Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СЕМЬИ СРЕДСТВАМИ РЕКРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ганьшина Г.В. 1 Бабаева Е.В. 1 Муравьева Ж.В. 1 Старых Л.В. 1
1 Государственный гуманитарно-технологический университет
В статье представлен анализ теоретических источников по проблеме формирования здорового образа жизни современной семьи средствами рекреативных технологий, а также опыт учреждений культуры и образования по разработке и реализации проектов, направленных на использование различных средств и форм рекреативных технологий для организации интересного, разнопланового оздоровительного досуга семьи, проявления активности каждого члена семьи с учетом возрастных особенностей, интересов, физических возможностей и индивидуальных предпочтений каждого. Рекреативные технологии обеспечивают непрерывное образование и духовное обогащение людей, предполагают максимальное развитие инициативы, самостоятельности человека, стимулируют социальную активность, способствуют физической и духовной реабилитации, создают оптимальные условия для творческого самовыражения, снимают физическое, психическое и интеллектуальное напряжение. Рекреационный досуг рассматривается как добровольно избираемый и осуществляемый человеком в свободное время вид деятельности, производящий восстановительный и оздоравливающий эффект, включающий социально оправданные виды занятий. Рекреационно-оздоровительная деятельность обладает большими возможностями для проявления активности человека в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физических способностей и индивидуальных предпочтений и сориентирована на повышение культуры быта и формирование здорового образа жизни.
здоровый образ жизни
организация досуга семьи
рекреативные технологии
свободное время
современная семья
1. Ганьшина Г.В. Формирование здорового образа жизни молодежи средствами рекреативных технологий: автореферат дис. … канд. пед. наук /Г.В. Ганьшина. – Тамбов, 2005. – 22 с.
2. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В. Организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-культурной анимации / Г.В. Ганьшина, Е.В. Бабаева, Ж.В. Муравьева // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25544 (дата обращения: 18.02.2017).
3. Грибкова Г.И. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебно-методическое пособие / Г.И. Грибкова. – М.: МГАКХиС, 2012. – 168 с.
4. Дольгирева Е.В., Портников В.И. Профессиональное развитие бакалавра социокультурной деятельности в учебной и внеаудиторной практике педагогического университета / Е.В. Дольгирева, В.И. Портников. – М.: Инновационная наука, 2015. – № 4. – С. 103-107.
5. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 1988. – 479 с.
6. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: учебное пособие / Э.И. Медведь. – М.: МГПИ, 2012. – 134 с.
7. Муравьева Ж.В. Социально-культурные условия организации семейного досуга средствами рекреативно-оздоровительных технологий: дис. … канд. пед. наук / Ж.В. Муравьева. – Тамбов, 2009. – 168 с.
8. Опарина Н.А. Организация досуга учащихся в условиях школы полного дня / Н.А. Опарина // Воспитание школьников. – М.: Школьная Пресса, 2015. – № 9. – С. 21-27.
9. Панова Н.Г. Педагогические основы культурно-творческой деятельности в сфере досуга: учеб. пособие / Н.Г. Панова. – М.: МГПУ, 2015. – 72 с.
10. Педагогика культуротворческого досуга / Панова Н.Г., Умеркаева С.Ш., Кайтанджян М.Г., Левина И.Д., Медведь Э.И., Грибкова Г.И., Киселева О.И., Бакланова Т.И., Опарина Н.А., Портников В.И., Ганьшина Г.В. – Москва, 2016. – 260 c.
11. Социально-культурное партнерство: вуз – музей – библиотека в условиях инновационного развития / Бакланова Т.И., Ганьшина Г.В., Грибкова Г.И., Дольгирева Е.В., Жукова Е.М., Коршунова И.В., Киселева О.И., Косибород О.Л., Медведь Э.И., Нестеренко А.В., Нестеренко Е.С., Опарина Н.А., Панова Н.Г., Портников В.И., Умеркаева С.Ш. – Москва, 2016. – 308 с.
12. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html – 13.01.2014 (дата обращения: 14.02.2017).
13. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 1 января 2012 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html - 12.11.2012 (дата обращения: 14.02.2017).

Существующие сегодня тенденции в социально-экономическом, социально-демографическом и социально-культурном развитии России привели к разрушению привычного уклада жизни семьи. Важными причинами ухудшения здоровья населения на современном этапе являются нестабильное экономическое положение многочисленных регионов России, недостаточный объем медицинской помощи, отсутствие четкого и конструктивного взаимодействия федеральных и местных органов власти, лечебно-профилактических, правоохранительных, общеобразовательных учреждений и др. Тем не менее семья неизменно выполняет важнейшие функции по передаче глубинных культурных традиций народа, придает устойчивость и позитивную направленность процессу культурного развития и воспитания подрастающего поколения.

Целью данного исследования является обоснование роли рекреативных технологий в формировании здорового образа жизни современной семьи.

Материалы и результаты исследования, их обсуждение. Происходящие на современном этапе процессы модернизации в социальной сфере нашли отражения в законодательных документах министерств здравоохранения и образования. Проведена серьезная работа по формированию нормативной базы, дающей возможность более эффективно заботиться о здоровье подрастающего поколения. В утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» основными направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации определены: усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства [12].

Разработка Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в 2012 году стала важным этапом формирования культуры здоровья подрастающего поколения. В документе отмечается, что формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, необходимо обеспечивать на основе проведения мероприятий, направленных на информирование детей и взрослых о факторах риска для здоровья, мотивацию их к ведению здорового образа жизни, создание условий для формирования культуры здоровья, включая занятия физической культурой и спортом [13].

В досуге наиболее продуктивно решаются задачи сохранения здоровья личности, так как он обеспечивает активизацию личности, пробуждение творческой инициативы на основе выбора благоприятного образа жизни и разнообразных форм отдыха. Правильно организованный досуг способствует физическому и духовному росту личности, формирует нравственные ценности и этические нормы, раскрывает и обогащает творческий потенциал человека, насыщая позитивными эмоциями и культурным богатством каждого члена семьи [3, с.28].

Наиболее актуальной в этой связи представляется проблема российской семьи как ячейки социума, от уровня культуры которой во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность информационной эпохи, готовую преодолеть социальную пассивность, демографический кризис, алкоголизм, наркоманию, утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности; раскрыть им созидательный и эстетический потенциал общения с природой, спорта, искусства, чтения, активного досуга [8, с. 77].

В научной литературе понятию «семья» даются различные дефиниции, однако наиболее часто отмечается, что «семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [5, с.75].

Актуальность исследования роли технологий социально-культурной деятельности в повышении культуры семейного досуга определяется серьезными проблемами, которые переживает данный социальный институт, а также креативным потенциалом социально-культурной деятельности, который лежит в основе развития педагогики досуга [10, с.165].

Все острее в России проявляются проблемы современной семьи. Дифференцированный характер интересов и потребностей «отцов» и «детей» четко просматривается в выборе форм современного досуга, который ориентирован в основном не на семью, а на отдельно взятых ее членов. Трудно решается проблема организации содержательного семейного досуга в работе образовательных и социально-культурных учреждений [11, c. 200].

Создание здоровьесберегающего пространства, формирование потребности в здоровом образе жизни и наполнение свободного времени художественной культурой, творческими видами деятельности и спортом, неминуемо требуют от работников учреждений образования и культуры разработки и реализации авторских программ и проектов по оздоровительному досугу. Высокая мотивация играет ведущую роль и имеет большое значение для всей системы педагогических средств и социально-культурных технологий, применяемых в досуговых программах [2]. Основные особенности современной социально-культурной деятельности – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса [6, с.112]. Особое место в системе формирования здорового образа жизни современной семьи занимают рекреативные технологии, способствующие физической и духовной реабилитации человека, максимальному развитию инициативы, самостоятельности, снимающие физическое, психическое и интеллектуальное напряжение, стимулирующие социальную активность и создающие оптимальные условия для творческого самовыражения личности. Все это позволяет рассматривать рекреативные технологии как средство формирования здорового семейного досуга и культуры быта современной семьи [7, с.87].

Представители различных наук обращаются к данной проблеме. Проблемам семьи посвящены труды А.И. Антонова, А.В. Артюхова, Б.В. Дубина, О.М. Здравомысловой, Г.Г. Силласте, А.Г. Харчева и других. Российские педагоги А.В. Баранов, Г.В. Ганьшина, О.А. Демченко, Ю.Д. Красильников, Ж.В. Муравьева, Н.Н. Ярошенко рассматривают рекреацию как важнейшее условие формирования культуры здоровья личности на современном этапе.

Семья является созидателем и создателем культурных ценностей, творцом цивилизации. Особая роль в реализации педагогической функции семьи принадлежит совместной досуговой деятельности, которая представляет собой часть свободного времени, используемую для общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству [9, с.27].

Семейный досуг – это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива. Досуг в кругу семьи направлен на формирование гармоничных детско-родительских и супружеских отношений, на генерацию, сохранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения и развитие личности, восстановление психических и физических сил каждого члена семейного коллектива [5, с.119].

Рекреация, обладая полифункциональным разнообразием, создает широкое социально-культурное пространство для проявления творческой активности человека в соответствии с его возрастными особенностями, интересами, физическими возможностями и индивидуальными предпочтениями.

Сущность рекреативных технологий заключается в организации досуга, направленного на укрепление духовных и физических сил, восстановление психического здоровья, развитие и реализацию творческого потенциала личности [1, с.68]. Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую направленность и быть нацеленной на повышение культурного уровня жизни личности [4, с.104].

Глубокий анализ научных источников и практического опыта организации досуга молодежи за рубежом, который во многом является идентичным, позволяет обозначить специфику только средством физического развития молодежи, но и действенным средством самореализации личности. Одним из критериев продвижения по службе рассматривается хорошая спортивная форма, специальная физическая подготовка по нормативам. Активный отдых широко пропагандируется для снятия физической и умственной перегрузки. Много путешествуя, японцы приобщают себя к природе, искусству. В стране очень много домов творчества, разнообразных клубов, научных и культурных центров, музеев, библиотек, гражданских общественных залов, дискуссионных баров, музыкальных кафе и т.д., которые способствуют гармонизации личности, укрепляют взаимоотношения.

В Австрии приоритет в организации досуга отдаётся обучающему и воспитательному компоненту. Внешкольная работа с детьми включает совместные творческие занятия детей и родителей, давая им возможность использовать все различные виды деятельности вместе со своими детьми. Учреждения образования, культуры, спорта обеспечивают данное сотрудничество и стимулируют совместные виды деятельности членов семьи.

Рекреационная направленность деятельности Маннергеймской Лиги защиты детей и молодёжи в Финляндии содействует духовно-нравственному развитию молодежи. Главными приоритетами программы Лиги являются наличие здоровой окружающей среды, помощь семьям и детям, профилактика правонарушений. Совместные семейные программы создают чувство гордости, самоуважения у детей и взрослых. Лига придаёт большое значение созданию здоровой окружающей среды как основы здорового поколения в будущем. Такие программы способствуют мотивации молодежи к активному участию в создании нового типа экологической культуры. Основная воспитательная задача в данном направлении – побуждение детей и взрослых к помощи себе и окружающим, применяя современные средства коммуникации. Традиционное желание финской молодежи помочь другу можно выразить девизом «Помоги соседу».

В Швейцарии для развития и изменения социального общения людей, общественных структур и совершенствования условий для действий отдельных индивидов и социальных групп в целях более полной реализации потенциала разносторонних человеческих возможностей, во многих сферах социальной и культурной жизни широкое признание получила социально-культурная анимация. Целью анимации является формирование всесторонне развитой личности, возрождение этических ценностей, духовное обновление общества в целом. Анимация, стимулируя развитие коммуникативных навыков, – основы всех социальных отношений, способствует самореализации молодежи и достижению высокого уровня жизни.

Если обратиться к опыту организации семейного досуга в регионах России, то следует отметить многочисленные мероприятия Департамента образования г. Москвы по активизации работы учреждений социально-культурной сферы с семьей. В настоящее время в г. Москве, Московской области и г. Санкт-Петербурге реализуется Целевая программа «Семья – 21 век». Целевая социально значимая программа «Семья – 21 век» объединяет серию мероприятий и акций, посвященных пропаганде семейных ценностей, защите интересов детей и молодежи, поддержке социально незащищенных слоев общества, благотворительной деятельности. Программа включает организацию и проведение тематических фестивалей и календарных праздников, социальных и благотворительных акций, соревновательных спортивных мероприятий, открытых и корпоративных елок, организацию зимних и летних аттракционных комплексов. Основными задачами программы являются создание нового образа современной семьи – активной, оптимистичной, предоставляющей каждому индивиду возможности для самореализации; забота о сохранении и укреплении здоровья семьи 21 века; организация интересного содержательного досуга; квалифицированная помощь семье в решении психологических проблем и проблем социальной адаптации.

Все мероприятия программы проходят при поддержке официальных государственных структур, общественных организаций, органов власти всех уровней. Программа реализуется на территории г. Москвы, Московской области и г. Санкт-Петербурга с 2010 года. Мероприятия программы проводятся круглогодично. В рамках программы в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и региональных центрах России проводятся фестивали и массовые праздники, среди которых: Фестивальное движение «Ностальгия Фест», Марафон Победы «Память поколений», Фестиваль национальных культур «Содружество», Первый межгалактический фестиваль «Космо-Драйв», Фестиваль отдыха и развлечений «REST-FEST», Социальный проект для школьников «Урок здоровья», Международный фестиваль цыганской культуры «Золотая подкова», Всероссийский молодежный фестиваль «Спорт – здоровье нации», Фестиваль веселого досуга и юмора «Лицедеи, вперёд!» и др.

Администрации различных регионов и областей России оказывают большое внимание молодым семьям. Так, поддержка молодых семей в Ханты-Мансийском автономном округе осуществляется согласно ст. 11 «Поддержка молодой семьи» Закона «О государственной молодёжной политике Ханты-Мансийского автономного округа», окружной программы «Молодёжь Ханты-Мансийского автономного округа». В рамках реализации программы, с 2001 года проводятся обучающие семинары и конференции по проблемам молодых семей, ежегодный окружной фестиваль молодых семей «Мир, в котором мы живем». В настоящее время поддержку молодым семьям оказывают органы по делам молодёжи муниципальных образований округа, городские и районные общественные организации, клубы молодых семей, специализированные социальные службы (центры по планированию семьи, кабинеты для релаксации детей и др.). Тесное сотрудничество Комитет наладил с Государственным учреждением «Российский центр молодёжной семейной политики». Сегодня в округе действуют более 20 общественных объединений, клубов молодой семьи: в городах Югорске, Урае, Пыть-Яхе, Нефтеюганске, Сургуте, Нижневартовске, Лангепасе, Радужном, Покачи, Березовском, Сургутском, Октябрьском, Нефтеюганском и Кондинском районах. Все они работают по своим индивидуальным направлениям и программам.

С 1996 года функционирует городская общественная организация «Молодая семья», г. Нефтеюганск, проводя просветительскую и консультативную деятельность, способствуя объединению молодых семей для взаимной поддержки, решения насущных проблем, мобилизации сил за социальные права. Главная цель клуба «Молодая семья» города Пыть-Ях – оказание квалифицированной социальной, юридической, психолого-педагогической и методической помощи молодым семьям, организация их досуга. Работа клуба ведется в основном по трем направлениям – консультационная, социальная и семейный отдых. Основными задачами клуба являются укрепление семейных отношений, при необходимости коррекция внутрисемейных отношений. В г. Урае по инициативе молодых семей создано молодежное городское отделение окружной общественной организации «Молодая семья», способствующее укреплению престижа семьи в обществе, содействию трудоустройству, в решении проблем жилья, организации досуга детей и взрослых. При муниципальном учреждении «Дворец семьи» работает клуб молодых семей «Семь Я», который образован с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала семей, повышения духовного потенциала, пропаганды здорового образа жизни среди молодых семей.

Выводы. Специфика формирования здорового образа жизни семьи средствами рекреативных технологий заключается в построении досуговой деятельности на добровольной основе, выборе социально оправданных видов, средств и форм отдыха, способствующих удовлетворению потребности человеческого организма в восстановлении психического и физического здоровья, раскрытии и реализации его творческого потенциала. Это и путь его активного духовного обогащения, освоения богатого культурного наследия. В этом контексте важнейшей задачей учреждений образования и культуры становится создание благоприятных условий для укрепления физического здоровья, пропаганды здорового образа жизни, повышение качества педагогической работы в сфере организации активного отдыха современной семьи.


Библиографическая ссылка

Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В., Старых Л.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СЕМЬИ СРЕДСТВАМИ РЕКРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26423 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674