Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Несговорова Н.П. 1 Бурлева Л.Г. 1 Савельев В.Г. 1 Богданова Е.П. 1
1 ФГБОУ ВО Курганский государственный университет
В статье рассматриваются актуальные аспекты применения праксиологического подхода к формированию социо-экологической направленности проектно-исследовательской деятельности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки. Праксиологический подход ориентирован на развитие «умений действия» – умений применять полученные знания на практике и принимать конкретные решения, производя при этом обдуманные, профессиональные действия по решению и устранению конкретной проблемы или ситуации. В современном мире человек может сам стать инициатором возникновения опасных экологических ситуаций, нарушения природного равновесия. Необходимость комплексного обеспечения безопасности среды обитания в совокупности с безопасной деятельностью человека становится одной из самых значимых проблем. Главным здесь является понимание человеком того, что его деятельность может нанести непоправимый вред как самому себе (своему здоровью), так и окружающей среде. Согласно исследованиям ученых и практиков, одной из актуальных направленностей проектно-исследовательской деятельности студентов выступает социо-экологическая направленность. Использование праксиологического подхода к организации профессиональной подготовки может обогатить личность обучающихся, способствовать формированию умений проектно-исследовательской деятельности. Формирование социо-экологической направленности личности в процессе выполнения проектно-исследовательской деятельности способно ослабить действие экологических проблем.
праксиологический подход
профессиональная подготовка
проектно-исследовательская деятельность
1. Панов В.И., Патраков Э.В., Батурина Л.И., Фрогери Р.Ф., Клаудиу К. Социальные представления студентов о рисках во взаимодействии с интернетом: кросс-культурный аспект (Россия, Бразилия, Румыния) // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 10-25.
2. Федотова В. С. Праксиологический подход к организации исследовательской деятельности студентов // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 7 (81). С. 116-120.
3. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 г. // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 1 (33). С. 116-129.
4. Несговорова Н.П., Савельев В.Г., Богданова Е.П., Иванцова Г.В. Экологические риски как показатель взаимоотношений с природой и сформированности культуры экологической безопасности людей // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24927 (дата обращения: 15.08.2023).
5. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Натарова Д.В. Парадигмы здоровьесберегающего образования: проблемы и пути решения // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 2 (168). С. 182-198.
6. Монахова Л.Ю., Федотова В.С. Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 5. С. 9-27.
7. Колесникова И.А. Стандартизация образовательных услуг для взрослых: праксеологический анализ опыта Малопольского воеводства // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 4 (12). С. 67-82.
8. Довгопол И.И. Праксиологический подход в научно-педагогической деятельности // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2017. № 1 (7). С. 64-68.
9. Девятловский Д.Н., Игнатова В.В. Праксиологическая подготовка обучающихся в вузе к профессиональной деятельности: теоретические и концептуальные основания. Красноярск: Сибирский государственный технологический университет, 2016. 193 с.
10. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. М.: Высшая школа, 1986. 288 с.
11. Мардахаев Л.В. Праксиологические основы социальной педагогики: понятийная структура // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов. Екатеринбург: Издательство Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2012. Вып. 7. С. 397-409.
12. Бурлева Л.Г., Федорова О.Б. Методическая система внедрения основ экологической безопасности в профессиональную подготовку студентов колледжей // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 10-1. С. 113-119.
13. Ларина Е.А. Проектные технологии как средство формирования экологической культуры студентов средних специальных учебных заведений // Вестник Тамбовского государственного университета. 2013. № 4 (120). С. 241-246.
14. Несговорова Н.П., Савельев В.Г., Богданова Е.П. Социально-экологические аспекты региона и пути их решения // Вестник Курганского государственного университета. 2015. № 4 (38). С. 59-63.
15. Алекина Е.В., Сорокина Л.В. Формирование культуры экологической безопасности у студентов технических вузов // Science Time. 2016. № 2 (26). С. 29-33.

Исследование ориентировано на изучение особенностей формирования социо-экологической направленности личности в проектно-исследовательской деятельности студентов колледжа при применении праксиологического подхода в процессе профессиональной подготовки.

Современные условия развития социума требуют комплексного подхода во взаимодействии «экономика – социум – экология», что подтверждается остротой возникающих вызовов на стыке этих аспектов в практике взаимодействия «человек – общество – природа».

Целью исследования является теоретическое обоснование использования праксиологического подхода в организации проектно-исследовательской деятельности студентов при формировании социо-экологической направленности выполнения профессиональных функций.

Основными задачами исследования являются: осуществление теоретического обоснования методики формирования социо-экологической направленности личности в практико-ориентированной проектно-исследовательской деятельности обучающихся системы СПО; разработка основных подходов в методике формирования социо-экологической направленности личности в практико-ориентированной проектно-исследовательской деятельности обучающихся системы СПО; проведение констатирующего эксперимента по оценке сформированности социо-экологической направленности личности обучающихся системы СПО и выявлению остроты проблемы.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования была организована и проведена опытно-экспериментальная работа со студентами Курганского государственного колледжа, обучающимися на 1–3-х курсах профессиональной подготовки, осваивающими специальность газовщика «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», всего испытуемых – 75 человек, группа контроля – 25 человек, экспериментальные – 2 группы, 50 человек.

Методика исследования и диагностики. Для эффективного обучения студентов колледжа основам экологической безопасности применены игровые и активно-деятельные методы: игровые методы – метод деловой игры, имитационных и ситуационных игр, дидактические экологические игры, а также экологические дебаты, дискуссии, диспуты и научные споры (метод научного спора с обоснованием мнений и точек зрения с разных позиций); активно-деятельные методы – практико-ориентированные (лабораторный анализ, полевой эксперимент), методы рабочих мастерских, метод мастер-класса; эмпирические методы, методы научного исследования (наблюдение, описание, проведение опытно-экспериментальной работы). Перечисленные методы позволяют как в игровой, так и в практико-ориентированной форме донести до обучающихся материал по основам экологической безопасности, а также провести оценку усвоения конкретных знаний и умений обучающимися непосредственно на занятии.

Методы проектно-исследовательской деятельности: методы научного исследования и познания (методы теоретического анализа, опытно-экспериментальной работы (наблюдения и описания, сравнения полученных в ходе исследования данных с имеющимися данными, полученными другими исследователями, методы компьютерной и математической обработки данных исследования), метод абстрагирования, обобщения данных, полученных в ходе исследования, выявление противоречий и сопоставление данных; методы проектирования (планирование, имитационное моделирование, конструирование – построение чертежей, схем, метод экспертной оценки).

Оценка уровня сформированности основ экологической безопасности у студентов технических специальностей в СПО отражает овладение обучающимися по направлению «Организация и выполнение работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления» профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями на низком, среднем и высоком уровнях по разработанным критериям и категориям оценки.

Назовем критерии оценки основ экологической безопасности:

- общепрофессиональный;

- когнитивный, включающий познавательные мотивы и интересы, предметные и метапредметные знания по основам экологической безопасности;

- аксиологический – сформированные ценностные ориентиры и установки, экологически сообразные взгляды и убеждения;

- активно-деятельностный – умения экологически безопасной деятельности, умение критически мыслить, логически и обоснованно рассуждать, умение рефлексивно оценивать деятельность;

- профессиональной и личной готовности к экологически безопасной деятельности в жизни и в профессии – отражает уровень самостоятельной профессиональной деятельности, умение принимать решения, выполнять работу с учетом требований безопасности, не допускать ошибок, выполнять работу аккуратно, ответственно.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы и виды деятельности: теоретический анализ философской, экологической, психолого-педагогической, культурологической литературы, систематизация. Обобщение передового педагогического опыта как в России, так и за рубежом послужило основой для разработки методики организации проектной деятельности обучающихся колледжа с уклоном на формирование социо-экологической направленности будущей профессиональной деятельности. Диагностический аппарат создавался с опорой на работы С.Д. Дерябо, В.И. Панова, В.А. Ясвина, включал тестовое анкетирование, наблюдение за деятельностью, качественный и количественный анализ полученных данных, методы статистической и графической обработки результатов [1].

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретическое обоснование исследования. В качестве основной идеи исследования принято то, что гуманитаризация и практико-ориентированная направленность проектной деятельности в профессиональной подготовке специалистов-газовиков могут создать возможности для повышения компетентности студентов в вопросах повышения качества охраны и защиты окружающей среды от негативного воздействия. С целью выявления значимости праксиологического подхода в формировании проектно-исследовательских умений (компетенций) у студентов СПО и вузов изучены работы следующих ученых: Е.В. Алекиной, Л.В. Сорокиной, А.М. Новикова, В.С. Федотовой, Л.В.Мардахаева [2], а по теории экологического образования – работы М.Ю. Демидовой, Е.Н.Дзятковской, Е.А.Игумновой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Н.М. Мамедова, Н.П.Несговоровой, И.Н.Пономаревой [3, 4], по теории безопасности жизнедеятельности – исследования З.И. Тюмасевой [5]. Так, по мнению В.С. Федотовой, под «праксиологическим подходом стоит понимать методологические основания системы организации (исследовательской) деятельности студентов, включающие принципы, условия, средства, нормы, ориентированные на получение максимального результата подготовки» [6]. По мнению Е.Т. Булгакова и А.В. Михайлова, специфика праксиологического подхода к организации профессиональной подготовки заключается в обогащении личностных результатов у обучающихся, что, несомненно, будет способствовать формированию у них умений проектно-исследовательской деятельности [6]. С позиции же И.А. Колесниковой праксиологический подход раскрывает свою сущность именно в организации человеческой деятельности, в частности в организации исследовательской и проектной деятельности студентов [7].

Обосновывая необходимость применения праксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов колледжа, авторы обращались к исследованиям А.М.Новикова, В.С. Федотовой, И.А. Колесниковой [8, 9]. Так, А.М. Новиков считает, что будущий профессионал должен «уметь делать», то есть самостоятельно ориентироваться в ситуации, уметь приобретать новые знания [10]. В научных работах В.С. Федотовой, Л.В.Мардахаева отмечается, что данный подход позволяет по-новому осмыслить проблему организации проектно-исследовательской деятельности студентов. Они считают, что любая сфера практической деятельности имеет свои праксиологические основы [11, 12].

В работах О.В. Буровой, Е.А Ларина даны рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности студентов СПО [13]. Потребность в экологической составляющей в профессиональной подготовке, по их мнению, обусловлена рамками рационального природопользования. В своей работе Е.В. Алекина, Л.В. Сорокина отмечают, что достижение экологической безопасности окружающей среды в системе «человек – среда обитания» зависит от человека [14, 15].

По мнению авторов, действия должны быть целенаправленными, следовательно, прежде чем выполнять какие-либо действия, обучающемуся необходимо уметь ставить цель собственной деятельности в соответствии с собственными потребностями и сопоставлять ее с существующими реалиями (объективными условиями ситуации, возможностями труда и жизни). Ему необходимо научиться определять конкретные средства и способы (методы) для достижения цели. Все перечисленные умения могут явиться основой проектно-исследовательской деятельности, формируемой в практике.

В современном мире человек часто может сам стать инициатором возникновения опасных ситуаций, чаще всего техногенного характера, сопровождаемых выбросами отходов, нарушением природного равновесия. Возникла необходимость комплексного обеспечения безопасности среды обитания в совокупности с безопасной деятельностью человека. Основной целью и приоритетным направлением в настоящее время выступает обеспечение экологической безопасности на всех уровнях: от глобального до личностного (обеспечение экологической безопасности личности). Акцентирование внимания на здоровьесберегающем образе жизни, ответственном и безопасном отношении как к своей безопасности, так и к безопасному поведению и деятельности в окружающей социо-природной среде может позволить восстановить и сохранить баланс в системе «человек – окружающая среда». Для этого необходимо формировать социо-экологическую направленность личности обучающихся в системе СПО, под которой понимается комплексное качество личности, формирующееся на основе интеграции ее ценностных оснований, потребностно-целевого и когнитивного компонентов профессиональной деятельности, поведения, обусловленных необходимостью бережного отношения к природе, социо-природной среде, ее охраны и восстановления, проявляющихся в ситуациях подготовки и выполнения профессиональных обязанностей.

Одним из эффективных инструментов для этого может послужить практико-ориентированная проектно-исследовательская деятельность обучающихся. Под ней понимается практико-ориентированная социо-экологически направленная проектная деятельность обучающихся колледжа как технология поэтапной деятельности, включающая анализ ситуации, поставленной в задаче, разработку теоретического обоснования предмета деятельности и моделирование его сущностных характеристик и факторов средового воздействия, позволяющих успешно реализовать практическую профессионально направленную деятельность без ущерба социо-природному окружению, планирование профессиональной деятельности в соответствии с поставленными задачами в рамках определенных производственных ситуаций и оценку собственной готовности к реализации разработанного проекта.

Научная новизна исследования заключается в том, что в основу методической системы формирования социо-экологической направленности проектно-исследовательской деятельности студентов колледжа положена, с одной стороны, идея гуманитаризации профессиональной подготовки специалистов за счет изменения подходов к организации проектной деятельности, привнесения социо-экологической направленности в профессиональную подготовку обучающихся технологических направлений СПО, с другой стороны – опора на праксиологический, практико-ориентированный подход к организации проектной деятельности студентов, что создает условия реализации практико-ориентированной профессиональной подготовки по разработке социо-экологических проектов.

Эколого-педагогический эксперимент и его результаты. В начале эксперимента на его констатирующем этапе нами проведено анкетирование студентов колледжа по направлению подготовки 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения (1–3-й курс) с целью выявления у них первоначального уровня знаний по основам социо-экологической безопасности, в первую очередь – знания факторов окружающей среды, и выявления отношения к социо-природной среде, в рамках которой им вскоре придется заниматься профессиональной деятельностью.

Студенты системы СПО имели возможность познакомиться с социо-природной средой и факторами экологической опасности на занятиях при обучении в СПО, либо знают о них по материалам местных СМИ. Анкетирование студентов колледжа показало, что они недостаточно глубоко знакомы с факторами экологической опасности, эти факторы, скорее всего, остались за рамками материала изучения в школьный период, им уделялось мало внимания при обучении в СПО. Однако все участники опроса считают человека основным фактором экологической опасности.

Работающее население, студенты 3-го курса, проходящие практику по профессиональной деятельности, в силу своей трудовой деятельности тесно сталкиваются с социо-природной средой и факторами региональной экологической опасности, поэтому данная группа факторов для них более значима.

Обучающаяся молодежь первых курсов еще не столкнулась с данными факторами в реальной жизни, поэтому в лучшем случае они выделяют из этой группы только часть факторов (лишь 32–35%).

Факторы локальной экологической опасности, касающиеся жизни каждого конкретного человека, на период тестирования являются незначимыми или менее значимыми для большинства студентов. Данное положение, по мнению психологов, можно объяснить психологическим феноменом, суть которого состоит в том, что не наступившее в данный момент времени событие любым индивидом воспринимается как «возможно, оно никогда не наступит и в будущем», как прошедшее мимо данного человека и не затронувшее его сейчас и, с большой долей вероятности, не затронет в будущем.

Значимым аспектом социо-экологической безопасности является контакт с природой, социо-природной средой во время отдыха, туристских походов и других мероприятий. В данный контакт вступают большинство членов общества в разных ситуациях. Однако такие взаимоотношения складываются чаще всего во время отдыха на лоне природы.

Другой стороной данной проблемы является столкновение с природным окружением во время выполнения профессиональной деятельности.

Рис. 1. Отношение к социо-природной среде студентов СПО (кол-во в %)

Отношение студентов колледжа к окружающей среде (ОС) (рис. 1). Изменение и ухудшение природных условий обусловлены отклонениями поведения человека от норм безопасности (рубка деревьев и кустарников, неосторожное обращение с огнем при разжигании костров, оставление костров без присмотра, оставление мусора на месте деятельности и др.). Аналогичная ситуация может сложиться при несоблюдении норм при проектировании, строительстве и эксплуатации какого-либо объекта, в том числе при прокладке и ремонте газопроводов (как основного объекта деятельности будущих специалистов).

Проведенное анкетирование по разработанной и апробированной анкете и наблюдение деятельности позволили выявить отсутствие единообразия в отношениях к данной среде. Преобладает бережное отношение к среде – 36% опрошенных, и равное количество студентов проявляют более высокий уровень (ответственный за свои поступки в адрес среды) и нежный (с любовью к отдельным объектам среды отношения) – по 27% респондентов. В то же время выявлена группа обучающихся, при проведении которыми профессиональных действий в будущем (9% обучающихся) возникает тревога за социо-природную среду (рис. 1).

 

Рис. 2. Знание основ социо-экологической безопасности (кол-во в %)

Оценка в рамках констатирующего этапа имеющихся у обучающихся знаний основ социо-экологической безопасности показала, что по всем рассматриваемым аспектам на данном этапе большая часть студентов имеют низкий уровень обученности (рис. 2).

Рис. 3. Применение знаний в проектно-исследовательской деятельности (кол-во в %)

На основе проведенного констатирующего эксперимента в ходе исследования авторами оценены умения применять знания в проектно-исследовательской деятельности в ходе профессиональной подготовки студентов (рис. 2 и 3). Как выяснилось, большинство студентов данного технологического направления подготовки на момент исследования, не имея достаточного количества знаний о социо-природной среде, экологических опасностях, связанных с их профессиональной деятельностью в данной среде, не могут применить их.

В результате проведенного эмпирического исследования авторы выяснили, что студенты СПО не владеют глубокими и системными знаниями о социо-природной среде, природных факторах опасности, недостаточно осведомлены о техногенных факторах воздействия как на человека, так и на окружающую среду.

Заключение

В статье проведено теоретическое обоснование значимости опоры на праксиологический подход в формировании социо-экологической направленности проектно-исследовательской деятельности студентов технических направлений колледжа в процессе профессиональной подготовки.

Проведено обоснование важности формирования социо-экологической направленности в профессиональной подготовке обучающихся СПО, так как она лежит в основе обеспечения безопасности в системе «человек – окружающая среда».

Теоретическая значимость результатов исследования определяется вкладом в теорию и методику профессионального образования в колледже раскрытия и уточнения содержания понятия «социо-экологическая направленность личности»; разработки содержания понятия «практико-ориентированная социо-экологическая направленность профессиональной подготовки обучающихся колледжа», создания алгоритма практико-ориентированной социо-экологически направленной проектной деятельности обучающихся колледжа как технологии поэтапной деятельности, включающей анализ ситуации, поставленной в задаче; разработки теоретического обоснования предмета деятельности и моделирования его сущностных характеристик и факторов средового воздействия, позволяющих успешно реализовать практическую профессионально направленную деятельность без ущерба социо-природному окружению; планирования профессиональной деятельности в соответствии с поставленными задачами в рамках определенных производственных ситуаций и оценки собственной готовности к реализации разработанного проекта.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что в учебном процессе может использоваться разработанная образовательная программа для студентов СПО, которая положена в основу методической системы. Программа реализована в Курганском государственном колледже при подготовке студентов специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.

Разработана и реализована образовательная программа для студентов колледжей, которая способствует формированию знаний, ценностей и ценностных отношений, развитию навыков социо-экологической направленности проектно-исследовательской деятельности.

Проведено обоснование важности формирования социо-экологической направленности в профессиональной подготовке обучающихся СПО, так как она лежит в основе обеспечения безопасности в системе «человек – окружающая среда».

В качестве инструмента формирования социо-экологической направленности личности обучающихся предлагается использование проектно-исследовательской деятельности.

Результаты проведенного педагогического эксперимента подтверждают значимость поднимаемой проблемы.


Библиографическая ссылка

Несговорова Н.П., Бурлева Л.Г., Савельев В.Г., Богданова Е.П. ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32944 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674