Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Котенко В.В. 1 Гетман Н.А. 2 Котенко Е.Н. 2
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
2 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет»
В данной работе рассматриваются результаты апробации технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов слушателей различных программ подготовки кадров высшей квалификации в вузе в условиях реализации профессионального стандарта преподавателя профессионального образования. Определены результаты освоения модуля «Педагогическая практика» в формате профессиональных компетенций преподавателя. Авторы выделяют особенности использования технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов. На основе анализа результатов педагогической практики разработаны рекомендации по реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Указывается на то, что использование данной технологии в образовательном процессе актуально в рамках компетентностного подхода и позволяет избегать затруднений в организации образовательного процесса для слушателей центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава вуза. Определены перспективы использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательном процессе вуза.
педагогическая деятельность
функции педагогической деятельности профессиональные компетенции
индивидуальный образовательный маршрут
педагогические технологии
педагогическая практика
профессиональная переподготовка
педагогическое проектирование
информационно-образовательная среда
профессиональный стандарт.
1. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2012. – 41 с.
2. Гетман Н.А., Котенко Е.Н. Поливариантность использования гуманитарных технологий в образовательном процессе медицинского вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-6. – С. 1185-1188.
3. Курочкин А.В. Что такое гуманитарные технологии? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.laboratory/ezpertize/gtmarkrt (дата обращения: 11.09.2017).
4. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования": приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/71202838/ (дата обращения: 01.10.2017).
5. Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.10.2017).
6. Федотова Г.Р. Особенности построения индивидуального образовательного маршрута / Г.Р. Федотова, Н.Ш. Валеева, Г.Н. Ахметзянова // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17, № 17. – С. 335-338.
7. Щукина Н.И. Индивидуальная образовательная траектория педагога как инновационная модель его профессионального развития // Пермский педагогический журнал. – 2013. – № 4. – С. 125-130.
8. Котенко Е.Н., Гетман Н.А., Радченко Е.А. Реализация индивидуального образовательного маршрута студентами педиатрического факультета медицинского вуза в ходе производственной практики // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-1. – С. 159-162.
9. Ченобытов В.А. Педагогическое проектирование как акмеологическая технология педагогического образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-proektirovanie-individualnoi-traektorii-professionalnogo-razvitiya-budushche#ixzz4wP0Bn9q5 (дата обращения: 01.10.2017).
10. Шмелев А.Г. Что такое «Гуманитарные технологии»? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ht.ru/press/articles/print/art193.htm (дата обращения: 02.10.2017).
11. Юрловская И.А. Структурно-функциональная модель индивидуализации профессиональной подготовки будущих педагогических работников, как условие введения новых ФГОСов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22417.

Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года показала, что именно образование, как один из результатов инновационного развития и как основной интеллектуальный ресурс, обеспечивает устойчивое развитие России. Высшее образование становится основой экономического и интеллектуального воспроизводства жизни общества. Российскому университетскому образованию в данных условиях необходимо решать принципиально новые задачи. В рамках современной личностно-деятельностной парадигмы образования обучающийся переходит в статус активного субъекта образовательного процесса, который осознает свои способности и возможности, понимает, чего хочет добиться в избранной профессии, и, следовательно, готов к изучению и освоению материала на необходимом ему уровне [1]. Так как образовательный процесс в современном вузе ориентирован на формирование активной жизненной и профессиональной позиции студента, на построение индивидуального вектора личностного развития и профессионального роста, то для инициирования, сопровождения и реализации данного процесса необходимо подготовить самого преподавателя вуза, обладающего профессиональными компетенциями в области проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Материалы и методы исследования. Проблематика индивидуализации обучения, представляющая собой приоритетное направление развития современного образования, является актуальной по сей день. Исследований по проблеме индивидуализации обучения студентов в профессиональной школе достаточно много. Основы проектирования индивидуально-образовательных маршрутов студентов раскрываются в работах П.С. Лернера, Ю.Н. Логиновой, П.А. Юцявичене, И.С. Якианской. Однако исследований, посвященных проектированию индивидуального образовательного маршрута преподавателя вуза, в дополнительном профессиональном образовании недостаточно, хотя актуальность и востребованность данных работ очевидна. Проведенный анализ нормативной документации (Федеральный закон «Об образовании в РФ», «Профессиональные стандарты»), выявление основных компонентов профессиональных компетенций преподавателей и их описание позволили определить цель работы.

Цель работы: критериально определить результаты прохождения педагогической практики слушателей программ «Преподаватель профессионального образования», «Преподаватель среднего профессионального образования» с помощью индивидуального образовательного маршрута. Под целью педагогического проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося мы понимаем процесс создания образовательно-информационной среды и изменения организации образовательного процесса. Выделяя задачи проектировочной педагогической деятельности, в качестве ведущих мы обозначили: обоснование конкретных направлений поиска в создании условий для развития профессиональных компетенций преподавателей; создание, обеспечение, организация педагогических условий, которые позволяют определить желаемые результаты в образовании и реализовать их достижение; педагогический анализ и координация деятельности преподавателей, коррекция педагогических процессов [2].

Проектированию подлежали педагогически целесообразные образовательные маршруты, стратегии, средства, составляющие структуру педагогического сопровождения становления профессиональной компетентности преподавателя. Проектирование определяло границы образовательных сред, которые в результате взаимодействия осваивались субъектами, превращаясь в сферы профессиональной жизнедеятельности.

Таким образом, в нашей работе педагогическое проектирование представляет собой деятельность, реализуемую в организационно-педагогических условиях, существующих внутри любой профессиональной педагогической деятельности [3].

Результаты исследования и их обсуждение. В нашем понимании современные перспективы развития образования связаны, в первую очередь, именно с переходом на индивидуальные образовательные маршруты профессиональной подготовки обучающихся. Использование гибких моделей организации учебного процесса приводит к становлению личностно значимого характера данного процесса, в результате чего обучающийся становится более мотивированным. Проектирование личностно ориентированной педагогической деятельности преподавателя вуза определено в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», в котором сказано, что преподаватель осуществляет профессиональную деятельность, направленную на организацию деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивает достижение ими нормативно установленных результатов образования; создает педагогические условия для профессионального и личностного развития обучающихся и т.д. [4].

Соответственно, педагогическая деятельность преподавателя эффективна, когда он овладел проектировочными умениями, умеет проектировать организацию и содержание учебного процесса с использованием современных технологий обучения, проектирует педагогическое сопровождение обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам, прогнозирует результаты педагогического процесса, моделирует образовательные программы, планирует свой собственный профессиональный рост и повышение квалификации [2].

Функции педагогической деятельности реализуются в процессе проектирования индивидуального образовательного маршрута, что подтверждается при рассмотрении логики проектирования индивидуального образовательного маршрута, представленной на рисунке.

Логика проектирования индивидуального образовательного маршрута слушателей дополнительного профессионального образования (ИОМ)

 

С принятием Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» становится приоритетным переход к модульному построению учебных планов с большим выбором элективных курсов, рейтинговой системой оценки знаний, широким спектром возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации [5].

В настоящее время слушатели программ дополнительного профессионального образования испытывают затруднения в самостоятельном выборе своего индивидуального образовательного маршрута и не всегда возлагают на себя ответственность за сделанный выбор и качество своих результатов при его реализации. В свою очередь, это определяет противоречие между необходимостью организации процесса профессиональной переподготовки слушателей, которые должны выступать как субъекты своей профессиональной деятельности, и отсутствием у них личностно-деятельностной направленности проектирования индивидуального образовательного маршрута [6].

Проанализируем две позиции, на основе которых формируется индивидуальный образовательный маршрут как образовательная программа слушателя: 1) образовательная программа рассматривается как организационно-управленческий элемент системы, позволяющий реализовать принцип личностной ориентации всего образовательного процесса (при создании определенных условий, способствующих достижению слушателями с разными квалификационными характеристиками (ассистент, доцент, профессор) установленного профессионального стандарта); 2) образовательная программа определяется как индивидуальный образовательный маршрут, проектируемый с учетом индивидуальных особенностей слушателя (учет возможности личного посещения аудиторных занятий, загруженность на кафедре и т.д.). Определение образовательной программы в форме индивидуального образовательного маршрута и является ее ведущей характеристикой, что позволяет представить образовательную программу своеобразным вектором достижения профессионального стандарта. Выбор пути достижения стандарта тогда полностью зависит от индивидуальных особенностей конкретного преподавателя-слушателя [7].

Наиболее востребованными индивидуальными образовательными маршрутами в ходе реализации программы дополнительного профессионального образования являются маршруты прохождения модуля «Педагогическая практика» слушателями программ «Преподаватель профессионального образования» и «Преподаватель среднего профессионального образования».

Выбор индивидуально-образовательного маршрута перед прохождением практики предполагает следующую процедуру: прием заявлений с указанием желаемого маршрута; собеседование со слушателями с целью определения их мотивации выхода на индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), изучения их квалификационных характеристик и должностных рангов; уровня готовности к реализации выбранного маршрута; окончательное определение выбора образовательного маршрута слушателей и утверждение маршрута на заседании кафедры педагогики и психологии дополнительного профессионального образования (ДПО) [8].

При условии положительного решения кафедры слушателям предоставляется возможность прохождения педагогической практики по ИОМ и организуется сопровождение слушателей для преодоления возникающих трудностей.

Слушателю предоставляется определенная «степень свободы», когда он готов и принимает полноправное участие в формировании своего собственного ИОМ; дается право выбора формы прохождения практики (групповая, индивидуальная, дневная, вечерняя); право увеличивать или сокращать срок прохождения практики (в пределах допустимого) и т.п. [9].

Слушатель подготовлен заранее к тому, чтобы воспользоваться данными возможностями с целью профессиональной самореализации. Это достигается при оптимально организованной структуре прохождения педагогической практики, тьюторской поддержке слушателей преподавателями кафедры педагогики и психологии ДПО. По итогам практики проводится публичная защита ее результатов. В содержательной части программы практики даны информационные блоки:

1) разработка и реализация теоретических и практических учебных занятий по преподаваемой слушателем дисциплине;

2) разработка учебно-методической документации к представленным учебным занятиям;

3) разработка, подготовка технологической карты занятия;

4) проведение и анализ воспитательного мероприятия со студентами;

5) разработка программы организации самостоятельной и учебно-исследовательской работы студентов;

6) разработка контрольно-измерительных материалов, критериев оценивания качества подготовки студентов по преподаваемой дисциплине [10].

Уровень успешности прохождения педагогической практики оценивается по следующим критериям: положительная оценка проведенных занятий руководителем практики (им является преподаватель кафедры педагогики и психологии ДПО); развернутый ответ на вопросы при собеседовании; публичная презентация отчета по педагогической практике, анализ руководителем практики всего перечня выполненных работ и приобретенных практических навыков и профессиональных компетенций; положительная характеристика с той кафедры, на которой практика была пройдена [11].

Проведенный после окончания практики опрос преподавателей вуза, обучающихся по программе профессиональной переподготовки, позволил выявить трудности, возникающие у слушателей при ее прохождении. Отметим, что выборка опрашиваемых слушателей была случайной, 20 из них проходили практику по созданным ИОМ, 20 слушателей проходили практику в традиционной форме. Основные трудности заключались в написании ИОМ (у 20% слушателей), в составлении отчетов по проведенным занятиям (10%) и оформлении презентационных материалов (25%), так как это для слушателей являлось достаточно новым видом деятельности. 10% обучающихся отмечают недостаточность своих знаний об организации практики и проектировании индивидуального образовательного маршрута прохождения практики. У 45% слушателей данный вид учебной деятельности не вызвал затруднений. Эффективность и успешность заключались в качественной организации и квалифицированном сопровождении каждого слушателя своим руководителем.

Мониторинг мотивов профессиональной деятельности преподавателей вуза показал, что активное внедрение новых инновационных технологий, а именно проектирование для каждого слушателя индивидуального образовательного маршрута, наряду с совершенствованием существующих методов обучения, является в настоящее время объективной потребностью в процессе подготовки специалистов высшей квалификации.

Анализируя этапы проектирования и прохождения индивидуального образовательного маршрута, мы выявили у слушателей изменения уровня готовности к конструированию и осуществлению целеполагания. Изучение уровня удовлетворенности слушателей прохождением практики в традиционном формате (20 преподавателей) и тех, которые ее проходили с помощью ИОМ (20 преподавателей), показали, что при традиционном обучении уровень удовлетворённости организационным и содержательным наполнением практики распределился следующим образом: полностью удовлетворены – 25% (из 20 слушателей); частично удовлетворены – 70%; не удовлетворены – 5% (1 слушатель). При использовании ИОМ наблюдалась тенденция к повышению числа слушателей с показателем «полностью удовлетворен» – 85%, и 15% - «частично удовлетворен». Следует отметить, что учебные возможности групп были сравнимы, что свидетельствует об объективности и воспроизводимости результатов.

Повышение эффективности обучения мы связываем с изменением уровня мотивации слушателей в процессе прохождения практики. При использовании ИОМ отмечено сокращение более чем наполовину числа слушателей с низким уровнем мотивации и увеличение доли средне- и высокомотивированных слушателей.

Наши наблюдения подтверждают, что использование индивидуальных образовательных маршрутов слушателями в период прохождения педагогической практики способствует развитию профессиональных педагогических компетенций и усилению мотива к профессионально-педагогической деятельности.

Выводы. Подытоживая результаты нашего исследования, мы делаем выводы, что одним из условий индивидуализации современного послевузовского образования выступает обучение в рамках ИОМ. Неся ответственность за качество, направленность и результат своего образования, слушатель меняет отношение к процессу обучения. Роль преподавателя–тьютора заключается в помощи по проектированию индивидуального образовательного маршрута.


Библиографическая ссылка

Котенко В.В., Гетман Н.А., Котенко Е.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27217 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674