника располагаются ближе к бровке, чем нападающие; комбинация – «стенка с уходом во фланг»;

4 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к бровке, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к центру; комбинация – «передача – прием мяча с уходом во фланг»;

5 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к центру, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «передача – прием мяча с уходом в центр»;

6 ситуация - защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к центру, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «передача на ход вдоль бровки за спину своему защитнику»;

7 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к бровке, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «скрещивание» с уходом игрока, владеющего мячом в центр, в зону, освобождаемую партнером.

Ориентация на знания общих и частных элементов 7 выделенных нами типовых игровых ситуаций «2 х 2» и соответствующих им вариантов тактических комбинаций, направленных на создание численного преимущества, позволяет футболистам быстро, точно и одинаково «распознавать» возникающие в процессе игры разнообразные игровые ситуации и принимать одинаковые решения о реализации адекватных им тактических комбинаций.

Быстрота обеспечивается игнорированием «избыточной информации» и сосредоточением внимания на тех элементах игровых ситуаций, которые являются существенными для них, определяют их качественное своеобразие. Это значимо для футбола, игровые ситуации в котором меняются в доли секунды.

Точность обеспечивается полнотой учета при «распознавании» игровых ситуаций всех элементов, которые отличают одну ситуацию от другой.

Согласованность в «распознавании» игровых ситуаций обусловлена ориентацией футболистов на одни и те же элементы, составляющие в совокупности ориентировочную основу групповых тактических действий.

Фундаментом или основой тактического мастерства является зрительный контроль, обеспечивающий видение поля, в пределах которого осуществляется игровое мышление. Элементами индивидуального тактического мастерства игрока являются:

- зрительный контроль обстановки (функционирование зрительных анализаторов, выполнение технических приёмов без зрительного контроля);

- видение поля на основе зрительного контроля (расстановка, взаимное положение, движение игроков);

- игровое мышление (реакция на изменения, синтез и оценка вариантов действий);

- прогнозирование развития ситуации;

- принятие решений;

- исполнение принятых решений в условиях противодействия.

Неумение «видеть поле», воспринять элементы игровой ситуации может привести к неправильному решению. Ошибки в принятии решений, обусловленные неразвитостью тактического мышления (умственных действий анализа, сравнения, обобщения, классификации), с одной стороны, и недостаточностью тактических знаний – с другой, могут привести к тому, что их практическая реализация не обеспечит выигрыша игрового эпизода.

Нами предложена методика тренировки и оценки умения видеть игровое поле при выполнении групповых тактических действий путем моделирования игровых ситуаций в виртуальной реальности с использованием компьютерных информационных технологий.

Тренировка спортсмена проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, при помощи которой задают возможные маршруты перемещения. Изменение направления маршрута и его границ задают аппаратно-программным комплексом непредсказуемо для спортсмена. В заданных местах игрового поля размещают три радиоуправляемых фигуры (два защитника и один партнер по команде), которые перемещаются под управлением аппаратно-программного комплекса согласованно с изменениями маршрута перемещения спортсмена для создания одной из 7 выделенных нами типовых игровых ситуаций.

Спортсмену дается задание – перемещаясь по заданному маршруту, находиться в его границах, удерживать спортивный снаряд в этих границах и реагировать определенным образом (условный звуковой или визуально видимый сигнал) на типовую игровую ситуацию (одну из семи возможных вариантов), создаваемую перемещениями двух радиоуправляемых защитников и партнера.

Движение спортсмена снимают видеокамерой, расположенной совместно с микрофоном на заданной высоте над игровым полем. Видеоизображение и сигнал с микрофона передают в аппаратно-программный комплекс, который оценивает точность принимаемых спортсменом тактических решений и вычисляет среднеарифметическое значение задержек между возникновением заданной типовой игровой ситуации и ответным условным сигналом спортсмена [3].

В футболе тактические действия выполняются в чрезвычайно вариативных условиях, что превращает их выполнение в каждой игровой ситуации в относительно новую тактическую задачу, требующую творческого подхода к ее решению. Это обеспечивается через формирование ориентировочной основы третьего типа (по П. Я. Гальперину), в котором на первый план выходит обучение не столько способу действия в конкретной ситуации, сколько анализу игровой ситуации, выделению в ее содержании общих и частных элементов и определению адекватных способов тактических действий. Это обусловливает широкий диапазон творческого применения тактических действий с учетом конкретных условий игровой ситуации.

Поэтому формирование знаний обобщенной ориентировочной основы групповых тактических действий и тактических комбинаций осуществляется с применением:

  • методов проблемного обучения: футболисты с помощью наводящих проблемных вопросов тренера открывают и усваивают знания о существенных признаках типовых игровых ситуаций и адекватных им тактических комбинациях;
  • приема графического моделирования типовых игровых ситуаций и действий футболистов при розыгрыше соответствующих их содержанию тактических комбинаций;
  • вербализации (проговаривания вначале в громкой, а затем во внутренней речи) в виде слов (лаконичных терминов) существенных признаков воспринимаемых игровых ситуаций и осуществляемых групповых тактических действий и тактических комбинаций.

Распознавание игровых ситуаций и выбор адекватных их содержанию тактических решений не является для футболиста сложной умственной задачей. Трудности возникают при решении этих задач в условиях игровой деятельности, когда игровые ситуации изменяются очень быстро. Поэтому формирование и успешное функционирование ориентировочной основы больше зависит от развития тактических способностей, относящихся к фазе восприятия игровой ситуации и умственного решения тактической задачи.

Развитие этих способностей осуществляется через выполнение разработанных нами упражнений с постепенным повышением требований к быстроте и точности восприятия игровых ситуаций, выбора и принятия решения. Для этого применяются два методических приемов: 1) постепенно повышение скорости перемещения радиуправляемых защитников и партнера по команде, приводящее к повышению скорости развития игровой ситуации в целом; 2) регулирование сопротивления защитников с постепенным повышением количества альтернативных решений тактической задачи.

С помощью компьютерной программы можно регулировать как скорость развития игровой ситуации, так и степень активности защитников. По мере развития тактических способностей, связанных с распознаванием игровых ситуаций и выбором соответствующих решений, осуществляется постепенный переход от группы простых упражнений к упражнениям игрового характера.

Таким образом, применение разработанной нами методики обучения групповым тактическим действиям на основе информационных технологий способствует:

  • вооружению юных футболистов знаниями о типичных игровых ситуациях и способах решения задачи создания численного преимущества (групповых тактических действиях и тактических комбинациях);
  • развитию тактических способностей, проявляющихся в быстроте и точности восприятия и распознавания игровых ситуаций, быстроте и точности выбора способа решения тактической задачи из арсенала разученных тактических комбинаций;
  • к повышению согласованности индивидуальных тактических действий на основе одинакового видения и понимания воспринимаемых игровых ситуаций и способов решения, обусловленных их содержанием групповых тактических задач.

Библиографическая ссылка

Драндров Г.Л., Афоньшин В.Е. ОБУЧЕНИЕ ФУТБОЛИСТОВ ГРУППОВЫМ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В НАПАДЕНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25089 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674