Современный учебный процесс в медицинском университете предусматривает использование онлайн-технологий как студентами, так и преподавателями при подготовке к занятиям. Авторами был выполнен аналитический обзор онлайн-курсов медико-биологической направленности на авторитетных российских образовательных платформах Лекториум и Stepik c поиском курсов по фармакологии, материалов по антибиотикотерапии.
Цель исследования: внедрение в процесс преподавания на кафедре фармакологии онлайн-курсов и интернет-ресурсов, содержащих информацию о группах лекарственных средств и отдельных препаратах, с учетом периодического перевода студентов на дистанционное обучение в связи с неблагополучной обстановкой по COVID-19.
Материалы и методы исследования
Использовались курсы по фармакологии на платформах Лекториум и Stepik, электронные методические пособия по антибиотикотерапии на ресурсе antibiotic.ru. Производились ручная выборка или поиск с помощью фильтра курсов медико-биологического или медицинского направления на платформах Лекториум и Stepik, портале antibiotic.ru, анализ программ онлайн-курсов
Использование онлайн-курсов в процессе обучения за последнее десятилетие стало активно применяться в гуманитарных и технических вузах благодаря изменениям в нормативной базе [1, 2]. Использование онлайн-курсов в образовательном процессе вуза, включая возможность перезачета и переаттестации на их основе, сегодня возможно на основании Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [3, 4]. При выполнении вузами условий для реализации дистанционных технологий и использования онлайн-курсов, описанных в методике, вузы получили возможность рекомендовать студентам онлайн-курсы на российских и зарубежных образовательных платформах [2]. В медицинских вузах России дистанционное образование (ДО) и использование онлайн-курсов давно имеют сторонников и противников, в период до пандемии COVID-19 ДО и онлайн-курсы не имели широкого распространения [5]. Ярким примером неприятия дистанционной формы обучения служит судьба приказа Минздрава РФ и РАМН № 344/76 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий и плана ее реализации» [6]. В частности, в документе было определено, что дистанционное образование включает: обучение студентов; повышение квалификации и переподготовку врачей и медицинских сестер. К сожалению, в медицинских кругах данный документ был воспринят критически, на заседании Комитета Государственной Думыпообразованиюи науке врачи-депутаты выступили с утверждением: «Врача невозможно подготовить дистанционно», и приказ, просуществовав один год, не был утвержден Министерством юстиции РФ. Внедрение системы непрерывного медицинского образования, предусматривающей прохождение врачами краткосрочных дистанционных циклов повышения квалификации на портале НМО, началось только в 2016 г. [7]. Развитие российской нормативной базы электронного и дистанционного обучения (ДО) привело как к появлению образовательных платформ, на которых размещены онлайн-курсы различной тематики, так и к созданию вузами собственных сайтов ДО с размещением на них электронных образовательных ресурсов (ЭОР) [2]. В медицинских вузах до последнего времени при реализации дистанционных технологий преобладала смешанная форма обучения, при которой большая часть образовательной программы реализуется очно, и лишь отдельные лекции читаются дистанционно в режиме онлайн через видеосервисы (Zoom, MS Teams, Blackboard) или офлайн в виде видеолекций, размещенных на сайте вуза [8, 5].
Пандемия COVID-19 изменила образовательный процесс и в медицинских вузах, потребовав перехода на ДО в кратчайшие сроки, что вызвало необходимость и срочной разработки собственных ЭОР, и обращения к материалам курсов на образовательных платформах, помогающим студентам в освоении тем дисциплин при самостоятельной работе [5, 9]. Поиск материалов по фармакологии в виде онлайн-курсов осуществлен для возможного применения их студентами 3-го курса Бухарского медицинского института лечебного, медико-педагогического, педиатрического факультетов и студентами групп совместных образовательных программ (одна с Казахстаном и три с Россией). Онлайн-курсы по фармакологии планировалось использовать именно как дополнение, так как нормативная база Узбекистана не предусматривает перезачета или переаттестации при их успешном прохождении с получением электронного сертификата. Поиск онлайн-курсов был осуществлен на двух российских образовательных платформах: Лекториум и Stepik. Поиск справочников по антибиотикотерапии был осуществлен на портале antibiotic.ru. В ходе поиска фармакологической тематики на платформе Лекториум были отсортированы курсы по перечню дисциплин, входящих в основные образовательные программы медицинских вузов, для дальнейшей обработки и анализа. На платформе Лекториум в разделе «Онлайн-курсы» находятся 143 курса, из них отобраны 22 курса 4 направлений, входящих в учебный план медицинских вузов: химия, информатика, гуманитарные дисциплины, клиническая медицина (табл. 1). Курсов по фармакологии не найдено, единственной близкой по теме находкой являются лекции «Наномедицина, нанофармакология как перспективное направление наномедицины» от разработчика «Электронное образование для наноиндустрии (eNANO)».
Таблица 1
Онлайн-курсы к перечню дисциплин, изучаемых в медицинских вузах
|
Онлайн-курс |
Разработчик |
1. |
Новосибирский государственный университет (НГУ) |
|
2. |
НГУ (Новосибирск) |
|
3. |
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова |
|
4. |
Ультразвуковые исследования в диагностике заболеваний печени, сосудов, органов малого таза |
Mindray , 18 ч |
5. |
Президентский физико-математический лицей № 239 |
|
6. |
Президентский физико-математический лицей № 239 |
|
7. |
Лекториум |
|
8. |
Балтийский федеральный университет имени И. Канта |
|
9. |
БФУ имени И. Канта |
|
10. |
Philips |
|
11. |
Институт ДПО работников социальной сферы Москвы |
|
12. |
Фонд доказательной медицины, |
|
13. |
Президентский физико-математический лицей № 239 |
|
14. |
ТПУ (Томск) |
|
15. |
ТГУ (Томск) |
|
16. |
Инструменты ультразвуковой диагностики в клинической практике |
Philips, 41 лекция |
17. |
НГУ (Новосибирск), 37 лекций |
|
18. |
Национальный фонд подготовки кадров |
|
19. |
Lanit-Tercom,SoftJoys, 24 лекции |
|
20. |
Томский государственный университет, 30 лекций |
|
21. |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
|
22. |
Курс лекций Наномедицина, Нанофармакология как перспективное направление наномедицины. Лекция 5.2 |
Анализ 700 курсов на образовательной платформе Stepik был облегчен наличием в каталоге рубрики «Биология и медицина», включающей 30 онлайн-курсов, из которых вручную было отобрано 16 курсов медицинской тематики (табл. 2).
Таблица 2
Онлайн-курсы рубрики «Медицина и биология»
|
Онлайн-курс |
Автор/разработчик |
1. |
Введение в иммунологию
|
Ирина Янкелевич, к.б.н., директор НОЦ молекулярных и клеточных технологий ФГБОУ ВО СПХФУ |
2. |
Введение в молекулярную биологию и биомедицину |
Пётр Власов, к.физ-мат. н., Institute of Science and Technology |
3. |
Наноструктурные средства доставки лекарственных веществ |
РТУ МИРЭА |
4. |
Первая помощь при остановке сердца (базовая реанимация) |
А. Биркун, к.м.н., «Крымский симуляционный центр экстренной медицины» |
5. |
Персонализированная медицина |
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова |
6. |
Основы регенеративной медицины |
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова |
7. |
Взаимодействие патоморфолога и онколога. Ключевые моменты |
Фонд медицинских решений |
8. |
Иммуногистохимические исследования в онкологии |
Фонд медицинских решений |
9. |
Принципы дизайна исследований и статистики в медицине |
Дина Сарсембаева, врач-невролог, клинический эпидемиолог |
10. |
Медицинская грамотность |
LeadershipKZ |
11. |
Шовный материал и узлы в хирургии |
Дальневосточный федеральный университет |
12. |
Томография: увидеть невидимое |
ТПУ, Томск |
13. |
Вакцинопрофилактика |
СибГМУ, Томск |
14. |
Электронное здравоохранение (eHealth). Основные понятия |
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова |
15. |
Управление проектами в медицинской организации |
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова |
16. |
Информация о лекарственных средствах для пациента |
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова |
Из 16 онлайн-курсов медицинской тематики только один курс отвечает задаче поиска – «Информация о лекарственных средствах для пациента» от разработчика Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. Курс, включающий 13 тем, по содержанию можно назвать «мини-фармакология», он содержит темы «Средства от укачивания», «Противоаллергические средства», «Ферментные препараты», «Обезболивающие средства», «Бренды и дженерики», которые входят в типовую программу по фармакологии. При успешном прохождении курса слушателями предусмотрена выдача электронного сертификата от Stepik, что облегчает контроль преподавателя за выполнением студентами самостоятельной работы. Дальнейший поиск ресурсов по вопросам антибиотикотерапии привел на портал antibiotic.ru, где в разделе «Библиотека» расположены руководства и пособия: «Современная антимикробная химиотерапия» и «Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии». Данные материалы были рекомендованы в качестве дополнительной литературы русскоязычным студентам 3-го курса при прохождении учебного модуля «Антибиотики» и при подготовке к экзамену по фармакологии в зимнюю сессию 2021–2022 учебного года. Информация о портале antibiotic.ru была передана 123 студентам, экзамен по фармакологии в зимнюю сессию был у 66 студентов. Студенты групп совместных образовательных проектов (n=57) будут сдавать экзамен по фармакологии в летнюю сессию. Большинство студентов успешно прошли авторизацию на портале antibiotic.ru, у части студентов возникли проблемы с авторизацией, связанные с тем, что одним из обязательных пунктов при регистрации является указание адреса электронной почты. В связи с широким использованием в Узбекистане мессенджера Telegram для передачи информации вместо электронной почты, в том числе и учебном процессе для общения с преподавателями, ряд студентов не смогли сразу вспомнить адрес своей почты и авторизоваться.
Заключение
Пандемия COVID-19, ограничительные противоэпидемические мероприятия вызвали необходимость использования дистанционных технологий в медицинских вузах, преподаватели которых и руководство ранее сдержанно, а в ряде случаев и негативно относились к этой методике. Вынужденный переход в кратчайшие сроки на ДО вызвал потребность в готовых онлайн-курсах медицинской тематики, так как разработка собственных качественных ЭОР является трудоемким процессом, требует владения преподавателями информационными технологиями, наличия хорошо развитого сайта вуза, поддержки разработок ИТ-специалистами [2, 5, 10]. Анализ курсов медицинской тематики, выполненный авторами на двух российских образовательных платформах, дал онлайн-курсы из гуманитарного блока и блока естественно-научных дисциплин, цель поиска. Курс по фармакологии был найден на платформе Stepik, разработчик – Первый МГМУ им. И.М. Сеченова [5]. Информация о найденных ресурсах была передана студентам 3-го курса Бухарского медицинского института как на аудиторных занятиях, так и через контактные группы в мессенджере Telegram для использования при подготовке к семинарам и к экзамену по фармакологии. В целом отмечаем, что на образовательных порталах России онлайн-курсы от медицинских университетов пока что редкое явление, набор тематик ограниченный [9]. В Узбекистане интерес преподавателей и студентов медицинских вузов к использованию онлайн-курсов возникнет при появлении нормативных документов о методике использования дистанционных технологий от Министерства высшего и среднего образования РУ.
Библиографическая ссылка
Чемезов С.А., Самадов Б.Ш., Сахновская Е.Г., Мусатаева И.С. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-КУРСОВ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ФАРМАКОЛОГИИ В БУХАРСКОМ МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31733 (дата обращения: 11.05.2024).