Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Кочеткова О.А. 1 Пудовкина Ю.Н. 1 Гусева Е.В. 2 Гришанина Ю.О. 3 Польская М.А. 4
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
2 Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва
3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50
4 Компания ОТР («Организационно-Технологические Решения 2000»)
Статья посвящена вопросам применения открытых образовательных ресурсов в цифровой трансформации школьного образования. Цифровая трансформация как приоритетное направление национальный проектов предполагает поиск путей расширения масштабов и совершенствования качества применения информационных технологий в образовательном пространстве. Цель исследования состоит в оценке актуальности, разработке и внедрении открытых образовательных ресурсов как реализации направления цифровой трансформации образования, систематизации основных способов работы с ними. Главная цель цифровой модели образования – построение среды, предоставляющей достаточно высокий уровень современного и востребованного образования за счет формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, предъявляемых информационным обществом. Решение этой приоритетной задачи основано на комплексном развитии и использовании открытых образовательных ресурсов. В статье представлены разработки и опыт внедрения открытых образовательных ресурсов в условиях цифровой трансформации общего образования – блог учителя информатики, наполненный образовательным контентом, таким как интеллект-карты, виртуальные онлайн-доски, компьютерные средства контроля знаний, технологические карты уроков. Представленные учебные материалы разработаны с помощью современных веб-сервисов. В статье также обращено внимание на положительный эффект практики консолидации установившегося классического обучения с инновационными цифровыми решениями.
цифровое образование
цифровая трансформация
обучение информатике в школе
онлайн-обучение
открытые образовательные ресурсы
1. Болотина М.А., Чумаков Д.А. Цифровое образование на современном этапе: перспективы и проблемы // Вестник молодежной науки. 2021. № 1 (28) С. 1-5.
2. Козлова Н.Ш., Козлов Р.С. Тенденции цифровой трансформации образования в современных условиях // Вестник майкопского государственного технологического университета. 2020. № 3 (46). С. 51-59.
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 25.08.2023).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/ (дата обращения: 27.08.2023).
5. Днепровская Г.В., Шевцова И.В. Открытые образовательные ресурсы и цифровая среда обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 144-155.
6. Forum on the Impact of Open Courseware for Higher Education in Developing Countries, UNESCO, Paris, 1-3 July 2002: final report, 2002. 30 p.
7. Булгаков М.В., Гридина Е.Г., Иванников А.Д., Старых В.А. Федеральная система информационно-образовательных ресурсов // Информационные ресурсы России. 2009. № 2. С. 25-27.
8. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 150-155.
9. Кочеткова О.А., Пудовкина Ю.Н. Методические рекомендации по построению урока информатики с использованием интерактивных пособий. ХХII Международные научные чтения (памяти Б.Ф. Галеркина): сборник статей Международной научно-практической конференции (1 марта 2018 г., Москва). М.: ЕФИР, 2018. С. 65-67.
10. Петрова Н.П., Бондарева Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 353-355.

Традиционная для нашей страны система обучения не в полной мере соответствует потребностям нынешнего информационного общества, поскольку основным современным трендом развития образовательного процесса является внедрение цифровых технологий, в частности переход от традиционной «аудиторной» модели обучения к дистанционному, что обусловливает возросшую потребность в цифровых онлайн-сервисах неограниченного доступа [1, 2]. Реализация главных направлений национального проекта «Образование», достижение стратегической задачи по вхождению РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 невозможны без комплексного развития цифровых технологий, улучшения качества технологичности образовательного процесса, формирования современных навыков в условиях цифровизации образования [3]. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на активное внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы. В рамках проекта открываются центры цифрового развития «IT-куб», а также детские технопарки «Кванториум» и центры образования естественно-научного, технического и гуманитарного профилей «Точка роста» [4].

Таким образом, под цифровой трансформацией образования будем понимать реконструкцию планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы в цифровой образовательной среде для всестороннего развития каждого обучаемого, формирования у него цифровой компетентности [5].

Образовательные ресурсы свободного доступа в сети являются элементом цифровой среды, которые объединены в понятие «открытые образовательные ресурсы» (ООР). Под открытыми образовательными ресурсами понимаются учебные, обучающие и исследовательские ресурсы, выпущенные в соответствии с лицензией интеллектуальной собственности, которая разрешает их бесплатное использование, использование и перенацеливание другими [6].

Таким образом, цель цифровой трансформации образования заключается в максимально полном использовании дидактического потенциала цифровых открытых образовательных ресурсов, а также приспособлении имеющихся цифровых технологий к продуктивному решению педагогических задач. Несмотря на значимость развития форм онлайн-обучения и цифровой трансформации образовательных процессов, аспекты использования ООР в педагогической деятельности остаются малоизученными. Все вышеизложенное аргументирует актуальность проблемы и определяет цель исследования.

Цель исследования заключается в оценке значимости реализации открытых образовательных ресурсов как направления цифровой трансформации образования, систематизации основных способов работы с ними.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научно-педагогической и учебно-методической литературы по проблематике исследования; изучение, наблюдение и обобщение педагогической практики.

Результаты исследования и их обсуждение. Вопрос цифрового образования, использования современных информационных технологий в образовании не является принципиально новым. Цифровая образовательная среда активно формируется в последние несколько десятилетий и рассматривается в числе основных направлений развития инновационного образования, что предполагает разработку условий повышения качества применения информационных технологий в образовательном пространстве. На стадии модернизации национального образования с каждым годом все большее место завоевывают современные технологии, внедрение которых способствует совершенствованию и развитию образования, повышению качества подготовки будущих специалистов, интеграции образования, науки и сквозных цифровых технологий. Однако такие технологии требуют модификации существующих традиционных подходов к образовательной деятельности [7].

Основа цифровой трансформации образования состоит в том, чтобы продуктивно использовать современные информационные технологии для сферы образования – между сотрудниками внутри образовательной организации, между педагогами и обучающимися, и т.д. В качестве электронных ресурсов в цифровом образовании применяются следующие средства: обучающие (цифровая техника, интернет-ресурсы, онлайн-курсы, ООР), контролирующие (смешанное, или гибридное, обучение), информационно-справочные (энциклопедии, онлайн-словари, справочники), моделирующие (технологии дополнительной, виртуальной и смешанной реальности), демонстрационные (мультимедийные средства, электронные образовательные ресурсы), игровые технологии (компьютерные дидактические игры), обучающие технологии на основе искусственного интеллекта и т.д. [1]

Одной из причин развития образования в информационном обществе стало новое направление, которое определяет открытый доступ к использованию и разработке образовательных ресурсов различного назначения. Отметим, что во многих открытых образовательных ресурсах особую ценность имеет не только предметное содержание, но и методическая составляющая, отражающая педагогический опыт по различным дисциплинам. Публикация открытых ресурсов должна сопровождаться определенным заявлением об условиях использования этих ресурсов, а также о том, что их дальнейшее использование не только разрешается, но и желательно. ООР обеспечивают более высокую адаптивность в аспекте использования, повторного использования и приспособления материалов к определенным контекстам и средам обучения

В настоящее время набирает популярность новый вид открытых образовательных ресурсов – это массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Отметим, что ООР и МООК имеют значительные различия в целях, формате и целевой аудитории. Если основная функция образовательных ресурсов состоит в предоставлении пользователям свободного доступа к содержанию обучения (контенту), то функция МООК состоит в том, чтобы обеспечить свободный доступ к образовательным сервисам. При этом формат МООК не предполагает обязательного пользования под открытой лицензией, также они могут быть размещены на официальный сайтах образовательных учреждений, сайтах или блогах преподавателей [8].

Современные образовательные среды отличаются высоким уровнем адаптивности и взаимодействия с обучающимися. Открытые образовательные ресурсы должны соответствовать следующим требованиям: система качества согласно современным стандартам, простота использования, доступность, эффективность организации информационного пространства, интерактивность, мультимедийность, надежность и безопасность. Необходимо в полном объеме использовать современные информационные технологии создания и представления знаний обучаемым, применять различные способы подачи учебного материала, обращать внимание на его качество и соответствие возрастным и индивидуальным особенностям [9, 10]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что практические шаги по разработке открытых образовательных ресурсов являются актуальными на фоне трудностей и перспектив цифровой трансформации образования.

Использование ООР в учебном процессе дает преимущества для участников образовательных отношений. Выделим их:

─ преимущества для педагога: наличие доступа к ресурсам, разработанным другими коллегами, а также возможность адаптации их под свои цели и задачи; наличие обратной связи; объективность контроля знаний; составление мониторинга и рейтинга среди обучающихся;

─ преимущества для обучающихся: возможность доступа к материалам в любое время и в любом месте; выполнение назначенных учителем заданий и получение моментальных оценок или комментирования; возможность составления портфолио учебных результатов; обратная связь с педагогом, коммуникация с другими учениками.

Использование ООР в учебном процессе может быть представлено в разных формах: для организации самостоятельной работы, для увеличения наглядности изучаемого учебного материала, организации контроля знаний и т.д. Определим виды уроков, на которых можно использовать ООР.

1. Урок открытия нового знания

Виды ООР: презентации, видеоуроки, интерактивная анимация с новыми понятиями, электронные интерактивные учебники, симуляторы, тренажеры.

2. Урок-практикум

Виды ООР: тренажеры, контролирующие ресурсы, интерактивные игры, практические работы, виртуальные доски, тестовые ресурсы.

3. Уроки систематизации знаний

Виды ООР: электронные учебные курсы, тренажеры, виртуальные доски, интерактивные игры и задания.

4. Урок рефлексии

Виды ООР: онлайн-опросы и тесты, тренажеры, интерактивные плакаты.

5. Урок развивающего контроля

Виды ООР: тренажеры, контролирующие и тестовые ресурсы, ресурсы для формирующего оценивания.

Таким образом, ООР можно пользовать на различных этапах учебного занятия, как при проверке домашнего задания, так и при изучении новой темы или же ее закреплении. Грамотная интеграция разработанных ООР в учебном процессе требует сформированных методических и цифровых компетентностей у учителей. Именно на них возложены основные функции, направленные на разработку эффективных в образовательном процессе ООР, их методическое сопровождение.

В качестве ООР приведем пример разработанного блога учителя информатики. Так как блог создавался с целью помощи в достижении образовательных результатов, то в нем на вкладке «Методическая копилка» размещены задания для изучения учебного материала по программе школьного курса информатики.

Разделы методической копилки следующие: использование интерактивных онлайн-досок на уроках информатики, применение ментальных карт в обучении информатике, компьютерных средств контроля знаний, технологических карт уроков. Разработанные материалы представлены в виде интеллект-карт, виртуальных онлайн-досок, онлайн-тестирования для обучающихся (рис. 1).

Рис. 1. Страница «Использование интерактивных онлайн-досок на уроках информатики»

В блоге представлены интеллект-карты по следующим темам уроков: «История развития вычислительной техники»; «Парадигмы программирования»; «Виды информации»; «Устройства ввода-вывода информации»; «Ввод и вывод данных в Pyton»; «Алгоритм и виды алгоритмов». Интеллект-карты выполнены в сервисах mindomo.com и mindmeister.com.

Виртуальные онлайн-доски разработаны в сервисах miro.com, app.idroo.com, ru.padlet.com. Разработан учебный материал по следующим темам: «Основные компоненты компьютера и их функции»; «Алгоритмы и исполнители»; «Виды компьютерной графики»; «Интегрированный урок информатики и химии». Виртуальная доска используется для записи важной информации на уроках и сопровождает объяснение учителя. Это позволяет акцентировать внимание обучающихся на основных понятиях и терминах занятия. Такая деятельность явно активирует работу в классе, при этом обучающиеся могут поделиться друг с другом интересной информацией. На рисунке 2 представлен пример разработанной онлайн-доски при изучении темы «Алгоритмы и исполнители».

Рис. 2. Онлайн-доска по теме «Алгоритмы и исполнители»

Компьютерные средства контроля знаний выполнены в Google form и master-test.net:

─ тест по теме «Основные компоненты компьютера и их функции»;

─ опрос по теме «Основные компоненты компьютера и их функции»;

─ тест по теме «Информационные модели и их классификация»;

─ тест по теме «Ввод и вывод данных в Python».

Таким образом, цифровая платформа (например, блогинг-платформа) выполняет функцию организатора учебного процесса, является интерактивной площадкой совместной деятельности учителей и обучающихся, различных сетевых педагогических сообществ в работе по реализации целей и учебных задач. Современные цифровые технологии ориентированы на формирование единой системы обучения наряду с традиционным школьным обучением. В нынешнем образовании они позволяют повысить его эффективность и качество подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Заключение. Цифровая трансформация образования обычно обусловливает изменение обязанностей и функций учителя, которые должны знать отличительные черты организации образовательного процесса в условиях цифровой трансформации, возможности цифровой среды для улучшения качества образования, приоритетные направления развития цифровой грамотности обучающихся, основные инструменты и ресурсы создания персональной учебной среды; уметь выстраивать систему обучающего контекста на основе ООР, применять технологии смешанного и адаптивного обучения. Главная цель цифровой модели образования – построение среды, предоставляющей достаточно высокий уровень современного и востребованного образования за счет формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, предъявляемых информационным обществом. Решение этой приоритетной задачи основано, на наш взгляд, на комплексном развитии и использовании открытых образовательных ресурсов. Трансформация образования за счет включения ООР должна быть представлена на основе применения и дальнейшего распространения образовательных материалов. Положительных результатов можно добиться, если в процессе обучения будет опора на реальные коммуникативные практики с сохранением баланса между традиционными и цифровыми форматами обучения при прямом взаимодействии участников образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Кочеткова О.А., Пудовкина Ю.Н., Гусева Е.В., Гришанина Ю.О., Польская М.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32945 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674