Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ТЕХНОПАРКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Ефимова Н.В. 1 Шилкова Т.В. 1 Семенова М.В. 1
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Современное образование должно обеспечивать подготовку высококвалифицированных кадров, способных развиваться в цифровой среде с использованием инновационных средств обучения. Статья посвящена вопросу использования интерактивных ресурсов Технопарка универсальных педагогических компетенций в образовательном процессе педагогических университетов. В статье рассмотрены возможности использования современных образовательных пространств межфакультетского Технопарка универсальных педагогических компетенций и педагогического технопарка «Кванториум» Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета с целью улучшения подготовки будущих педагогов и усиления связи педагогического университета с общеобразовательными учреждениями г. Челябинска и Челябинской области. Представлено тематическое планирование учебных дисциплин предметного блока и блока «Здоровьесберегающий» с использованием цифровой лаборатории в области нейротехнологий и интерактивного анатомического стола «Пирогов». Показана возможность использования ресурсов Технопарка и Кванториума в рамках учебных медико-биологических дисциплин, учебных и производственных практик, организации проектной деятельности обучающихся, реализации профориентационной работы со школьниками в целях повышения их интереса к педагогической деятельности. Ресурсная база Технопарка и Кванториума позволяет придать процессу обучения интерактивный характер, объединить изучаемый теоретический материал с решением практических задач, мотивировать обучающихся и повысить эффективность образовательного процесса. Работа выполнена при поддержке сетевого гранта ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск) и ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск) (Мк-19-2023/2 от 04.05.2023 г.).
технопарк
информационные технологии
универсальные педагогические компетенции
педагогические университеты
1. Ланцев В.Л. Особенности развития профессиональных компетенций учителей сельских школ в условиях реализации национального проекта «Образование» // Вестник сельского развития и социальной политики. 2020. № 1 (25). С. 15-17.
2. Ваганова О.И., Хохленкова Л.А., Челнокова Е.А., Алешугина Е.А. Методические аспекты организации процесса обучения с использованием современных интерактивных дидактических средств // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32). С. 29-33. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0005.
3. Карабельская И.В. Использование цифровых технологий
в образовательном процессе высшей школы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2017. № 1 (19). С. 127-131.
4. Везиров Т.Т. Мультимедийные интерактивные образовательные ресурсы в профессиональной подготовке студентов бакалавриата // Гуманизация образования. 2016. № 6. С. 45-53.
5. Куценко С.М., Косулин В.В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения // Вестник КГЭУ. 2017. № 4 (36). С. 127-133.
6. Шилкова Т.В., Ефимова Н.В., Соколова Т.Л. Использование информационных технологий в формировании профессиональных компетенций у студентов биологического профиля обучения // Трансформация образования в цифровом обществе: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 29 марта – 5 апреля 2023 г.). В 2-х частях. Часть 1 / под ред. О. Р. Шефер. Челябинск: Край Ра, 2023. С. 378-381.
7. Милинский А.Ю., Саприна А.С. Опыт использования оборудования межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций в лабораторном практикуме по электротехнике // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-4. С. 244-247.
8. Киселев И.С., Иода Е.В. Детский технопарк «Кванториум» как эффективная модель поддержки дополнительного образования в регионе // Экономика и социум. 2018. № 11 (54). С. 517-520.
9. Аналитический доклад о состоянии системы дополнительного образования детей Российской̆ Федерации в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей. [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2017/10/25/1157694020/Аналитический%20доклад%20о%20состоянии%20системы..полнительного%20образования%20детей.pdf (дата обращения: 11.08.2023).
10. Евдокимова В.Е., Устинова Н.Н. Технопарк универсальных педагогических компетенций как современное профессионально ориентированное развивающее пространство // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32130 (дата обращения: 26.08.2023).
11. Милинский А.Ю. Межфакультетский технопарк универсальных педагогических компетенций как средство профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 4 (206). С. 247-251. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.
12. Барабашкина И.В., Трифанова А.А., О.Н. Филатова О.Н. Педагогический кванториум как средство создания инновационного образовательного пространства // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 26-28.
13. Галустов А.Р., Карабахцян С.К. Технопарк универсальных педагогических компетенций в структуре подготовки будущих учителей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 8-3(71). С. 48-50. DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-3-48-50.
14. Бережной Д.С. Учебная лаборатория по нейротехнологиям. Методическое пособие. Естественно-научное направление. М.: Битроникс, 2021. 296 с.
15. Адов Д.Ю. Разработка программного обеспечения для управления виртуальными объектами при помощи вызванного потенциала P300 // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2021. № 3. С. 5-16. DOI 10.25205/1818-7900-2021-19-3-5-16.

Современное образование должно адекватно отвечать на формирующиеся со стороны рынка труда запросы, а также обеспечивать подготовку высококвалифицированных кадров, способных развиваться в цифровой среде с использованием инновационных средств обучения [1]. Структура национального проекта «Образование», реализуемого в период с 2019 по 2024 годы, включает ряд федеральных проектов и программ: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего» и «Цифровая образовательная среда», каждый из которых по-своему вносит вклад в развитие профессиональных компетенций учителей, в том числе являясь инструментом дополнительного профессионального образования [1].

Информационные технологии стали неотъемлемым элементом образования. Применение информационных образовательных технологий повышает ре­зультативность учебного процесса, мотивирует студентов к учебно-познавательной деятельности, способствует организации самостоятельной работы студентов, позволяет им получать новые знания и умения. Широкие возможности информационных технологий в организации процесса обуче­ния способствуют подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда [2].

Остаются актуальными исследования применения информационных технологий в учебном процессе. Преподаватели вузов широко используют в образовательном процессе системы дистанционного обучения и автоматизированного тестирования студентов. Так, в работе [3] обсуждается необходимость применения в высшей школе образовательных сайтов с большой базой учебных материалов. Образовательные сайты необходимы в работе преподавателям и студентам при подготовке мультимедиапрезентаций, при проведении фронтальных опросов в группе, определении уровня освоения учебной дисциплины. По мнению ряда авторов [4, 5, 6], информационные технологии, в том числе электронные образовательные ресурсы, позволяют обучающимся самостоятельно изучать новый материал, выполнять практические и лабораторные задания, проводить виртуальные эксперименты, что способствует повышению качества подготовки студентов.

Федеральный проект «Учитель будущего поколения России» (2021) дал возможность существенно модернизировать материально-техническую базу педагогических университетов России. Созданы современные образовательные пространства – межфакультетские Технопарки универсальных педагогических компетенций и педагогические технопарки «Кванториум», призванные улучшить подготовку будущих педагогов и усилить связь педагогических университетов со средними общеобразовательными учреждениями [7].

Технопарки в педагогических вузах являются площадками, оснащенными высокотехнологичным оборудованием, нацеленным на подготовку высококвалифицированных педагогических кадров, разработку инновационных технологий и идей, в том числе для системы дополнительного образования детей [8]. В настоящее время дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, которая сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, поэтому является социально востребованной, однако нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства [8, 9]. Система дополнительного образования детей, в том числе на базе технопарков универсальных педагогических компетенций, способствует не только развитию творческого потенциала у обучающихся, но и решению проблемы самоопределения и профессиональной ориентации старшеклассников [10]. Исследования, проведенные в Благовещенском ГПУ [11], указывают на повышение мотивации к получению педагогического образования среди школьников после знакомства с межфакультетским Технопарком универсальных педагогических компетенций.

Целями создания технопарков в педагогических вузах являются развитие научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, внедрение эффективных моделей образования [8]. Актуальным является обучение студентов – будущих преподавателей цикла естественно-научных и технологических дисциплин педагогическим методикам и технологиям с использованием современного оборудования и технических средств Технопарков, в том числе в целях подготовки их к преподаванию в детских технопарках «Кванториумах», в «Точке роста», в «IT-кубе» [12].

Технопарки универсальных педагогических компетенций позволяют создать необходимые условия для обновления содержания высшего педагогического образования с целью развития у обучающихся современных компетенций и навыков, в том числе функциональной (естественно-научной и информационной) грамотности, критического и креативного мышления, навыков поисково-творческой деятельности, а в конечном счете –повышения качества образования [10, 13]. Технопарки дают возможность использовать в образовательном процессе такие инновации, как компьютерные технологии обучения, интерактивные мультимедиа, обучение на основе web-технологий, online обучение, кейс-технологии [6]. В связи с этим возникает необходимость разработки лабораторных практикумов для студентов, актуальных при изучении методики преподавания школьных предметов, а также отдельных вузовских дисциплин [7] и прохождении учебных практик проектно-исследовательского характера.

Цель исследования – изучить возможности использования интерактивных ресурсов Технопарка универсальных педагогических компетенций в образовательном процессе ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ЮУрГГПУ).

Результаты исследования и их обсуждение. Работа в лаборатории «Генетика, оптика, физиология» Межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций ЮУрГГПУ способствует расширению возможностей самообразования и повышению интереса студентов к будущей профессиональной деятельности. Данная лаборатория оснащена современным интерактивным оборудованием, в том числе цифровой учебной лабораторией по физиологии человека «BiTronics Lab» (ЭМГ, ЭКГ, ЭЭГ, КГР, фотоплетизмография, спирометр, SpO2, динамометр и др.), для проведения исследований в области нейрофизиологии человека. Программное обеспечение системы «BiTronics Lab» позволяет студентам изучать физиологические процессы организма человека в рамках таких учебных дисциплин, как «Физиология человека и животных», «Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья», «Экология человека», а также при осуществлении самостоятельной проектно-исследовательской деятельности (табл. 1) [6].

Таблица 1

Тематическое планирование учебных дисциплин с использованием ресурсов Технопарка и Кванториума

Тема

Демонстрационные и лабораторные работы

Оборудование

Дисциплины «Генетика», «Адаптация биологических систем к факторам среды»

Хромосомы. Деление клетки

 Хромосомы.

 Митоз растительных и животных клеток.

 Мейоз животных клеток

Микроскопы, микропрепараты, модели митоза и мейоза, модель ДНК

Методы генетики человека

 Метод гель-электрофореза.

 Метод ДНК-дактилоскопии.

 Генетический метод анализа отцовства

Модель ДНК, лабораторный набор по генетике (Tess advanced Phywe) и комплект материалов к нему: камера для гель-электрофореза, генетический отпечаток (ДНК-отпечаток), тест на отцовство (ДНК)

Дисциплина «Анатомия человека»

Мышечная система человека

 Мышцы головы и шеи.

 Мышечная система туловища.

 Мышечная система верхней и нижней конечностей

Стол «Пирогов»

Артериальная и венозная кровеносная система

 Закономерности распределения артериальных сосудов в теле человека.

 Артериальное кровоснабжение: головы, грудной и брюшной полостей конечностей.

 Структурные и функциональные особенности венозной системы, обеспечивающие отток крови.

 Венозная система головы, полостей тела и конечностей

Стол «Пирогов»,

микроскопы, микропрепараты

Состав и топография отделов головного мозга

 Продолговатый мозг

 Задний мозг.

 Средний мозг.

 Промежуточный мозг.

 Конечный мозг

Стол «Пирогов»

Пищеварительная система

 Полость рта, слюнные железы.

 Глотка (топография и строение), лимфоидное кольцо.

 Пищевод и желудок (топография, строение стенки, железы).

 Тонкая кишка: топография, отделы, строение стенки, ворсинки.

 Толстая кишка: топография, отделы, строение стенки.

 Железы: печень и поджелудочная железа

Стол «Пирогов»,

микроскопы, микропрепараты

Дыхательная система

 Воздухоносные пути: наружный нос, носовая полость, гортань, трахея, бронхи (топография, морфофункциональные особенности).

 Легкие: топография, макро- и микроструктура легкого, ацинус.

 Плевра (морфофункциональная характеристика)

Стол «Пирогов»,

микроскопы, микропрепараты

Мочевыделительная система

 Почка: топография, форма, ворота почки, оболочки почки, фиксирующий аппарат почки.

 Внутреннее строение почки.

 Нефрон: строение, функциональное значение

Стол «Пирогов»,

микроскопы, микропрепараты

Дисциплина «Физиология человека»

Общая физиология ЦНС

 Анализ рефлекторной дуги.

 Распространение возбуждения в ЦНС.

 Последовательная и пространственная суммация возбуждения в ЦНС

Набор «Нейронные сети с универсальным интерфейсом» (Phywe)

Физиология сердечно-сосудистой системы

 Способы подсчета частоты пульса.

 Измерение артериального давления методом Короткова.

 Сокращения сердца и их отражение в ЭКГ.

 Влияние дыхания на нерегулярность сердечного ритма

Учебно-демонстрационный комплекс изучения физиологии человека BiTronics Lab: сенсор пульса, сенсор ЭКГ

Физиология дыхательной системы

 Спирометрия (определение дыхательных объемов).

 Разные виды дыхания и регистрация дыхательных движений

Спирометр, учебно-демонстрационный комплекс изучения физиологии человека BiTronics Lab: сенсор механических колебаний грудной клетки (Breath)

Физиология ВНД

 Методы исследования ВНД человека.

 Определение психоэмоционального состояния человека

Учебно-демонстрационный комплекс изучения физиологии человека BiTronics Lab: сенсор ЭЭГ, сенсор ЭКГ, сенсор кожно-гальванической реакции

Физиология сенсорных систем

 Определение полей зрения человека.

 Определение остроты слуха человека

Набор «Разрешающая способность глаза человека» (Phywe), периметр для определения полей зрения, набор «Частота восприятия человеческого уха и верхний порог слышимости» (Phywe)

Модуль «Здоровьесберегающий». Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья»

Оценка индивидуальных показателей физического развития

Оценка состояния физического развития по антропометрическим и физиометрическим данным

Спирометр, динамометр, стол «Пирогов»

Оценка функциональных резервов кардиореспираторной системы

 Изучение адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы при изменении физической нагрузки на сердце

Учебно-демонстрационный комплекс изучения физиологии человека BiTronics Lab: сенсор пульса, сенсор ЭКГ

Так, на лабораторно-практических занятиях по дисциплинам «Физиология человека», «Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья» обучающиеся могут провести мониторинг функционального состояния мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной и вегетативной систем, определить уровень адаптации организма к воздействию стресс-факторов, в том числе уровень психоэмоциональных и физических нагрузок. Цифровая лаборатория «BiTronics Lab» [14] позволяет обучающимся регистрировать, обрабатывать и анализировать биосигналы человека: мышечную активность, пульс, электрокардиограмму, электроэнцефалограмму, механические колебания грудной клетки, сопротивление кожи, что дает возможность понять взаимосвязи между биологией, информатикой, математикой и робототехникой. Выполняя задания лабораторных работ, обучающиеся отрабатывают навыки проведения учебного и научного эксперимента; закрепляют межпредметные связи для комплексного изучения современных информационных технологий и биотехнологий; изучают принципы работы сложных технических приборов, знакомятся с основами создания человеко-машинных интерфейсов [14]. С помощью компьютерной программы «BiTronics Lab» результаты физиологических исследований можно сохранять, систематизировать и анализировать в динамике. Используя графический редактор ПО «BiTronics Lab», результаты исследований можно продемонстрировать на мониторе компьютера, а также провести статистическую обработку полученных данных и их визуализацию.

Цифровая лаборатория «BiTronics Lab» предназначена не только для проведения учебных лабораторно-практических занятий – выполнения студентами лабораторных и демонстрационных работ, но и для осуществления проектной и исследовательской деятельности обучающихся – как студентов, так и школьников. Для этих целей может быть использован и учебный комплекс изучения инженерно-биологических систем (Набор-конструктор «Юный нейромоделист», модули ЭМГ, ЭКГ, ЭЭГ и т.д.) «BiTronics Lab». Практически по каждому разделу физиологии в цифровой лаборатории «BiTronics Lab» предусмотрены исследовательские работы (табл. 2). Работы исследовательского характера могут быть использованы студентами при выполнении курсовых работ, выпускных квалификационных работ, а также при организации проектно-исследовательской деятельности со школьниками, например в рамках учебной практики «Проектно-исследовательская работа» и производственной практики «Технологическая (проектно-технологическая)».

Таблица 2

Тематика исследовательских работ по физиологии человека на основе ресурсной базы цифровой лаборатории «BiTronics Lab»

Раздел физиологии

Исследовательские работы

Физиология мышечной системы

 Электромиография и сила сокращения мышц.

 Электроокулография и движение глаз

Физиология сердечно-сосудистой системы

 Электрокардиография и физическая нагрузка.

 Оценка работы вегетативной нервной системы по ЭКГ

Физиология дыхательной системы

 Взаимосвязь различных систем организма.

 Функциональные пробы с задержкой дыхания и их влияние на сердечно-сосудистую систему

Физиология ЦНС

 Влияние музыки на ритмы электроэнцефалограммы

Физиология ВНД

 Полиграфия и определение психоэмоционального состояния человека

В рамках реализации сотрудничества Технопарка ЮУрГГПУ (в частности, лаборатории «Генетика, оптика, физиология») с образовательными организациями г. Челябинска и Челябинской области проводятся экскурсии и мастер-классы для обучающихся и учителей, поддержка деятельности профильных классов естественно-научной и психолого-педагогической направленности, обучение талантливых ребят в рамках проектной деятельности, планируются курсы повышения квалификации педагогов. Ориентиром для дальнейшей работы может служить разработанная в лаборатории «Инжевика» ФИТ НГУ программа, используемая при построении образовательного курса по нейротехнологиям для учащихся 9–11-х классов [15]. Программа на основе ресурсов технопарака – комплекта «Система для регистрации восьмиканальной ЭЭГ» «BiTronics Lab» – специально разрабатывалась для преподавания нейротехнологий учащимся школ и позволяет конструировать доступные и эффективные системы для работы с вызванными потенциалами мозга человека.

Для получения глубоких знаний студентами по дисциплинам «Гистология с основами эмбриологии» и «Биология развития организма» на базе лаборатории Технопарка «Генетика, оптика, физиология» созданы необходимые условия для микроскопических исследований – студенты могут использовать световой и электронный микроскопы, фотокамеры, программное обеспечение, необходимое для визуализации на мониторе компьютера клеточных и тканевых структур, проведения морфометрических исследований, сохранения и анализа полученной информации.

Еще одним инструментом, помогающим студентам трансформировать материал учебника в осознанное знание, является обучающий программный продукт – интерактивный анатомический стол «Пирогов» [6]. Учебные занятия по дисциплинам «Анатомия человека», «Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья», «Гистология с основами эмбриологии» с использованием интерактивного анатомического стола «Пирогов» становятся более интересными, наглядными, познавательными, поскольку программное обеспечение позволяет не только визуально ознакомиться с анатомическим материалом (3D-моделями человеческого тела), но и получить необходимую текстовую информацию об изучаемом объекте. С помощью интерактивного анатомического стола «Пирогов» студенты изучают строение органов и систем человеческого тела в трехмерном режиме, а также на основе фотоматериалов, полученных с помощью компьютерной томографии (КТ), магниторезонансной томографии (МРТ) и ультразвукового исследования (УЗИ). Фотографии с изображением анатомических срезов, подготовленных по методу Н.И. Пирогова, дают возможность изучить формы и взаимное расположение органов в полостях тела человека [6].

В рамках дисциплины «Основы медицинских знаний» данное интерактивное оборудование используется на лабораторно-практических занятиях, касающихся неотложных состояний человека: «Оказание первой помощи при заболеваниях основных систем жизнеобеспечения» (функционирование органов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физиометрические методы исследования), «Оказание первой помощи при травмах» (строение опорно-двигательного аппарата, топография костей в скелете человека), «Виды кровотечений и оказание первой помощи при них» (топография артерий и вен, кровоснабжение внутренних органов). В целях развития мотивации к соблюдению принципов здорового образа жизни, а также для расширения кругозора обучающихся наряду с изучением строения органов в нормальном состоянии можно рассмотреть и морфофункциональные изменения в органах человека при 40 патологических состояниях (например, легкие в норме и при эмфиземе, здоровая печень и печень, пораженная циррозом). Программное обеспечение интерактивного анатомического стола «Пирогов» позволяет преподавателям по окончании обучения осуществлять проверку полученных студентами знаний: создавать тестовые задания, проводить тестирование в обучающем и контролирующем режиме [6].

По дисциплине «Анатомия человека» для студентов профилей обучения «Биология. Химия» и «География. Биология» были разработаны и проведены лабораторные занятия по ряду разделов анатомии: «Опорно-двигательный аппарат», «Нервная система», «Спланхнология – учение о внутренних органах», «Сердечно-сосудистая система». В ходе изучения раздела «Сердечно-сосудистая система» студенты знакомились с топографией и детализированным строением сердца (раздел «Топографическая анатомия» в меню интерактивного стола «Пирогов»), закономерностями расположения кровеносных сосудов в теле человека (раздел «Анатомия человека» в меню интерактивного стола «Пирогов»), с патологиями сердечно-сосудистой системы и возможными причинами их развития (раздел «Патология» в меню интерактивного стола «Пирогов»). На занятиях были изучены следующие вопросы: строение сердца на макро- и микроуровне, особенности строения клапанного аппарата сердца и сосудов, расположение структур проводящей системы сердца и их характеристика, классификация кровеносных сосудов (артерий, вен, капилляров) в зависимости от топографии и морфофункциональных характеристик. Для лучшего усвоения нового материала в ходе занятия студенты в рабочих тетрадях заполняли таблицы сравнительного и обобщающего характера, выполняли схематические рисунки и решали кейс-задачи. При изучении строения стенки сердца и кровеносных сосудов на микроуровне наряду с фотоматериалами, представленными на интерактивном столе «Пирогов», студенты-биологи имели возможность рассмотреть гистологические препараты данных органов под микроскопом, визуализировать изображение на мониторе компьютера и более детально ознакомиться с тканевыми структурами.

Для самостоятельного изучения студентам было предложено изучить циркуляцию крови по сосудистой системе, камеры сердца и сосуды, которыми начинаются и заканчиваются большой и малый круги кровообращения, рассмотреть особенности кровоснабжения органов человека (головного мозга, сердца, печени, легких, почек и др.), распределить сосуды на магистральные и периферийные (привести примеры), показать «коллатерали» и «анастомозы» на конкретном примере сосудов. В случае возникновения затруднений при поиске необходимого сосуда или структуры сердца студенты могли ознакомиться со справочным материалом, представленным на всплывающей вкладке интерактивного анатомического стола «Пирогов».

Наряду с изучением нормальной анатомии сердца и сосудов проводилось коллективное обсуждение вопроса развития патологических состояний органов сердечно-сосудистой системы (например, «инфаркт миокарда», врожденные патологии клапанного аппарата сердца, «аневризма аорты», атеросклероз сосудов и др.) и их профилактики. Также в рамках изучения дисциплины «Анатомия человека» проходила актуализация знаний по дисциплине «Основы медицинских знаний», касающихся оказания первой помощи при наружных (артериальных, венозных) и внутренних кровотечениях.

Проверка знаний студентов по материалам изученной темы проводилась в форме устного опроса с использованием интерактивного анатомического стола «Пирогов» (версия без обозначений, для контроля), однако программные возможности оборудования позволяют проводить и тестовый контроль (раздел «Проверка знаний» в меню интерактивного стола «Пирогов») по всем разделам «Анатомии человека».

Заключение. Таким образом, образовательное пространство Межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций ЮУрГГПУ позволяет развивать универсальные компетенции у студентов, осуществлять повышение квалификации преподавателей вузов и общеобразовательных организаций, проводить профориентационную работу со школьниками. Лаборатория «Генетика, оптика, физиология» технопарка ЮУрГГПУ, оснащенная цифровым интерактивным оборудованием, способствует расширению возможностей самообразования, проектно-исследовательской деятельности обучающихся, повышает интерес студентов и школьников к педагогической деятельности, позволяет сделать акцент в обучении на интегративном (междисциплинарном) подходе, способствующем формированию функциональной грамотности и метапредметных результатов обучения; при этом повышается эффективность образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Ефимова Н.В., Шилкова Т.В., Семенова М.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ТЕХНОПАРКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32942 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674