Рассмотрение трансформации образовательной среды в адаптивно-развивающую в условиях дошкольной образовательной организации обусловлено необратимыми изменениями, происходящими в педагогике, где акцент переносится с адаптивной функции образования на развивающую [1].
Анализ литературы позволил выделить общий смысл понятия «трансформация», которое представляет собой превращение, преобразование, изменение из одного в другое. В результате образовательная среда дошкольной образовательной организации подвергается трансформации в адаптивно-развивающую, базисным основанием которой является актуализация здоровьесберегающего потенциала дошкольного образования. В результате такой трансформации должен осуществиться переход к качественно новому уровню процесса сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса, при котором актуализация здоровьесберегающего потенциала становится синонимом трансформации. На этом уровне привлечение всех имеющихся ресурсов дошкольного образования помогает реализовывать и наращивать имеющийся потенциал образовательной организации.
Рассматривая здоровье как социальную и адаптивную ценность, мы придерживаемся концептуального подхода Э.М. Казина относительно того, что образовательная среда должна рассматриваться как адаптивно-развивающая, формируемая на основе совокупности организационно-педагогических, социально-гигиенических условий и психофизиологических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей индивида, сохранению и укреплению психического и соматического здоровья обучающихся, социализации и развитию личности, созданию межличностных отношений, свободных от насилия и физического давления [2; 3]. При организации адаптивно-развивающейся образовательной среды в организациях разного типа и вида целесообразно опираться, по нашему мнению, на принципы: системного, концептуального, индивидуального, личностно ориентированного, позитивного, экзистенционально-гуманистического подходов [4].
Понимая дошкольное образование как составную часть муниципального образования и входящее в единое образовательное пространство конкретного поселения со своими географическими, социально-демографическими, социально-экономическими, природно-климатическими и другими особенностями, мы предположили, что трансформация должна происходить на локальном и муниципальном уровнях, где локальный уровень включает в себя образовательную организацию, муниципальный – управление (комитет) образования.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогическое условие трансформации образовательной среды ДОО в адаптивно-развивающую, способствующую актуализации здоровьесберегающего потенциала дошкольного образования, обеспечивающую рост показателей здоровья обучающихся.
Материалы и методы исследования
Процесс трансформации образовательной среды дошкольной образовательной организации в адаптивно-развивающую происходил в три этапа: планирование, организация и корректировка.
На этапе планирования изучается готовность дошкольного образования к здоровьесберегающей деятельности и внедрению здоровьесберегающих технологий развивающего, оздоровительного и коррекционного характера; происходит планирование деятельности дошкольного образования на муниципальном и локальном (уровне образовательной организации) уровнях; выстраивается сетевое и межведомственное взаимодействие.
Организационный этап предполагает разработку и реализацию модели межведомственного взаимодействия дошкольных образовательных организаций на муниципальном уровне. Модель межведомственного взаимодействия представляет профессиональное сообщество специалистов в области педагогики, физической культуры и здравоохранения, заинтересованных в дальнейшем развитии подрастающего поколения и создании адаптивно-развивающей среды на уровне муниципального образования.
Результатом межведомственного взаимодействия стала муниципальная межведомственная программа «Дети России Образованы и Здоровы – «ДРОЗД». В рамках реализации которой разработан единый календарный план спортивно-массовых мероприятий, включающий соревнования среди дошкольных образовательных организаций. Традиционными стали соревнования «Малые олимпийские игры», «Моя спортивная семья», Лыжня России, лыжный марафон, посвященный памяти Г.М. Беляева, фестиваль «Слет ДРОЗДят», викторина «Умники и умницы», соревнования по плаванию «Капитошка», туристический поход «Тропа здоровья» и т.д. Все мероприятия проводились на спортивных объектах города.
Актуализации здоровьесберегающего потенциала на муниципальном уровне способствовали: конкурс профессионального мастерства «Воспитатель здорового образа жизни», возможность распространения положительного опыта работы в бесплатном электронном журнале и на методических объединениях по здоровьесберегающему сопровождению.
В рамках корректировочного этапа использовались инновационные формы работы с педагогами, детьми и их родителями на базе дошкольных образовательных организаций на основе административно-управленческой, психолого-педагогической и оздоровительно-профилактической деятельности.
Административно-управленческая деятельность включает: разработку нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации в рамках сетевого взаимодействия; организацию работы с педагогами по повышению их профессиональной здоровьесберегающей компетентности; создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников; расширение спектра услуг дополнительного образования для дошкольников; осуществление сетевого взаимодействия с организациями социальной сферы.
Психолого-педагогическая деятельность представляет собой: организацию основной образовательной деятельности с воспитанниками; привлечение родителей к взаимодействию с педагогами по созданию здоровьесберегающей образовательной среды; осуществление преемственности дошкольного и школьного образования; раскрытие и наращивание личностного потенциала дошкольников; внедрение в практику работы здоровьесберегающих технологий; осуществление психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса.
Оздоровительно-профилактическая деятельность характеризуется: оснащением образовательной среды в соответствии с санитарными нормами и правилами; организацией дополнительных профилактических и оздоровительных мероприятий.
В результате инновационной деятельности каждая дошкольная образовательная организация выстраивает модель сетевого взаимодействия с организациями дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности, готовыми предоставить свои ресурсы для сохранения и укрепления здоровья детей. В качестве примера продемонстрируем модель сетевого взаимодействия МАДОУ № 2 (рисунок 1).
Рис. 1. Модель сетевого взаимодействия на локальном уровне (на примере МАДОУ № 2)
Организация прямого сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации с организациями дополнительного образования позволяет выстроить диалог между педагогами дошкольных образовательных организаций и тренерами-преподавателями спортивных школ по планированию и проведению экскурсий по спортивному объекту, показу выступлений спортсменов, проведению спортивных праздников и развлечений, тренировочных занятий, куда привлекались родители воспитанников с целью популяризации спорта в городе. Результатом данного сотрудничества являлось поступление детей в спортивные школы на различные спортивные секции.
Нами выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия актуализации здоровьесберегающего потенциала педагогов дошкольных образовательных организаций, которые включают: обогащение опыта профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций инновационными формами работы; научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций; создание проблемных ситуаций, обсуждение различных точек зрения в ходе дискуссий; поиск оригинальных идей, нестандартных способов решения образовательных задач, применение методов игрового моделирования; внедрение эффективных форм педагогического творчества; применение педагогами образовательных технологий в профессиональной деятельности; внедрение педагогических инноваций, вариативность образовательной деятельности, направленной на вовлечение родителей в здоровьесберегающую и развивающую деятельность воспитанников.
Актуализация здоровьесберегающего потенциала педагога включает теоретический, личностный, практический компоненты (Э.В. Працун) [5].
Теоретический компонент представляет систему знаний и представлений о здоровье, теоретические и методические знания основ здорового образа жизни, гигиенические условия жизнедеятельности, факторы риска для здоровья, физиологические особенности организма ребенка, которые осваиваются при помощи: программы повышения квалификации педагогов, как условие профессионального роста педагога; информационных, практических, методических семинаров, носящих просветительский и практико-ориентированный характер и способствующих знакомству с инновационными формами работы по выстраиванию здоровьесберегающей деятельности на уровне дошкольной образовательной организации; работы методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций, основной целью которых является повышение компетентности педагогов в вопросах здоровьесберегающего образования.
Личностный компонент подразумевает наличие у педагогов мотивации, качеств, способностей, интересов, потребностей, ценностных установок на здоровье субъектов образовательной деятельности. С целью развития личностного компонента целесообразно: организовывать «Развивающие беседы», где обсуждались достижения и проблемы в педагогической деятельности; проводить тренинги профессионального и личностного роста; проводить разнообразные спортивно-массовые мероприятия, направленные на повышение физической активности педагогов; организовывать подготовку к выполнению нормативов ВФОК ГТО и участие педагогов в «Фестивале ГТО», где они показывают свой уровень физической подготовки; выпускать ежеквартальный альманах «Здоровое» по освещению актуальных вопросов здорового образа жизни в теории и практике.
Практический компонент реализуется в рамках развития компетентности педагога в здоровьесберегающем сопровождении образовательного процесса и включает в себя: планирование сотрудничества дошкольной образовательной организации с КРИПКиПРО и научно-методическим центром по разработке плана просвещения педагогов по освоению новых форм, методов и технологий организации образовательного процесса; формирование банка форм, методов и технологий здоровьесберегающего сопровождения детей, из которых педагоги могут выбрать наиболее продуктивные для своей образовательной организации; использование разнообразных оздоровительных и профилактических форм в зависимости от созданных условий и компетентности педагогов в каждой дошкольной образовательной организации; распространение положительного опыта работы по здоровьесбережению в различных сборниках, журналах; разработку и реализацию плана спортивно-массовых и досуговых мероприятий с воспитанниками, куда включены походы, спортивные досуги, викторины, развлечения, соревнования и др.
Базой экспериментального исследования является управление образования и дошкольные образовательные организации Ленинск-Кузнецкого городского округа (МАДОУ № 2, МБДОУ № 39, МБДОУ № 49, МБДОУ № 30, МБДОУ № 7, МБДОУ № 53), 82 педагога, 120 воспитанников ДОО и их родителей (законных представителей).
Результаты исследования и их обсуждение. Результатом трансформации является высокий уровень воспитательного потенциала семьи, который отмечается в МАДОУ № 2 (прирост 2,6 балла), МБДОУ № 39 (прирост 0,6 балла). При этом высокого уровня достигли МАДОУ № 2, МБДОУ № 49, МБДОУ № 23, МБДОУ № 7, в остальных организациях регистрируется средний уровень.
Анализ здоровьесберегающей компетентности педагогов показал, что по окончании эксперимента высокий уровень демонстрируют 85% педагогов (увеличение составило 10%), средний уровень составляет 15% (уменьшение на 10%).
Интегрированным результатом всей деятельности по актуализации здоровьесберегающего потенциала дошкольного образования явилась динамика личностного критерия, где мы использовали базисные данные личностного потенциала воспитанников. В итоге на начало и конец эксперимента показан значительный прирост личностного потенциала воспитанников в каждой дошкольной образовательной организации: повышение реактивности детей в среднем на 15% и снижение умственной утомляемости; наибольшее развитие получили когнитивные процессы, которые повысились в среднем на 43%, физическое развитие достигло высокого уровня у 78% воспитанников.
Заключение. Совокупность проведенных исследований позволяет прийти к заключению, что трансформация образовательной среды дошкольной образовательной организации в адаптивно-развивающую – это последовательные действия, направленные на изменение и преобразование образовательной среды в процессе осуществления комплекса мероприятий воспитательной, обучающей, развивающей и оздоровительной направленности, позволяющих наращивать ресурс здоровьесберегающей деятельности субъектов образования на муниципальном и локальном уровне. Трансформация реализуется на основе сетевого и межведомственного взаимодействия, дифференцированного подхода педагогов и родителей к формированию личностного потенциала дошкольника.
Библиографическая ссылка
Иванова О.Г. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО В АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩУЮ КАК УСЛОВИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28975 (дата обращения: 26.04.2024).