Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА ОСОЗНАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТАМИ МАГИСТРАТУРЫ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шаповалов В.И. 1 Сотникова В.А. 1 Мещерякова М.В. 1 Лабутин Д.В. 1
1 Сочинский государственный университет
Статья посвящена оценке уровня осознанности образовательных ценностей студентами магистратуры как фактора эффективности учебной деятельности. Образовательные ценности – это характеристики, определяющие мировоззрение личности студента и упорядочивающие основные тенденции ее развития в учебной деятельности. С психологической точки зрения адекватная реализация сформированных образовательных ценностей в процессе обучения возможна только при непрерывном отслеживании, контроле и коррекции собственных субъективных ценностей, т.е. их осознании. Отмечается возможность различного осознания образовательных ценностей: субъективная и объективная – реально осознаваемая и влияющая на эффективность учебной деятельности. Для определения расхождения субъективных образовательных ценностей с реально реализуемыми вводится индекс осознанности. Технологически уровень (величина) «индекса осознанности» рассчитывается корреляционной зависимостью между субъективными и объективными ценностями студентов. Чем выше уровень корреляции, тем выше «индекс осознанности». В практическом плане: (1) с привлечением экспертов разработан список образовательных ценностей, (2) проведена субъективная и объективная оценка (ранжирование) ценностей и (3) определен «индекс осознанности» как величина коэффициента корреляции между субъективными и объективными ценностями студентов. Выбранный исследовательский подход позволяет: (1) разработать модель, отражающую субъективно значимые образовательные ценности – «субъективная система ценностей»; (2) разработать модель, отражающую реальные ценности студентов в процессе обучения – «объективная система ценностей»; (3) проводить сопоставительный анализ субъективных ценностей и объективно реализуемых ценностей студентов в обучении, и на этой основе рассчитывать «индекс осознанности». Разработанный подход к оценке осознанности образовательных ценностей с использованием количественного показателя «индекса осознанности» позволяет выявлять и корректировать в процессе обучения личностные и групповые ценности студентов, во многом определяющие систему адекватного образовательного сознания и являющиеся основным катализатором в организации эффективного процесса получения знаний и формирования необходимых компетенций.
уровень осознанности
субъективные образовательные ценности; объективные образовательные ценности; «индекс осознанности»
модель образовательных ценностей
Процесс обучения
1. Апасова М.В. Особенности учебной мотивации китайских и туркменских студентов-первокурсников, обучающихся в российских вузах // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 1. С. 49-62.
2. Григорьева Е.А., Стоянов А.С. Осознанность и ожидания при выборе ВУЗа и профессии // ГОСРЕГ: Государственное регулирование общественных отношений. 2020. № 2 (32). [Электронный ресурс]. URL: //http://gosreg.amchs.ru/voprosu-prof-orientatsii/grigoreva-e-a-stoyanov-a-s-osoznannost-i-ozhidaniya-pri-vybore-vuza-i-professii.html (дата обращения: 10.02.2023).
3. Гармонова А.В., Щеглова Д.В., Юманова И.Ф., Опфер Е.А. Ценности современных российских студентов в контексте трансформации системы высшего образования // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 4. C. 167-192.
4. Кубренкова А.А. Влияние ценностных ориентаций студентов на выбор профессии // Молодежь и наука: от исследовательского поиска к продуктивным решениям: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск: ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС», 2019. С. 112-118.
5. Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. C. 5-18.
6. Беспятова Н.К., Романова Г.А. Цели воспитания: история и современность // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 40-43.
7. Трифонова Т.А., Климанова Н.Г., Кабирова А.А. Специфика ценностно-смысловой сферы личности студентов вуза в контексте профессиональной идентичности // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии: сборник статей. М: Институт психологии РАН. 2021. С. 518-537.
8. Яковлева М.Н. Динамика ценностных ориентаций современной молодежи // Смыслы жизни российской интеллигенции / РГГУ, Социолог. фак-т, Центр социолог. Исследований / Под общей ред. Ж.Т. Тощенко. Редактор-составитель Д.Т. Цибикова. М.: РГГУ, 2018. С. 212-219.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
10. Шаповалов В.И. Формирование конкурентоспособности специалиста в системе инновационного педагогического менеджмента // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 2. С. 78.
11. Шаповалов В.И. Социально-психологическая поддержка личности в учебном процессе // Дружининские чтения: Сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией И.Б. Шуванова, В.П. Шувановой, С.А. Барановой, Ю.Э. Макаревской. 2016. С. 92-95.
12. Шаповалов В.И., Шуванов И.Б., Шуванова В.П. Творческие способности как фактор успешности в обучении в школе // Известия Сочинского государственного университета. 2014. № 4-2 (33). С. 144-149.

В современном мире образование является одним из ключевых факторов формирования адекватных ценностных ориентаций и актуализации на этой основе человеком ценностных представлений о своем профессиональном будущем. С другой стороны, сама успешность обучения студента во многом зависит от личностных и мотивационных особенностей [1]. С психологической точки зрения релевантная реализация сформированных образовательных ценностей в процессе обучения возможна только при непрерывном отслеживании, контроле и коррекции собственных субъективных ценностей, т.е. их осознании [2].

В последние десятилетия теме образовательных ценностей человека посвящен ряд работ отечественных и зарубежных психологов, среди которых Б.Ф.Поршнев, Ч. Моррис, Г.Олпорт, В.Б. Ольшанский, М. Рокич и др. А.В.Гармонова, Д.В.Щеглова и др. рассматривают образовательные ценности современных российских студентов в контексте трансформации высшего образования [3]. А.А. Кубренкова обращает внимание на теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов на основе сравнительного исследования ценностных ориентаций студентов разных курсов [4]. И.А.Баева, Л.А. Гаязова, И.В. Кондакова, Е.Б. Лактионова исследовали связь психологической безопасности личности с ценностями молодежи [5]. Н.К. Беспятова и Г.А.Романова отмечают, что ценностная сфера личности формируется в условиях укрепления интереса к жизни, вступления на путь самообразования и духовного здоровья [6]. Т.А. Трифонова, Н.Г. Климанова, А.А. Кабирова рассматривают специфику ценностно-смысловой сферы личности студентов вуза в контексте профессиональной идентичности [7]; М.Н. Яковлева – динамику ценностных ориентаций студентов в качестве основного компонента познавательного и культурного интереса студенческой молодежи [8].

Поскольку ценностям в научной литературе присуждают функции разного порядка, в статье используется определение Б.Г.Ананьева, рассматривающего образовательные ценности как характеристики, определяющие мировоззрение личности студента, упорядочивающие основные тенденции ее развития и образовательную направленность [9].

Из теории педагогической психологии известно, что основополагающие образовательные ценностные установки закладываются как субъективная система ценностей в процессе обучения и воспитания, то есть через активные взаимодействия с другими людьми.

Считается, что ценность объективна, а ее оценка субъективна. Она зависит от индивидуальных качеств оценивающего субъекта. Отсюда следует возможность различного осознания образовательных ценностей – (1) субъективного и (2) объективного, реально существующего и непосредственно влияющего на учебную деятельность. Расхождение субъективных образовательных ценностей с реально реализуемыми в учебном процессе в целом может характеризоваться индексом осознанности, в конечном счете описывающим общую мотивационную направленность и эффективность обучения студента. Индекс осознанности показывает, насколько субъективная система образовательных ценностей студента соответствует его реально реализуемым ценностям. Если в субъективном плане образовательная ценность велика (значима), но в процессе обучения ей уделяется недостаточно внимания (она не осознана как ценность), то эта ценность, скорее всего, в процессе обучения не будет реализовываться, не будет достигнута как ценность и останется как жизненная иллюзия. И, наоборот, если к субъективно значимой образовательной ценности человек целенаправленно стремится в процессе обучения, адекватно осознавая ее и уделяя ей соответствующее внимание, то эта ценность, скорее всего, будет реализована. Чем больше значимых субъективных ценностей адекватно осознает студент и использует их в учебном процессе, тем более высоким будет его индекс осознанности, и в целом он будет более конкурентоспособной личностью [10].

По мнению специалистов, главное, чтобы сформированная субъективная система образовательных ценностей, во-первых, соответствовала моральным и нравственным принципам современного гуманистического образования; во-вторых, была осознана и принята как образовательный ориентир субъектами этих ценностей, т.е. соответствовала реально реализуемым образовательным ценностям студентов.

Несмотря на значительное количество работ, связанных с ценностными ориентациями, практически отсутствуют исследования собственно образовательных ценностей, а если и рассматриваются, то только лишь как заведомо принятый набор нормативных (усредненных) ценностей в образовании.

Цель исследования – разработка методического подхода к оценке уровня осознанности образовательных ценностей студентами магистратуры как фактора эффективности учебной деятельности.

Материал и методы исследования. Приступая к разработке методики исследования образовательных ценностей, необходимо отметить: педагогическая практика показывает, что студенты, поступающие в магистратуру, уже в достаточной степени владеют представлениями о своем профессиональном будущем и имеют определенные (сформированные) образовательные ценности, которые планомерно, через процесс их осознания влияют на мотивацию, а значит и на качество процесса обучения. Здесь образовательные ценности являются смыслообразующими мотивами студентов при поступлении и обучении в магистратуре.

Сила влияния образовательных ценностей на качество и мотив обучения зависит от того, насколько достоверно студенты, во-первых, осознают свои субъективные ценности и, во-вторых, адекватно следуют им в ходе образовательной деятельности. В этом контексте задача исследования заключается в том, чтобы создать методику, позволяющую выявить корреляционную зависимость между (1) основными субъективными и (2) – объективными образовательными ценностями.

Достоверно, что осознание субъективных ценностей в образовательном процессе влияет на качество этого процесса, делает его более проживаемым и мотивированным, что особенно актуально для студентов магистратуры, зачастую совмещающих семейную личную жизнь с обучением и профессиональной деятельностью.

Образовательные ценности студентов магистратуры выявлялись экспертами методом «мозгового штурма». Затем из выявленных ценностей с привлечением экспертной оценки выбраны двадцать наиболее важных, системообразующих образовательных ценностей. В качестве экспертов выступали наиболее заинтересованные студенты, добровольно согласившиеся на процедуру выбора и оценки образовательных ценностей. На основе полученных данных разработан опросный лист для оценки искомых ценностей (табл.).

Экспертный набор образовательных ценностей

Образовательные ценности

Ранг 1

Ранг 2

Мотивация к обучению

 

 

Заинтересованность

 

 

Организованность

 

 

Работоспособность

 

 

Активность

 

 

Ответственность

 

 

Дисциплинированность

 

 

Инициативность

 

 

Целеполагание

 

 

Любознательность

 

 

Взаимопонимание

 

 

Эмоциональная уравновешенность

 

 

Этичность

 

 

Креативность

 

 

Демократичность

 

 

Сплоченность

 

 

Лояльность

 

 

Лидерство

 

 

Раскрепощенность

 

 

Общественное признание

 

 

Методика предполагала двухэтапное ранжирование ценностей с временным интервалом в один месяц. Согласно инструкции на первом этапе испытуемые ранжировали образовательные ценности, отвечая на вопрос: «Назовите в порядке убывания наиболее для Вас важные образовательные ценности». Спустя месяц, на втором этапе, испытуемым предлагалось провести ранжирование тех же ценностей (представленных в другом порядке), отвечая на вопрос: «Назовите в порядке убывания ценности, которым в обучении Вы уделяете главное внимание».

В качестве испытуемых выступили 62 студента в возрасте от 24 до 38 лет (40 женщин и 22 мужчины), обучающихся на первом курсе магистратуры.

Предполагалось, что выбранный исследовательский подход позволит:

–определить групповую модель образовательных ценностей, отражающую субъективно значимые образовательные ценности – «субъективная система ценностей» (1-й этап ранжирования);

–определить групповую модель образовательных ценностей, отражающую реальные ценности студентов в процессе обучения – «объективная система ценностей» (2-й этап ранжирования);

–провести сопоставительный анализ субъективных ценностей и объективно реализуемых ценностей студентов в обучении; и на этой основе рассчитать «индекс осознанности», рассматриваемый в работе как уровень связи субъективных с реально реализуемыми образовательными ценностями. Напомним, что введенный индекс может рассматриваться в качестве психологического «инструмента», в конечном счете определяющего общую конкурентоспособность личности студента, как социально-ориентированную систему способностей, свойств и качеств, характеризующую потенциальные возможности личности в достижении наилучшего образовательного эффекта [11].

Технологически уровень (величина) «индекса осознанности» рассчитывается с применением коэффициента корреляции между субъективными и реально реализуемыми ценностями студентов магистратуры. Чем выше уровень корреляции, тем выше «индекс осознанности».

Результаты исследования и их обсуждение. Групповая модель образовательных ценностей. На рисунке 1 показаны усредненные результаты по группе испытуемых студентов магистратуры, отражающие: 1-й выбор – «субъективная система ценностей» и 2-й выбор – «объективная система ценностей».

Рис. 1. Групповая модель образовательных ценностей студентов магистратуры (n=62)

Результаты 1-го выбора (столбики на графике) позволяют описать субъективную систему образовательных ценностей по группе обследованных студентов. Из графика следует:

– к четырем наиболее важным образовательным ценностям студенты магистратуры отнесли (по степени значимости): 1-е место – мотивация к обучению; 2-е место – заинтересованность, 3-е место – организованность и 4-е место – работоспособность;

–к четырем наименее важным образовательным ценностям студенты магистратуры отнесли: 20-е место – общественное признание; 19-е место – раскрепощенность; 18-е место – лидерство и 17-е место – лояльность.

Результаты 2-го выбора (сплошная линия на графике) позволяют определить:

– четыре образовательные ценности, которым студенты уделяют главное внимание непосредственно в процессе обучения: 1-е место – целеполагание; 2-е – заинтересованность; 3-е – активность и 4-е –организованность;

–четыре образовательные ценности, которым студенты уделяют относительно слабое внимание в процессе обучения: 20-е место – демократичность; 19-е место – лидерство; 18-е место – лояльность и 17-е – раскрепощенность.

При сопоставительном анализе результатов двух выборов выявляется, что у студентов магистратуры часто не совпадают значения субъективно оцениваемых образовательных ценностей со значениями тех же ценностей при реализации их в процессе обучения.

Например:

– при первом выборе ценность «мотивация к обучению», занимала 1-е место, а при втором – 8-е место; т.е. студенты магистратуры в учебной деятельности не стремятся уделять должного внимания для реализации своей высокой ценности – мотивации к обучению, а значит, она не будет достигнута в необходимой (удовлетворительной) мере и индекс осознанности будет снижен;

–при первом выборе образовательная ценность «целеполагание» занимала 9-е место, а при втором – 1-е место, т.е. студенты в учебной деятельности уделяют ценности завышенное внимание, не соответствующее субъективной значимости этой ценности, а значит, они напрасно тратят время на незначимую ценность, и в целом их индекс осознанности также будет снижаться.

Из примеров ясно, что максимальная осознанность будет иметь место, когда порядок мест при 1-м и 2-м выборах будет совпадать, а индекс осознанности, измеряемый коэффициентом корреляции, будет равен: r = 1.

Согласно результатам проведенного исследования, индекс осознанности, характеризующий общую мотивацию и эффективность, а в целом конкурентоспособность личности студента магистратуры в обучении, равен 0,748, что означает достаточно высокую степень связи субъективных оценок наиболее важных образовательных ценностей с реально реализуемыми ценностями в процессе обучения.

Личностная модель образовательных ценностей. Предлагаемый исследовательский подход продуктивно использовался также для анализа индивидуальных личностных образовательных ценностей студентов с разными (высоким и низким) индексами осознанности (рис. 2, 3).

Рис. 2. Образовательные ценности студента № 2 с высоким уровнем индекса осознанности (r=0,861)

Из рисунка 2 следует, что достаточно высокий уровень индекса осознанности студента № 2 (r=0,861) можно повысить за счет его неиспользованного или частично использованного ценностно-ориентационного потенциала, зависящего от правильной произвольной центрации внимания на образовательные ценности, реализуемые в учебной деятельности в соответствии со значимыми субъективными образовательными ценностями [12].

Для рассматриваемого испытуемого это, прежде всего, ценности:

–общественное признание, которое имеет значимое для испытуемого значение (2-е место), но которому в жизни он уделяет недостаточное внимание (7-е место);

–с другой стороны, демократичность - относительно незначимая ценность (9-е место), но этой ценности испытуемый в процессе обучения уделяет гораздо большее внимание (3-е место).

У испытуемого №8 (рис. 3) с низким уровнем индекса осознанности (r = 0,395) значительно больше значимых образовательных ценностей (общественное признание, целеполагание, любознательность), которым он не уделяет адекватного внимания в учебной деятельности; и наоборот – уделяет повышенное внимание относительно незначимым ценностям (демократичность, раскрепощенность).

Рис. 3. Образовательные ценности студента № 8 с низким уровнем индекса осознанности (r =0,395)

Таким образом, наш подход позволяет:

–строить личностную или групповую ценностно-ориентационную модель студентов, включающую субъективную систему образовательных ценностей (совокупность субъективно значимых ценностей) на фоне объективной системы образовательных ценностей (реально значимые ценности студентов в их повседневной жизни);

–с привлечением коэффициента корреляции рассчитывать индекс осознанности, определяемый близостью субъективно значимых ценностей с реально реализуемыми в учебной деятельности.

Выводы. Разработанный подход к оценке осознанности образовательных ценностей студентами магистратуры с использованием количественного показателя «индекса осознанности» позволяет выявлять и корректировать в процессе обучения личностные и групповые субъективные ценности студентов, которые во многом определяют систему адекватного образовательного сознания и являются основным катализатором в организации эффективного процесса получения знаний и формирования необходимых компетенций.


Библиографическая ссылка

Шаповалов В.И., Сотникова В.А., Мещерякова М.В., Лабутин Д.В. ОЦЕНКА ОСОЗНАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТАМИ МАГИСТРАТУРЫ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32488 (дата обращения: 13.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674