Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКОВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ

Картушина Л.Е. 1
1 Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в городе Ессентуки
Многополярность изменений, происходящих практически во всех сферах жизнедеятельности человека и отмечаемая исследователями – специалистами различных областей знаний, обуславливает необходимость рассмотрения современного общества как динамической системы с множеством взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов. Ввиду множественности информации и скорости ее воспроизводства возникают трудности введения в образовательный процесс своевременных и адекватных изменений с одновременным предотвращением большого количества рисков, препятствующих решению образовательных и воспитательных задач. Как следствие, сложившаяся на сегодняшний день образовательная ситуация диктует необходимость пересмотра традиционно используемых технологий, форм и методов. Именно это стало одной из причин акцентированного внимания на концептуальных идеях использования эковолонтерской деятельности в качестве метода развития нравственной и интеллектуальной сферы студентов. При обращении к темам поиска наиболее оптимальных перспектив организации эковолонтерства, разработки программ мероприятий в ходе реализации образовательного процесса естественным образом затрагивается вопрос формирования и развития нравственной и интеллектуальной сферы студентов. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты – эковолонтеры филиала Ставропольского государственного педагогического института в городе Ессентуки. По окончании педагогического эксперимента и статистической обработки зафиксированных в ходе него данных были установлены значения в исследуемых показателях, свидетельствующие о возросшем преобладании среднего и достаточного уровней сформированности нравственной и интеллектуальной сфер. Значимость результатов исследования определяется подтверждением гипотезы о широком диапазоне возможностей интегрируемой в воспитательное пространство образовательного учреждения эковолонтерской деятельности в развитии нравственных и интеллектуальных качеств студентов.
эко волонтерство
экология
студенты
воспитательный процесс
нравственное и интеллектуальное развитие
1. Абдулхаева Ж.Ж.К. Роль волонтерской деятельности в образовании социальной деятельности молодежи: на примере России // Theoretical & Applied Science. 2019. № 2 (70). С. 278-282.
2. Каропа Г.Н. Научная школа и педагогическая теория Ивана Федоровича Харламова // Психолого-педагогический журнал гаудеамус 2007. Т.16. №4. С.90-94.
3. Когут К.Я. Значение творческой деятельности при коррекции психологического климата в детском коллективе (из опыта волонтерской деятельности) // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 10 (10). С. 5-9.
4. Круподерова К.Р., Барсук Н.С., Камзолова Л.А. Организация волонтерской деятельности в области информационных технологий как способ мотивации к будущей педагогической деятельности // Вестник современных исследований. 2019. № 1.11 (28). С. 93-96.
5. Нечаева О.М. Ценностно-смысловая основа управления волонтерской деятельностью как фактор развития готовности к профессиональной деятельности обучающихся вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-4. С. 240-244.
6. Gabdrahmanova Sh.T., Tasmukhanova B.T. Formation of professional competence of future teachers on the basis of volunteer activities // Вестник науки и образования. 2021. № 7-1 (110). С. 81-85.
7. Антонов М.А., Лаврентьева А.В. Потенциал московской молодежи в сфере экологического волонтерства // Знание. 2019. № 5-1 (69). С. 92-100.

Проявленный авторами исследовательский интерес к просоциальной природе волонтерской (эковолонтерской) деятельности разделяют многие представители различных сфер научного знания [1]. Согласно позиции И.Ф.Харламова, знания, проявленные в деятельности, активизируют процессы, занятые в формировании нравственных позиций человека [2]. Актуальность затронутой в рамках настоящего исследования проблемы обусловлена обновленными в условиях современных реалий требованиями общества в повышении интеллектуальных и адаптационных возможностей студенческой молодежи.

При обращении к поиску оптимальных путей разрешения проблемы организации воспитательно-образовательного пространства и создания соответствующих условий, максимально сопряженных с заданным уровнем духовно-нравственной позиции студента, были подвергнуты анализу научные труды плеяды ученых (В.П.Фатюхина, Т.М.Тукузова, А.Л.Кочинева, С.В.Тетерский, Л.Е.Никитина идр.), занятых поиском разрешения противоречий, сложившихся к настоящему времени в студенческой среде.

Цель исследования заключалась в эмпирическом подтверждении действенности целенаправленной педагогической программы эковолонтерской деятельности, реализуемой для активизации формирования интеллектуальной и нравственной сферы студентов. Гипотезой, предшествующей исследовательской деятельности, стало предположение о том, что эковолонтерская деятельность способна оказать положительное влияние, активизируя процесс формирования интеллектуальной и нравственной сферы студентов. В задачи исследования входило: 1) теоретический обзор и анализ перспектив организации эковолонтерства с точки зрения активизации интеллектуального развития и нравственного становления студентов; 2) эмпирическая апробация авторской программы повышения интеллектуального и нравственного уровня развития студентов. Организация исследования и апробация программы осуществлялись с применением комплексного подхода к деятельности экостудентов-волонтеров филиала Ставропольского государственного педагогического института в городе Ессентуки.

Материал и методы исследования. Диагностический инструментарий представлен комплексом взаимосвязанных между собой теоретических и эмпирических методов, объединяющим анализ, обобщение и систематизацию научно-информационного массива, а также педагогический эксперимент и математические методы обработки результирующих значений исследуемых показателей.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе решения первой задачи был осуществлен обзор результатов исследовательской деятельности авторов, изучающих феномен «волонтерства». В рамках существующих сведений об указанном явлении выдвинутое авторами предположение не противоречит результатам исследовательской деятельности, в которой научно обоснована его значимость в качестве ресурса социализации студентов. На основании анализа результатов, представленных в ряде исследований, можно констатировать наличие на сегодняшний день большого спектра представленных в практической педагогической деятельности форматов, в пределах которых возможна эффективная реализация инициатив [3; 4].

Кроме того, следует подчеркнуть практически единодушное признание авторами научных трудов наличие в волонтерской деятельности потенциала развития как интеллектуальной сферы студентов, так и формирования нравственной основы его личности. В этом случае необходимо отметить, что нравственная составляющая названного потенциала в большинстве случаев представлена в качестве ведущей этической инстанции.

Таким образом, можно считать вполне логичным предположение о возможности достижения заданных значений в параметрах моральных установок, образцов и норм в случае целенаправленно выстроенной стратегии реализации педагогической деятельности с простановкой акцента на эковолонтерство. Исследование потенциальных возможностей с опорой на достигнутые авторами научных работ результаты продемонстрировало наличие действенного механизма, объединяющего в себе интериоризацию/экстериоризацию этических инстанций, а также имитацию, идентификацию и оценку себя и окружающих [5].

Сформированное на настоящий момент в теории и практике педагогической деятельности представление и понимание механизмов реализации «волонтерства» среди студенческой молодежи позволяет указать на наличие одной из особенностей исследуемого процесса. При реализации потенциала эковолонтерства с целью формирования и становления нравственного профиля студента отсутствует отдельно применяемый инструмент его нравственного развития. Все достигаемые в ходе эковолонтерской деятельности результаты, проявленные в нравственной сфере воспитанника, находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. В подобной ситуации отсутствие одного из компонентов определяет безрезультативность всего педагогического процесса [6].

По результатам осуществленной авторами работы был сформулирован вывод о многоаспектности применения педагогического потенциала, заключенного в эковолонтерской деятельности студентов в случае его научно обоснованной интеграции в педагогический процесс колледжа. В этом случае все накопленные в исследуемой деятельности знания, проявленные в общественно полезной деятельности, способны привести к достижению заданных значений в параметрах нравственности через сформированность устойчивой потребности быть полезным для окружающих [7].

Несмотря на уверенное теоретическое обоснование достигнутых результатов, положительно отразившихся в практике организации эковолонтерской деятельности студентов, следует обратить внимание на недостаточную результативность научной деятельности исследователей по эмпирическому подтверждению ее воспитательных возможностей. Сложившееся к настоящему времени противоречие, выраженное в противопоставлении необходимости формирования нравственных качеств студенческой молодежи и отсутствии педагогического механизма реализации потенциальных возможностей эковолонтерства, актуализировало наш исследовательский интерес и позволило сформировать цель настоящего исследования.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что эковолонтерская деятельность способна оказать положительное влияние, активизируя процесс формирования интеллектуальной и нравственной сферы студентов.

Базой для экспериментальной деятельности для проверки выдвинутой ее авторами гипотезы стал филиал Ставропольского государственного педагогического института в городе Ессентуки. С подписанием письменного согласия добровольного участия в педагогическом эксперименте его участниками стали студенты 3 групп 2 курса по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» (ПНК 21-1, ПНК 21-2, ПНК 21-3) среднего профессионального образования (далее – СПО) в количестве 25 человек, добровольно подписавших письменное согласие на участие в педагогическом эксперименте, объединяющем в себе констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

В ходе экспериментальной деятельности авторами задействовались: диагностика нравственной воспитанности М.И.Шиловой, диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (далее ‑ УНВ) и методика «Простые аналогии» авторов И.Ю.Кулагиной и В.Н. Калюцкого.

Фиксирование в протоколах педагогического эксперимента значений на констатирующем и контрольном этапах, заданных методиками параметров, а затем их сравнительный анализ позволил нам установить характер изменений, отобразив динамику исследуемых процессов. Участники педагогического эксперимента не делились на группы, поэтому всеми ими был пройден формирующий этап, в рамках которого осуществлялась реализация разработанной авторами экспериментальной программы.

Составными компонентами программы стали мероприятия, реализация которых преследовала цель ‑ достижение заданных значений в параметрах, характеризующих текущий уровень развития и сформированности нравственной сферы студентов.

Вся совокупность мероприятий, кроме соблюдаемой стратегической цели, обладала некоторыми особенностями, обусловленными различной направленностью. В авторской программе можно выделить три основных направления:

- первое направление ‑ научное, в рамках которого были спланированы и последовательно реализованы практические мероприятия, включающие в себя научно ориентированную (исследовательскую) составляющую;

- второе направление ‑ воспитательное, проявленное в ряде практик, ориентированных на достижение природоохранной цели и реализуемых на территории ООПТ «Национальный парк «Кисловодский»;

- третье направление ‑ нравственное, выраженное мероприятиями в рамках благотворительных акций Центра реабилитации инвалидов и воспитанников «Солнечного городка» (г.Ессентуки).

Результаты исследования и их обсуждение. По итогам экспериментальной части исследования, полученным в результате фиксирования исследуемых показателей на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента, сравнительного анализа, статистической обработки данных и их интерпретации, были представлены достижения обучающихся, относящиеся в большей степени к интеллектуальной либо нравственной сферам студентов. На рисунках 1, 2 отображены значения показателей, полученные при проведении диагностических мероприятий по методике М.И.Шиловой.

Рис. 1. Результаты диагностики по методике М.И.Шиловой, %

Рис. 2. Динамика результатов диагностических мероприятий по методике М.И. Шиловой на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента, чел.

По результатам сравнительного анализа, статистической обработки данных и их интерпретации, зафиксированным в процессе реализации диагностических мероприятий по методике М.И.Шиловой, можно сделать промежуточный вывод, согласно которому по окончании реализации формирующего этапа исследования, при введении авторской программы эковолонтерской деятельности в соответствии с тремя направлениями (научная, воспитательная, нравственная), преобладающим стал средний уровень развития нравственной воспитанности при сохраняющейся положительной динамике.

Данные, полученные в результате проведения диагностических мероприятий по методике «Простые аналогии» авторов И.Ю.Кулагиной и В.Н. Калюцкого, представлены на рисунках 3-5.

Рис. 3. Результаты диагностики по методике «Простые аналогии», чел.

Рис. 4. Результаты диагностики по методике «Простые аналогии», %

На рисунках наглядно отображены текущие значения, зафиксированные в рамках педагогического эксперимента на его констатирующем и контрольном этапах. Диагностический инструментарий позволил нам выявить динамику изменений, выраженную через значения показателей логики и гибкости мышления студентов – участников экспериментальной составляющей исследования.

Внимание к названным показателям объясняется их непосредственной включенностью в состав характеристик интеллектуальной сферы студентов. Следует обратить внимание на превалирование значений, свидетельствующих о сформированности в большинстве случаев среднего уровня искомых показателей (48% от общего числа студентов).

Рис. 5. Динамика результатов диагностических мероприятий по методике «Простые аналогии» на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента, чел.

Опираясь на итоговые результаты, можно сделать вывод, во-первых, о наличии тесной взаимосвязи между показателями интеллектуального и нравственного развития, которая еще требует соответствующей требованиям научного эксперимента дополнительной экспериментальной проверки. И, во-вторых – об эффективности предложенной программы мероприятий, реализация которых положительно отразилась на достижении поставленной перед педагогическим процессом цели.

Последний из сформулированных выводов основан на значениях, сравнительный анализ которых продемонстрировал рост значений, относящихся при шкалировании к среднему и достаточному уровням. Представленные доказательства действенности разработанной и введенной в педагогический процесс колледжа программы эковолонтерской деятельности студентов получены в рамках экспериментальной деятельности и статистической обработки зафиксированных значений исследуемых показателей.

Заключение. По сравнению с исходным уровнем, по окончании педагогического эксперимента были установлены значения в исследуемых показателях, свидетельствующие о возросшем преобладании среднего и достаточного уровней сформированности нравственной и интеллектуальной сфер. Ввиду многоаспектности исследуемого процесса и наличия тесной взаимообуславливающей сети взаимосвязей между всеми составными его компонентами, необходимо в качестве рекомендации указать на необходимость проведения более детального его изучения с целью конкретизации вклада каждого фактора в степень эффективности реализуемых мероприятий.

Несмотря на необходимость продолжения исследовательской деятельности, следует указать на признание корректности уже сейчас полученных результатов с точки зрения аргументационной базы доказательности ранее сформулированной авторами гипотезы. В соответствии с выдвинутым авторами предположением интеграционно образованный потенциал эковолонтерской деятельности при соблюдении теоретико-методологических оснований педагогической деятельности может быть представлен в качестве действенного инструментария развития нравственных качеств студенческой молодежи. Резюмируя, можно заключить, что эковолонтерство, кроме названных возможностей, следует рассматривать как деятельность для всестороннего развития и воспитания студенческой молодежи.


Библиографическая ссылка

Картушина Л.Е. ЭКОВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32883 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674