Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И УСИЛИВАЮЩИХСЯ ТРЕБОВАНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА

Тихонов В.А. 1 Шалина Д.С. 1 Степанова Н.Р. 1
1 Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина
В современном мире к человеку предъявляется все больше требований в сфере труда. Большие информационные потоки, ускорение развития и цифровизация кардинально меняют отношение к знаниям, их сбору, хранению и передаче. В исследовании поднимается проблема трансформации образовательной системы как инструмента подготовки квалифицированных кадров в условиях современных вызовов. Проблема обусловлена недостаточным темпом изменений, происходящих в высших образовательных учреждениях, по сравнению с ускоренным развитием и преобразованием рынка труда, а также технологическим прогрессом. В связи с этим в рамках данной статьи предлагается сформировать новую модель образовательной системы для реализации в высших учебных заведениях, которая будет способствовать непрерывному, гибкому и эффективному обучению студентов, а также быстрому выходу на рынок труда. Новая модель была сформирована на основе актуальных проблем, из-за которых образовательная среда находится в статичном состоянии. При анализе проблем были выявлены потребности, принципы и тренды, которые также послужили триггером и фундаментальной основой преобразований. Были выделены четыре блока для формирования новой модели образовательной системы: Студент, Преподаватель, Образовательная программа, Оценка и анализ образовательной деятельности. В результате данной статьи была создана модель для блока Студент. Представленные изменения поспособствуют вовлечению студента в образовательный процесс и эффективному освоению образовательной программы.
цифровое образование
образовательная модель
преподавательский коучинг
непрерывное образование
смешанное обучение
управление знаниями
1. Гладилина И.П., Кадыров Н.Н., Строганова Е.В. Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха // Инновации и инвестиции. 2019. № 5. С. 62-64.
2. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Образование: основные вызовы современности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 194-199.
3. Лодде О.А. Актуальные проблемы цифровой трансформации образовательной среды вуза // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31137 (дата обращения: 11.02.2022).
4. Bygstad B., Ovrelid E., Ludvigsen S., Dæhlen M. From dual digitalization to digital learning space: Exploring the digital transformation of higher education. Computers & Education. 2022. Vol. 182. DOI: 10.1016/j.compedu.2022.104463.
5. Мухамадеев И.Г. Современные организационные формы обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2018. № 5. С. 37-40.
6. Зеер Э.Ф., Церковникова Н.Г., Третьякова В.С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т 23. № 6. С. 153-184.
7. Морозова О.И., Семенихина А.В. Проблемы кадрового дефицита в условиях цифровой экономики // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6-4 (96). С. 93-97.
8. Narayan B., Kartikeya B., Jyothi M., Prithvi R., Valsaraj P., Thirugnanasambantham K. Determinants of hospitality students' perceived learning during COVID 19 pandemic: Role of interactions and self-efficacy. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2021. Vol. 29. P. 12. DOI: 10.1016/j.jhlste.2021.100335.
9. Бухарбаева А.Р., Сергеева Л.В. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2020. Т. 25. № 4. С. 787-796.
10. Ситникова И.В. Профессиональные планы и стратегии трудоустройства современных студентов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 4. С. 61-77.
11. Агабабян Э.А., Коджоян Р.А. Будущее образования или образование будущего // Бизнес-образование в экономике знаний. 2019. № 3 (14). С. 5-10.
12. Косицкая Ф.Л. Основные тренды в современном российском высшем образовании // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. № 3 (31). С. 101-109.
13. 10 Popular Educational Trends and What You Need to Know. [Электронный ресурс]. URL: https://www.waterford.org/education/educational-trends-for-teachers/ (дата обращения: 17.02.2022).
14. 5 Trends in Education that continue in 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://hospitalityinsights.ehl.edu/education-trends-2022 (дата обращения: 17.02.2022).
15. Самофалова М.В. Адаптивное обучение как новая образовательная технология // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 6. С. 341-347.

Объем информации в ее различных интерпретациях удваивается с каждым годом, постоянно ускоряясь. Наряду с этим усиливаются компетентностные требования для специалистов почти из всех сфер практической деятельности, что создает предпосылки для интеграции многих профессиональных дисциплин в образовательный процесс программ узкой специализации. Таким образом, современный специалист обязан не только владеть знаниями, полученными из основной образовательной программы, но и уметь вступать в кросс-культурные взаимоотношения, обладать навыками soft-skills и критического мышления, знать принципы работы цифровых устройств и программ и, кроме того, иметь представление об экологических и социальных аспектах ведения своей деятельности. При условии постоянно увеличивающихся потоков информации в современном мире доминирует новый вызов – создать качественную и эффективную образовательную систему, которая поспособствует личностному росту человека, а также обеспечит его всеми необходимыми навыками для устойчивого социально-экономического и технологического развития общества [1, 2].

Однако в настоящее время в России существует такая проблема, как нехватка квалифицированных кадров. Причин здесь несколько, начиная от базовых (низкая мотивация обучающихся) до более динамичных (быстрый переход на цифровое образование). Конечно, если рассмотреть трансформацию образования как проект, то при декомпозиции обнаружится значительное множество больших и малых проблем. Однако учтем, что согласно закону Парето 20% изменений дают 80% результата. Таким образом, пересмотрев фундаментальные основы образовательной системы, можно добиться значительного прироста эффективности образовательного процесса, сделать его более интенсивным, интересным и практико-ориентированным [3].

Образование, особенно образовательная модель и методология в учебных заведениях в современной России, использует в большинстве устаревшие принципы организации образовательного процесса. В современном мире цифровые технологии дают нам широкий спектр возможностей освоения самой разнообразной информации по всем направлениям и специальностям. А такие традиционные методы обучения, как чтение лекций по конспектам, демотивируют студентов. Кроме того, многие учебные пособия нуждаются в кардинальном изменении либо возможности постоянного обновления, так как в современных условиях информация устаревает за очень короткие сроки. Таким образом, образовательная система нуждается в фундаментальной реорганизации, в том числе в цифровой трансформации [4].

Целями данного исследования являются формирование новых принципов построения профессиональной образовательной программы, а также создание новой образовательной модели, которая будет соответствовать всем современным вызовам и способствовать более качественному приобретению профессиональных компетенций среди студентов.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

- выделить наиболее значимые проблемы, из-за которых образовательный процесс находится в процессе стагнации;

- определить требования современного студента к образовательной системе в современных реалиях;

- сформулировать принципы современного образования;

- показать тренды реорганизации образовательной системы;

- сформировать новую модель образовательной системы.

Объект исследования – образовательная система. Предмет исследования – трансформация образования на основе современных принципов и трендов развития образовательной системы.

Для изучения данной темы использовались теоретические методы исследования: анализ, синтез, индукция, использование научных теорий, проверенных практикой, моделирование, а также эмпирические: систематизация найденной информации и описание построенной модели образования.

В информационно-динамическом обществе современная культура труда претерпела значительные изменения. В настоящее время от работников всех квалификаций труда требуются:

- высокий уровень математической грамотности;

- основательная естественно-научная, гуманитарная и техническая подготовка;

- «навыки XXI века» (генерация идеи, критическое мышление, коммуникативные стратегии и т.д.);

- цифровая грамотность.

Вышеуказанное дает понимание, что образование есть комплексный процесс получения и систематизирования знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственных идей [5].

Анализируя исследования последних лет [1, 6, 7], можно сделать вывод, что рыночная среда становится более гибкой и непостоянной, а, следовательно, и образовательная система должна быть направлена на то, чтобы специалисты смогли применить самые разнообразные навыки в меняющихся условиях, а преподаватель должен стать связующим звеном, которое поможет собрать эти умения в единую систему.

Система традиционного лекционно-семинарского обучения должна быть обновлена через внедрение инновационных и интерактивных форм взаимодействия студентов и преподавателей. Использование таких форм позволит активизировать работу студентов, тем самым усвоить материал более качественно, а также поспособствует развитию одних из главных навыков XXI века – работе в команде и коммуникативных навыков [8].

В ходе проведенного исследования образовательная система была рассмотрена как продукт деятельности человека согласно маркетинговой концепции. Авторами составлена схема (рис. 1).

Рис. 1. Образование как маркетинговая концепция

Таким образом, изначально определяются «боли» всех основных участников процесса: вуза (ректорат, деканат, кураторы, профессорско-преподавательский состав), студента (учебная группа, староста), домохозяйства (семья, родители). На их основе разрабатывается образовательная модель, которая наилучшим образом будет удовлетворять все потребности и отвечать заданным требованиям. В итоге образование становится эффективным инструментом развития квалифицированных кадров.

Фундаментом исследования послужило определение проблемных точек образования в современной России (табл. 1).

Таблица 1

Трансформация проблем современного образования в принципы

Проблема

Потребность

Принцип

1. Недостаток компетенции преподавателей (учителя придерживаются старой системы) [1]

Преподаватель – наставник, проводник (помогает систематизировать обучение, а не становится машиной для «выкладки» информации)

Преподавательский коучинг

2. Низкая мотивация студентов [9]

Финансовая самообеспеченность (временная работа с низким порогом квалификации дает возможность заработать, становясь существенным конкурентом получению качественного образования; формируется страх упущенных денег, снижается мотивация)

Нацеленность на быстрый вход на рынок труда

3. Устаревшие системы преподавания [4, 8]

Нужна система, активно вовлекающая студентов в образовательный процесс

Устойчивая, эффективная система преподавания

4. Большие потоки информации [6]

Потребление самой актуальной и значимой информации, избегание «информационного шума»

Информационная актуальность и укомплектованность

5. Недостаточное использование потенциала цифровых технологий [4]

Максимальное применение интерактивных и цифровых инструментов обучения, внедрение систем цифрового моделирования, цифровых двойников и т.д.

Цифровая интегрированность

6. «Ложная» популяризация, работа не по специальности [10]

Уметь выделять свои интересы и сильные стороны; ориентация на личностную актуальность профессии

Личностная ориентированность

7. Высокая конкуренция со стороны качественного и некачественного образования, сторонних курсов [10]

Возможность добавлять в индивидуальные траектории обучения дополнительные программы, курсы, тренинги, которые дадут новые знания, а не введут в заблуждение

Конкурентоспособность, интеграция других образовательных платформ

8. Множество отвлекающих факторов [6]

Уметь концентрироваться в процессе обучения

Вовлеченность в образовательную программу (ОП)

9. Сокращение жизненного цикла профессий, непостоянство рынка [1, 10]

Вырабатывать уверенность в актуальности профессии в будущем

Актуальность, непрерывность

10. Высокая степень учебной нагрузки [8, 9]

Активно справляться с учебной программой, без ущерба здоровью и личному времени

Гибкость

11. Индивидуализация образовательных систем [9]

Адаптировать программы под конкретный психотип и особенности студента

Индивидуализация программ

12. Разделение на «гуманитариев» и технарей» теряет актуальность [11]

Вводить комплексные компетенции на основе системного подхода

Многофункциональность знаний

Таким образом, выявленные потребности и принципы могут являться базисом формирования новой образовательной системы. Они отражают основу реорганизации высшего образования, которое будет отвечать вызовам современного мира. Процессы как цифровизация, устойчивое развитие, формирование гибких и адаптивных систем задают тенденцию развития общества в целом, поэтому многие из данных принципов являются особо значимыми и находят свое отражение в институте образования.

Несомненно, российская система образования видоизменяется и частично уже включает в себя ряд признаков и принципов, выделенных ранее. Кроме того, в процессе преобразования модели профессионального образования должны учитываться опыт и наработки исследователей, проверенные практикой, а также мировые тренды, формирующие новую систему обучения человека. Поэтому нами были выделены основные тенденции развития образования в современных реалиях (рис. 2).

Рис. 2. Тренды современного образования [12–14]

Таким образом, можно сделать вывод, что современные тренды задают новые требования к образовательной системе, которые позволяют ей стать более гибкой, адаптивной и непрерывной. Они являются ориентиром для высших учебных заведений при анализе и корректировке учебного плана, а также при формировании новых инструментов для более эффективного обучения студентов и оценки их деятельности [15].

На основе полученных данных нами были выделены четыре основных элемента образовательного процесса: студент, преподаватель, образовательная программа, оценка и анализ образовательной деятельности. Разработана и представлена новая модель образовательной системы для блока «Студент», в которой мы выделили помощь в поступлении абитуриенту, мотивацию, индивидуализацию обучения и обратную связь. Детально рассмотрены блоки модели для студента как абитуриента (рис. 3) и студента как действующего обучающегося (рис. 4), раскрывающие инструменты и принципы реорганизации образования, находящие свое отражение в изменении деятельности вначале абитуриентов как будущих студентов, а далее полноправных студентов вуза – будущих специалистов своего дела.

Рис. 3. Организация образовательной деятельности. Блок «Студент-абитуриент»

Рис. 4. Организация образовательной деятельности. Блок «Студент вуза»

Таким образом, предоставленная модель позволяет сформировать благоприятную среду для комфортного и эффективного обучения студента еще с момента выбора учебного заведения. Основными составляющими данной модели являются индивидуализация образовательной траектории, постоянная помощь и поддержка на всех этапах обучения, повышение уровня мотивации и вовлеченности в учебный процесс. Такой подход обеспечит максимальную отдачу от освоения образовательной программы, а также снизит социальную и психологическую нагрузку на студента.

Заключение. В исследовании была поставлена проблема несоответствия уровня образовательной системы требованиям, предъявляемым обществом. В работе был проведен анализ современных исследований в данной области, выделены потребности и принципы, а также сформированы основные тенденции развития образовательной системы в современном мире. На основе полученных данных была разработана модель образовательной системы относительно студента, включающая в себя мотивацию, индивидуализацию обучения, обратную связь и помощь в поступлении. Модель отличается соответствием современным принципам и трендам развития, что позволяет достичь эффективного обучения студента на каждом этапе образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Тихонов В.А., Шалина Д.С., Степанова Н.Р. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И УСИЛИВАЮЩИХСЯ ТРЕБОВАНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31535 (дата обращения: 12.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674