В настоящее время учебный процесс студентов высшего учебного заведения не соответствует в полной мере быстро меняющимся условиям современного, информационного мира. Отсутствие элементарных механизмов освоения и использования современных технологий, мультимедийного оборудования, анализа и структурирования больших информационных потоков в большой степени усложняет процесс усвоения академических и культурологических знаний и навыков обучающихся вузов. Даже в редких попытках применить на практике новые творческие подходы для решения вопросов учебных задач обучающийся руководствуется элементарными умениями, которые были сформированы у него ранее. Поэтому назрела объективная необходимость наполнения учебного процесса студента творческим и культурологическим содержанием, выражающаяся в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов в условиях профессионального обучения в вузе.
Актуальность исследования заключается в том, что общее образование не в полной мере способствует формированию готовности обучающихся к практической деятельности.
Представлен практико-ориентированный подход в обучении студентов вуза, который характеризуется введением в учебный процесс занятий практического применения знаний о культуре безопасности жизнедеятельности и теории, способствующей лучшему усвоению материала и повышению уровня знаний [1].
Цель исследования – раскрыть процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в условиях профессионального обучения в вузе.
Материал и методы исследования. В литературных источниках безопасность представляется и рассматривается как необходимое условие дальнейшего развития цивилизации [2].
В современной литературе многие теоретики и практики понимают культуру безопасности жизнедеятельности студентов как уровень развития современной личности и самого общества в целом [3]. В нашем понимании культура безопасности жизнедеятельности (БЖД) студентов – некое состояние развития и формирования личности, всей ее окружающей социальной группы и общества в целом, которое характеризуется отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и профессиональной деятельности молодежи, а также творческой, активной, практической деятельностью по снижению уровня опасности.
По мнению В.П. Зелеева, культуротворчество понимается как «процесс становления культурной личности и человека культуры» [4]. Действительно, культура и творчество являются взаимодополняющими и взаимосвязанными понятиями, что позволяет определить закономерную связь между вхождением студента в культуру и актом его творчества.
Процесс формирования культуры БЖД студентов в современном мире сущностно определен нестабильностью, постоянными изменениями и кризисами. Поэтому участникам образовательного процесса в качестве контрмер необходимо создать в личности студента прочную духовную базу, которая позволяет оценивать и сортировать данные информационного потока.
Стоит отметить, что процесс формирования культуры БЖД студентов имеет не механический характер, в большей степени он реализуется за счет чувственно-эмоционального состояния студента. Наполняемость и творческий порыв раскрываются в тот момент, когда разум, фантазия и воля подчиняются общей цели и тем самым подталкивают обучающегося к конкретным шагам и действиям. Чувственно-эмоциональное состояние не обеспечивает успех в безопасности и творчеству, так как оно только дает толчок, дополнительный стимул к профессиональной деятельности.
Но процесс формирования культуры БЖД студентов не может проходить только под влиянием его чувственно-эмоционального состояния, здесь необходим систематизированный алгоритм, понимающийся как механизм и раскрывающийся в несколько этапов (культуроосвоение, культуросозидание и культуротворчество) [5].
Культуроосвоение обучающегося является первым этапом его духовного становления. На данном этапе обучающийся впитывает образцы культурных практик, усваивает знания гуманитарной и профессионально-педагогической направленности. Все это требует от студента значительных усилий, так как в процессе присвоения элементов культуры у него еще не в полной мере сформирован осознанный характер познавательной деятельности.
Следующий этап характеризуется культуросозидательной деятельностью студента, в процессе которой происходит приумножение ценностей культуры во всех ее проявлениях и аспектах. Но, в отличие от культуроосвоения, на данном этапе обучающийся не отягощен определенными рамками, ограничениями, как это было ранее, он более свободен в выборе средств и методов обучения для достижения необходимого результата. Данный выбор пока еще не несет определенных новшеств, новаторства, смелых идей, так как студент руководствуется теми знаниями, умениями и навыками, которые были известны и изучены им ранее.
Во-первых, обучающийся старается уменьшить степень личной ответственности, поэтому и использует в своей практике ранее усвоенные культурологические и профессионально-педагогические знания, проверенные формы и образцы поведения, во-вторых – с низким уровнем интеграции различных видов искусств в процесс учебной деятельности.
Действительно, деятельность обучающихся сводится к частным случаям увлеченности различными видами творчества, а акцент делается на освоении и трансляции знаний преподаваемой дисциплины. Поэтому систематическое приобщение к культурным образцам, нашедшим свое выражение в произведениях искусства, архитектуры, живописи, литературы, музыки и ином, расширяет его культурный кругозор и формирует чувственно-эмоциональную сферу. Наряду с этим формируется его культура речи – она становится глубокой и богатой из-за увеличения словарного запаса и образного мышления, голос становится громким, четким, поставленным. Все это придает обучающемуся уверенности в его образовательной деятельности, усиливается обратная связь как с педагогом, так и с другими участниками учебного процесса, а впоследствии это приводит к их сотворчеству.
Освоение данного этапа заканчивается тогда, когда происходит зарождение у обучающегося творческих, креативных и нестандартных решений, которые применяются им в процессе учебной деятельности. В свою очередь, данный итоговый результат служит началом третьего этапа, содержанием которого является культуротворчество самого студента.
Характерной особенностью процесса культуротворчества выступает то, что обучающийся на основе культуроосвоения и культуросозидания стремится выйти за пределы установленных культурных стереотипов, норм, средств и практик. Другими словами, творчество, основанное на культурологических знаниях, помогает ему развивать свой внутренний мир, свое сознание, превращаясь не просто в культурного, интеллектуального человека, а в полноценного творца культуры.
Таким образом, последовательная реализация механизма процесса формирования культуры БЖД студентов вуза создает предпосылки для ориентации и включения обучающегося в систематический и непрерывный процесс культурного становления. Исходя из этого целью образования является формирование специалиста, ориентированного на внутреннее саморазвитие, самообразование и самовоспитание, способного открывать горизонты для новых целей и новых результатов в учебной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. Раскрытие данного механизма и выявление цели образования позволили разработать анкету и впоследствии провести опрос студентов 1-го курса АлтГАУ и АлтГПУ. Обработка полученных ответов дала следующие результаты: 49% опрошенных имеют низкий, 38% – средний, 13% – высокий уровень формирования культуры БЖД.
В нашей исследовательской работе мы представили практико-ориентированный подход в обучении студентов, который характеризуется введением в учебный процесс занятий по практическому применению знаний о культуре безопасности жизнедеятельности и теории, способствующей лучшему усвоению материала и повышению уровню знаний. В систему практико-ориентированных занятий были включены следующие виды деятельности: практическая работа, лабораторная работа, проектная работа, деловая игра, творческая деятельность, семинар, конференция, мастер-класс, самостоятельная работа, исследовательская работа, нетрадиционные виды.
Экспериментальное исследование было организовано на базе Алтайского государственного аграрного университета и Алтайского государственного педагогического университета со студентами 1-го курса обучения в вузе.
Цель педагогического эксперимента заключалась в выявлении эффективности проведения практических занятий по формированию культуры БЖД в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Исследование проводилось с сентября 2020 г. по май 2021 г. в три этапа: подготовительный, практический и обобщающий.
Эмпирические методы: опрос и беседа со студентами, с преподавателями, родителями на протяжении всего эксперимента, анкетирование, тестирование с целью определения качества знаний о культуре безопасности жизнедеятельности, наблюдение и последующая корректировка учебного процесса.
Эксперимент со студентами 1-го курса Алтайского государственного аграрного университета и Алтайского государственного педагогического университета был проведен с применением тестирования по теме «Культура безопасности жизнедеятельности студентов». Констатирующий этап эксперимента проводился перед практическими занятиями дисциплины «Культура безопасности жизнедеятельности» с целью оценить уровень знаний у студентов.
После проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Культура безопасности жизнедеятельности» вновь было проведено тестирование студентов в экспериментальной и контрольной группах.
Сводные данные о тестировании знаний студентов до проведения занятий и после эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Данные тестирования студентов до и после эксперимента (% правильных ответов)
№ вопроса |
До эксперимента % правильных ответов в группах
|
После эксперимента % правильных ответов в группах |
||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|
1. |
60 |
45 |
95 |
55 |
2. |
80 |
75 |
100 |
95 |
3. |
100 |
100 |
100 |
90 |
4. |
50 |
50 |
100 |
90 |
5. |
35 |
30 |
80 |
50 |
6. |
55 |
60 |
90 |
60 |
7.
|
35 |
30 |
100 |
60 |
8. |
75 |
70 |
100 |
70 |
9. |
30 |
35 |
95 |
55 |
10. |
55 |
55 |
95 |
55 |
11. |
100 |
100 |
100 |
100 |
12. |
85 |
75 |
90 |
75 |
13. |
30 |
25 |
100 |
100 |
14. |
70 |
80 |
70 |
80 |
15. |
90 |
80 |
90 |
80 |
16. |
60 |
65 |
100 |
65 |
17. |
75 |
70 |
90 |
70 |
18. |
55 |
65 |
90 |
65 |
19. |
25 |
25 |
100 |
65 |
20. |
80 |
75 |
90 |
55 |
М± m |
62,25±5,37 |
60,50±5,30 |
93,75± 1,82 |
71,75±3,71 |
После расчета показателей вариационного ряда видно, что до проведения практических занятий знания о культуре безопасности жизнедеятельности в группах примерно одинаковы и процент правильных ответов составляет в контрольной группе 60,50±5,30, в экспериментальной группе – 62,25±5,37. После занятий традиционного плана процент правильных ответов в контрольной группе поднялся до 71,75±3,71, а в группе, где занятия проводились в форме игры и викторины, – до 93,75±1,82.
После полученных отметок был рассчитан коэффициент χ2 для экспериментальной и контрольной групп. Расчеты значения χ2 на уровне р=0,01 по результатам показали статистически значимую разницу для контрольной и экспериментальной групп, так как χ2эксперим.> χ2критич. (для экспериментальной группы χ2= 794, для контрольной группы χ2= 365).
Для повышения эффективности данного процесса мы разработали следующие рекомендации по формированию культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
1. Формирование познавательной активности студента.
В процессе учебной деятельности обучающийся должен систематически возбуждать, развивать и укреплять свои познавательный интерес и мотивы учения. Его цели, намерения, личностные потребности во многом предопределяют глубину и силу познавательной активности. Стремление студента решить учебную задачу или проблему, решить противоречия между известными фактами и вновь полученной информации формирует его познавательную потребность.
2. Формирование фундаментальных знаний о культуре.
В данной задаче показателем сформированности является уровень культурологических знаний, социально-культурного опыта и творческого развития. При упоминании человека культурного нам представляется личность духовно развитая, высокоинтеллектуальная, обладающая большим багажом знаний. Поэтому критерием оценки фундаментальных основ общей культуры студента вуза является сформированность интеллектуальной, духовно-нравственной и творческой направленности студента.
3. Академические знания по гуманитарным дисциплинам.
Предъявляя требования к студенту как к будущему учителю, целесообразно выделить его профессиональные знания, умения и навыки, реализуемые в педагогической области. Так, усвоенные знания из общеобразовательного кластера: в области истории, политики, литературы, искусства, валеологии, этики, культуры, обществознания и иного – позволяют данному многообразию научных дисциплин развивать культурологический кругозор студента, а также сформировать многообразную палитру приемов, средств и методов. Другими словами, чем богаче внутренний мир обучающегося, чем глубже знания в своей профессиональной области, тем больше вариантов выбора решений, которые могут потребоваться в различных образовательных ситуациях.
4. Приобщение к общественно-историческому опыту.
В процессе образовательной деятельности обучающийся получает большие объемы общих, профессиональных и культурологических знаний, которые впоследствии формируются в утверждения, что является одним из первых этапов перехода от количества к качеству знаний. Параллельно с этим у обучающегося формируются профессиональные навыки и умения, которые в педагогической и культурологической литературе понимаются как опыт. Шаг за шагом происходит накопление практических решений, выражающееся в развитии ролевого поведения. Широкий диапазон общественно-исторического опыта позволяет студенту не только действовать по определенному рамочному шаблону в сложившихся как жизненных, так и педагогических ситуациях, но и проявить ему гибкость поведенческого репертуара. В частности, В.Л. Крайник пишет: «… что в учебной деятельности будет заложена возможность не просто принятия материала, а его осмысления, творческого прочтения, что изучаемый материал будет рассматриваться не как конечная истина, а как один из возможных вариантов описания социально-культурного опыта» [6, с. 111–112].
5. Формирование творческой направленности студента и принятие нестандартных решений в процессе учебной деятельности.
Образуя новые идеи, транслируя их в творческие и нестандартные решения в процессе учебной деятельности, студент создает и развивает духовную самостоятельность, потребность в самообразовании, критическую направленность мышления. Такой подход позволяет ему выйти за рамки учебной программы, перенести фокус восприятия от мыслеполагания к мыслетворчеству, что в совокупности способствует не только повышению духовности студента, но и развитию креативных способностей
6. Формирование рефлексии студента. Рефлексия – это способность оценить результат своей деятельности и посмотреть на собственную деятельность как бы со стороны [7]. Без осознания способов учения, механизмов познания и оценивания результатов своей деятельности студенты не способны усвоить в полном объеме те знания, которые они добыли, а также сделать выводы о неудачах, постигших их в процессе осуществления деятельности.
Выводы. Таким образом, использование практико-ориентированного подхода к обучению в процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов будет более эффективным, если в учебный процесс включить систему практико-ориентированных занятий по практическому применению знаний, следующие виды деятельности: практическая работа, лабораторная работа, проектная работа, деловая игра, творческая деятельность, семинар, конференция, мастер-класс, самостоятельная работа, исследовательская работа, нетрадиционные виды, способствующие лучшему усвоению материала и более высокому уровню знаний в условиях профессиональной подготовки в вузе. Это, в свою очередь, положительно скажется на профессиональном становлении студента и формировании у него необходимых компетенций для осуществления дальнейшей деятельности.
Библиографическая ссылка
Емелин К.Г., Медведева Ж.В., Вебер Д.А. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31735 (дата обращения: 11.05.2024).