Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КИНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Ходак В.Н. 1 Плотникова Е.Г. 1
1 ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»
Растущее значение образования в современном обществе, обуславливает повышение качества обучения специалистов. Применение собак во многих сферах жизнедеятельности современного человека, является стимулом развития школ их дрессировки и подготовки соответствующих специалистов. В этой связи развитие кинологического образования становится чрезвычайно актуальной проблемой. Чтобы достичь понимания возникающего вопроса, необходимо рассмотреть вопросы возникновения, становления и развития кинологического образования в России и за ее пределами. В статье особое внимание уделяется истории возникновения школ подготовки специалистов-кинологов в России с начала 20 века. Отмечено, что в современное время кинологическое образование является актуальным, а значит востребованным обществом в сфере обеспечения безопасности объектов и общества, оказания услуг дрессировки, содержания, логистики и применения собак. Развитие научного подхода к дрессировке собак, влечет за собой расширение педагогических технологий в сфере обучения кинологов отвечающих предъявляемым требованиям к подготовки и применения служебных собак. Понимание важности развития кинологического образования прослеживается открытием новых специализированных учебных заведений в России. Особое внимание уделено подготовке военных специалистов и развитию соответствующих учебных заведений.
кинологическое образование
специалист кинолог
кинолог
служебное собаководство
собаки
армия
полиция.
1. Дорофеев В.С. Оптимизация процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД России: монография. СПб., 2014. 144 с.
2. Завгородний Д.И. На государевой службе. [Электронный ресурс]. URL: http://aivengo.ru/boxers/inform/stat/chistory.htm (дата обращения: 15.06.2019).
3. Сидоренков С.В. Формирование военно-профессиональной готовности курсантов-кинологов в условиях повседневной деятельности военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2004. 24 с.
4. История и современное состояние собаководства. [Электронный ресурс]. URL: https://helpiks.org/8-16662.html (дата обращения: 15.06.2019).
5. Документы по истории собаководства в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. Музей ЦШВС МО РФ. Д 7. С. 4.

Сегодня, в век быстрого развития технологий, собака считается самым успешным и полезным приобретением человечества за все время его существования. С тех самых пор, как на совместную с людьми охоту вышли волки, и по сей день - собака всегда рядом с нами, и нет конца истории этого прекрасного союза дружбы и верности. Шли века, в зависимости от целей применения собак появлялись различные породы. Примерно 7 тысяч лет назад человек стал использовать собак в военных целях: как боевых животных на полях военных действий; для несения сторожевой службы в усилении караулов по охране крепостей, дворцов, мест дислокации войск и других объектов.

В современной системе обеспечения национальной безопасности, в условиях возрастания террористической опасности расширяется сфера применения служебных собак. В наше время служебных собак можно встретить на улицах с кинологом в составе патруля, в аэропортах, на вокзалах, стадионах, в школах и других местах скопления людей. Поэтому очень важно реализовывать качественное обучение будущих кинологов для обеспечения подготовки собак и применения их на службе. Таким образом, профессия кинолога занимает особое место, а проблема совершенствования кинологического образования, в том числе и в военных вузах, становится весьма актуальной.

Цель настоящего исследования – педагогический анализ истории возникновения школ по подготовке специалистов в области дрессировки и применения собак, становления и развития кинологического образования в России и за рубежом. Выявление на основе этого анализа существующих противоречий и проблем в профессиональной подготовке кинологов, а также вопросы организации, формирования научных кинологических школ в современной России.

Материал и методы исследования. Материал исследования – литературные источники и сложившаяся практика подготовки кинологов. В ходе исследования использовались общенаучные методы: анализ и синтез; обобщение и конкретизация; систематизация и структурирование информации.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ литературных источников показывает, что на всех этапах развития общества собака получила признание человеком своей решающей роли в обеспечении безопасности граждан, задержании преступников, охране объектов, жилья и имущества. В ногу со временем, вместе с расширением задач применения собак, развивались и методики дрессировки их для определённых видов службы, будь то розыскная или караульная. Таким образом, служебное собаководство получило свое должное развитие в мировой истории.

Полагают, что более двух тысяч лет назад началась  дрессировка собак, соответственно появлялись специалисты, для которых подготовка собак к службе являлась профессиональным ремеслом. Этому событию способствовало написание военачальником в Афинах Ксeнoфoном одного из  самых первых учебников по собаководству «Псовая охота» [1].

Исходя из очень ограниченного объема информации о тех, кто дрессировал собак, можно предположить, что школ по обучению дрессировщиков собак не существовало. Дрессировщики передавали свои знания от старшего поколения – младшему.

В силу отсутствия научного подхода к дрессировке собак прошло много веков, прежде чем человек стал замечать в собаках те рабочие качества, которые можно использовать не только в охоте или караульной службе, но и в выполнении других полезных работ. И только с 40-х годов  XIX века во многих странах Европы на собак стали возлагать дополнительные задачи, такие как связистов и санитаров. Именно в это время в Германии появились первые школы подготовки специалистов и дрессировки собак. Велась активная научно обоснованная работа по выведению некоторых собак служебных пород, которых мы сейчас используем на службе (немецкая овчарка, ротвейлер и доберман). Поэтому XIX век считается началом активного развития мировой кинологической школы.

В целях обеспечения возрастающего спроса на собак в странах всего мира формируются общества и клубы. Разрабатываются специальные методики дрессировки собак по караульной службе, поиску раненых и доставке донесений. Военных собак начали использовать в патрульной службе и в подразделениях разведки.

Период начала ХХ века является ключевым этапом развития мировой кинологической школы, когда развиваются теории дрессировки и применения собак в полиции и армии.

Профессор Пражского университета Ганс Гросс в своей статье «Помощник жандарма» писал: «...Благодаря собаке жандарм сможет отразить внезапное нападение преступника и обнаружить его там, где человек не в силах видеть» [2]. Гросс точно подчеркнул значение природных качеств собак: силы, выносливости, скорости, тонкости обоняния полицейской собаки в ходе выполнения розыскных мероприятий. Таким образом, в начале ХХ века он способствовал активному использованию собак в полицейской службе.

В России в этот период происходит формирование союзов и обществ, объединяющих людей, занимающихся применением и племенным разведением собак. Знаковым событием стало создание в 1908 году наиболее крупной для того времени организации, которая именовалась  «Обществом поощрения и применения собак в полицейской и сторожевой службе». Главной задачей этого объединения, в которое входили военные, жандармы и полицейские, была подготовка кинологов, способных дрессировать и применять собак на службе. Тогда же стали возникать питомники собак служебного назначения. За первые четыре года существования общества для нужд полиции было подготовлено  135 специалистов служебного собаководства.

К этому времени кинологические подразделения функционируют почти во всех структурах правоохранительной системы России и стран Европы. Такому быстрому распространению собак в полиции послужило известие о применении служебных собак для обнаружения взрывчатых веществ, взрывоопасных предметов и средств взрывания. Известный публицист В. Дорошевич, присутствовавший на показном выступлении собак в Брюсселе, писал в «Русском слове»: «На лужайке расставили десять одинаковых ящиков. Собака, весело помахивая хвостом, побежала вдоль линии, остановилась около одного и начала лаять. Открыли ящик – динамит... Принесли три железных ящика, в каждый поставили по деревянному большому, в них по деревянному маленькому. Заперли. Собака вновь указала на один из ящиков. Вскрыли, – в маленьком ящике динамит» [2]. Очень скоро, как результат статьи Дорошевича В., полиция стала активно применять розыскных собак для обыска помещений и территории, где проводились различного рода мероприятия.

Во всем мире зарождается криминальное собаководство. Полицейские стали активно использовать собак в обеспечении безопасности граждан, сохранности имущества, задержании преступников, выявлении лиц, совершивших преступление.

В России основателем кинологического образования и применения собак в полиции стал талантливый кинолог, начальник сыскного отделения Московской полиции В.И. Лебедев.  Он тщательно изучил методики и тактические приемы применения собак немецкими коллегами, ознакомился с системой подготовки дрессировщиков и организацией образовательного процесса в Германии. После чего Лебедев В.И. приступил к активной работе по формированию  и развитию в России полицейского собаководства. Благодаря его труду вскоре во всех губернских и уездных управлениях в организационную штатную структуру полиции вводятся специалисты-кинологи и служебные собаки.

В результате работы В.И. Лебедева над развитием национальной системы обучения специалистов и дрессировки собак 21 июня 1909 года состоялось торжественное открытие Школы полицейских кинологов и образцового питомника. До начала Первой мировой войны школа подготовила более 300 специалистов-дрессировщиков полицейских собак. Открытие школы в Санкт-Петербурге способствовало развитию кинологического образования по всей Российской империи. Были организованы специализированные питомники со школой дрессировки служебных собак в Москве, Пскове, Ташкенте и Владивостоке. Активисты «Общества поощрения и применения собак в полицейской и сторожевой службе» создают в этих городах ряд кинологических учебных заведений для полиции, строят дрессировочные площадки, закупают собак. Для обеспечения учебного процесса в школы приглашаются не только выпускники Центральной школы «Общества поощрения и применения собак в полицейской и сторожевой службе», а также и высококвалифицированные зарубежные специалисты. Таким образом, в нашей стране зарождается кинологическое образование, обеспечивающее подготовку специалистов-кинологов нового, современного уровня [2]. Россия стремительно приближалась к  кинологическому лидерству в мире.

Но, несмотря на все усилия по развитию отечественной кинологии и образования, мировым лидером в начале XX века оставалась Германия. Руководство этой страны уделяло большое внимание проблемам развития образования в области подготовки специалистов-кинологов в полиции и армии. Апогеем развития служебного собаководства стало создание крупнейшей в Германии школы дрессировки собак, которая была открыта в 1912 году в Грюнхайде. Идейным вдохновителем и руководителем ее стал Конрад Мост, который создал научную теоретическую базу дрессировки служебных собак [3].

В России на базе Измайловского гвардейского полка в 1912 году формируется первый питомник военно-полевых собак (рисунок) [4]. Но, несмотря на многочисленные положительные отзывы командиров о необходимости применения служебных собак в армии, эта инициатива не была в должной мере поддержана руководством страны. Поэтому штат учебных подразделений не увеличивался, а для обеспечения дрессировки служебных собак не хватало специалистов. В результате чего в период Первой мировой войны в русской армии было не более трех сотен военных собак против тридцати тысяч голов в немецкой армии, основная масса из которых  применялась на Восточном фронте.

1912

Кинологи с собаками Питомника военно-полевых собак 1912 года

 

Октябрь 1917 года стал переломным для истории России, и об уровне развития кинологических школ этого периода и периода Гражданской войны  информация недостаточна.

После Гражданской войны правительством страны было принято решение о возрождении начатого дела по подготовке специалистов служебного собаководства для обеспечения выполнения задач военной и розыскной службы. Государственное решение было реализовано в 1920 году в виде создания петроградской школы по подготовке кинологов и питомника служебных собак для обеспечения деятельности милиции. Работа по подготовке кадров для кинологической службы продолжается, потребность в специалистах реализуется в 1923 году с открытием в Подмосковье Центральных курсов инструкторов-кинологов пограничных войск. Преподавателями курсов были  профессиональные дрессировщики, ученые-криминалисты и действующие сотрудники уголовного розыска и НКВД [4; 5].

Развитие кинологического образования было бы невозможным без участия выдающегося ученого-кинолога, талантливого педагога, дрессировщика в области организации служебного собаководства Всеволода Васильевича Языкова. Его вклад явился научной основой  теории и практики служебного собаководства пограничных и внутренних войск. Стараниями В.В. Языкова, в 1924 году был издан приказ Реввоенсовета СССР № 1089 о создании в Москве Центральной военной школы по подготовке младших специалистов-кинологов и питомника по разведению племенных собак для нужд армии, получившего в дальнейшем знаменитое название «Красная звезда».

Социально-экономические предпосылки диктуют необходимость дальнейшего развития служебной кинологии. Поэтому в 1932 году открывается Центральная школа командного состава служебного собаководства и питомник войск НКВД. Для обеспечения подготовки специалистов в области служебного собаководства была сформирована теоретическая база кинологии: начинает работать научная лаборатория,  разрабатываются и проходят апробацию методики подготовки собак. Как результат – благодаря деятельности Центральной школы в стране растет популярность служебного собаководства. В период с 1934 по 1940 год для Красной армии было подготовлено более двух тысяч инструкторов-кинологов, которые стали компетентными специалистами в различных областях применения служебных собак в разведке, связи, сторожевой и санитарной службах.

В результате активной научно-исследовательской деятельности в 1933 году под редакцией И.Е. Израилевича был издан учебник «Кинология», в 1935 году издается сборник статей «Служебное собаководство». Создается фонд кинологической литературы, в которой описаны процессы дрессировки, результаты исследований обонятельного аппарата собаки для поиска человека, ставший хрестоматийным и используемый до настоящего времени. Именно на эти десятилетия теория условного рефлекса и учения о высшей нервной деятельности, сформулированные И.П. Павловым, стали фундаментальной основой теории и практики дрессировки собак. Таким образом, дрессировка служебных собак приобрела новую научную базу, а это позволило сформировать современную систему подготовки собак к различным видам их применения. В Германии, Франции, Англии и некоторых других странах Европы кинология развивается также активно, формируются школы по подготовке специалистов служебного собаководства.

С началом Великой Отечественной войны потребность в кинологах значительно возросла. Поэтому Центральная школа переходит на курсы по подготовке младших специалистов и дрессировке служебных собак исключительно для нужд фронта. Кроме Центральной школы, подготовкой кинологов занимались клубы служебного собаководства, которые готовили специалистов, пришедших на службу с собаками. Собак использовали для охраны мест дислокации войск, военных складов, стоянок военной техники, в борьбе с диверсионными группами противника, как истребителей танков, помощников связистов,  искателей мин.

После Великой Отечественной войны, преследуя цели повышения уровня образования кинологов, для Советской Армии специалистов по-прежнему обучали в Центральной школе военного собаководства. В дальнейшем служебное собаководство получило свое развитие в системе МВД: были сформированы и выпускали специалистов школы розыскного собаководства во многих городах СССР.

Активное применение собак в годы войны позволило аккумулировать практически наработанные навыки совершенствования дрессировки собак, используя в том числе трофейные экземпляры собак служебных пород - носителей генов, необходимых для улучшения племенного поголовья. Это способствовало осуществлению более жесткому отбору собак в дрессировке и развитию методик их подготовки. Именно в период 50-60 годов ХХ века происходит формирование и развитие зоопсихологии как фундаментальной основы  отечественной кинологической школы под руководством Л.В. Крушинского и Д.А. Флесса. Был проведен большой массив экспериментов, касающихся физиологии обоняния, разработаны тесты по количественной оценке обонятельной способности служебных собак, используемые в современной мировой кинологии до сих пор. Это позволило сформировать научные подходы, основанные на изучении зоопсихологии, заложенной Крушинским Л.В.  и Флессом Д.А. и трансформировавшейся в школах, созданных на базе учреждений, занимающихся подготовкой специалистов в области служебного собаководства.

В 1968 году, с образованием факультета службы собак в Алма-Атинском Высшем пограничном командном училище войск НКВД СССР, была впервые организована  профессиональная подготовка офицеров-кинологов для пограничных и внутренних войск, со сроком обучения 4 года. С этого события начался новый этап развития кинологического образования в нашей стране. Он характеризовался качественно высоким уровнем теоретической, методической и практической подготовки специалистов-кинологов руководящего состава. Основываясь на последних результатах научных исследований в области этологии и зоопсихологии животных, совершенствуются имеющиеся и создаются новые методики дрессировки служебных собак. Вторая половина ХХ века знаменательна резким ростом количества издаваемой литературы по дрессировке собак и обучению военных кинологов. Таким образом, в 1963  году был издан учебник «Подготовка инструкторов, вожатых и дрессировка служебных собак в частях пограничных войск», в 1969 году выпущено учебное пособие «Методика специальной подготовки инструкторов и вожатых», в 1972 году издан учебник «Служебная собака», методическое пособие «Следопытство», а в 1987 году - учебник «Дрессировка служебных собак».

В 1990 году, после прекращения  подготовки офицеров-кинологов в Алма-Атинском Высшем пограничном командном училище КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского, кафедру кинологии и три взвода курсантов-кинологов переводят в Пермское высшее военное командное училище внутренних войск МВД СССР (ПВВКУ ВВ МВД СССР). Таким образом, с 1 августа 1991 года началась  планомерная подготовка и выпуск офицеров службы собак в Перми [5]. В последующем в 1994 году был образован кинологический факультет. На сегодняшний день Пермский военный институт войск национальной гвардии выпускает высококвалифицированных специалистов кинологической службы, которые востребованы в системе Министерства обороны, МВД, ФСО и Пограничной службы ФСБ Российской Федерации.

Также, для нужд системы исполнения наказаний,  специалистов-кинологов с высшим образованием выпускает Пермский институт ФСИН РФ. По профилю подготовки «Кинология» готовят специалистов служебного собаководства гражданские вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова. Во многих городах России образуются и развиваются учебные заведения среднего специального образования.

Заключение. Таким образом, на сегодняшний день сложилась устойчивая система профессиональной подготовки кинологов, способных дрессировать собак и применять их с учетом специфики службы. Однако в ходе исследования нами выделены следующие противоречия:

между возросшими требованиями государства к уровню подготовки кинологов и существующей системой их профессиональной подготовки;

между необходимостью создания научно обоснованной модели развития профессиональных компетенций обучающихся и технологии реализации модели в образовательном процессе по подготовке кинологов, как одной из задач образовательного процесса, и ее недостаточной теоретической разработанностью;

между объективной потребностью в методике развития профессиональных компетенций специалистов-кинологов и недостаточностью содержательно-методического обеспечения данного процесса.

Разрешение указанных противоречий позволит совершенствовать процесс кинологического образования. Еще раз отметим, что актуальность проблемы совершенствования кинологического образования обусловлена объективно возросшей потребностью государства в высококвалифицированных кадрах, способных решать возникающие задачи по обеспечению безопасности общества в соответствии с изменяющейся ситуацией в России.


Библиографическая ссылка

Ходак В.Н., Плотникова Е.Г. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КИНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28992 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674