Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МОДЕЛЬ СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ-ТЬЮТОРОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ ВФСК ГТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ермоленкова Г.В. 1 Новикова И.В. 1 Преображенская Е.В. 1
1 Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»
В инновационную деятельность по внедрению ВФСК ГТО в образовательные организации включены учителя физической культуры. Как и любая инновационная практика, внедрение ВФСК ГТО требует тьюторского сопровождения, а повышение эффективности этого процесса возможно в условиях тьюторской сети. На территории Саратовской области в течение трех лет успешно функционирует тьюторская сеть, в которой ключевыми фигурами являются педагог-тьютор и тьюторант. Педагог-тьютор выполняет социальную роль, добровольно приняв на себя обязанности по пропаганде, подготовке обучающихся и их родителей, педагогов к реализации ВФСК ГТО. Чтобы учитель мог участвовать в деятельности тьюторской сети как тьютор, он должен иметь соответствующий документ, дающий ему право ее осуществлять. Модель сертификации квалификации педагогов-тьюторов «Школа тьюторства» призвана подготовить учителей физической культуры к инновационной деятельности, стимулировать участие в тьюторской сети. Работа «Школы тьюторства» осуществляется в два этапа. На первом этапе учитель физической культуры, посещая семинары, круглые столы, конференции, презентуют проектную идею. Оценка проектной идеи позволяет сертифицировать тьютора и дает ему право осуществлять тьюторское сопровождение. Второй этап направлен на реализацию проектной идеи в своей образовательной организации. Тьютор сам определяет уровень своих притязаний и подтверждает на итоговом семинаре результативность своей инновационной деятельности. Подготовка и сертификация педагогов-тьюторов возможна в условиях социального партнерства с другими заинтересованными организациями и структурами.
всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «готов к труду и обороне» (вфск гто)
педагог-тьютор
тьюторант
тьюторская сеть
1. Александрова Е.А., Андреева Е.А. Теория и практика тьюторской деятельности в России // Известия Саратовского университета. Новая Серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2013. – Т. 2. – 2. – С. 222-232.
2. Ермоленкова Г.В., Преображенская Е.В. Становление педагогического мастерства в условиях тьюторской сети // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25930 (дата обращения: 21.09.2017).
3. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Горностаев, А.Г. Пашков и др., под ред. В.А. Сластёнина. –– М.: Академия, 2007. – 368 с.
4. Грановеттер М. Сила слабых связей (перевод З.В. Котельниковой) // Экономическая социология: электронный журнал. – 2009. – Т. 10. – № 4. – С. 31-51. - URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208204981/ecsoc_t10_n4.pdf (дата обращения: 01.09.2017).
5. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М. : Медицина, 1975. – 448 с.
6. Новикова И.В. Результаты мониторинговых исследований внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательных организациях Саратовской области // В мире научных открытий. - 2017. – Т. 9. – № 2-2. – С. 127-134.

Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее – Комплекс ГТО) является инновационным направлением в деятельности образовательных организаций. Как и любая инновационная практика, внедрение Комплекса ГТО требует специальной подготовки педагогов, повышения их квалификации. Именно этот аспект и был определен в качестве ведущей задачи кафедры теории и методики физической культуры, технологии и ОБЖ государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (далее – кафедра ТиМ ФТО) на этапе внедрения Комплекса ГТО в образовательных организациях Саратовской области. Проект «Тьюторская сеть внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в образовательных организациях Саратовской области», занявший в 2014 году первое место во Всероссийском конкурсе проектов в области внедрения физкультурно-спортивного Комплекса «ГТО» в субъектах Российской Федерации (номинация «Нам со спортом по пути»), позволил оказать информационную, методическую и содержательную поддержку учителям физической культуры. Педагог-тьютор стал ключевой фигурой сообщества учителей, добровольно принявшей на себя обязанности по пропаганде, подготовке обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогов к участию в реализации Комплекса ГТО (рис. 1).

Рис. 1. Схема взаимодействия участников тьюторской сети внедрения Комплекса ГТО

Пропаганда, просвещение, организация мест тестирования, сопровождение учащихся к местам тестирования в соответствии с процедурой выполнения Комплекса ГТО, подготовка к выполнению тестирования, консультационная помощь, судейство стали основными направлениями в подготовке педагогов-тьюторов, в соответствии с которыми были скорректированы программы переподготовки и повышения квалификации учителей физической культуры. Семинары, круглые столы, конференции по вопросам внедрения Комплекса ГТО позволили обобщить и проанализировать опыт деятельности тьюторского сообщества, выявить актуальные проблемы.

Тьюторская деятельность сопряжена с использованием временных, интеллектуальных, эмоциональных, физических и других ресурсов [1]. Педагог-тьютор обладает высоким уровнем педагогического мастерства [2]. Он призван оказывать действенную помощь тьюторантам, участвующим во внедрении Комплекса ГТО, в построении индивидуальных траекторий подготовки к выполнению нормативов Комплекса ГТО на бронзовый, серебряный или золотой знаки отличия.

В роли педагогов-тьюторов выступают ведущие учителя физической культуры, имеющие высшую и первую квалификационную категорию, высокие результаты. Они готовы делиться своим опытом, помогать другим участникам образовательного процесса в проектировании индивидуальных образовательных траекторий. Тьюторантами являются все участники тьюторской сети (педагоги-слушатели курсов повышения квалификации; педагоги дошкольного, основного и дополнительного образования; школьники, их родители и т.д.), нуждающиеся в помощи со стороны более опытных специалистов – тьюторов.

Тьюторская сеть показала свою эффективность благодаря вариативности форм взаимодействия участников проекта, мобильности обратной связи, дидактическому обеспечению образовательного процесса, активному внедрению проблемного обучения в образовательный процесс, использованию горизонтальных связей распространения информации. Вместе с тем деятельность тьюторской сети подвергалась воздействию таких факторов, как недостоверность представляемых в средствах массовой информации сведений о процедуре выполнения испытаний Комплекса ГТО, неэффективное использование средств стимулирования участия педагогов-тьюторов и тьюторантов в инновационной деятельности, естественная смена состава педагогов-тьюторов, учителей физической культуры, включение специалистов «без базового педагогического образования» [2]. В связи с этим появилась необходимость минимизировать риски, связанные с деятельностью тьюторской сети.

Как отмечают И.В. Ильина, Г.Н. Подчалимова, Т.И. Шамова, в повышении квалификации и переподготовке педагогов эффективно использование инновационных форм и методов обучения. Именно такая организация подготовки учителей физической культуры к инновационной деятельности и обучение способствуют его «успешной адаптации к изменениям внешней среды, обеспечивает потенциал развития» [3, с. 303].

Рис. 2. Модель сертификации квалификации тьюторов в условиях деятельности тьюторской сети

«Школа тьюторства» стала моделью подготовки педагогов-тьюторов к реализации Комплекса ГТО в быстро меняющемся информационном пространстве, где в качестве средства стимулирования деятельности педагогов-тьюторов предлагается сертификация их квалификации (рис. 2). Подготовленность тьютора определяет объем специальных (профессиональных) знаний и умений, включающих знания о здоровом образе жизни, влиянии Комплекса ГТО на состояние здоровья, правил и требований к процедуре и выполнению нормативов, особенностей современных педагогических (образовательных) методик и технологий, актуальных проблем образования, умений проектировать результативный образовательный процесс с обучающимися разных возрастных и социальных групп. Не менее важными являются качественные характеристики личности, способствующие продуктивности взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Деятельность педагога-тьютора многогранна. Это диагностическая, образовательная, методическая, научная, пропагандистская, внедренческая, аналитическая деятельность. В образовательную деятельность тьютора входит проектирование процесса подготовки тьюторантов (соучастие в разработке программы «Школы тьюторства»; разработка и реализация педагогических проектов, направленных на решение актуальных проблем своего образовательного учреждения, муниципального методического объединения; участие в реализации проекта кафедры ТиМ ФТО; организация и проведение учебных мастер-классов, занятий и т.д.).

Методическое направление включает деятельность тьютора по организации и проведению методических конференций, семинаров, организацию консультационной помощи тьюторантам в определении эффективных методов, средств, форм обучения, воспитания и контроля субъектов образовательного процесса при их подготовке к выполнению нормативов Комплекса ГТО. К научному направлению относится вовлеченность тьютора в обсуждение актуальных проблем в рамках научно-практических конференций, круглых столов, заседаний творческих групп и т.д., а также участие тьюторов и тьюторантов в деятельности федеральных и региональных инновационных площадок по пропаганде идей Комплекса ГТО.

Пропагандистское направление деятельности предполагает участие тьютора в мероприятиях, направленных на популяризацию идей внедрения Комплекса ГТО, таких как акции, флешмобы, лонгмобы, конкурсы и т.д. Внедренческое направление подразумевает включение участников тьюторской сети (профессорско-преподавательский состав кафедры ТиМ ФТО, тьюторов, тьюторантов) в выполнение нормативов (тестов) Комплекса ГТО, в физкультурно-оздоровительные (походы, подвижные спортивные игры, развлечения, праздники, фестивали) и спортивно-оздоровительные (спортивные соревнования, спортивные конкурсы, эстафеты, спартакиады, олимпиады) виды деятельности.

Учителя физической культуры имеют богатый опыт участия в различного рода спортивных мероприятиях и соревнованиях. В то же время есть педагоги, которые хотели бы принять участие в подобных мероприятиях, но сомневаются в своих силах. Неформальная обстановка фестиваля инноваций образовательной здоровьеориентированной деятельности (далее – Фестиваль), на протяжении пяти лет организуемого на базе Хвалынского района Саратовской области, дает возможность раскрыть свой потенциал каждому педагогу, попробовать себя в роли педагога-тьютора и тьюторанта. Диалоговое взаимодействие, совместное решение проблем (например, организация тестирования нормативов Комплекса ГТО), участие в проектировании (например, организационно-методической модели тестирования) повышает активность учителей в семинарах, круглых столах, конференциях, проводимых в более формальной обстановке. На Фестивале и зародилась «Школа тьюторства» как идея подготовки педагогов-тьюторов, стимулирования деятельности, сертификации их квалификации по внедрению и реализации Комплекса ГТО.

В условиях деятельности тьюторской сети становление педагогического мастерства более заметно [2]. Диссеминация опыта внедрения Комплекса ГТО в образовательных организациях, использование силы слабых связей [4], позволяет распространять эффективные организационно-методические модели тестирования желающих выполнить нормативы на знак отличия, повышая значимость проектной деятельности.

Методологическая основа модели сертификации квалификации педагогов-тьюторов базируется на реализации системно-деятельностного подхода. Социальная среда определяет условия деятельности, выдвигает определенные требования к состоянию здоровья, уровню физической подготовки своих граждан. Системообразующим элементов являются параметры результата деятельности [5], в качестве которых, в частности, выступают нормативы Комплекса ГТО соответствующих ступеней. Ориентация на реализацию принципов научности, демократичности, добровольности, связи с жизнью, активности и сознательности, доступности позволила определить стратегию поведения педагога-тьютора, способы оценки результатов деятельности. Теории проблемного обучения, коллектива, информации стали основой для определения средств, форм, методов «Школы тьюторства».

Деятельность в «Школе тьюторства» осуществляется в два этапа. На первом этапе проходит обучение педагогов-тьюторов посредством диалогового взаимодействия. В процессе решения реальной проблемы, но в режиме учебного занятия под руководством экспертов – педагогов кафедры и педагогов-тьюторов, обладающих высоким уровнем подготовки, создаются и апробируются модели решения проблем. Поиск решения проблемы, как правило, осуществляется в рабочих группах по 5-7 человек. Апробация модели проводится на своих коллегах, которые активно участвуют в оценке деятельности группы. В группу входят учителя из различных образовательных организаций, что позволяет каждому с учетом специфики условий внедрения Комплекса ГТО разработать и реализовать свой проект.

В ходе текущего контроля участники группы оценивают вклад каждого в общее дело, при необходимости вносят коррективы. На итоговый контроль выносится проектная идея тьютора по внедрению Комплекса ГТО в образовательной организации, в образовательное пространство населенного пункта, района. Оценку эффективности проектной идеи проводят эксперты. При этом каждый участник группы имеет возможность высказать свое мнение о самом проекте, о выбранном автором способе его презентации или защите, о вкладе автора в совместно разрабатываемую модель. Особое внимание уделяется обоснованности критериев, параметров, определяющих возможную эффективность внедрения проектной идеи.

Заканчивается данный этап сертификацией тьютора. Сертифицированный тьютор приступает к реализации проекта в реальном времени, в конкретных условиях. Все достижения и показатели результативности деятельности тьюторы отражаются в тью-буке – дневнике тьютора. Тью-бук позволяет увидеть таксономию целей и их эволюцию, выбор средств их достижения, определение временных рамок. В тью-бук заносится участие в подготовке и проведении мероприятий Комплекса ГТО, результаты выполнения нормативов как самим тьютором, так и наиболее значимые результаты его тьюторантов. Он может содержать отзывы тьюторантов о деятельности педагога-тьютора. В настоящее время информация тью-бука представлена в письменно-печатном виде. Но в перспективе планируется использовать электронный вид тью-бука.

Второй этап «Школы тьюторства» направлен на решение проблем внедрения и реализации Комплекса в режиме реального времени. Педагог-тьютор представляет реализованный проект, обсуждение результативности которого возможно на семинарах, круглых столах, конференциях, фестивале. Педагог-тьютор может выступать в разных профессиональных и социальных ролях: судьи; руководителя центра тестирования; просветителя; учителя, ведущего подготовку обучающихся к участию в выполнении нормативов Комплекса ГТО, консультанта; координатора социального партнерства между различными заинтересованными в тестировании организациями и т.д. Тьютор может выбрать в соответствии со своими интересами и возможностями проект школьного, муниципального, регионального уровней. При успешном его представлении или защите на семинаре «Школы тьюторства» экспертная комиссия присваивают ему соответствующую квалификацию.

Работа «Школы тьюторства» позволяет реализовать проект «Сертификация квалификации педагогов-тьюторов по внедрению ВФСК ГТО в образовательных организациях Саратовской области», занявший в 2017 году первое место во Всероссийском конкурсе тьюторских проектов в области развития физической культуры (номинация «Нам со спортом по пути»), завершение которого планируется в декабре 2017 года.

В 2014 году в тьюторской сети задействовано 154 тьютора из 35 районов (74,5% от общей численности муниципальных образований) Саратовской области. Состояние ситуации на сегодняшний день изменилось: в сетевое сообщество включены и активно действуют 182 тьютора из 41 района (87% от общей численности муниципальных образований области).

Проведены мероприятия 1 этапа школы тьюторства, которые позволили определить девять основных направлений деятельности в подготовке тьюторов, выделить участников тьюторской сети, нуждающихся в обучении, создать банк педагогических проектов по мотивации и стимулированию обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, разработать требования к квалификации тьютора, разработать программу «Школы тьюторства» на один год, разработать процедуру сертификации квалификации.

Мониторинговые исследования, проводимые кафедрой в 2015, 2016 и 2017 годах, подтверждают позитивную динамику показателей эффективности внедрения Комплекса ГТО в образовательных организациях Саратовской области [6]:

- повысился уровень межведомственного взаимодействия общеобразовательных организаций с учреждениями физической культуры и спорта, дополнительного образования, здравоохранения, образовательными организациями высшего профессионального образования, коммерческими организациями (клубы и фитнес-центры, бассейны, физкультурно-оздоровительные комплексы, физкультурно-спортивные клубы по месту работы и жительства);

- увеличилась доля педагогов и специалистов, повысивших компетентность в организационно-методических вопросах внедрения Комплекса ГТО, что позволит результативно реализовать комплекс мер в системе образования;

- совершенствуется система стимулирования участников образовательного процесса, выполнивших нормативы и требования золотого, серебряного и бронзового знаков отличия Комплекса ГТО;

- увеличивается доля обучающихся, педагогов и родителей, участвующих в выполнении и выполняющих нормативы Комплекса ГТО.

«Школа тьюторства» способствует повышению эффективности внедрения Комплекса ГТО в образовательных организациях Саратовской области и решению главной стратегической задачи: улучшение состояния здоровья обучающихся, увеличение числа обучающихся в возрасте от 6 до 17 лет, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.

В инновационной деятельности «Школы тьюторства» приняло участие 67 учителей физической культуры, изъявивших желание пройти процедуру сертификации квалификации педагога-тьютора. Они приступили к реализации проектов на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Оценку результатов их деятельности только еще предстоит сделать. Процедура сертификации квалификации предполагает представление презентации или защиту проекта (по выбору тьютора), анализ информации, представленной в тью-буке. Расхождений в предоставляемой тьютором информации быть не должно! Но риск предоставления недостоверной информации все-таки есть, и здесь неоценимую помощь могут оказать и эксперты, и тьюторанты. Апробация модели пройдет на заключительном семинарском занятии школы, которое и позволит оценить разработанную модель творческой группой, куда входят преподаватели и методисты кафедры, ведущие учителя физической культуры – педагоги-тьюторы, уже ставшие экспертами в области развития физической культуры.

Следует отметить, что модель реализуется в тесном сотрудничестве с министерством по делам молодежи, туризма и спорта Саратовской области, администрациями муниципальных образований, организациями профессионального образования СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского и РУДН, общественными организациями, заинтересованными во внедрении и реализации Комплекса ГТО, обществом «Урожай», на базе которого действует региональный центр тестирования Комплекса ГТО, с участниками тьюторской сети, образовательными организациями, органами муниципального самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

Далее предложения по сертификации квалификации будут переданы в государственное автономное учреждение Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования», что найдет отражение в процедуре аттестации педагогических работников уже в следующем учебном году.


Библиографическая ссылка

Ермоленкова Г.В., Новикова И.В., Преображенская Е.В. МОДЕЛЬ СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ-ТЬЮТОРОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ ВФСК ГТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27057 (дата обращения: 23.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252