Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН 20-30 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ ПРОДАВЦА-КОНСУЛЬТАНТА)

Садыкова С.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (Поволжский ГУФКСиТ)
Профессионально-прикладная физическая подготовка является обязательным условием успешности осуществления трудовой деятельности и предполагает сформированность необходимых в конкретной профессии двигательных умений и навыков и сохранение определенного уровня развития физических качеств. Применение средств профессионально-прикладной физической подготовки призвано не только обеспечивать высокий уровень работоспособности, но и осуществлять профилактику профессиональных заболеваний и профессионального травматизма. Выбор средств профессионально-прикладной подготовки должен осуществляться на основе выявления профессионально значимых качеств, условий труда и иного и составления профессиограммы конкретной профессии. Цель работы продавца-консультанта – обеспечение максимального объема продаж посредством создания оптимальных условий покупателям для выбора и оплаты товара. Отличительной чертой труда продавца-консультанта является его двойственность: с одной стороны, труд представителей данной профессии связан со сменой форм цены и является достаточно однотипным, требует довольно высокого нервного и физического напряжения; с другой стороны, этот труд сопряжен с продолжением производства в сфере общения, поэтому данную профессию отличает высокая эмоциональная напряженность. При этом итогом труда продавца-консультанта будет считаться не сам товар, а именно услуга, оказанная потребителю.
профессионально-прикладная физическая подготовка
профессиограмма
продавец-консультант
1. Матухно Е.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка: учеб. пособие. Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. 97 с.
2. Фёдорова Т.Н. Значение профессионально – прикладной физической подготовки как особой разновидности физического воспитания // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19742 (дата обращения: 05.10.2021).
3. Буйкова О.М. Профессионально-прикладная физическая культура студентов медицинского вуза: учебное пособие. Иркутск: ИГМУ, 2016. 31 с.
4. Максимович В.А., Коледа В.А., Городилин С.К. Организационно-методическое обеспечение физического воспитания студентов на основе видов двигательной активности. Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://ebooks.grsu.by/fisical_training/index.htm (дата обращения: 05.10.2021).
5. Калинина Н.Е., Марушкин В.Д., Якимович В.С., Жегалова М.Н., Царапкин Л.В. Теоретические и практические основы профессионально-прикладного физического воспитания в вузе. Волгоград: ВолгГАСУ, 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vgasu.ru/publishing/on-line/ (дата обращения: 05.10.2021).

Профессионально-прикладная физическая подготовка – одно из основополагающих направлений физического воспитания, формирующее прикладные знания, физические и социальные качества, умение и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности [1, 2]. Значимость профессионально-прикладной физической подготовки продавцов-консультантов различного профиля постоянно становится выше, она является неотъемлемым условием поддержания высокой работоспособности и укрепления здоровья трудящихся.

Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные и субъективные требования профессии к человеку. Поэтому научно-теоретическое обоснование профессионально-прикладной физической подготовки, прежде всего, связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, т.е. требований профессии к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями [3–5].

Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между содержанием профессионально-прикладной физической подготовки для работающих по профессии «продавец-консультант», с одной стороны, и отсутствием программы профессионально-прикладной физической подготовки женщин первого зрелого возраста – с другой.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность программы профессионально-прикладной физической подготовки женщин 20–30 лет, работающих продавцами-консультантами.

Задачи

1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Составить профессиограмму продавца-консультанта.

3. Разработать программу профессионально-прикладной физической подготовки для продавца-консультанта и выявить ее эффективность в условиях эксперимента.

Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования данные могут применяться при профессиональном обучении продавцов-консультантов работодателями и самими продавцами-консультантами для повышения уровня физической подготовленности и работоспособности, что будет способствовать сокращению срока адаптации и повышению качества труда.

К исследованию были привлечены продавцы-консультанты магазина «Адидас» в количестве 20 человек: первые 10 продавцов-консультантов, работающих в ТД «ЦУМ», были отнесены к экспериментальной группе, вторые 10 продавцов-консультантов, работающих в ТЦ «XL», были отнесены к контрольной группе.

Экспериментальная часть исследования включала следующие методы: профессиографию; физиометрию; метод функциональных проб; педагогическое тестирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами была составлена профессиограмма продавца-консультанта, в которой были рассмотрены следующие факторы:

1) формы (виды) труда специалистов конкретного профиля;

2) условия и характер труда;

3) режим труда и отдыха;

4) особенности динамики работоспособности специалиста в процессе труда и специфика профессионального утомления и заболеваемости.

Рассмотрим факторы профессиональной деятельности продавцов-консультантов магазина «Адидас»:

1) форма труда – обслуживание; сфера труда – человек – человек;

2) в течение рабочего дня садиться нельзя, перерывы на обед: от 4 ч работы – 30 мин, от 5 ч работы – 1 ч. Темп и ритм работы непостоянны. Как правило, в праздничные дни они увеличиваются. Это связано с поставкой большего количества товара и наплывом покупателей;

3) режим работы – 5 рабочих дней, 2 плавающих выходных. Если начало рабочего дня в 9:00, конец рабочего дня в 18:00, если начало рабочего дня в 12:00, то конец рабочего дня в 21:00. Полная рабочая неделя. В праздничные дни идет увеличение количества работающих сотрудников для большего охвата покупательского потока. Ежегодно предоставляется отпуск продолжительностью 28 календарных дней;

4) в процессе трудовой деятельности физиологические показатели работоспособности, так же как и производственные показатели, изменяются циклически. В периоде работоспособности различают три основных периода: врабатывание, устойчивая работоспособность, наступление усталости.

В начале эксперимента нами были исследованы функциональные показатели и показатели физической подготовленности женщин 20–30 лет, анализ которых показал, что во всех показателях женщины экспериментальной и контрольной групп статистически однородны (р>0,05). Нами установлено, что уровень работоспособности в контрольной и экспериментальной группах одинаковый. Вероятно, это обусловлено тем, что все они работают в одинаковых условиях, у них примерно одинаковый возраст. При этом выявлено, что в экспериментальной группе у 70% женщин средний уровень работоспособности, а у 30% – низкий. В контрольной группе распределение по уровням работоспособности 60% и 40% соответственно. Ни в экспериментальной, ни в контрольной группе не было выявлено женщин с высоким уровнем работоспособности.

Изучив особенности работы продавцов-консультантов магазина, мы составили примерный комплекс упражнений профессионально-прикладной физической подготовки, направленный на повышение работоспособности и снятие эмоционального напряжения. Упражнения можно выполнять прямо на рабочем месте.

Программа профессионально-прикладной физической подготовки включала упражнения, проводимые на рабочем месте (в рамках следующих организационных форм: вводная гимнастика, физкультурная пауза, упражнения в обеденный перерыв) и во внерабочее время. Упражнения были направлены на развитие ловкости, выносливости, силы, а также повышение работоспособности.

Упражнения, направленные на воспитание выносливости и силы, применялись только во внерабочее время. Упражнения, направленные на воспитание ловкости, проводились как во время рабочего дня, так и во внерабочее время.

Содержание программы профессионально-прикладной физической подготовки продавцов-консультантов представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержание программы профессионально-прикладной физической подготовки продавца-консультанта

Направленность

Упражнения, проводимые в рабочее время

Упражнения, проводимые во внерабочее время

Ловкость

1. Проведение по контуру (продавец консультант проводит по контуру манекена различного размера и формы (мужского, женского, детского))

2. Броски и ловля мяча, подброшенного вверх двумя руками и одной (левой/правой) рукой, стоя на месте, в движении, с поворотом до 360°

3. Вращение мяча вокруг себя в правую и левую стороны

4. Броски теннисного мяча в горизонтальную цель (корзину для мячей), дистанция до 10 м

5. Зумба

1. Волейбол (2 раза в месяц)

2. Баскетбол (2 раза в месяц)

3. Ведение мяча между стойками – 4 раза в месяц (еженедельно)

4. Полоса препятствий (еженедельно)

Выносливость

 

Медленный бег в чередовании с ходьбой до 2 ч (2 раза неделю)

Сила

 

Комплекс силовых упражнений, проводимых инструктором в системе ZOOM (1 раз в неделю)

Повышение работоспособности

1. Перекаты с пятки на носок на месте

2. Наклоны и наклоны прогнувшись

3. Круговые движения в плечевых суставах

4. Гимнастика для глаз

 

 

В таблице 2 представлен сравнительный анализ результатов тестирования работоспособности женщин-продавцов экспериментальной и контрольной групп после реализации программы профессионально-прикладной физической подготовки. Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что показатели работоспособности в экспериментальной группе в конце эксперимента значительно выше таковых контрольной группы. При этом нами установлено, что у женщин экспериментальной группы во всех показателях произошли статистически значимые положительные изменения (р≤0,05), в то время как в контрольной группе отмечается ухудшение некоторых показателей работоспособности.

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов тестирования работоспособности женщин-продавцов экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента

Показатели

Период эксперимента

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Р1

Р2

Хср±Sx

Р

Хср±Sx

Р

ЧСС в покое, уд/мин

до

63,4±0,124

<0,05

62,8± 0,327

>0,05

>0,05

<0,05

после

60,2±0,118

62,1±0,289

>0,05

<0,05

Систолическое артериальное давление, мм рт. ст.

до

127,3±1,087

<0,05

125,4±1,022

>0,05

>0,05

<0,05

после

123,3±1,102

126,4±1,021

>0,05

<0,05

Диастолическое артериальное давление, мм рт. ст.

до

86,9±0,887

<0,05

87,3±0,627

>0,05

>0,05

<0,05

после

81,5±0,655

88,2±0,594

>0,05

<0,05

Гарвардский степ-тест, уд/мин

F1

до

24,6±0,057

<0,05

24,4±0,112

>0,05

>0,05

<0,05

после

31,7±0,067

23,5±0,118

>0,05

<0,05

F2

до

24,5±0,037

<0,05

25,7±0,099

>0,05

>0,05

<0,05

после

30,9±0,043

25,7±0,112

>0,05

<0,05

F3

до

43,8±0,991

<0,05

42,0±0,084

>0,05

>0,05

<0,05

после

52,2±0,31

41,4±0,116

>0,05

<0,05

Проба Штанге, с

до

41,3±0,554

<0,05

42,1±0,085

>0,05

>0,05

<0,05

после

49,8±0,671

41,81±0,069

>0,05

<0,05

Тест Купера, м

до

28,5±0,284

<0,05

27,6±0,385

>0,05

>0,05

<0,05

после

33,1±0,415

25,8±0,413

>0,05

<0,05

Примечание: Р1 – различия между исследуемыми группами в начале эксперимента Р2 – различия между исследуемыми группами в конце эксперимента

В таблице 3 представлены результаты тестирования физической подготовленности женщин-продавцов экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента. На основе данных, представленных в таблице 3, мы сделали вывод, что показатели физической подготовленности женщин-продавцов экспериментальной группы в конце исследования статистически значимо превышают таковые женщин-продавцов контрольной группы (р≤0,05). За период эксперимента статистически значимые изменения во всех контрольных упражнениях произошли в экспериментальной группе (р≤0,05), в то время как показатели в контрольной группе статистически остались неизменными (р≥0,05).

Таблица 3

Сравнительный анализ результатов тестирования физической подготовленности женщин-продавцов экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента

Показатели

Период эксперимента

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Р1

Р2

Хср±Sx

Р

Хср±Sx

Р

Проба Ромберга, с

до

46,5±0,035

<0,05

44,3±0,684

<0,05

>0,05

<0,05

после

49,6±0,114

45,1±0,796

>0,05

<0,05

Тест Purdue Pegboard (на ловкость рук), с

до

33,7±0,125

<0,05

31,1±0,056

<0,05

>0,05

<0,05

после

30,8±0,061

30,4±0,152

>0,05

<0,05

Тест на переключение внимания, с

до

50,8±0,221

<0,05

54,1±0,307

<0,05

>0,05

<0,05

после

57,2±0,056

53,8±0,861

>0,05

<0,05

Бег на 100 м, с

до

36,5±0,117

<0,05

36,5±0,412

≥0,05

>0,05

<0,05

после

26,7±0,028

36,5±0,342

>0,05

<0,05

На основании полученных результатов мы сделали вывод, что внедрение разработанной нами профессионально-прикладной физической подготовки способствовало значительному превышению показателей физической подготовленности женщин-продавцов экспериментальной групп над показателями физической подготовленности женщин-продавцов контрольной группы (р<0,05).

Изучив таблицу 3, мы видим, что у женщин-продавцов контрольной группы отмечаются положительные изменения в тех контрольных упражнениях, которые совпадают отчасти с трудовыми операциями, выполняемыми в течение рабочего дня. Так, приросты отмечаются в контрольных упражнениях «Проба Ромберга», в тесте на ловкость рук и в тесте на переключение (р<0,05). В беге на 100 м результат остался неизменным (р>0,05).

Анализ работоспособности женщин, работающих продавцами-консультантами, в конце исследования показал, что в экспериментальной группе снизилось количество испытуемых с низким и средним уровнем работоспособности с 70% до 60% и с 30% до 20% соответственно. У 20% женщин экспериментальной группы в конце исследования выявлен высокий уровень работоспособности. В контрольной группе к концу эксперимента снизилось количество женщин со средним уровнем работоспособности с 60% до 50% и повысилось с низким уровнем работоспособности с 40% до 50%. В этой группе женщин с высоким уровнем работоспособности в конце эксперимента (как и в начале) нет.

Выводы

1. Нами была составлена профессиограмма продавца-консультанта с учетом специфики деятельности исследуемых женщин 20–30 лет. Профессиограмма составлена исходя из условий работы и качеств, необходимых продавцу-консультанту. В содержание деятельности продавца-консультанта входят установление контактов, умение действовать по определенным правилам, концентрация внимания, большие физические нагрузки, необходимость выполнять поставленные другими задачи согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам. К индивидуальным особенностям продавца-консультанта относятся такие требования, как глазомер, точное пространственное восприятие величины и формы предмета, эмоциональная устойчивость.

2. Нами была разработана программа профессионально-прикладной физической подготовки, которая включала упражнения, проводимые на рабочем месте и во внерабочее время. Упражнения были направлены на воспитание ловкости, выносливости, силы, а также на повышение работоспособности и применялись в течение рабочего дня и во внерабочее время. Разработанная нами программа профессионально-прикладной физической подготовки для продавцов-консультантов (женщин 20–30 лет) способствовала достоверному приросту показателей физической работоспособности и физической подготовленности (р<0,05).

В ходе констатирующего эксперимента установлено, что в среднем у 35% женщин 20–30 лет, работающих продавцами-консультантами, уровень работоспособности находится на низком уровне. К концу исследования количество женщин экспериментальной группы с низким и средним уровнем работоспособности снизилось, а у 20% женщин выявлен высокий уровень работоспособности. В контрольной группе увеличилось количество женщин с низким уровнем работоспособности с 40% до 50%. Таким образом, полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют об эффективности экспериментальной программы профессионально-прикладной физической подготовки продавцов-консультантов.


Библиографическая ссылка

Садыкова С.В. ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН 20-30 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ ПРОДАВЦА-КОНСУЛЬТАНТА) // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31206 (дата обращения: 13.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674