Происходящие в России социокультурные изменения требуют переосмысления содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания обучающихся. Большим потенциалом обладает внеурочная деятельность, так как характеризуется отсутствием возрастных ограничений, степенью когнитивной готовности к выбору форм и методов.
Духовно-нравственное воспитание личности на протяжении многих веков было предметом размышлений философов и педагогов. Начиная с Аристотеля и Платона, философов Средневековья и Возрождения, практически все зарубежные и отечественные педагоги прошлого и настоящего подчеркивали значимость духовно-нравственного становления личности. Современные исследователи Л.Л. Алексеева, Е.А. Бодина, С.В.Власова утверждают, что именно школа является центром интеллектуальной, гражданской, духовной и культурной жизни современного школьника. Следует отметить, что большинство указанных авторов подчеркивают ценность разных видов искусства (в том числе светской и религиозной направленности) в процессе формирования духовно-нравственных качеств личности обучающихся.
Проблеме профессиональной подготовки магистрантов к духовно-нравственному компоненту внеурочной деятельности посвящены немногочисленные исследования. Среди них работы: Е.А. Савченко, Т.П. Макаровой, О.В. Илюшиной [1], посвященные исследованию антропокультурологического подхода к духовно-нравственному воспитанию обучающихся в условиях вуза; А.Г. Козловой, раскрывающие особенности профессиональной подготовки магистрантов по ОПП «Духовно-нравственное воспитание» [2]; Е.О. Гаспарович, Л.И. Раененко, изучающих теоретические и практические аспекты формирования духовно-нравственного портрета магистранта в процессе обучения в вузе [3].
Введение федеральных государственных стандартов третьего поколения предполагает обновление структуры и содержания, целей и задач образования на разных уровнях. При разработке содержания профессиональной подготовки магистрантов к организации внеурочной деятельности по пяти основным направлениям особое внимание следует уделять разработке учебных программ магистратуры, направленных на формирование общекультурных, универсальных и общепрофессиональных компетенций. Между тем проблема подготовки магистрантов к духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности средствами разных видов искусства в системе высшего профессионального образования не исследована.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать программно-методическое обеспечение духовно-нравственного компонента подготовки магистрантов к внеурочной работе по направлению «Духовно-нравственное воспитание».
Материал и методы исследования
Анализ научной литературы показывает повышенный интерес теоретиков и практиков к проблеме духовно-нравственного воспитания во всех сферах жизнедеятельности, включая социально-культурные аспекты, уровни общего, среднего и высшего образования, в том числе внеурочную деятельность школьников и профессиональную подготовку магистрантов.
Проблему духовно-нравственного воспитания личности исследовали в своих работах такие ученые, как С.В. Власова, Т.И. Власова, В.И. Новикова, Г. Риккерт, С.Г. Степанова, В.И. Слободчиков, А.Я. Флиер. Сущность духовности и нравственности в аспекте разных видов искусства стала предметом исследований М.С. Кагана, И.В. Кошминой, З.З. Крымгужиной, Р.И. Лозовской, В.И. Мартынова, В.В. Медушевского.
Начиная с педагогических трудов Я.А. Коменского, выстроена единая система музыкального воспитания, в которой важная роль отводилась музыке как средству формирования духовности детей [4]. Необходимо подчеркнуть и роль общепризнанных музыкально-педагогических систем З. Кодая, К. Орфа в вопросе духовно-нравственного воспитания личности.
Между тем до настоящего времени недостаточно исследован вопрос разработки и внедрения духовно-нравственного компонента содержания подготовки магистрантов к внеурочной деятельности в учреждениях общеобразовательного типа. Для изучения данной проблемы в процессе реализации магистерской программы 44.04.01.13 «Организация внеурочной деятельности» по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» в Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)» было проведено анкетирование магистрантов с целью определения их готовности к осуществлению разных направлений, видов и форм внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственное воспитание» посредством использования разных видов искусств.
Анализ готовности магистрантов к внеурочной деятельности проводился с 2019 по 2022 гг. Общее количество магистрантов – 20 человек. При проведении анкетирования магистранты отвечали на ряд вопросов: 1) какой воспитательный потенциал имеет внеурочная деятельность в школе; 2) как внеурочная деятельность связана с дополнительным образованием; 3) может ли искусство повлиять на формирование национальной идентичности, гражданственности, патриотизма; 4) что общего и различного в музыкальной культуре классической и православной ориентации; 5) какие цели и задачи решает внеурочная деятельность: 6) в чем заключается взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы в системе общего музыкального образования?
Вопросы анкеты помогли получить информацию о представлениях магистрантов о внеурочной деятельности в контексте общего музыкального образования, которая подтвердила предположение о необходимости профессиональной подготовки магистрантов к организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе и создания специального учебного курса.
Методы исследования: теоретический анализ научных трудов; анкетирование; педагогическое наблюдение; обобщение опыта подготовки магистрантов к реализации внеурочных форм работы в системе общего и профессионального музыкального образования.
Результаты исследования и их обсуждение
Основным результатом исследования является научно обоснованная система подготовки магистрантов к внеурочной деятельности в общеобразовательной школе, реализуемая в Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). Данная система состоит из ООП «Организация внеурочной деятельности», учебного плана, рабочих программ, фондов оценочных средств, методического обеспечения, включающего учебные и учебно-методические пособия. В вариативный блок учебного плана включен учебный курс «Духовно-нравственное воспитание детей во внеурочной деятельности», раскрывающий духовно-нравственный компонент содержания подготовки. Содержание, формы и методы организации данного курса разрабатывались на основе междисциплинарного и интегрированного подхода к освоению внеурочной деятельности в разных видах и формах. При этом основным средством формирования духовно-нравственного потенциала личности в представленном аспекте является опора на диалог и взаимодействие разных искусств.
Методология взаимодействия культур была разработана в трудах М.М. Бахтина, который пишет: «Диалог – это показатель общей культуры общества» [5, с. 433]. Способность культуры осваивать достижения другой – один из источников ее жизнедеятельности. В.С. Библеру принадлежит широко известный тезис, что на рубеже XX и XXI вв. мы наблюдаем «смещение эпицентра всего человеческого бытия – к полюсу культуры» [6, с. 3]. Следуя идеям М.М. Бахтина, В.С. Библер резонно утверждал, что разум культуры актуализируется именно как разум общения (диалога) логик, общения (диалога) культур. Здесь возможен диалог культур на микроуровне (внутренний диалог) и на макроуровне (внешний диалог между индивидами, культурами, нациями, системами образования).
Сформулированные выше концептуальные представления создают широкое поле для новых научных и практических поисков, которые становятся основой конструирования духовно-нравственного компонента содержания подготовки магистрантов, которая выстраивается в согласии с социоисторическими, психологическими и педагогическими приоритетами развития музыкальной и духовной культуры разных эпох, направлений и стилей.
Основная цель учебного курса – разработка программно-методического обеспечения подготовки магистрантов к организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по направлению «Духовно-нравственное воспитание» в соответствии с особенностями профессиональной деятельности и музыкального развития школьников.
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
знать: требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию школьников во внеурочной деятельности; сущностные характеристики, содержание, формы и методы внеурочной деятельности в области духовно-нравственного воспитания детей; принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей; интерактивные формы и методы работы в онлайн-средах;
уметь: выстраивать и реализовывать перспективные линии духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности; выбирать методики исследования духовно-нравственного воспитания и развития детей во внеурочной деятельности; конструировать электронные образовательные продукты с использованием разных платформ, мультимедийных и облачных технологий;
владеть: методами освоения знаний и развития умений организации внеурочной деятельности в области духовно-нравственного воспитания детей; инновационными технологиями духовно-нравственного воспитания и развития учащихся школьного возраста.
Осуществляемая в рамках указанного учебного курса подготовка магистрантов предусматривает три взаимосвязанных компонента:
1) мотивационно-ценностный, в задачу которого входят формирование у магистрантов готовности осуществлять внеурочную деятельность в разных направлениях и формах, формирование личностного отношения к организации творческих форм работы, формирование представлений о базовых национальных ценностях;
2) логико-содержательный, связанный с обеспечением магистрантов специальными знаниями о сущности, функциях, направлениях и формах организации внеурочных форм работы;
3) художественно-операциональный, направленный на формирование у магистрантов личностного и профессионального опыта организации внеурочной деятельности, отвечающего требованиях ФГОС и современной школьной практики.
Ведущими задачами мотивационно-ценностного компонента являются целенаправленное развитие у магистрантов интереса к внеурочной деятельности, формирование личностно-ценностного отношения к ней и готовности к реализации форм работы духовно-нравственной направленности. Исполнение ведущей задачи мотивационно-ценностного компонента – подготовки магистрантов к внеурочной деятельности – осуществляется на лекционных и семинарских занятиях, в научно-исследовательской работе и в процессе прохождения педагогической практики. Реализация содержания мотивационно-ценностного компонента подготовки магистрантов осуществляется во всех формах педагогического процесса, в том числе посредством анализа документальных фильмов и видеоматериалов о творческой деятельности во внеурочное время педагогов дополнительного образования и учителей музыки.
Главной задачей логико-содержательного компонента является формирование специальных знаний, которые обеспечат решение воспитательных и развивающих задач во внеурочной работе. Их можно сгруппировать в несколько блоков:
а) знания о задачах и особенностях духовно-нравственного воспитания в системе образования; особенности духовно-нравственного воспитания школьников средствами музыкальной педагогики;
б) знания о сущности и функциях внеурочной деятельности в контексте Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности;
в) знания о направлениях, формах и методах внеурочной деятельности в аспекте педагогики искусства и интегрированного медиаобразования;
в) знания технологий духовно-нравственного воспитания детей для программно-методического сопровождения отдельного мероприятия;
г) знания о формировании нравственных качеств личности во внеурочных и интерактивных формах работы.
Главной задачей художественно-операционального компонента подготовки магистрантов является выработка практических умений и способностей, посредством которых осуществляется внеурочная деятельность, создаются специальные условия на основе базовых национальных ценностей, учитывается разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.
Учебный курс «Духовно-нравственное воспитание детей во внеурочной деятельности» состоит из трех разделов. В первом разделе «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников» раскрываются истоки, сущность и особенности духовности и нравственности в историческом аспекте, общие задачи и проблемы духовно-нравственного воспитания, духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыкальной педагогики. Во втором разделе «Виды, формы и технологии духовно-нравственного воспитания детей во внеурочное время» раскрываются сущность и структура внеурочной деятельности, многообразие форм и технологий (в том числе и мультимедийных, облачных, интерактивных) организации внеурочной деятельности. Третий раздел «Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности» включает практикум по изучению содержания и технологий программ внеурочной деятельности, в том числе программы внеурочной деятельности «Музыка. Духовность. Вечность», которая может использоваться для организации внеурочных занятий, а также для школьных праздников [7].
Спецификой данной программы является формирование целостного представления о духовной и классической музыке, многообразии их жанров и форм. В основе программы лежат отечественное и зарубежное классическое музыкальное наследие, духовная (церковная) и современная музыка, народное музыкальное и поэтическое творчество. В процессе освоения программы школьники изучают лучшие произведения зарубежной и отечественной музыкальной классики, включая произведения Д.С. Бортнянского, А.А.Архангельского, П.Г. Чеснокова, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Ф. Шопена и др.
Важно подчеркнуть, что для анализа классических и духовных произведений использовались критерии нравственно-эстетической оценки, разработанные на основе концепции эстетического отношения А.И. Бурова, А.С. Зиннуровой, А.Ж. Овчинниковой, Л.П. Яненко. По мнению авторов, нравственно-эстетическое отношение школьников к музыкальным произведениям характеризуется как способность выразить собственные эмоции, переживания и дать этическую оценку произведениям искусства, а также «выразить собственное нравственно-эстетическое отношение к событиям и явлениям действительности музыкально-выразительными средствами в художественно-творческой деятельности» [8, с. 101].
В программе используется вокально-хоровой репертуар из «Детского музыкального катехизиса» И. Лепешинского [9]. В музыкальный катехизис включены детские духовные песни, посвященные христианским праздникам. К ним относятся такие песни, как «Читая вечные священные страницы», «Чудо из чудес», «Троеручица», «Песенка про ангелов», «Пасхальное время», «Рождественские встречи» и др.
В учебном курсе активно применяются интерактивные формы обучения, которые связаны с использованием мультимедийных и облачных технологий. Они способствуют развитию медиатворчества магистрантов в процессе подготовки внеурочного мероприятия, разработки методического сопровождения или электронных образовательных продуктов средствами облачных технологий. К ним относятся мультимедийные презентации, звуковое сопровождение, видеоклипы, электронные проекты, электронные пособия [10].
В заключение отметим, что разработанное содержание духовно-нравственного компонента подготовки магистрантов к внеурочной деятельности в общеобразовательной школе направлено на формирование профессиональных компетенций обучающихся, осознание духовно-нравственного потенциала классической и духовной музыки, отражающего общечеловеческие, эстетические и нравственные ценности и идеалы, а также лежащие в основе реализации задач культурной и образовательной политики на современном этапе.
Библиографическая ссылка
Надолинская Т.В., Яненко Л.П. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31814 (дата обращения: 11.05.2024).