Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (УК-3) У СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Мухачева Е.В. 1 Шарафутдинов Р.Н. 1 Опарин А.И. 1 Малышева Ю.А. 1
1 ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет"
Данная статья посвящена рассмотрению варианта организации образовательного процесса с обращением к инструментам цифровой дидактики для формирования универсальной компетенции студентов-магистрантов педагогического направления подготовки. Современное общество выдвигает новые требования к будущим выпускникам педагогических вузов. Выстраивается новая структура образовательной среды, в связи с чем появляется потребность в формировании умения работать в команде в сфере реального общения и цифрового рабочего пространства. Обращение к информационно-образовательной среде вуза и применение компьютерных технологий является частью новой архитектуры образовательного пространства и позволяет повысить эффективность и качество образовательного процесса, сделать его более мобильным и открытым. Формирование единого пространства актуально именно с точки зрения организации непрерывного взаимодействия обучающихся на всех уровнях с использованием электронных и сетевых форм обучения. На данный момент важно ответить на все возникшие вопросы, так как цифровизация образования происходит достаточно быстро. Будущий педагог должен достигать цифровой зрелости еще на этапе обучения, чтобы после свободно ориентироваться в цифровом пространстве самому, а также быть квалифицированным наставником для своих учеников.
высшее образование
универсальная компетенция
ук-3
командная работа
коллектив
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 126 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/440401_M_3_17062021.pdf (дата обращения: 11.08.2023).
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель-учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N30550). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/? (дата обращения: 06.08.2023).
3. ФГОС 44.04.04 Педагогическое образование. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos-44-04-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-126/ (дата обращения: 12.08.2023).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=lhkjtwitlr176408887 (дата обращения: 11.08.2023).
5. Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования // Преподаватель XXI в. 2013. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/312079? ysclid=ljgqm0mgsa918090334 (дата обращения: 29.07.2023).
6. Зайцев В.С. Высшая педагогика: система воспитания А.С. Макаренко: учебное пособие. Челябинск: Издательство: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. 67 с.
7. Ольховский Д.В. Педагогический эксперимент: методика проведения и внедрения в образовательную деятельность // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28153 (дата обращения: 27.07.2023).
8. Вайсман Р.С. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности // Вопросы психологии. 1977. № 4. С. 64-73.

Успешность выпускника высшего учебного заведения в профессии всегда воспринималась только по параметрам сформированности его профессиональных знаний, умений и навыков (ЗУН) как специалиста. На сегодняшний день ситуация несколько изменилась. Успешность на профессиональном поприще возможна лишь в том случае, если ЗУНы проявляются в реальной профессиональной деятельности вкупе со способностью анализировать свои действия и выбирать наиболее эффективные пути достижения целей, т.е. если профессиональные знания и умения подкреплены рядом универсальных компетенций. Универсальные компетенции (УК) – это значимый компонент, который выводит образовательные результаты на новый уровень.

Цель исследования заключается в выработке методического подхода к формированию универсальной компетенции (УК-3) у студентов-магистрантов педагогического направления подготовки.

Материалы и методы исследования. В данной статье наиболее подробно рассматривается одна из универсальных компетенций – «умение работать в команде» (шифр УК-3). [1] Основные показатели данной компетенции – умение работать в команде, ориентируясь на внутреннюю мотивацию и мотивируя своих коллег на продуктивное сотрудничество, умение выстраивать коллективное долгосрочное и продуктивное взаимодействие, способность проявлять свои лидерские качества, умение продолжать рабочий процесс с учетом возникающих конфликтных ситуаций. Как показал анализ литературы [2; 3], данные способности и умения отражены и в профессиональном стандарте педагога. Сравнив требования профессионального стандарта с содержанием универсальной компетенции УК-3, можно увидеть корреляцию между необходимыми профессиональными знаниями и умениями, предъявляемыми к педагогам, и результатами сформированности УК-3 (табл.).

Сравнительная таблица по требованиям профессионального стандарта педагога и содержания универсальной компетенции (УК-3)

Профессиональный стандарт педагога

УК-3

1. Необходимые знания:

1.1. Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенностей и закономерности развития детских подростковых сообществ [2]

Способность организовывать и руководить работой в команде, вырабатывать командную стратегию для достижения поставленной цели [3]

2. Необходимые умения:

2.1. Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.д.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

2.2. Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

2.3. Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу [2]

УК-3.1.

Понимание эффективности использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определение своей роли в команде (проф. стандарт – пункты 2.2. и 2.3.) [3]

УК-3.2.

Осуществление обмена информацией с другими членами команды, осуществление презентации результатов работы команды (проф. стандарт – пункты 2.2. и 2.3.) [3]

УК-3.3.

Осуществление выбора стратегий и тактик взаимодействия с заданной категорией людей (в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому и религиозному признаку, по принадлежности к социальному классу) (проф. стандарт – пункты 2.1. и 2.3.) [3]

Исходя из анализа содержания данной таблицы, авторы констатируют, что для выпускников педагогических вузов важно иметь в своем арсенале универсальную компетенцию (УК-3) для успешной работы в педагогическом коллективе и при организации работы с детьми.

Знание основ командообразования и основ возрастной психологии – это ключ профессиональной деятельности учителя, так как организация работы детского коллектива имеет большее количество нюансов. Согласно обновлённому ФГОС ОО, среди метапредметных результатов освоения программы основного общего образования существует блок, отражающий формирование готовности учеников к «…организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, предполагающий формирование таких универсальных действий, как понимание и использование преимущества командной работы при решении конкретной проблемы…» [4].

В современной методике преподавания довольно хорошо изучена технология командной работы (Е.А. Максимова, А.В. Хохлов, О.Ю. Холюта, О.В. Курбатова и др.), но использование средств и методов работы, определенных данной технологией, в учебно-воспитательном процессе все еще не стало востребованным и частотным. Необходима подготовка специалистов, готовых к работе в команде, владеющих опытом организации эффективных команд (УК-3), а также способных плодотворно работать в современном изменчивом технологическом мире, с большим количеством возможностей в ИКТ-сфере, без которой представить сегодняшний учебный и рабочий процесс невозможно.

В работах Э.М. Кравчени, А.А. Пегова, Е.Г. Пьяных, Е.К. Хеннера и др. подробно описан процесс внедрения информационных технологий в образовательный процесс, даже непосредственно в преподавании различных дисциплин (иностранные языки, менеджмент, управление персоналом, программирование, литературоведение и т.д.) через различные платформы и мессенджеры: Zoom, облачные технологии (Google.Диск), как основное средство формирования навыков командной работы, MOODLE, «Вконтакте», YouTube, виртуальная доска MIRO и др. Описание опыта внедрения данных инструментов в образовательный процесс показывает, что информационные технологии способствуют обогащению педагогических технологий. Они предоставляют учителям большой спектр дополнительных инструментов, применение которых делает учебный процесс более интересным для обеих сторон – преподающего и обучающегося [5].

Технология командной работы, как учебной дисциплины, подробно рассматривается студентами магистратуры педагогического направления подготовки, как того требует ФГОС [3], но существующая классическая методика изучения дисциплины в рамках аудитории не позволяет в полной мере оценить все плюсы и минусы построения образовательного процесса в ключе данной технологии. Дополнительную трудность в формировании УК-3 создает наличие небольшого количества аудиторных часов, применение традиционных способов обучения, использование проверенных временем методов и средств обучения – все это диктует преподавание в теоретическом ключе и не только не влияет на эффективность формирования компетенции УК-3, но в какой-то мере тормозит. Для выхода из сложившейся ситуации авторы рассмотрели возможность организации образовательного процесса на основе интеграции классических концепций, подходов и принципов командной работы с современными инструментами цифровой дидактики. Вследствие этого нами была разработана модель процесса формирования компетенции – как единой системы, состоящей из целевого, теоретико-методологического, содержательного, технологического и результативного блоков, в которой и прослеживается данная интеграция. Модель представлена на рисунке (рис. 1). Реализация педагогического процесса формирования универсальных компетенций планируется в рамках данной модели.

 

Рис. 1. Модель формирования УК-3 у студентов-магистрантов педагогического направления подготовки в информационно-образовательной среде вуза

Внешняя среда в виде запросов современного общества и запросов работодателей предполагает ряд требований к будущим специалистам в педагогической сфере и определяет целевой блок представленной авторами модели. Как уже было сказано ранее, на данный момент основное требование – это выпуск специалиста, который в профессиональной деятельности проявляет не только полученные знания, умения и навыки, но и личностные качества, частью которых становятся универсальные компетенции. Следовательно, в основе обучения лежат системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы, которые определяют основную позицию участников образовательного процесса.

В основу исследования и модели процесса формирования универсальной компетенции (УК-3) у студентов-магистрантов педагогического направления подготовки легла концепция педагогической деятельности А.С. Макаренко: солидарность человека с обществом (коллективизм); дисциплинированность и режим в учебной и профессиональной деятельности; воспитание в режиме сменных команд; гуманистическая основа деятельности [6]. Основный принцип, который привлек внимание, это организация коллективного труда в режиме сменных команд. Именно он лег в основу организации деятельности студентов на занятиях, а также саморегуляция. Данные принципы были дополнены принципами интерактивности и оптимальной информированности. Интеграция базовых и новых принципов позволит внести в уже известный командный метод работы новые технологии обучения и активизировать процесс формирования УК-3.

Технологический компонент модели формирования УК-3 при изучении дисциплины «Технологии командной работы» основывается на использовании информационно-образовательной среды вуза.

Информационно-образовательная среда вуза – это единое информационно-образовательное пространство, которое позволяет организовать работу педагога и студента без нарушения целостности педагогического процесса и с учетом его личностной направленности. В данном ключе производится подбор и разработка методов и форм обучения, дидактических материалов [7]. За счет технического обеспечения и ИКТ-средств производится обогащение педагогического процесса, это позволяет модернизировать известные педагогические технологии и эффективно формировать УК-3. В частности, на этапе подготовки к взаимодействию и целеполагания учащиеся создают аккаунт группы на платформе Google.Диск, знакомятся с принципами работы на платформе, определяют общую цель, а также индивидуальные цели для каждого участника команды. Знания и способы деятельности выстраиваются в систему, учащиеся понимают направление развития и оперативно реагируют на ошибки и недочеты. Также данное образовательное пространство позволяет учащимся быть реальными субъектами образовательного процесса, т.е. осуществлять мониторинг своих действий и действий коллектива, а также соотносить их с теми требованиями, которые предъявляются образовательными программами. Система позволяет учащимся держать в рамках доступного им пространства всю необходимую документацию и иметь ее в доступе вне зависимости от режима проведения занятий: очного или дистанционного. Также эффективность работы в рамках образовательной среды вуза может быть высокой только в том случае, если каждый из участников подойдет с личной заинтересованностью к работе. Внесение собственных идей, а также построение траектории развития в процессе обучения – это условия успешной работы студенческого коллектива. Любые новшества в данном случае будут прогрессивно действовать на работу педагога и коллектива.

Результаты исследования и их обсуждение. Овладение студентами универсальной компетенцией УК-3 предполагает высокий уровень сформированности у них шести взаимосвязанных компонентов:

· мотивационного - формирование желания личностно и профессионально самосовершенствоваться, желания работать в команде, потребности в решении проблем сообща;

· целевого - ориентация на получение знаний и овладение способами деятельности, которые лягут в основу развития и формирования личности обучающихся;

· когнитивного - решение трудовых задач с опорой на основные приемы и методы, осознание личностной причастности к педагогической профессии и высокого уровня ответственности, стремление к внедрению и применению инновационных методов преподавания;

· оперативного - проектирование и выполнение работы в команде с применением своих профессиональных навыков и ИКТ-технологий;

· поведенческого - проявление способности к действию, умение организовать взаимодействие с однокурсниками, распределять роли при выполнении работы и т.д.;

· оценочно-коррекционного - оценка деятельности команды и собственного вклада в общий результат, а также мониторинг деятельности команды в процессе достижения результата.

На данный момент организация процесса формирования УК-3 представляется так, как это отражено на рисунке 2.

 

 

Рис. 2. Процесс формирования УК-3

Мотивационный компонент реализуется на первых двух этапах. Первый этап предполагает изучение психологических особенностей учащихся, личностных и индивидуальных качеств, анализ коллектива с точки зрения расположенности друг к другу. Второй этап подразумевает формирование команд в соответствии с обнаруженными способностями учащихся и их расположенностью друг к другу. Именно на этих двух этапах учащимся необходимо понять собственные возможности и возможности окружающих, а также определить для себя личные и командные перспективы.

При подготовке к взаимодействию и целеполагании реализуется целевой компонент формируемой УК-3.

Оперативный компонент раскрывается непосредственно в деятельности. При организации групповой работы и последующем представлении результатов своей работы учащиеся применяют все свои профессиональные навыки, обогащая собственный опыт внедрением ИКТ-технологий в рабочий процесс.

Когнитивный и поведенческий – компоненты формируются на каждом из этапов образовательного процесса. Осознание значимости и важности труда необходимо на всех перечисленных ступенях, так как осознание уровня ответственности способствует осознанию важности и значимости педагогической профессии. Также без проявления способности к действию и умения выполнять работу индивидуально и сообща, т.е. взаимодействуя, невозможно говорить о вовлеченности в процесс, а следовательно, и о развитии.

Оценивание групповой работы и ее анализ представляют оценочно-коррекционный компонент. Эффективность собственной деятельности прослеживается в системе, так как каждая микрогруппа дает внутреннюю оценку своей деятельности, получает анализ извне, а также каждый из участников коллектива может провести самоанализ собственной и чужой проделанной работы.

Результативный блок. Сформированность УК-3 у студентов-магистрантов педагогического направления подготовки демонстрируется по следующим параметрам: знание своей роли в командной работе (исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели), умение эффективно взаимодействовать с другими членами команды (обмен информацией, знаниями, опытом и т.д.) в очном формате и при дистанционной работе, владение навыками обмена информацией, оценивание идей других членов коллектива, соблюдение норм и установок команды, осознание личной ответственности за результат (для достижения поставленной цели) [8].

Заключение. Подводя итог, хочется сказать, что универсальные компетенции становятся неотъемлемым показателем готовности кадров к качественному выполнению своих профессиональных функций, а также внедрению инновационных решений в свою профессию. Обращение к ИКТ-сфере позволяет находить новые технологические решения, совершенствовать педагогическую деятельность и выводить кадры на новый уровень профессионального мастерства.


Библиографическая ссылка

Мухачева Е.В., Шарафутдинов Р.Н., Опарин А.И., Малышева Ю.А. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (УК-3) У СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32930 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674