Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛЕКТИВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Догучаева Т.А. 1 Моллаева А.Т. 1
1 ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова»
В статье рассматривается такое условие формирования межличностных отношений младших школьников, как организованная коллективная художественно-творческая деятельность. Подчеркивается, что в ключевые образовательные компетенции входит компонент межличностных отношений, формирование которых является важнейшей целью начального образования. Анализируется степень воздействия активного включения детей в творческую деятельность на успешное формирование коллектива. В процессе исследования была получена информация о сформированности межличностных отношений между учениками начальной школы, а также проанализировано качество межличностных связей каждого ученика к коллективу, в котором он обучается, и в целом к учебному процессу. Апробирована коллективная художественно-творческая работа во внеурочной деятельности и определена ее эффективность в формировании межличностных отношений младших школьников. Разработаны и реализованы задания коллективного художественно-творческого типа, соответствующие современным требованиям формирования коллектива учеников начальных классов, которые позволяют последовательно включать детей в различные варианты творческого взаимодействия: от наиболее простых – работа в паре – до более сложных, таких как работа в группе, состоящей из двадцати человек. В ходе диагностики на контрольном этапе исследования выявляются положительная динамика в коллективе, а также снижение процента изолированных детей. Обосновывается, что для воспитания детей учителям следует организовывать разнообразные совместные мероприятия, без которых невозможно заложить необходимые социальные привычки и сформировать настоящий коллектив.
межличностные отношения
младший школьный возраст
коллективная творческая деятельность
1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Издательство Питер, 2009. 930 с.
2. Сосновский Б.А. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов. Издательство Юрайт, 2021. 359 с.
3. Гончаров В.А. Динамика межличностных взаимоотношений в искусственно реорганизованной малой группе // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. 2017. 206 с.
4. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Личность и общение. Изобразительные труды. 2017. С. 198-201.
5. Баксанский О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения. Издательство Либроком, 2018. 368 c.

Результативность взаимодействия между людьми в основном зависит от умения общаться (коммуникативных навыков), то есть способности налаживать и поддерживать нужные связи с социумом. Коммуникативная компетентность (умение общаться) состоит из системы знаний и навыков (техник), которые, как известно, гарантируют человеку высокий процесс успешности в абсолютно разных случаях взаимодействия [1]. Актуальность исследования определяется современным обществом, которое нуждается в людях, способных к совместной деятельности, групповым взаимоотношениям, партнерству. Анализ результатов многочисленных психолого-педагогических исследований и опыта общеобразовательных учреждений свидетельствует о том, что существенной проблемой начального образования XXI в. является увеличение числа детей с дезадаптацией к жизни в школе. У детей младшего школьного возраста такие понятия, как «школа» и «школьная жизнь», ассоциацируются с узконаправленными явлениями – класс, одноклассники и учителя. В связи с этим психологи выделили несколько условий, в значительной степени влияющих на успешность или неуcпешность адаптационного процесса: вид взаимоотношений в структуре «учитель – ученик»; специфика межличностных отношений в классе; наличие у ребенка способности проявлять свою уникальность и индивидуальность; стремление и навык сотрудничества. Отношения между людьми формируются во всех сферах деятельности человека, но наиболее устойчивыми оказываются те, которые были установлены в совместной трудовой активности. Кроме укрепления оперативной связи, при выполнении коллективной работы создаются и совершенствуются межличностные отношения, которые впоследствии обретают более многогранный характер [2]. Поэтому описание свойств межличностных отношений представляет собой часть ключевых образовательных компетенций, развитие которых можно считать важнейшей задачей начального образования.

Цель исследования – теоретически подтвердить и экспериментально проверить эффективность метода использования групповой художественной деятельности в формировании межличностных отношений у детей 7–10 лет.

Материал и методы исследования. При проведении эксперимента нами были использованы следующие методы исследования: теоретические – обзор психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; эмпирические – опросные методы: диагностическая методика «Поздравь товарища» (автор Я.Л. Коломинский, адаптирована учителем начальных классов А.С. Кононовой), диагностическая методика «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» (автор Рене Жиль, адаптирована педагогом-психологом М.С. Новичковой), «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» (адаптирована Д.Н. Пустовой), опытно-экспериментальная работа, методы математической обработки результатов исследования.

Экспериментальное исследование по формированию у детей младшего школьного возраста межличностных отношений проводилось на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11 им. Героя России Трошева Г.Н.» г.о. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики. В эксперименте принимали участие учащиеся 4 «Е» класса.

Результаты исследования и их обсуждение

Младшим школьникам предоставляются большие возможности, чтобы сформировать и развить внутреннюю нравственность и позитивные качества личности. Пластичность психики, восприимчивость к внушению, предрасположенность к подражательству, влияние авторитетных учителей и взрослых могут создать положительные условия, необходимые для формирования успешной личности [3].

Применение методик «Анкета привлекательности класса», «Поздравляем товарища», «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» позволило получить информацию об уровне сформированности межличностных взаимоотношений детей 4 «Е» класса. Применение первой анкеты дало нам возможность получить сведения о субъективном мнении учеников: как они относятся к классу в общем, а также каким они видят учебный процесс. Выводы, которые мы получили при анализе применения методики, противоречивы, поскольку у учеников с хорошей успеваемостью и высокой ответственностью к учебной деятельности наблюдается желание поменять класс (перейти в другой); в то время как ученики с хорошей успеваемостью, но меньшей активностью в жизни класса и недостаточной дисциплинированностью выразили желание продолжить обучение в прежнем классе.

При использовании методики «Поздравляем товарища» нами было отмечено следующее: те учащиеся, у которых было выявлено большое желание поменять учебный класс, являлись в коллективе лидерами. Среди лидеров класса также явно выявлялась «звезда».

При проведении эксперимента по третьей методике нами было определено, насколько хорошо дети «включены» в социальную жизнь классного коллектива, результаты показали следующее: ученики, набравшие наибольшее количество баллов по первым двум методикам, в основном принадлежали к группе «неблагоприятные». Также было установлено, что в учебном коллективе присутствовали ребята, попавшие в группу «отверженных», поскольку они воспринимали себя одиночками среди остального классного сообщества.

Анализ примененных методик показал, что уровень межличностных отношений в 4 «Е» классе – выше среднего (учитывая другие исследования в нашей области), а также то, что в классе есть дети, у которых этот показатель находится на достаточно низком уровне. Чтобы улучшить показатели сформированности межличностных отношений в 4 «Е» классе, мы разработали художественно-творческие упражнения и задания, классифицированные по трем уровням сложности.

Для начала было проведено занятие «Наша любимая сказка». Оно наиболее простое в плане организации работы. Мы поделили детей на пары, учитывая схожесть их интересов к тем или иным сказкам. В этой совместной работе дети рисовали иллюстрации к книгам. И здесь было важно, насколько хорошо дети между собой поладят, смогут ли они договориться в вопросе композиции, будут ли помогать друг другу. По итогу было выявлено несколько видов разделения деятельности в парах: грубое «поровну» («Я рисую одного богатыря, ты – второго»), и более сложное, в котором дети были более подготовлены к совместной деятельности. Во втором случае распределение складывалось по принципу учитывания способностей в паре (например, в одной из работ ученица рисовала человека, а ее одноклассница – природу на втором плане).

Следующий уровень сложности организации коллективной художественно-творческой деятельности – средний. Нами было проведено несколько занятий на тему «Город» для подготовки детей к изготовлению композиции «Застройка города». Класс был поделен уже на три группы: «строителей и архитекторов», «машиностроителей» и «озеленителей». Первые занимались созданием аппликаций с изображениями различных видов зданий, вторые рисовали транспорт, третьи облагораживали город с помощью растений и других природных составляющих. Вся работа затем переносилась на один большой лист ватмана. Коллективный анализ был проведен так, что каждый ученик по очереди исполнял роль экскурсовода, рассказывая о преимуществах построенного классом города.

И, наконец, работа в большой группе – первый по сложности этап организации коллективной работы. Ученикам был выдан лист ватмана для составления ими единой композиции на тему «Солнечная система». Использование современных информационных технологий позволило провести подготовку к практической части. Ученики показали высокое качество коммуникации, наблюдался положительный климат в коллективе. Те учащиеся, у которых ранее не налаживались отношения, смогли показать свою индивидуальность, зарекомендовать себя как интересных собеседников и талантливых товарищей. Нами было отмечено, что ученики начали общаться не только на уроках, но и на перерывах и внеклассных занятиях.

Во время последующих визитов, а также на итоговом (контрольном) этапе исследования мы повторили диагностику измерения эффективности формирования межличностных отношений младших школьников в коллективной художественно-творческой деятельности.

Во время повторного анкетирования «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» мы увидели (рис. 1), что 12 из 20 учеников (60%) нашли учебные занятия увлекательными, этот показатель на 10% выше, чем на констатирующем этапе; 8 (40%) ребят были хорошо адаптированы к учебному коллективу, это на 5% меньше, чем на первом этапе диагностики; учеников с выявленным нейтральным отношением к одноклассникам не обнаружено, что на 5% меньше по сравнению с констатирующим этапом исследования; учеников, негативно относящихся к одноклассникам не выявлено.

Рис. 1. Сравнительные результаты оценки привлекательности классного коллектива по методике «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива»

В результатах повторного проведения методики «Поздравь товарища» нами было выявлено (рис. 2), что 1 (5%) из 20 обучающихся все так же является «звездой» класса; 3 (15%) учащихся имели статус «предпочитаемый», который остался прежним; 13 (65%) учащихся входят в группу «принятые», а этот результат уже на 10% выше; 3 (15%) учащихся были отнесены к группе «непринятые», этот показатель уменьшился на 10%.

Рис. 2. Сравнительные результаты выявления статуса учеников по методике «Поздравь товарища»

После второго проведения опроса «Исследование межличностной сферы ребенка» были получены нижеописанные выводы (рис. 3): 13 (65%) учащихся попали в группу «благополучные» (на 10% больше); категория «неблагополучных» прежняя – 7 (35%) учащихся; «отвергнутых» детей выявлено не было, этот показатель снизился на 10%. Результаты показывают, что межличностные отношения в младших классах постепенно развиваются. Количество учащихся, относящихся к группе «предпочитаемые», составило 65% (больше на 10%). И все то говорит нам о том, что все больше ребят чувствуют благоприятную атмосферу в классе.

Рис. 3. Сравнительные результаты выявления степени адаптации детей в классе по методике «Исследование сферы межличностных отношений ребенка»

Заключение

Важнейшим компонентом успешного общения, помимо соответствующего развития у человека познавательной и эмоциональной сфер, является способность делать наиболее подходящий выбор в отношении способа поведения при общении с другим человеком. Как показывает жизнь, творчество необходимо не только в работе, направленной на создание материальной ценности. Оно также должно присутствовать в выборе средств для воздействия на другую личность, в выборе методов подхода к другому человеку [4].

Педагогам следует организовывать совместные мероприятия, без которых невозможно заложить необходимые социальные привычки и сформировать настоящую команду. Дети младшего школьного возраста, стремящиеся к новому опыту, воспринимают совместную деятельность очень радостно. Она их привлекает, стимулирует их дух и энергию. Мы предполагали, что для процесса формирования межличностных отношений в младших классах требуется наличие следующих условий: организация творческих коллективов во внеклассной работе, максимальное внедрение детей в творческие активности, организация и руководство педагогом коллективной художественно-творческой деятельностью [5].

Для того чтобы проверить данное предположение, мы изучили психолого-педагогическую литературу, определили ключевые понятия темы и провели эмпирическое исследование на базе МКОУ «СОШ № 11 им. Героя России Трошева Г.Н» г.о. Нальчик.

В исследовании приняли участие 20 респондентов – учеников 4 «Е» класса. В целом уровень сформированности межличностных отношений в классе был на уровне выше среднего, но были и ученики, показавшие как высокий уровень школьной адаптации, так и низкий. Нами были разработаны художественно-творческие уроки с целью формирования межличностных отношений между младшими школьниками во время внеклассных занятий. По итогу этих занятий мы смогли увидеть улучшение качества взаимодействия в группе. Большинство школьников, которые раньше не общались, стали делать это чаще не только в учебное время, но и в свободное. Данные наблюдения были позже подтверждены при последующей диагностике.

В результате мы увидели положительную динамику в атмосфере коллектива и уменьшение количества детей, находящихся в изоляции. Итак, согласно результатам проведения анкеты привлекательности классного коллектива, 12 (60%) учеников считают, что их класс является приемлемым для комфортного обучения, что на 10% больше, чем на первом этапе. Сравнительный анализ результатов применения метода «Поздравь товарища» на первом и третьем этапах исследования показал, что лидером остался тот же ученик – это 5% от общего показателя; изменение получилось увидеть в группе «непринятых», которая составила 25% (на 5% ниже, чем на первом этапе). Опрос, проведенный по методике Р. Жиля «Исследование в области межличностных отношений детей», также показал динамичное изменение показателя повышения уровня межличностных отношений среди учащихся начальных классов. 13 (65%) учащихся попали в группу «благоприятные» (на 10% выше по сравнению с первым этапом исследования). Это свидетельствует о том, что после коллективных работ большее количество учащихся начали чувствовать благоприятный для обучения и общения климат в классе.

На основании данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследовательской работы, мы пришли к выводу, что межличностные отношения младших школьников успешно формируются в процессе художественно-творческой деятельности.


Библиографическая ссылка

Догучаева Т.А., Моллаева А.Т. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛЕКТИВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31815 (дата обращения: 12.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674