Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ

Птицына М.И. 1 Рахимбаева И.Э. 1
1 ФГБОУ ВО СГУ имени Н.Г. Чернышевского
Исследование культурных практик и их роли в профессиональной подготовке студентов-музыкантов как важного организационно-содержательного компонента профессиональной подготовки является актуальным на современном этапе развития образования. Профессиональная подготовка студентов-музыкантов включает в себя как автономные, так и взаимосвязанные между собой виды подготовки и становится предметом многих исследований. Анализ литературы позволил выделить основные составляющие профессиональной подготовки, такие как теоретическая, практическая, методологическая. В процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов необходимо большее внимание уделять культурным практикам, которые понимаются как практики, основанные на текущих интересах и привычных для обучающихся видах самостоятельной творческой деятельности. Использование культурных практик расширяет социальные и практические компоненты обучения, которые должны быть целевыми, смыслообразующими и составлять основное содержание образования. Авторы статьи рассматривают примеры культурных практик, которыми могут овладеть студенты-музыканты в процессе профессиональной подготовки в вузе искусств. Одной из ведущих форм культурных практик является исполнительская (концертная) практика, цель которой – закрепить полученные знания в рамках специальных дисциплин. Формой контроля в исполнительской практике является портфолио студента, рассмотрены критерии портфолио и уровни его оценивания. Все мероприятия по практикам и отчетность по ним контролируются преподавателем.
исполнительская практика
культурные практики
профессиональная подготовка студентов-музыкантов
портфолио
1. Купцова С.А. Подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей и подростков (на материале магистратуры) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 179-183.
2. Маркова А.К. Психология профессионалиста. [Электронный ресурс]. URL: https://www.studmed.ru/view/markova-ak-psihologiya-professionalizma_6b2fa1cadce.html/ (дата обращения: 10.05.2022).
3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.libex.ru/detail/book.ru/ (дата обращения: 01.05.2022).
4. Пидкасистый П.И. Искусство преподавания. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode.ru/ (дата обращения: 05.05.2022).
5. Подласый И.П. Педагогика // Новый курс: учеб. для студ. пед вузов: в 2 кн. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cross-kpk.ru (дата обращения: 27.04.2022).
6. Подымова Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://kartaslov.ru/ (дата обращения: 01.05.2022).
7. Сергеева В.П. Управление образовательными системами. [Электронный ресурс]. URL: https://www.studmed.ru/sergeeva-vp-gricaeva-sv-osnovy-upravleniya-pedagogicheskimi-sistemami_fe.ru/ (дата обращения: 02.0352022).
8. Одинокая М.А. Роль и функции преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников Вуза в условиях компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 215-219.
9. Алексеева Т.Б. Социокультурные практики в современном образовательном процессе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kpinfo.org/activities/research.ru (дата обращения: 30.04.2022).
10. Барановская Л.А. Сущность социокультурного образовательного пространства // Научная жизнь. 2008. № 2. С. 80-87.
11. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование. 2000. С. 269.
12. Игнатова В.В. Духовно-творческое становление личности и ее социальной ответственности: монография. Красноярск: СибГТУ, 2010. 200 с.
13. Малахова О.Ю. Реализация педагогической технологии портфолио в рефлексивно-образовательной среде вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 261-265.

В настоящее время общество нуждается в инициативных молодых людях, которые ориентированы на самореализацию во всех сферах жизни и способны не только адаптироваться к окружающему миру, но и творчески преобразовывать его. Именно поэтому на современном этапе развития высшей школы к профессиональному образованию предъявляются серьезные требования и оно становится предметом многих исследований, что обусловлено повышением требований к педагогу как к специалисту в условиях кардинальных изменений в обществе.

В процессе профессиональной подготовки студентов к работе с детьми необходимо большее внимание уделять культурным практикам, которые понимаются как практики, основанные на текущих интересах и привычных для обучающихся видах самостоятельной творческой деятельности. Это в системе профессиональной подготовки студента-музыканта является обязательной составляющей учебно-воспитательного процесса. Поэтому исследование культурных практик и их роли в профессиональной подготовке студентов-музыкантов как важного организационно-содержательного компонента профессиональной подготовки актуально на современном этапе развития образования.

Цель исследования: рассмотреть культурные практики и их роль в профессиональной подготовке студентов-музыкантов, выявить основные пути реализации культурных практик в образовательном процессе, направленных на достижение высокого уровня готовности к профессиональной деятельности.

Материал и методы исследования

Профессиональная подготовка студентов-музыкантов включает в себя как автономные, так и взаимосвязанные между собой виды подготовки и становится предметом многих исследований, что обусловлено повышением требований к педагогу как к специалисту в условиях кардинальных изменений в обществе [1].

Такие ученые, как А.К. Маркова [2], Л.М. Митина [3], П.И. Пидкасистый [4], И.П.Подласый [5], Л.С. Подымова [6], В.П. Сергеева [7], рассмотрели идею непрерывности, ступенчатости, этапности профессиональной подготовки.

В современной науке понятие «профессиональная подготовка» представлено следующими определениями:

- система профессионального обучения, целью которой является ускоренное приобретение обучающимися навыков для выполнения определенной работы;

- процесс овладения знаниями и навыками для выполнения работы в определенной области деятельности без повышения образовательного уровня обучаемого [5] и др.

Более обоснованным является понимание профессиональной подготовки как «системы не только организационных мероприятий, но и педагогических, обеспечивающих формирование личности профессиональной направленности, знаний, навыков, умений и профессиональной готовности» [6]. Это и станет определяющим моментом в нашем исследовании.

Рассмотрим основные составляющие профессиональной подготовки студентов-музыкантов.

Так, теоретическая подготовка представляет собой процесс, состоящий из овладения знаниями и расширения круга интересов обучаемых (сущность процессов обучения и воспитания, закономерностей, принципов, методов и форм их организации и др.).

Практическая подготовка характеризуется комплексом знаний, которые направлены на формирование основ профессиональной деятельности в процессе реального педагогического дела.

Методологическая подготовка включает в себя научно-теоретические знания, владение методами научно-педагогических исследований и является первоосновой, которая на протяжении всей педагогической деятельности будет помогать будущему специалисту в различных инновациях, концепциях, новых образовательных технологиях, программах развития образовательных учреждений, предлагаемых для внедрения в профессиональную деятельность [8].

В этой системе культурным практикам отводится ведущая роль, поскольку профессиональная подготовка студента-музыканта связана с искусством.

Культурные практики и их характеристики представлены в работах Т.Б. Алексеевой [9], Л.А. Барановской [10], Н.Б. Крыловой [11] и др.

Н.Б. Крылова пишет о культурных практиках как о повседневных способах самоопределения и самореализации, тесно связанных с взаимодействием с другими людьми и с апробацией новых способов и форм деятельности, формах поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Следует отметить, что учебно-профессиональная деятельность обучающихся также рассматривается как вид культурной практики [11, с. 250].

В.В. Игнатова под культурными практиками понимает «комплексное явление, выражающееся через способы действий, культурных норм и образцов деятельности, опыт работы, личные результаты и достижения» [12, с. 200]. Освоение культурных практик открывает возможности для личной инициативы студента и осмысления повседневного опыта.

Т.Б. Алексеева, проанализировав труды отечественных ученых, отмечает, что важной характеристикой культурных практик является их комплексный интегративный характер. Исследователь выделяет следующие характеристики феномена:

- получение опыта работы и суммирование личных результатов и достижений;

- освоение социокультурных норм и образцов деятельности;

- приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества [9].

Изучив и проанализировав культурные практики студентов и их влияние на формирование социальной ответственности, Л.А. Барановская выделяет такие виды культурных практик, как исследовательская; проектная; коммуникативная; художественная; информационно-поисковая; молодежные движения; политические объединения и иные практики (духовная, музыкальная, спортивная) [10].

В целом, рассмотрев понятие «культурные практики», можно сказать, что они формируют общую культуру личности студента, его нравственные, эстетические, интеллектуальные, а также социальные качества. Развитие потенциала и внутренних ресурсов личности, усиление творческого начала студентов-музыкантов, их самореализация в учебно-профессиональной деятельности обусловливают необходимость изучения понятия «культурные практики» и их роли в профессиональной подготовки студентов-музыкантов. При этом, несмотря на имеющиеся работы, почти никто из авторов не рассматривал реализацию культурных практик в образовательном процессе вуза искусств, что в современных условиях развития высшей школы является необходимым и своевременным.

Исследовательская работа проводилась на базе Института искусств СГУ имени Н.Г. Чернышевского со студентами-музыкантами (направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Музыка»).

Результаты исследования и их обсуждение

Проанализировав труды ученых (Т.Б. Алексеевой [9], Л.А. Барановской [10], Н.Б.Крыловой [11] и др.), мы выделили основные виды культурных практик. Рассмотрим их подробнее.

Литературно-художественные культурные практики основываются на литературно-художественном вкусе студентов, а также помогают в расширении читательского кругозора. Данный вид практики представлен короткой программой, длительностью 30–40 минут, проводится в первой половине дня. Реализуются практики в нескольких формах:

- вернисаж – форма практики, в которой музыкальные и поэтические произведения объединяются с цитатами и наглядным оформлением (презентации);

- литературно-музыкальная композиция – форма практики, в которой проводится параллель между литературными и музыкальными произведениями.

Празднично-поздравительные культурные практики основываются на внеклассных мероприятиях продолжительностью 1–1,5 ч, проводятся во второй половине дня и требуют тщательной подготовки. К такого рода практикам можно отнести:

- праздничную программу, состоящую из краткой информационной части об истории праздника с включением творческих номеров;

- концерт – публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных номеров по определенной, заранее составленной программе.

Конкурсные культурные практики предполагают наличие команд и болельщиков. Отличается данный вид практик присутствием жюри и четко разработанной критериальной базой оценки исполнения произведений (музыкальных, литературных, хореографических).

Развлекательные культурные практики формируют компетентность в общении, умение передавать информацию другим людям, умение выделить главное, обобщить, взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми [11, с. 262].

Одной из ведущих форм культурных практик является исполнительская (концертная) практика. Рассмотрим ее подробнее.

Целью исполнительской практики служит закрепление знаний, полученных в процессе обучения в рамках специальных дисциплин.

Практика распределена по всему циклу обучения в соответствии с получаемой квалификацией и помогает приобрести навыки и умения по следующим видам профессиональной деятельности:

- концертная – организация работы в качестве артиста академического хора или артиста ансамбля; подготовка и совершенствование ансамблевого репертуара; репетиционная и публичная исполнительская работа в концертном зале;

- культурно-просветительская – формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех возрастных групп, создание заинтересованной аудитории, приобщение аудитории к отечественной и зарубежной музыкальной культуре, образцам классического и современного искусства.

По окончании практики у студента формируются:

- самостоятельность в анализе художественных и технических особенностях произведений;

- умение прочитывать музыкальный текст во всех деталях, создание собственной интерпретации каждого произведения;

- совершенствование навыков исполнительского мастерства;

- самостоятельность в применении полученных навыков в концертно-творческой деятельности;

- самостоятельный анализ успехов и неудач, самоконтроль;

- умение работать в коллективе, взаимодействовать с другими исполнителями;

- умение вести концертную деятельность в коллективе.

Исполнительская практика предполагает выступления на академических концертах и вечерах, участие не только в конкурсах и фестивалях, но и в различных творческих проектах.

Общий объем времени на проведение исполнительской практики определяется рабочим учебным планом. Все виды данной практики проводятся параллельно теоретическому обучению и распределены по всему периоду обучения на протяжении 1–2 курсов.

Для студентов характерны два основных этапа реализации исполнительской практики: «закрытые» и «открытые» показы.

К «закрытым» показам, являющимся неотъемлемой частью учебного процесса, относятся технические зачеты, академические концерты, прослушивания и экзамены по дисциплинам, внимание концентрируется на профессиональной подготовленности студента в рамках конкретных жанров и форм. Таким образом, выбор произведений диктуется учебной необходимостью, а не задачами просветительского характера. Подобные выступления проводятся в учебных помещениях или на сцене учебного заведения.

Именно первый этап помогает в организации и проведении второго этапа – «открытых» показах. В этот этап концертной практики входят различные по масштабности отчетные концерты: класса преподавателя, отделения, учебного заведения. В данном списке наиболее актуален концерт класса. Такое мероприятие проводится по инициативе преподавателя. Это своего рода отчет преподавателя о проделанной работе за определенный период и демонстрация достижений студентов. На первый план выставляются художественные достоинства: яркость, эмоциональность, эффектность исполнения. Следует отметить, что организация концертов открытого типа требует творческого подхода и нуждается в четко заданной периодичности, идейно-тематической направленности и серьезном методологическом обосновании [9].

Формой контроля в исполнительской практике является портфолио студента.

Портфолио включает в себя полное собрание личных достижений студента, которое показывает реальный уровень его подготовки и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в самом учебном заведении и за его пределами. Эти материалы дают представление о готовности студента к профессиональной карьере. В процессе составления портфолио студент фиксирует информацию о практике, указывает количество мероприятий, в которых он принял личное участие или посетил. Обязательно представляются отзывы, благодарственные письма, дипломы, грамоты, фотоматериалы выступлений. Студент делает подробное описание мастер-классов, концертов, конференций, семинаров, конкурсов, фестивалей, которые он посетил в процессе такой практики.

Отличительной чертой портфолио является его ярко выраженный личностно-ориентированный характер:

– преподаватель и студент определяют цель создания портфолио;

– студент собирает материал, подвергает его анализу и оценке;

– в основе оценивания результатов работы используют критерии [13].

Критерии оценки портфолио:

1) наличие документированных индивидуальных образовательных достижений:

– выписки из журналов успеваемости, зачетных книжек;

– свидетельства получения грантов, почетных наград и знаков отличия, повышенных стипендий и премий, титулов, званий и пр.;

– свидетельства участия в выставках, семинарах, научных и научно-практических конференциях, круглых столах, благотворительных акциях и др.;

– дипломы профессиональных конкурсов, почетные грамоты и благодарственные письма;

2) наличие положительной рецензии педагога-консультанта по практике:

– преподаватель отбирает лучшие достижения обучающегося в ходе совместного обсуждения;

– полное и всестороннее представление работы, которая может сопровождаться письменными комментариями;

3) выступление:

– наличие соответствующего репертуара;

– готовность сценического номера.

Все мероприятия по практикам и отчетность по ним контролируются преподавателем. Получив полную информацию от студента, он выставляет итоговую оценку.

Рассмотрим три уровня системы оценивания. Высокий уровень – материалы портфолио, подготовленные студентом, и его выступление соответствуют оценке «отлично». Средний уровень – материалы портфолио соответствуют требованиям, но присутствуют недостатки в выступлении студента, при этом выставляется оценка «хорошо». Слабый уровень – материалы портфолио и выступление студента не соответствуют требованиям, тогда выставляется оценка «удовлетворительно»

Таким образом, исполнительская практика играет важную роль в профессиональной подготовке студента-музыканта, поскольку дает возможность повысить уровень таких навыков, как артистизм, свобода самовыражения, техническая и исполнительская оснащенность в реализации основной цели – воспитание профессиональных музыкантов.

Выводы

Подводя итоги, можно отметить, что культурные практики – это разнообразные способы самоопределения и самореализации обучающихся, которые основываются на повседневных и интересных для них самих видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Использование культурных практик в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов вызвано потребностью расширить социальные и практические компоненты содержания образования для обогащения культурного опыта. Но для воплощения данной идеи требуется кардинальное изменение взгляда преподавателей на культурные практики, которые должны быть целевыми, смыслообразующими и занимать важное место в содержании образования студента-музыканта.


Библиографическая ссылка

Птицына М.И., Рахимбаева И.Э. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31745 (дата обращения: 12.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674