Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СРЕДСТВАМИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Баркунова О.В. 1 Седова С.С. 1 Смирнова О.А. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
В статье представлены результаты экспериментального исследования формирования и развития мотивации достижения студентов педагогического профиля. Добровольческая (волонтерская) деятельность рассматривается как средство формирования и развития мотивации достижения успеха студентов. В эксперименте приняли участие 113 студентов, включенных в одну экспериментальную и одну контрольную группы. После завершения эксперимента увеличилось количество студентов с мотивацией достижения успеха. У них превалируют широкие познавательные и релевантные профессиональные мотивы. Уменьшилось количество студентов с невыраженным мотивационным полюсом, причем преобладание среди них студентов с тенденцией к избеганию неудачи снизилось на одну треть. Существенные изменения в уровне самооценки в направлении ее адекватности продемонстрировали студенты с мотивацией достижения и с невыраженным мотивационным полюсом. У студентов, ориентированных на избегание неудачи, по-прежнему наиболее распространена неадекватная самооценка, однако в два раза выросло число студентов с адекватной самооценкой. Узкие учебно-познавательные и иррелевантные профессиональные мотивы стали менее значимы для будущих педагогов. Экспериментальным путем авторы подтверждают результативность использования добровольческой (волонтерской) деятельности как средства формирования и развития мотивации достижения успеха студентов педагогического профиля.
мотивация достижения
самооценка
мотивы учебной деятельности
студенты
добровольческая (волонтерская) деятельность
1. Баркунова О.В., Седова С.С., Смирнова О.А. Добровольческая деятельность как средство формирования и развития мотивации достижения успеха студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31834 (дата обращения: 30.06.2023).
2. Максименко Н.В. Проблемы актуализации мотивации академических достижений студентов как факторы повышения качества обучения в университете // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 6 (218). С. 40-46.
3. Ткач Р.С., Ткач Е.Н. Мотивация достижения успеха как субъектный ресурс учебно-профессиональной деятельности студентов вуза // Проблемы высшего образования. 2019. С. 446-449.
4. Бирюкова И.А., Смолярчук И.В. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 56-62.
5. Бородаева Г.Г., Руднева И.А. Волонтерская деятельность как фактор формирования личности студента // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14037 (дата обращения: 30.06.2023).
6. Университет добра: [волонтерский проект] / руководитель проекта О.В. Баркунова. [Электронный ресурс]. URL:https://dobro.ru/project/10023329 (дата обращения: 30.06.2023).

Развитие личности студентов педагогического профиля является приоритетной задачей для вуза, решение которой будет способствовать успешной социализации выпускников и их активной адаптации на рынке труда. Актуальность вопроса формирования и развития мотивации достижения успеха в студенческие годы как важного личностного образования современного специалиста подтверждается необходимостью выполнять социальный заказ на педагога, способного к проявлению инициативы, гуманизации и гармонизации окружающей социальной среды и непрерывному саморазвитию [1].

Обобщив многочисленные труды ученых (Максименко Н.В., Смолярчук И.В., Ткач Е.Н. и др.) по проблеме формирования и развития мотивации достижения успеха у студенческой молодежи, авторы пришли к пониманию того, что характеристиками данного феномена являются инициатива к деятельности (внутреннее побуждение к деятельности) и значимый результат этой деятельности, выраженный в духовных или материальных продуктах [2-4]. Одним из средств формирования и развития мотивации достижения успеха студентов является добровольческая (волонтерская) деятельность.

Цель исследования - сравнительный анализ результатов формирования и развития мотивации достижения успеха у студентов педагогического профиля средствами добровольческой (волонтерской) деятельности.

Материал и методы исследования

Формирующий этап эксперимента включает в себя несколько блоков:

1. Получение опыта в разработке и реализации социальных инициатив, волонтерских акций студентами младших курсов (1, 2) через наставничество студентов старшекурсников (3, 4 курсы).

2. Реализация учебной дисциплины «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности».

3. Вовлечение студентов в деятельность долговременных добровольческих проектов «Незнайка в Шуйском детском доме», «Дед Мороз спешит на помощь», «Университет добра».

В ходе реализации социально полезных инициатив студенты получают возможность: включиться в процессы планирования, конструирования, организации и управления инициативой; стать руководителем добровольческой группы и проявить социально значимые качества; проанализировать инициативный социальный проект - этап замысла, ход всех этапов реализации и конечный результат, проявляющийся в измененном состоянии среды или объекта; увидеть результаты собственного труда и осознать их значимость для саморазвития и позитивных изменений окружающих сообществ. Инициатива, как внутреннее побуждение, в добровольческой (волонтерской) деятельности способствует появлению потребности в социально значимой деятельности и ее результате, а значит, формирует у будущего специалиста образования желание ставить гуманные цели, проходить все этапы их достижения и удовлетворяться результатом, поднимаясь на новый, более высокий уровень развития своей личности. В ходе реализации добровольческих инициатив студенты удовлетворяют потребности в осознании своей значимости, коммуникации, творчестве, самореализации [5], что способствует их активному и осознанному участию в этой деятельности.

В ходе экспериментальной работы со студентами педагогического профиля авторами реализована учебная дисциплина «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности». В ходе ее изучения третьекурсники узнают об основных понятиях курса, становлении идей добровольчества в истории, специфике организации гуманитарных программ и проектов, технологиях и механизмах социальной деятельности. На практических занятиях происходит обобщение известного опыта волонтерских проектов, проводятся дискуссии, например на тему «Возможности добровольчества в решении вопросов развития регионов», для подготовки, к которой студенты изучают и анализируют механизмы организации данной деятельности в своем регионе, выделяют позитивные и негативные аспекты, предлагают пути изменения ситуации с использованием такого вида помощи. Проанализированный опыт позволяет показать обучающимся актуальность социальных проблем для конкретного региона и возможность участия в их решении. Как показывает опыт работы авторов, студенты в дальнейшем активно включаются в данную практику. Еще одной продуктивной формой работы можно назвать «Форум социальных инициатив», в ходе которого студенты выполняют творческое задание: собирают информацию по определенной социальной проблеме и способах ее решения с помощью добровольческой деятельности, анализируют ее и разрабатывают проект решения, готовят презентацию своего выступления и его защиту, для рефлексии выступления аудитории задаются прямые вопросы и, в свою очередь, аудитория задает вопросы выступающему и пр. Такая форма работы позволяет подготовить студентов к защите будущих инициатив в форме социальных добровольческих проектов.

В вузе реализуются несколько долговременных добровольческих проектов: «Незнайка в Шуйском детском доме», «Дед Мороз спешит на помощь», «Университет добра» [6]. Для управления проектом на учебный год из числа студентов выбирается руководитель и инициативная группа, которые занимаются планированием мероприятий проекта, привлечением студентов для реализации мероприятий, формированием имиджа и корпоративной культуры добровольческого объединения. Студенты первых курсов привлекаются для помощи в организации событий с маленькими детьми (дошкольниками, младшими школьниками): новогодних утренников, тематических праздников. Они являются помощниками волонтеров, выполняют поручения по организации взаимодействия между детьми во время мероприятий, что способствует появлению стойкого интереса к участию в социально значимой деятельности, развитию способов коммуникации и навыков командной работы у первокурсников.

Студенты второго курса привлекаются как участники добровольческих мероприятий под руководством кураторов инициативных групп. Их главной задачей становится формирование и совершенствование коммуникативных умений и умений взаимодействовать в ситуации сотрудничества, а также развитие стойкой мотивации к участию в добровольческой деятельности. Второкурсники еще не организуют самостоятельно волонтерские акции, но могут предлагать идеи для проектов, что подтверждает интерес и потребность заниматься добрыми делами, в дальнейшем именно они составят актив добровольческого движения вуза [1]. Студенты третьего курса обучения включаются в добровольческую деятельность в качестве активных членов и кураторов инициативных групп, у них формируется понимание важности деятельности для себя и для благополучателей, что позволяет им увидеть решение задач, комплексно используя все возможные ресурсы, достичь успеха в выполнении поставленных целей и оценить полученные результаты. Теоретические знания на практике находят выход для закрепления в различных нестандартных ситуациях, что также способствует формированию мобильности, способности принять решение и нести ответственность за выполняемые действия. Успех каждой решенной ситуации способствует укреплению мотивации и потребности студента в выполнении добровольческих инициатив и поручений и становится стартом к самостоятельной работе волонтеров в региональных и национальных проектах.

Студенты четвертых и пятых курсов - активные участники работы добровольческих (волонтерских) организаций города и региона, способны к решению социальных проблем и работе с разными категориями благополучателей. Основной формой их добровольческой (волонтерской) деятельности является социальный проект, разрабатывая который, старшекурсники поэтапно решают социальные задачи и способствуют своему личностному развитию, ориентируясь на перспективы будущей профессиональной деятельности. Сформированная мотивация достижения успеха позволяет старшекурсникам стремиться к социально значимому результату, оценить возможность своего участия в различных видах внеучебной деятельности с точки зрения своего успеха и личностного роста.

Участие студентов в деятельности вузовского добровольческого (волонтерского) объединения способствует закреплению полученных в ходе изучения учебной дисциплины знаний и опыта, формированию профессионально важных личностных качеств: ответственности, самостоятельности, организованности, коммуникативности, эмпатии, рефлексии.

Экспериментальная работа проводилась в ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал. Для сравнительного анализа результатов экспериментального исследования авторы применили статистические U-критерий Манна - Уитни и t-критерий Стьюдента, используя результаты психодиагностических методик для изучения мотивов учебной деятельности студентов, мотивации достижения и уровня самооценки.

Результаты исследования и их обсуждение

Студенты в течение четырех лет принимали участие в добровольческой деятельности с целью формирования и развития мотивации достижения успеха. Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе по всем исследуемым критериям произошли положительные изменения. Например, если на этапе констатирующей диагностики по методике А. Мехрабиана было выявлено, что одна треть студентов мотивированы на избегание неудачи, то по окончании эксперимента их количество уменьшилось до 17%. Изменилось и количество студентов с невыраженным мотивационным полюсом – их стало меньше на 10%, причем преобладание среди них студентов с тенденцией к избеганию неудачи снизилось на 21%. Количество студентов с преобладанием мотивации достижения успеха увеличилось на 20%. В контрольной группе произошли незначительные изменения: прирост на 2% по показателям достижения успеха и избегания неудачи (табл. 1).

Таблица 1

Результаты изучения мотивации достижения успеха (методика А. Мехрабиана)

Мотивация

Экспериментальная группа

Контрольная группа

до

после

до

после

абс.

относ.

абс.

относ.

абс.

относ.

абс.

относ.

Достижение успеха

26

43%

38

63%

27

51%

28

53%

Избегание неудачи

16

27%

10

17%

14

26%

15

28%

С невыраженным мотивационным полюсом

18

30%

12

20%

12

23%

10

19%

Авторы изучили и самооценку студентов, применив методику С.А. Будасси, поскольку уровень самооценки является предиктором уровня мотивации достижения (табл. 2). По окончании эксперимента авторы выявили, что у студентов экспериментальной группы самооценка изменилась в направлении большей адекватности. Преобладание адекватной самооценки наблюдается у студентов с мотивацией достижения успеха, и по сравнению с констатирующим этапом ее прирост составил 18%. Ни до, ни после эксперимента у студентов не выявлена неадекватная заниженная самооценка.

Таблица 2

Сравнительные результаты изучения самооценки до и после эксперимента (методика С.А. Будасси)

 

 

Мотивация

Экспериментальная группа, %

Контрольная группа, %

адекватная

неад.

завышенная

неад. заниженная

адекватная

неад.

завышенная

неад. заниженная

Достижение успеха

+18

-18

0

-2

+3

+2

Избегание неудачи

+17

+11

-29

+4

-2

-4

С невыраженным мотивационным полюсом

+47

+26

-21

-4

+2

-2

Для студентов, ориентированных на избегание неудачи, характерна неадекватная самооценка как до, так и после окончания эксперимента (завышенная – 35% и заниженная - 30%), однако можно отметить незначительное снижение количества таких студентов в экспериментальной группе на 18%. В два раза выросло число студентов с адекватной самооценкой (с 18% до 35%).

Среди студентов экспериментальной группы без доминирования мотивационной тенденции отмечается положительная динамика в уровне адекватности самооценки: если до эксперимента преобладала неадекватная самооценка (у 37% заниженная и у 42% завышенная), то после эксперимента адекватная самооценка выявлена у 68% студентов экспериментальной группы. В контрольной группе авторы выявили незначительную динамику в уровне самооценки в направлении ее адекватности только у студентов с мотивацией избегания неудачи, прирост составил 4%.

С помощью методики С.А. Пакулиной и С.М. Кетько авторы изучили мотивы учебной деятельности студентов. В экспериментальной группе среди студентов с мотивацией достижения успеха немного усилилось преобладание внутренней мотивации учения (с 64 до 75%). В учебной деятельности ведущими мотивами для них остаются приобретение глубоких и прочных знаний (ср. балл вырос с 4,3 до 4,6) и успешность в продолжении обучения (ср. балл остался без изменений - 4,7). Выросла значимость мотива получения интеллектуального удовлетворения (ср. балл вырос с 3,7 до 4,5). Такие широкие учебно-познавательные мотивы, как достижение социального признания, уважения (ср. балл был 3,5 - стал 4,3), самосовершенствования (ср. балл был 3,9 - стал 4,3), повысили свою значимость для студентов. Наименее значимые мотивы остались практически без изменений: не запускать изучение учебных предметов (ср. балл 2,3), избежать осуждения и наказания за плохую учебу (ср. балл 2,0). У студентов контрольной группы авторы выявили незначительное снижение внутренней мотивации учения на 4% и рост значимости мотивов: основать свое дело (ср. балл с 2,7 до 3,4), достичь уважения преподавателей (ср. балл с 2,9 до 3,7).

У обучающихся экспериментальной группы с мотивом избегания неудачи по-прежнему преобладает внешняя мотивация учения в вузе, однако это преобладание снизилось с 71% до 64%. Можно отметить, что значимость мотива достижения социального признания значительно выросла (ср. балл с 2,1 до 3,8).

И внутренняя и внешняя мотивация учения характерна для студентов с невыраженным мотивационным полюсом (53% и 47% соответственно) и после эксперимента. Однако теперь в экспериментальной группе это распределение незначительно сместилось в сторону внутренних мотивов: самореализации (ср. балл вырос с 3,9 до 4,3), достижения социального признания (ср. балл вырос с 2,7 до 3,6) и др. Возможность обучения в аспирантуре менее всего привлекает студентов (ср. балл 1,8).

У студентов контрольной группы с мотивом избегания неудачи и неопределенной тенденцией значительных изменений в мотивах учебной деятельности не произошло: также преобладают внешние, узкие учебно-познавательные мотивы и внешняя мотивация: получить диплом (ср. балл вырос с 3,3 до 4,5), постоянно получать стипендию (ср. балл 4,7), избежать осуждения и наказания (ср. балл вырос с 2,9 до 3,0). Наименьшими баллами студенты по-прежнему оценили мотивы: приобретение глубоких и прочных знаний (ср. балл не изменился - 2,4) и самореализация (ср. балл вырос с 2,1 до 2,3).

С помощью U-критерия Манна - Уитни (для рефлексии и мотивов учебной деятельности) и t-критерия Стьюдента (для самооценки) авторы определили статистическую незначимость различий в изучаемых свойствах у студентов экспериментальной и контрольной групп до реализации формирующей работы: при p≤0.05 UКр(875) в мотивации достижения Uэмп(904); при p≤0.05 tКр(2.94) в уровне самооценки tэмп(2.7); при p≤0.05 Uкр(49) в мотивах учебной деятельности, наиболее важных для формирования и развития мотивации достижения успеха: приобретение глубоких и прочных знаний Uэмп(52); успешно учиться Uэмп(60); самореализация Uэмп(65); достижение социального признания, уважения Uэмп(69).

Расчеты статистических критериев после окончания формирующей работы показали значимость различий в изучаемых свойствах у студентов экспериментальной и контрольной групп: при p≤0.01 UКр(793) в мотивации достижения Uэмп(760); при p≤0.01 tКр(3.68) в уровне самооценки tэмп(3.9); при p≤0.01 Uкр(38) в мотивах учебной деятельности: приобретение глубоких и прочных знаний Uэмп(34); успешно учиться Uэмп(37); самореализация Uэмп(36); достижение социального признания, уважения Uэмп(30).

Таким образом, в ходе экспериментальной работы подтверждена результативность использования добровольческой (волонтерской) деятельности как средства формирования и развития мотивации достижения у студентов педагогического профиля.

Выводы

1. Увеличилось количество студентов с мотивацией достижения успеха. У них превалируют широкие познавательные и релевантные профессиональные мотивы, в основном адекватная и в незначительном количестве неадекватная завышенная самооценка.

2. Уменьшилось количество студентов с отсутствием доминирования мотивации достижения успеха, причем на одну треть снизилось преобладание среди них студентов с тенденцией к избеганию неудачи. У них отмечается положительная динамика в уровне адекватности самооценки и рост значимости внутренних мотивов учения и релевантных профессиональных мотивов.

3. Неадекватная самооценка характерна для студентов с мотивом избегания неудачи, однако в два раза выросло число студентов с адекватной самооценкой. Узкие учебно-познавательные и иррелевантные профессиональные мотивы стали менее значимы для будущих педагогов.

4. Существенные изменения в уровне самооценки в направлении ее адекватности продемонстрировали студенты с мотивацией достижения и с невыраженным мотивационным полюсом.

5. Экспериментальным путем доказано, что добровольческая (волонтерская) деятельность является средством формирования и развития мотивации достижения у студентов педагогического профиля.


Библиографическая ссылка

Баркунова О.В., Седова С.С., Смирнова О.А. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СРЕДСТВАМИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32791 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674