Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Кечаева М.В. 1 Салынина С.Ю. 2
1 МБУ ДО ЦДО «Экология детства» г. о. Самара
2 ФГБОУ ВО Самарский государственный институт культуры
В статье рассмотрены учреждения дополнительного образования в качестве организаций, оказывающих серьезное влияние на социализацию личности. Выделены особенности системы учреждений дополнительного образования и факторы, влияющие на ее формирование. Проведена оценка востребованности учреждений дополнительного образования на основе анализа количества государственных учреждений дополнительного образования в России и Самарской области по состоянию на начало 2021 г. по таким организационным формам, как центры, дома, дворцы, школы, станции, спортивные школы, спортивно-адаптивные школы, спортивные школы олимпийского резерва. В целом по Российской Федерации по количеству преобладают школы и центры. На территории Самарской области при сохранении данной тенденции в сельской местности учреждений дополнительного образования детей существенно меньше, чем в городе. Проанализирована прикладная направленность образовательных программ в системе дополнительного образования России, которые для каждого отдельного ребенка являются наиболее приоритетными и представляют собой базу для социализации и профориентации личности. Уделено внимание дифференциации специальностей педагогов в системе дополнительного образования и вопросам внедрения профстандартов. Обосновано, что главной функцией системы дополнительного образования детей является социализация подрастающего поколения.
дополнительное образование
учреждение дополнительного образования детей
система дополнительного образования
социализация личности
профессиональная ориентация
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / под ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.
2. Варфоломеева С.В. Российские педагогические традиции и возможности их использования в современном образовании // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 5. С. 228-236.
3. Каргина З.А. Дополнительное образование детей: размышления о понятии // Известия ВГПУ. 2011. № 1. С. 78-81.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.12.2022).
5. Дополнительное образование детей. Сайт Министерства просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/additional_edu (дата обращения: 25.12.2022).
6. Réseau des INSPE. Formation – Enseignement – Education. Website Présentation du Réseau National des ÉSPÉ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.reseau-espe.fr/reseau-desespe/presentation-du-reseau (дата обращения: 23.12.2022).
7. Направленности дополнительного образования // Единый национальный портал дополнительного образования детей. [Электронный ресурс]. URL: http://dop.edu.ru/directions (дата обращения: 25.12.2022).
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. 671 с.
9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.
10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/726730634 (дата обращения: 25.12.2022).
11. Иванова И.В., Макарова В.А. Воспитание и социализация детей и молодежи в системе дополнительного образования // Вестник ТГПУ. 2015. № 8 (161). С. 14-19.

Начиная с последних десятилетий XX в. в качестве основного вектора развития образовательного пространства большинства стран выделены процессы демократизации и гуманизации. Признание международными конвенциями прав человека и прав ребенка повсеместно дало толчок развитию инновационных подходов в сфере образования и воспитания, ориентированных на максимальную степень учета интересов обучаемых применительно к особенностям как духовного, так и физического развития личности [1, с. 271].

Современный аспект развития педагогики характеризуется наличием противоположных тенденций: согласно первой предполагается приоритет классической модели образования, а по второй предпочтение отдается новым теориям и концепциям. Именно поэтому можно говорить, что и современное педагогическое сообщество разделилось на «сторонников внедрения новых, инновационных педагогических концепций и сторонников традиционных взглядов на педагогику» [2, с. 229]. Тем не менее, такая разнонаправленность является залогом формирования целостной системы – современная педагогика опирается как на педагогическое наследие прошлого, так и на передовой педагогический опыт.

Дополнительное образование выступает сегодня важным социализирующим фактором, обеспечивающим продуктивное использование свободного времени школьников, а также непосредственную профориентационную работу для выявления и развития старших школьников, имеющих склонности к педагогической деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость формирования инновационной образовательной среды в системе дополнительного образования детей для активизации процессов творческого самопознания и развития личности подрастающего поколения.

Цель исследования заключается в определении роли системы дополнительного образования детей в процессе социализации личности.

Материалы и методы исследования. Понятие «система дополнительного образования детей» является довольно вариативным, в разных словарях и нормативно-правовых документах даются разные определения, это говорит о его неопределенном значении, функциях и месте в общем механизме системы образования.

По мнению профессора З.А. Каргиной, система дополнительного образования представляет собой «уникальную сферу образования, имеющую свое собственное содержание, форму и методы образовательной деятельности»[3,с. 80].

Анализируя историю становления и развития системы дополнительного образования в России, нельзя не обратиться к нормативно-правовым документам, определяющим ее место и статус в образовательном пространстве страны. Начало современного этапа развития дополнительного образования датировано 1992 г., что соответствует времени принятия Закона РФ «Об образовании». На сегодняшний день направленность дополнительного образования на социализацию личности официально закреплена в главе 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании» [4].

Несмотря на то что дополнительное образование не является обязательным, оно продолжает быть востребованным обществом и нуждается в его поддержке, потому что объединяет в себе воспитание, обучение и всестороннее развитие личности.

Теоретико-методологической базой исследования стали труды известных отечественных ученых по вопросам изучения педагогических механизмов профессиональной ориентации школьников: Л.И. Божович, А.Е. Голомшток, Н.Н. Захарова, Э.Ф. Зеера, Л.А.Йоваша, Е.А. Климова, А.М. Новикова, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой, А.Г.Шепило, Т.В. Щербаковой и др.

Выявлению основ формирования профессиональной направленности личности посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, Ф.Н. Гоноболина, В.А. Крутецкого, Н.В.Кузьминой, Л.М. Митиной, К.К. Платонова, П.А. Шавира, Б.А. Федоришина и др. Вопросы формирования интереса к профессии рассмотрены в исследованиях Б.Н. Адаскина, В.Б.Бондаревского, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, А.Б. Орлова, М.Н. Скаткина, Е.М.Павлютенкова, В.В. Ярошенко и др.

Однако вопросам построения организационно-управленческого механизма процесса социализации личности в системе дополнительного образования детей в научной литературе на сегодняшний день уделено недостаточно внимания, что подтверждает необходимость их дальнейшего обсуждения.

В своем исследовании мы использовали метод теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования, материалов периодической печати; метод системного анализа и синтеза; методы табличного и графического представления данных.

Результаты исследования и их обсуждение. Востребованность дополнительного образования показывают данные на рисунке 1, предоставленные Министерством просвещения РФ, где указано количество государственных учреждений дополнительного образования детей (ДОД) на территории Российской Федерации на начало 2021 г. [5].

Таким образом, мы видим, что на всероссийском уровне преобладают школы и центры, а такая организационная форма, как спортивно-адаптивные школы, представлена всего двумя учреждениями.

 

Рис. 1. Количество государственных учреждений дополнительного образования детей в РФ на начало 2021 г.

На рисунке 2, созданной по данным Министерства просвещения РФ, представлено количество государственных учреждений ДОД на территории Самарской области на начало 2021 г. [5]. На ней мы видим, что на территории Самарской области при сохранении тенденций общероссийского уровня в сельской местности организаций ДОД существенно меньше, чем в городе.

Рис. 2. Количество учреждений дополнительного образования в городских и сельских поселениях на территории Самарской области на начало 2021 г.

Анализируя востребованность учреждений ДОД, отметим, что, на наш взгляд, отличительной чертой их деятельности является непрерывная ориентация на привлечение детей, ведь именно это непосредственно влияет на возможность каждого конкретного педагога реализовать свою образовательную программу. Наличие данного подхода к комплектованию организации, в свою очередь, приводит к необходимости обеспечения мотивации обучаемых к участию в деятельности учреждения.

Организация образовательного пространства в системе дополнительного образования призвана помочь осуществлению процесса самоопределения школьников путем освоения разнообразных видов практической деятельности. Именно это является залогом социализации и становления творческой личности, способной к продуктивным изменениям самой себя и внешней среды [6].

Для системы учреждений дополнительного образования детей нехарактерно наличие жестко установленных образовательных стандартов, в то же время педагоги непосредственно заинтересованы в сохранности как контингента в целом, так и каждого конкретного ребенка в качестве ученика, даже в случае отсутствия у него ярко выраженных академических успехов. Влияние этих факторов позволяет охарактеризовать данную систему как персонифицированную и сформулировать ее особенности:

1) обладает большим разнообразием образовательных программ;

2) предоставляет ребенку возможность самостоятельно осуществлять выбор направления деятельности;

3) формирует у личности мотивацию к саморазвитию и творчеству;

4) ориентирует ребенка на освоение разнообразных видов деятельности, направленных на самоопределение и социализацию его личности;

5) удовлетворяет запросы и потребности ребенка и родителя благодаря разнообразию направленностей.

Дополнительное образование должно создать для каждого воспитанника общую и необходимую для всех основу с помощью различных материалов. Стоит отметить и то, что в учреждениях дополнительного образования детей образовательный процесс носит прикладную направленность, то есть в его содержании довольно большую роль играют освоение приемов и способов именно практической деятельности, а также варианты выбора направленности для обучения. Именно это дает учреждению возможности для создания профориентационной среды в рамках социализации личности.

На данный момент в системе дополнительного образования реализуются следующие направленности, которые представлены в таблице [7].

Таблица 1

Направленности образовательных программ в системе дополнительного образования РФ

Направленность

Описание

Художественная

Ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся. Она включает в себя музыкальное, театральное, хореографическое, декоративно-прикладное, эстрадное и цирковое творчество

Естественно-научная

Ориентирована на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук. Обучение по этой направленности включает три тематических модуля: эколого-биологический, физико-географический и физико-химический

Техническая

Ориентирована на вовлечение детей в создание искусственно-технических и виртуальных объектов, формирование современных компетенций обучающихся в области технических наук и инженерного мышления. На сегодняшний день данная направленность является приоритетной в рамках государственной политики в сфере образования

Социально-педагогическая

Ориентирована на вовлечение детей в практику развития общества, культуры, социального взаимодействия, формирования лидерских качеств, различных видов грамотности, а также игровых форматов и технологий. Данная направленность включает в себя такие группы программ, как гражданско-правовые, социокультурные, управленческие и экономические

Физкультурно-спортивная

Ориентирована на физическое воспитание личности, пропаганду здорового образа жизни, создание спортивных резервов общества. В рамках направленности реализуются следующие группы программ: спортивная подготовка, общая физическая подготовка и лечебная физкультура

Туристско-краеведческая

Ориентирована на познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных, является источником социального, личностного и духовного развития учащихся. Она включает в себя такие виды туризма, как пеший, горный, водный, велотуризм и другие виды туризма, а также альпинизм, краеведение, музееведение

Вариативность направлений общеразвивающих дополнительных программ раскрывается в важности выбора ребенком тех направленностей, которые в наибольшей степени соответствуют его интересам, способностям, темпераменту и другим индивидуальным характеристикам личности. Все это повышает мотивацию к обучению, создает надежную основу для профессиональной ориентации школьников и социализации личности.

Социализация личности является длительным процессом, который включает в себя профориентационную работу. Реализуется это в рамках обучения по дополнительным программам, где происходят постепенное изучение интересов личности, взращивание интереса к профессии через пробы в сфере практической деятельности. Педагогу, в свою очередь, необходимо заниматься углублением и расширением содержания образовательного процесса, в том числе через освоение обучающимся различных направлений деятельности. Это является очень важным аспектом, потому что только в системе дополнительного образования существует необходимая атмосфера комфорта и уюта, именно там создается «ситуация успеха» [8] благодаря доверительным отношениям между педагогом и обучающимися. Благодаря этому обучающийся не испытывает чувства страха и тревоги при общении с педагогом, что, несомненно, является важным фактором для свободы реализации собственного «Я» ребенка.

Перед руководителем (менеджером) образовательного учреждения стоит задача по содействию профессиональному развитию каждого педагога, то есть приведению профессиональной компетентности сотрудников в соответствие с современными стандартами. В связи с этим развитие педагогических специальностей связано с разделением труда внутри профессии на более узких специалистов. Основанием для дифференциации специальностей являются два аспекта. Во-первых, это различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства. Во-вторых, это разные возрастные периоды развития и социализации личности, которые в значительной степени различаются особенностями общения педагога и учащегося [9, с. 15].

Управление деятельностью педагогов дополнительного образования регулируется таким нормативным актом, как профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который впервые был утвержден 8 сентября 2015 г. Он необходим для правильной разработки кадровой политики и системы менеджмента в учреждении. В том числе в соответствии с профстандартом определяются уровень квалификации сотрудника, его трудовые функции, в нем перечислены варианты должностей и профессий, зафиксированы необходимые знания и умения, а также разработаны требования к образованию и опыту работы педагога [10].

Профессиональный стандарт со временем менялся, и уже с 1 сентября 2022 г. начал действовать новый вариант этого документа. В обновленной версии детализированы требования к образованию и обучению специалиста, которые приведены в том числе в соответствие с ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Результатом внедрения профстандарта для работодателя должны стать усовершенствование системы кадровой политики учреждения, процессов трудоустройства и внутренних перемещений сотрудников, а также возможность своевременно отправлять педагогов на переобучение и повышение квалификации с целью обеспечения непрерывного образования педагогических кадров. Все это, несомненно, положительно отражается на развитии педагогических специальностей.

В системе дополнительного образования педагог для эффективного взаимодействия с детьми устанавливает отношения диалога, а в ситуациях чрезмерной активности обучающихся она направляется в освоение содержания программы через мотивацию и стимулирование их интереса. Так педагог в глазах обучающихся становится специалистом в интересующем их виде деятельности, что в дальнейшем может влиять на выбор профессии. Именно поэтому главными функциями системы дополнительного образования детей можно считать социализацию подрастающего поколения и обеспечение персонификации развития личности [11, с. 18].

Заключение

Таким образом, дополнительное образование является сегодня необходимой и полноценной частью системы непрерывного образования. Осознание важности роли системы дополнительного образования детей в процессе социализации личности проявляется в том числе в совершенствовании организационно-управленческих механизмов функционирования данной системы. При этом четко просматривается единство организационных и педагогических задач. Проведенный анализ показал востребованность различных направленностей дополнительного образования на всероссийском и региональном уровнях, которая создает благоприятную почву для успешного решения одной из приоритетных задач нашего государства – это формирование гармоничной личности детей и молодежи как залога социально-экономического и научно-технического развития страны.


Библиографическая ссылка

Кечаева М.В., Салынина С.Ю. РОЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32367 (дата обращения: 12.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674