Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕНЫХ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К СЛУЖБЕ В ОВД

Мальченков Е.В. 1 Мальченкова В.В. 1 Балакин Ю.П. 1
1 ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России»
В статье освещается вопрос повышения профессиональной подготовки, вопрос формирования профессиональной компетентности участковых уполномоченных полиции во время адаптации к условиям службы. Раскрыты педагогические условия, уделено внимание направлению и методике этого процесса. Среди основополагающих решений в формировании профессиональной компетенции выступает организация системной, целенаправленной, в том числе комплексной работы с молодыми участковыми уполномоченными полиции по их адаптации; кроме этого, немаловажное внимание уделяется адаптационному потенциалу личности сотрудника полиции. Также в статье рассматриваются компоненты: системность и комплексность педагогического процесса, где в содержание входят приемы и средства воздействия с взаимосвязанными целями. Уделяется внимание рассмотрению различных видов адаптации: психофизиологической, психической, социальной, социально-психологической, производственно- профессиональной. На основании результатов эксперимента разработана технология формирования профессиональной компетентности участковых уполномоченных полиции во время адаптации к условиям службы.
профессиональное образование
педагогические условия
наставники
участковые уполномоченные полиции
формирование профессиональной компетентности
кураторы
компетентностный подход
1. Андреева И.А. Методика организации социально-психологических исследований в органах внутренних дел: методическое пособие / И.А. Андреева, В.А. Корчмарюк; под общ. ред. канд. пед. наук В.Л. Кубышко. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. – 64 с.
2. Кочесокова З.Х. Коммуникативные компетенции сотрудников полиции как фактор эффективности профессиональной деятельности / З.Х. Кочесокова, М.Х. Машекуашева // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 4. – С. 167–168.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
4. Мальченков Е.В. Развитие профессиональной компетентности сотрудников уголовного розыска в процессе адаптации к условиям службы в органах внутренних дел России: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Мальченков. – Барнаул, 2008. – 24 с.
5. Кудрявцева Е. Современные подходы к проблеме формирования и использования моделей компетенций / Е. Кудрявцева // Управленческое консультирование. – 2012. – № 1. – С. 166–177.

В настоящий момент эффективная деятельность органов внутренних дел связана не только со степенью укомплектованности специалистами в данной сфере, но и с эффективной организованностью педагогического процесса совершенствования профессиональной подготовки личного состава, а также зависит от того, насколько быстро молодые сотрудники полиции адаптируются к условиям службы в ОВД.

Особенностью деятельности правоохранительной системы является то, что она становится успешна и приносит пользу для общества и государства при ее выполнении полноценно сформированной личностью профессионала сотрудника полиции. Неотъемлемым требованием к личности профессионала в современных условиях является формирование его профессиональной компетенции, как составной части масштабного процесса обновления высшего образования. А.И. Андреева отмечает, что «работа органов внутренних дел в обеспечении законности и правопорядка является разновидностью индивидуально-групповой деятельности, эффективность и надежность которой во многом зависит от социально-психологических явлений в подразделении» [1, с. 3].

Участковый уполномоченный полиции, приобретя необходимый комплекс знаний, навыков и умений, превращает их в личностные качества, при наличии сформированных профессиональных компетенций. Немаловажным условием являются созданные с этой целью педагогические условия в течение времени адаптации к службе, что подчеркивает актуальность исследуемой темы.

Формирование профессиональной компетенции во время адаптации к службе в ОВД у участковых уполномоченных полиции происходит в жестких рамках закона и строгого уставного порядка, вызванными необходимыми уже в течение вхождения в должность реальными действиями по противодействию криминальным проявлениям. Поэтому адаптация сотрудников сопряжена с повышенным напряжением физических и духовных сил, зачастую связанных с преодолением опасных ситуаций для жизни и здоровья.

Профессиональная адаптация является неотъемлемым этапом в формировании молодого специалиста полиции, так как именно на этом этапе происходит процесс становления основного направления его дальнейшей профессиональной деятельности.

Адаптация является сложным, многомерным и многофакторным процессом, где существенная роль отводится педагогическому обеспечению.

В процессе решения задач поставленной работы возникла необходимость рассмотрения различных видов адаптации: психофизиологической, психической, социальной, социально-психологической, производственно-профессиональной. При этом следует учесть условность данного разделения в связи с тем, что процесс адаптации человека является адаптацией взаимосвязанной структуры.

Исходя из определения содержания труда как о закономерностях становления и сохранения динамического равновесия в системе «субъект труда – профессиональная среда» и педагогических условий его подготовки к нему, профессиональная адаптация в данном контексте рассматривается как процесс становления (и восстановления) этого равновесия. Опираясь на имеющиеся исследования, профессиональная адаптация участковых уполномоченных полиции определена как результат – соответствие профессионально-личностного развития молодого сотрудника полиции требованиям служебной деятельности, установленным правилам взаимодействия и потребностям самого сотрудника к мотивированному выполнению своих обязанностей с осознанием общественного долга и ответственности за выполняемую деятельность.

Изучение профессиональной деятельности участковых уполномоченных полиции показало, что особенностью профессиональной адаптации данной категории сотрудников является то, что молодому сотруднику требуется как можно быстрее овладеть всем арсеналом служебной деятельности, отличающейся особой многофункциональностью и повышенной ответственностью. Однако следует брать во внимание, что необходимость высокого профессионализма сотрудника полиции сталкивается с объективными закономерностями протекания процесса адаптации – овладение структурными компонентами служебной деятельности участковых уполномоченных полиции происходит поэтапно.

Диалектический метод и обобщение литературных источников позволили выделить следующее содержание и механизмы формирования профессиональной компетентности участковых уполномоченных полиции в процессе адаптации к службе:

– механизм адаптации участковых уполномоченных полиции состоит из трех основных компонентов: социально-психологического, непосредственно профессионального и психологического, эти компоненты являются взаимосвязанными и взаимообусловленными;

– для компонентов профессиональной адаптации характерны: адаптация к условиям работы; к функциональным обязанностям; к служебному коллективу; к взаимодействию с начальником; принятие сослуживцами молодого сотрудника; оценка руководителями и закрепленным за молодым сотрудником наставником;

– наиболее важным компонентом успешной адаптации – выделение субъективного компонента. Об успешности можно говорить при принятии коллективом, руководителями и наставником молодого сотрудника, что показывает взаимосвязь происходящего, обусловленную активностью молодого сотрудника и коллектива, в котором проходит его адаптация;

– социально-экономический фактор и условия профессиональной деятельности являются определяющими в содержании и механизме профессиональной адаптации.

Для оценки сформированности профессиональной компетентности участковых уполномоченных полиции во время адаптации основой послужили критерии развития следующих компонентов: ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, поведенческий и эмоционально-волевой, большинством авторов оцениваемые как «…степень развития компетентности специалиста с высшим образованием и спецификой профессиональной деятельности» [2, с. 167]. Устанавливая уровень освоения профессиональной деятельности, была проанализирована её структура и составляющие элементы. В соответствии со структурой служебной деятельности участковых уполномоченных полиции, рассматривались и оценивались следующие составляющие: социальные; организационные; конструктивные; удостоверительные; коммуникативные; гностические.

Использование данных показателей и критериев позволило сконструировать модель формирования профессиональной компетентности участковых уполномоченных полиции, в процессе адаптации к должности и службе в целом.

В исследовании с учетом существующих взглядов мы анализировали три следующие основные группы компетентностей: компетентности, которые относятся к себе как к личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, которые относятся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, которые относятся к профессиональной деятельности человека. Также мы учитывали, что эти три группы, в свою очередь, включают пять характеристик: мотивационную, когнитивную, поведенческую, ценностно-смысловую и эмоционально – волевую. В этом контексте под профессиональной компетентностью мы понимаем способность специалиста включиться в определенную деятельность как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека…» [3, с. 34–42]. При этом ключевой компетентностью мы выделяем профессиональную, и для того, чтобы ее сформировать, выделяем адаптацию к должности, как наиболее важного периода вхождения в профессиональную деятельность и задающего перспективы профессиональной карьеры.

Анализируя удовлетворенность службы участковыми уполномоченными полиции, можно выделить следующие уровни: высокий – при удовлетворённости в большей степени; средний – при удовлетворенности наполовину; низкий – удовлетворение большей частью дел. При этом удовлетворенность включает как удовлетворенность самой деятельностью, т.е. выполняемыми функциями, так и удовлетворенность условиями деятельности, при этом беря во внимание различие условий службы в полиции, как таковые, и условия службы конкретного органа, подразделения и должности. Об удовлетворенности условиями службы можно говорить при наличии удовлетворенности всем комплексом, обуславливающим жизнедеятельность сотрудников в процессе службы в ОВД: организация службы, ее техническое оснащение, режим и график работы, учет гигиенических, климатических и психофизиологических условий службы. Удовлетворенность «…жилищно-бытовыми условиями, перспективой получения желаемого образования, семейным положением, условиями для занятий общественной, физической и творческой деятельностью и т.д.» [4, с.11].

Среди важнейших путей формирования профессиональной компетенции находится организация системной, целенаправленной, в том числе комплексной работы с молодыми участковыми уполномоченными полиции по их адаптации; кроме этого, немаловажное внимание уделяется адаптационному потенциалу каждого сотрудника. Системный и комплексный педагогический процесс подразумевает взаимосвязанные цели, содержание, приемы и средства воздействия. Реализация этих компонентов нашла свое отражение в содержании модели: методологические компетенции (способность к переносу навыков, решение проблем, креативность) и образовательные компетенции (способность к обучению, развитию учебных навыков) [5, с. 173].

Эффективность модели устанавливалась в процессе опытно-экспериментальной работы, в ходе которой мы решали поставленные задачи:

– определение объекта (проведение эксперимента в процессе данной работы);

– подготовка учебно-методических материалов, создание рекомендаций наставникам и руководителям подразделений по работе с молодыми участковыми уполномоченными полиции, с контрольным выполнением замеров переменных на начальном этапе и при завершении процесса адаптации;

– подведение итогов.

Результаты эксперимента послужили доказательством гипотезы возможности формирования профессиональной компетентности участковых уполномоченных полиции в процессе адаптации к службе в ОВД.

Тренировка профессионально-ролевого поведения с использованием видеозаписи, тренировка по развитию памяти и наблюдательности во время проведения занятий были признаны наиболее эффективными.

Благодаря полученным результатам опытно-экспериментальной работы была разработана технология формирования профессиональной компетентности участковых уполномоченных полиции в процессе адаптации к службе в ОВД.

Таким образом, нами установлено, что процесс профессиональной адаптации участковых уполномоченных полиции проходит успешнее, если соблюдены педагогические условия:

– в формировании всех составляющих профессиональной направленности сотрудника полиции;

– в удовлетворении интересов общества и личности во время включения в служебную деятельность;

– в стимулировании потребностно-мотивационной сферы сотрудников;

– в реализации деятельностного подхода.

В заключение следует выделить следующие рекомендации:

– в процессе профессиональной адаптации участковых уполномоченных полиции выявлены психолого-педагогические механизмы, которые позволили установить, что в первую очередь адаптационный период протекает по социально-психологическим аспектам служебной деятельности, после чего переходит к предметно-профессиональным составляющим;

– основными педагогическими факторами, определяющими адаптацию участковых уполномоченных полиции, являются личностные характеристики (качества) начинающих сотрудников, включающие высокий уровень развития аналитического мышления, развитую волевую регуляцию, организаторские способности, отсутствие тревожности, содержание профессиональной деятельности и условий служебной деятельности, взаимодействие с наставниками и руководителями подразделения, взаимоотношения сотрудников, отношения в семье и быту;

– содержание профессиональной адаптации к службе в ОВД составляет: социально-психологическую адаптацию; профессиональную адаптацию; психологическую адаптацию;

– технология формирования профессиональной компетентности участкового уполномоченного полиции реализуется как комплексный подход по формированию адаптации личности, заключающийся, первостепенно, в формировании стабильного мотива службы посредством планомерного педагогического воздействия, беря во внимание и служебную подготовку, используя все формы служебной деятельности, а также активизации личностного фактора адаптации молодого сотрудника;

– формирование профессиональной компетентности будет более эффективным, если будет сопровождаться следующими педагогическими условиями: организация работы наставника при обязательной взаимосвязи самостоятельного изучения опыта сотрудников ОВД, добившихся наилучших результатов в служебной деятельности; стимулирование профессионального самообучения; рациональном определении сути профессиональной деятельности молодого сотрудника полиции; процесса адаптации с учетом индивидуальных особенностей личности; постоянным педагогическим сопровождением процесса становления специалиста.


Библиографическая ссылка

Мальченков Е.В., Мальченкова В.В., Балакин Ю.П. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕНЫХ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К СЛУЖБЕ В ОВД // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27101 (дата обращения: 23.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252