Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Бекузарова Н.В. 1 Назаренко Е.М. 1
1 Сибирский федеральный университет
В статье анализируется важная роль эмоционального интеллекта для успешной работы выпускников педагогического бакалавриата на примере требований ФГОС и Профессионального стандарта педагога. Также авторы представляют контент-анализ учебных дисциплин основной образовательной программы «Тьютор» направления «Педагогическое образование» с точки зрения соответствия их содержания задачам развития эмоционального интеллекта студентов. На основе данного анализа, опираясь на требования времени, ФГОС и Профессионального стандарта, авторы предлагают свой вариант развития эмоционального интеллекта в условиях дистанционного обучения. В качестве инструмента авторы рассматривают метод образовательного путешествия для использования образовательного потенциала цифровой информационной образовательной среды университета. В структуру разработанного виртуального образовательного путешествия для развития эмоционального интеллекта входят задания, направленные на знакомство с новой средой. Логика изучения дисциплины предполагает поэтапное прохождение испытаний и преодоление препятствий. Электронный курс дисциплины может стать инструментом развития эмоционального интеллекта, если он разработан в соответствии с принципами когнитивного дизайна электронного образовательного ресурса. Осознание трудностей в процессе выполнения заданий, рефлексивное описание этих трудностей и способов их преодоления, обсуждение задач, способов их решения и иное в группе, мини-группах, беседе с преподавателем и являются той спроектированной преподавателями средой, которая способствует развитию эмоционального интеллекта.
эмоциональный интеллект
дистанционное образование
компетенции
разработка электронного курса дисциплины
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изм и доп., вступ. В силу с 01.03.2022) (§50, 3.1). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.06.2022).
2. Реестр Профессиональных стандартов Минтруда России. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (от 10 янв. 2017г.). [Электронный ресурс]. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=63573 (дата обращения: 09.06.2022).
3. ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 (ред. от 08.02.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 09.06.2022).
4. Андреева И.Н. Структура и типология эмоционального интеллекта: автореф. дис. … докт. псих. наук. Минск, 2017. 48 с.
5. Гарднер Г., Свирид А. Структура разума. Теория множественного интеллекта. Изд. Вильямс, 2007. 512 с.
6. Mayer J.D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence. Intelligence. 1993. vol. 17. no. 4. P. 433-442. DOI: 10.1016/0160-2896(93)90010-3.
7. Goleman D. Emotional intelligence. Why it can matter more than IQ. Learning. 1996. V. 24 (6). Р. 49-50.
8. Исаева О.М., Савинова С.Ю. Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований // Современная зарубежная психология. 2021. № 10 (2). С. 105-116.
9. Puertas Molero P. et al. Emotional intelligence in the field of education: a meta-analysis / Annals of psychology. 2020. Vol. 36 (1). P. 84-91. DOI: 10.6018/analesps.345901.
10. Белобородов А.М., Сыманюк Э.Э. Устойчивость развития эмоционального интеллекта будущих специалистов // Образование и наука. 2018. № 20 (7). С. 109-127. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-109-127.
11. Majeski R. A. et al. Fostering emotional intelligence in online higher education courses. Adult Learning. 2017. vol. 28 no. 4. P. 135–143.
12. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. Манн, Иванов и Фербер. 2019. 432 с.
13. Moreno R., Mayer R. Interactive multimodal learning environments. Educational Psychology Review. 2007. vol. 19. P. 309-326.
14. Бородовская А. Ю. Когнитивный подход к дизайну мультимедийных электронных образовательных ресурсов (теоретический аспект) // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 10-12.

В современном обществе активно обсуждается тема компетентности педагога. Ведутся дискуссии о том, что педагог должен знать и уметь делать. Важен ли эмоциональный интеллект в работе педагога? В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о необходимости «формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки» [1]. Требования к качествам педагога определяются Профессиональным стандартом [2] и ФГОС [3]. Педагог должен уметь «…реализовывать меры по формированию благоприятного психологического климата, позитивного общения субъектов образования; выстраивать доверительные отношения с обучающимся и его окружением в ходе реализации индивидуального учебного плана; проводить… рефлексивные тьюториалы… Будущий педагог должен знать “…методы, способы формирования благоприятного психологического климата, условий для позитивного общения субъектов образования; методы профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса…”» [2]. Для выполнения своих трудовых функций педагог должен обладать сформированным эмоциональным интеллектом, а также уметь выстраивать взаимодействие обучающихся таким образом, чтобы развивать их эмоциональный интеллект. Кроме того, эмоциональный интеллект является важным фактором адаптации к профессиональной деятельности [4].

Профессиональная деятельность выпускника бакалавриата направления 44.03.01 «Педагогическое образование» предполагает «создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализации обучающихся; участия в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации; повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса; участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами…» [3], что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте. Способность выполнения этой деятельности предполагает развитый уровень эмоционального интеллекта.

Современная теория эмоционального интеллекта берет свое начало в XX в., когда Э.Л. Торндайк вводит понятие социального интеллекта. Говард Гарднер делит интеллект на внутренний и межличностный [5]. Д. Майер и П. Сэловей приводят аргументы в пользу термина «эмоциональный интеллект» [6]. Работа Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ», вышедшая в 1996 г., привлекла всеобщее внимание к эмоциональной сфере личности [7]. Многочисленные более современные отечественные и зарубежные публикации на данную тему нашли свое отражение в обзорах, опубликованных в ведущих наукометрических базах [8,9]. Авторы обзоров отмечают важную роль развития эмоционального интеллекта в раннем возрасте, на этапе дошкольного воспитания и в средней школе. Авторы указывают на то, что развитию эмоционального интеллекта в высших учебных заведениях уделяется меньше внимания – об этом свидетельствует меньшее количество публикаций на эту тему. Большинство публикаций о развитии эмоционального интеллекта в раннем возрасте относятся к периоду, когда нынешние студенты уже вышли из этого возраста. Это заставляет нас предположить, что развитию эмоционального интеллекта нынешних студентов не уделялось достаточного внимания. Особое внимание мы обращаем на следующее утверждение: несмотря на то, что в академической среде распространено мнение о том, что эмоциональный интеллект очень незначительно меняется во взрослом возрасте, начиная уже со студенческого, есть работы, которые описывают потенциальные возможности повышения уровня эмоциональной компетентности в условиях вуза [8,10].

Роль творческих способностей человека, эмоционального интеллекта и soft skills особенно важна в цифровую эпоху. Именно творческий потенциал и эмоциональный интеллект – это то, в чем человек (пока) превосходит машины. И именно цифровая среда, в том числе, может использоваться для развития эмоционального интеллекта. Разработчик электронного курса моделирует собственное поведение, управляет процессом обучения и таким способом может помогать студентам в их развитии [11].

Содержание электронных курсов способно влиять на этот процесс напрямую: например, для этой цели могут использоваться письменные задания рефлексивного характера и организованные дискуссии, в которых преподаватель играет роль фасилитатора, помогая преодолевать возможные препятствия технического или другого характера. При этом важно, чтобы преподаватель, принимаясь за обсуждение «чувствительной» темы (возраст, пол, расовая принадлежность), четко формулировал правила, создавая комфортную среду для общения.

Целями нашего исследования являются изучение соответствия содержания рабочих программ дисциплин педагогического бакалавриата задачам развития эмоционального интеллекта будущих педагогов, разработка и апробация рабочей программы дисциплины «Иностранный язык», способствующей развитию эмоционального интеллекта в цифровой среде посредством образовательного путешествия. Целью образовательного путешествия представляются расширение кругозора, раздвижение границ и познание нового. Именно это и происходит в процессе развития эмоционального интеллекта – человек расширяет представление о своих и чужих эмоциях и способах управления ими. Электронный курс дисциплины размещен в системе электронного обучения СФУ и доступен для зачисленных на курс пользователей.

Материал и методы исследования

В данной работе использовались методы анализа научной литературы, контент-анализ методических материалов (рабочих программ дисциплин, фондов оценочных средств, учебных пособий и рекомендаций по дисциплинам) с целью уточнения направленности учебных предметов на развитие эмоционального интеллекта студентов.

Исследование проводилось на базе Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»).

Первый этап (2018–2022 гг.) – изучение различных подходов к определению эмоционального интеллекта, исследований, направленных на выявление условий, оказывающих влияние на его развитие.

Второй этап (2020–2022 гг.) – проведение контент-анализа методических материалов (рабочих программ дисциплин, фондов оценочных средств, учебных пособий и рекомендаций по дисциплинам) с целью уточнения направленности учебных предметов на развитие эмоционального интеллекта студентов.

Третий этап (2020–2022 гг.) – разработка и реализация электронного курса дисциплины, направленного на развитие эмоционального интеллекта студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование».

При обработке результатов контент-анализа использовался сплошной терминологический подсчет, при котором регистрируются, а затем подсчитываются все проявления индикаторов данной категории или подкатегории.

При разработке электронного курса мы опирались на модель эмоционального интеллекта, предложенную С.В. Шабановым и А.Н. Алешиной [12], и принципы педагогического дизайна Р. Морено и Р. Майера [13].

Результаты исследования и их обсуждение

Мы рассмотрели трудовую функцию «Тьюторское сопровождение обучающихся» Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [2]. К этой трудовой функции относятся такие трудовые действия, как выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений, подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса, педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов и др.

Разработанная программа подготовки тьюторов учитывает не только «количественные» показатели процесса приобретения знаний. Эмоциональное многообразие «рад, расстроен, разочарован, горд, удивлен, напуган…» находит свое отражение в учебном процессе, в рабочих программах дисциплин, в рефлексивных материалах обучающихся.

Мы провели контент-анализ формулировок компетенций для того, чтобы выяснить, какие из них направлены на развитие эмоционального интеллекта. Мы ориентировались на наличие в описании компетенций слов (маркеров), обозначающих форму или характер взаимодействия, эмоциональную составляющую или ценностные характеристики взаимодействия и их производных, как это показано в таблице. В Учебных планах наборов 2019г. и 2020г. двенадцать компетенций соответствуют этому критерию. Мы рассматривали учебные планы именно этих лет набора, поскольку вследствие введенных в связи с пандемией COVID-19 ограничений именно тогда стало очень актуально обучение с использованием электронных курсов дисциплин.

Слова, отражающие эмоциональную составляющую компетенций

Формулировка компетенции

Слова, отражающие эмоциональную составляющую

Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3)

взаимодействие

Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-4)

коммуникация

Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5)

этический, межкультурный

Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1)

этика

Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ОПК-3)

воспитательный

Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4)

духовно-нравственный, ценности, воспитание

Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении (ОПК-5)

оценка

Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями (ОПК-6)

воспитание

Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ (ОПК-7)

взаимодействие

Способен организовать профессиональную (педагогическую) деятельность на основе правовых и этических норм (ПК-1)

этический

Способен осуществлять педагогическое взаимодействие с участниками образовательного процесса (ПК-5)

взаимодействие

Способен поддерживать самостоятельность, инициативность обучающихся, способствовать развитию их творческих способностей в рамках учебно-исследовательской деятельности (ПК-7)

поддерживать, творческий

Обучение предполагает формирование и развитие компетенций и характеристик личности студентов. Содержание учебных дисциплин имеет прямое отношение к формируемым компетенциям и личностным характеристикам, даже если обучающимся не раскрывается его обучающее, воспитательное и развивающее значение. Мы провели контент-анализ рабочих программ, фонда оценочных средств, учебных пособий и рекомендаций по дисциплинам на наличие в них слов или словосочетаний, которыми можно оперировать для описания чувств и эмоциональных состояний. Проведенный анализ методических материалов показал, что учебные дисциплины образовательной программы «Тьютор» студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование» содержат материал, усвоение которого способствует развитию способности идентифицировать собственные эмоции, управлять ими, а также идентифицировать эмоции других людей и оказывать на них влияние. Представления об эмоциональном интеллекте, которые отражены в рабочих программах дисциплин, не систематизированы, а задания из фонда оценочных средств дисциплин не всегда направлены на развитие эмоционального интеллекта студентов. По результатам проведенного анализа мы можем заключить, что развитию эмоционального интеллекта студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование» уделяется недостаточное внимание, и усиление направленности учебных заданий на развитие эмоционального интеллекта представляется авторам перспективным.

В целом, проделанная нами работа позволяет утверждать, что содержание учебных дисциплин имеет определенный (хоть и ограниченный) потенциал для развития эмоционального интеллекта, но он недостаточен по содержанию и не систематизирован. Для реализации этого потенциала, для обеспечения развития эмоционального интеллекта студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование» преподаватель должен проводить на занятиях целенаправленную и систематическую работу по развитию соответствующих знаний, умений, опыта деятельности. Максимальное количество слов-маркеров и близких им по значению выражений содержат рабочие программы дисциплин «Эффективная коммуникация и ведение переговоров», «Межкультурная иноязычная коммуникация», «Педагогическое проектирование», «Основы общения и профессиональной коммуникации», «Развитие общества и ценностные основания современного образования». Дисциплина «Иностранный язык» находится на восьмом месте, между тем, она имеет коммуникативно-направленный характер, поэтому мы внесли необходимые изменения в рабочую программу дисциплины, чтобы иметь возможность уделять в рамках данной дисциплины больше внимания развитию эмоционального интеллекта. Мы переформулировали некоторые задания таким образом, чтобы акцентировать внимание на эмоциональной составляющей.

И в этом нам помог метод образовательного путешествия. Мы представили продвижение студента от задания к заданию в виде дороги, по которой идет путешественник – студент-первокурсник, оказавшийся в новом для него университетском пространстве. Находясь в новом пространстве, студент стремится освоить, присвоить это образовательное пространство, почувствовать себя частью студенческого и научного сообщества. Пройдя серию испытаний, студент получает награду – зачет по дисциплине «Иностранный язык» и комплект выполненных им работ, некоторые из которых можно разместить в электронном портфолио студента. Мы сохранили логическое разделение учебного материала на семь разделов и стандартизировали требования, предъявляемые к результатам обучения. Коммуникативная направленность дисциплины сама по себе диктует логику построения курса. Поэтому есть задания рефлексивного характера («Расскажите о себе как о студенте вуза», «Что меня радует», «Как действовать в трудной ситуации», «Профессия учителя» и т.д.). Мы также включили в формулировки заданий слова, имеющие эмоциональную окраску, и вопросы, нацеленные на выявление ценностно-смысловых ориентаций студентов. Свидетельством успешного освоения программы в рамках каждого тематического раздела служат два разработанных нами теста (грамматический и лексический), письменная работа и устное представление письменной работы с последующим обсуждением содержания с преподавателем. Мы также стандартизировали критерии оценивания, сделав их не только унифицированными в рамках курса, но также простыми и прозрачными, чтобы студент мог самостоятельно спрогнозировать вероятное количество баллов, которое он получит за выполнение той или иной работы.

В 2020 г. в связи с противоэпидемиологическими мероприятиями курс прошел частичную апробацию в дистанционном формате. Для проведения занятий мы использовали формат видеоконференции, а также мессенджер социальной сети. Видеоконференция позволила успешно реализовать формат устного общения в режиме реального времени. Нам удалось успешно преодолеть организационные и технические барьеры, благодаря чему коммуникация носила продуктивный характер. По ряду причин мы придерживались следующего правила: видеокамеру включают те участники видеоконференции, которые желают высказаться. Однако такой формат общения носит несколько обедненный характер, поскольку участники видеоконференции не могут использовать привычные для офлайн-общения способы передачи информации. Восполнить этот пробел помогает чат видеоконференции, где участники могут выразить свое согласие/несогласие краткими обозначениями (например, знаками «+» или «–», заменяющими в этом контексте традиционные мимику и жесты). Также чат видеоконференции позволяет использовать ограниченное количество эмодзи для выражения одобрения, поддержки и иных эмоций. На определенном этапе, параллельно с чатом видеоконференции, мы стали активно использовать мессенджер в социальной сети. В беседу были включены все участники экспериментальной группы. Именно этот инструмент на данном этапе стал средством выражения эмоций. Студенты отмечали, что пользоваться мессенджером им привычно, и они легко перенесли навыки повседневного общения в созданную нами учебную среду. Чаще всего именно в мессенджере, а не в чате видеоконференции, имели место дискуссии, реплики студентов, которые дополняли или развивали высказанные другими студентами предположения, именно там студенты активно использовали эмодзи для обозначения того, что согласны / не согласны с утверждением, для описания степени сложности полученного задания, для того, чтобы ответить на традиционный в начале занятия вопрос: «Как у вас дела?» Также мы наблюдали прямую зависимость между насыщенностью заданий словами, выражающими эмоции, модальность, и частотой выражения таковых в речи студентов – в письменной и устной форме.

В 2021 г. мы разработали электронный курс дисциплины «Иностранный язык» и внедрили в структуру электронного курса задания и инструменты, направленные на обогащение эмоциональной составляющей занятия. Каждый тематический раздел содержит опросы, направленные на рефлексивный анализ: студенты оценивают задания как простые или сложные, отмечают наиболее трудные для себя задания, отмечают те эмоции, которые они испытывали в ходе работы над той или иной темой.

В нашей работе при проектировании электронного курса дисциплины мы следовали принципам педагогического дизайна Р. Морено и Р. Майера [13]. Согласно принципу согласованности, мы исключали из курса интересные, но избыточные материалы; акцентировали внимание на ключевых компетенциях, которые находятся в фокусе нашего внимания (посредством унификации структуры курса и введения финальных работ в конце каждого раздела, также единых по структуре). В этом мы видим отражение принципа сигнализации. Мы также руководствовались принципом сегментации (деление материала на небольшие части, не требующие длительной работы с ними); принципом предварительной подготовки – в условиях реализации дисциплины в режиме онлайн в дистанционном формате слуховая модальность реализована, в том числе, и за счет использования видеоконференции. Мы не настаиваем на том, чтобы студенты находились на видеосвязи 100% учебного времени — это и не требуется, принимая во внимание принципы персонализации, голоса и изображения [14].

Заключение

О важности развития эмоционального интеллекта свидетельствует тот факт, что эмоционально окрашенные слова-маркеры довольно часто встречаются в описании компетенций, то есть мы можем сделать вывод, что развитый эмоциональный интеллект заявлен в качестве одного из результатов образовательной программы, а значит, эмоциональная компетентность педагога очень важна. Относительно небольшое количество слов-маркеров в рабочих программах дисциплин может быть связано с тем, что развитию эмоционального интеллекта не уделяется достаточно внимания. И дисциплины, направленные на изучение иностранного языка, могут играть в этом процессе важную роль при условии, что формулировки заданий насыщены словами-маркерами, обозначающими форму или характер взаимодействия, эмоциональную составляющую или ценностные характеристики взаимодействия и их производные, а сами задания, помимо направленности на развитие языковых компетенций, направлены также на развитие эмоционального интеллекта. Инструментом, который позволит систематизировать работу над развитием эмоционального интеллекта студентов, может стать электронный курс дисциплины в формате образовательного путешествия, разработанный в соответствии с принципами когнитивного дизайна ЭОР.


Библиографическая ссылка

Бекузарова Н.В., Назаренко Е.М. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31831 (дата обращения: 12.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674