Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕМЫ «СОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ» В КУРСЕ «ФИЛОСОФИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Заховаева А.Г. 1 Жуколина М.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Настоящее исследование посвящено проблеме взаимосвязи сознания, мышления и интеллекта сквозь призму преподавания дисциплины «Философия» в медицинском вузе и обобщает более чем двадцатипятилетний опыт преподавания курса «Философия» в Ивановской государственной медицинской академии. Актуальность исследования обусловлена реализацией компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании и необходимостью оценки сформированности компетенций на каждом этапе учебного процесса. Преподавание в медицинском вузе предполагает определенный подход к освещению философских проблем в тесной связи с медицинской реальностью. Философия сознания – это один из максимально связанных с медициной философских разделов. Особенно важно в процессе освоения данного раздела научить студента отстаивать свою точку зрения, иметь четкую мировоззренческую позицию, участвовать в дискуссии. Философия сознания как интегративная и дискуссионная дисциплина является благодатным материалом для организации студенческих дискуссий, которые позволяют студентам не только сформировать собственное мнение по предложенной теме, но и научиться аргументированно отстаивать свою позицию, что формирует навыки активного слушания, необходимые для будущих врачей. Настоящее исследование нацелено на раскрытие специфики методики преподавания темы «Сознание, мышление, интеллект» для студентов-медиков в курсе «Философия» на основе компетентностного подхода с акцентом на наиболее важных для понимания и наиболее дискуссионных вопросах. Материалом для данного исследования служит опыт преподавания философии для студентов 2-го курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Ивановской государственной медицинской академии и разработки методических рекомендаций для преподавателей и студентов в рамках реализации компетентностного подхода. Основные методы исследования: формирующий педагогический эксперимент и систематическое лонгитюдное наблюдение. Изучение проблемы сознания – это не только образовательная, но и воспитательная задача. Предложенная методика изучения сложнейшей проблемы современной философии – проблемы сознания – через дискуссию формирует миропонимание и ценностные ориентации студентов.
высшее образование
компетентностный подход
философия сознания
мышление
интеллект
бессознательное
мировоззрение
1. Суханова Н.П. Плодотворность метода малых групп в преподавании философии // Преподаватель XXI век. 2019. № 4-1. С. 93-100.
2. Хрусталёв Ю.М. Философия: учебник для медицинских вузов. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2004. 640 с.
3. Ерахтин А.В. Всемирная философия в кратком изложении: Книга вторая. Классическая западная философия (от Средневековья до немецкой классической философии). Екатеринбург: Издательские решения, 2020. 256 с.
4. Гончаров М.Ю., Масютина Д.Д. Философия сознания и методы нейровизуализации // Системная интеграция в здравоохранении. №1 (47) 2020. С. 5-9.
5. Хачатурова Т.В. Дискуссия и правила её проведения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009. № 3. С. 124-126.
6. Ерахтин А.В. Предмет и специфика философии, ее основные проблемы. М.: ЛЕЛАНД, 2022. 320 с.
7. Заховаева А.Г. Факторы, влияющие на интеллектуальные способности личности // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 5-1. С. 52-53.
8. Николаев В.К., Николаев К.А. Идеология и мировоззрение: общее и особенное // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2022. № 3 (61). С. 108-120.
9. Бетильмерзаева М.М. Общественное сознание как феномен и как понятие // Наука в современном мире: материалы IX Международной научно-практической конференции и Материалы круглого стола. Грозный-Махачкала, 2023. С. 508-516.
10. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. [Электронный ресурс]. URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SPIRKIN_Aleksandr_Georgievich/_Spirkin_A.G..html#0002 (дата обращения: 16.08.2023).
11. Заховаева А.Г., Жуколина М.В. Философия: учебное пособие. М.: РУСАЙНС.2021. 136 с.

В исследовании рассматривается проблема взаимосвязи сознания, мышления и интеллекта сквозь призму преподавания дисциплины «Философия» в медицинском вузе. Актуальность представленной статьи связана с реализацией компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании и необходимостью оценки сформированности компетенций на каждом этапе учебного процесса. Настоящая статья обобщает более чем двадцатипятилетний опыт преподавания курса «Философия» в Ивановской государственной медицинской академии. За время преподавания сложился определенный подход к освещению философских проблем в тесной связи с медицинской реальностью, к которой наши студенты приобщаются уже на первом курсе: «В ходе учебного процесса студент должен увидеть в философии особый инструмент, позволяющий ему эффективно размышлять об окружающем его мире и успешно ориентироваться в нем» [1, с. 95–96].

Один из максимально связанных с медициной философских разделов – это философия сознания. По нашему мнению, в процессе изучения данного раздела важно научить студента отстаивать свою точку зрения, иметь четкую мировоззренческую позицию, участвовать в дискуссии. Дискуссия как интерактивный метод преподавания имеет особое значение в решении поставленных задач. Дискуссия не только позволяет студентам сформировать собственное мнение по предложенной теме и научиться аргументированно отстаивать свою позицию, но и формирует навыки активного слушания, необходимые для будущих врачей.

Цель исследования: раскрыть специфику и методику преподавания темы «Сознание, мышление, интеллект» для студентов-медиков в курсе «Философия» на основе компетентностного подхода, акцентировав внимание на наиболее важных для понимания и наиболее дискуссионных вопросах.

Материал и методы исследования

Материалом для данного исследования служит опыт преподавания темы «Сознание, мышление, интеллект» для студентов 2-го курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Ивановской государственной медицинской академии и разработки методических рекомендаций для преподавателей и студентов в рамках реализации компетентностного подхода. Основные методы исследования: формирующий педагогический эксперимент и систематическое лонгитюдное наблюдение.

Результаты исследования и их обсуждение

Философия сознания является одним из основополагающих разделов философии, так как она связана с пониманием природы сознания, соотношения духовного и материального. «Сфера сознания – это область психической активности, в которой личности предъявляются смысловые значения… Философское осмысление сознания преследует цель понять истоки и условия, способствующие прорывам в естественном развитии» [2, с. 265]. Для студентов-медиков крайне важно понимать сущность сознания, поскольку это определяет основу их мировоззрения и связывает философское знание с важнейшими для медицины дисциплинами, такими как анатомия, нормальная физиология, клиническая психология, психиатрия, неврология.

Философия сознания уникальна, поскольку только в ней совпадают субъект и объект познания: сознание познает и исследует сознание. И на этом пути очень сложно избежать субъективизма. Философия сознания интегративна, объединяя достижения множества наук, изучающих сознание с разных методологических оснований. Это и науки гуманитарного цикла (психология, культурология и др.), и естественные науки (физиология высшей нервной деятельности, нейропсихология), и системные науки (кибернетика и теория управления). Философия сознания рассматривается как в классической философии, так и в философии постмодерна, это дает многообразие трактовок в понимания проблемы. Поэтому в преподавании необходимо представить студентам весь спектр существующих позиций, их вариативность, предоставив им право выбора собственной философской позиции по всем решаемым в философии сознания вопросам.

Существует множество теорий сознания. В философии Нового времени «cogito ergo sum» Рене Декарт закладывает основы для восприятия сознания как одной из двух субстанций – мыслящей, в то время как немыслящая часть мира характеризуется протяженностью [3, c. 97]. В материалистической философии сознание – это продукт развития (восхождения) материи от простых форм к высокоорганизованным. В современной философии постмодерна (экзистенциализм) сознание – это абсолютное, трансфеноменальное измерение субъекта в сфере его бытия. Среди новейших теорий сознания отметим созданные в тандеме философии и медицинских наук: «теория глобального рабочего пространства (Б. Баарс); нейробиологическая теория (Ф. Крик, К. Кох), теория динамического ядра (Д. Тонони, Дж. Эдельман), теория таламокортикальной связи (Р. Льинас), теория рекуррентной обработки (В. Ламме), теория микросознания (С. Зеки), теория соматических маркеров (А. Дамасио)» [4, с. 6].

Авторы не ставят своей задачей решить проблему сознания в философском аспекте, для нас важно научить студентов размышлять над поставленный проблемой.

Преподавание как лекции, так и семинарского (практического) занятия по теме «Сознания, мышление, интеллект» достигает следующие цели:

1. Уяснить сущность и смысл сознания. Показать связь философии и медицины в изучении проблемы «сознания».

2. Выявить связь сознания, мышления и языка.

3. Изучить проблему интеллектуального развития человека, выявить факторы, влияющие на формирование интеллектуальных способностей личности.

Начать занятие предполагается с тестирования, ознакомиться со всеми вариантами теста можно по электронной ссылке: https://moodle.ivgma.ru/mod/quiz/view.php?id=10875.

Ключевым методом проведения семинарского занятия является дискуссия. «Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Она представляет собой коллективное обсуждение какого-либо спорного или нерешенного вопроса с целью установления истинности. Результатом дискуссии должно стать общее мнение без разногласий» [5, с. 124]. Дискуссия является важным этапом в формировании у студентов умений и навыков критического анализа проблемных ситуаций (УК-1). Как ни удивительно, но в последние годы участие в дискуссии поначалу вызывает у студентов большое затруднение: это и страх высказать свою позицию, и неумение изложить аргументы в ее защиту. Важно акцентировать внимание студентов на том, что преподаватель не имеет права оценивать их философскую и мировоззренческую позиции, можно оценить только приведенные ими аргументы. Не менее важно познакомить студентов с правилами ведения дискуссии. И, разумеется, дискуссия должна завершаться рефлексией по эффективности и результативности предложенных студентами аргументов.

Дискуссия сосредоточена вокруг основных понятий темы: сознание, мышление, мировоззрение, интеллект, общественное сознание, бессознательное. Проблемы, связанные с трактовкой данных понятий, даны студентам в виде шести вопросов для дискуссии, которые представлены студентам для домашней подготовки к семинарскому занятию:

1) Какова Ваша позиция в понимании природы сознания? Как соотносится духовное и материальное?

Вопрос о природе сознания является важнейшим вопросом философии сознания. Необходимо соблюсти равновесие между философскими и научными концепциями сознания, в том числе актуализируя знания студентов, полученные в курсе изучения анатомии нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности и эволюционной биологии. В ходе дискуссии проявляется мировоззренческая позиция студентов, которая может быть тесно связана с религиозными воззрениями (сознание – это духовное начало, заложенное божественной субстанцией в тело человека) или с естественно-научным подходом (понимание сознания как функции головного мозга и ЦНС, сформированного в ходе эволюции). Здесь возможно столкновение позиций, никто не остается равнодушным, важно следить, чтобы дискуссия оставалась в рамках профессионального обсуждения, без перехода на личности.

2) Как соотносятся сознание и мышление?

При решении этого вопроса следует актуализировать информацию, полученную студентами на гуманитарных (психология и педагогика, разделы истории и истории медицины, посвященные первобытному обществу) и естественно-научных дисциплинах (физиология высшей нервной деятельности, эволюционная биология).

Вопрос о соотношении сознания и мышления – один из самых сложных в курсе философии сознания. В рамках теории антропосоциогенеза сознание присуще только человеку, поскольку связано с функционированием высшего типа мышления – абстрактно-логического, присущего только человеку, в то время как животным присуще наглядно-действенное и/или наглядно-образное мышление [6, c. 12]. Следует сделать акцент на такие существенные факторы появления сознания, как эволюция головного мозга, трудовая деятельность и формирование членораздельной речи (языка).

Очень важно обратить внимание студентов на вопрос о взаимосвязи сознания, мышления и языка. Язык как знаковая система, позволяющая осуществлять коммуникацию, становится способом реализации разных типов мышления, равно как и способом существования сознания. Процессы эволюции мышления и языка в рамках антропосоциогенеза проходят одновременно, сопровождаясь усложнением структуры головного мозга и формированием речевого аппарата. Каждому типу мышления соответствует свой тип языковой коммуникации (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Взаимосвязь уровня мышления и типа языковой коммуникации

Данная таблица помогает студентам лучше понять взаимосвязь сознания с абстрактно-логическим мышлением и развитием членораздельной речи.

У вопроса о развитии мышления в онтогенезе есть еще одно нетривиальное измерение. Студентам-медикам в будущей профессиональной деятельности предстоит иметь дело подчас со случаями деградации личности, нарушениями мозговой деятельности, поэтому важно обсудить с ними вопрос о том, в каких случаях мышление может не сформироваться? Могут ли стать причиной несформированности мышления органические нарушения функционирования головного мозга или органов чувств? Как влияет на развитие мышления у ребенка окружающая среда, в частности языковая?

Именно мышление – это основа для формирования интеллекта, поэтому следующее проблемное задание:

3) Какие факторы влияют на формирование интеллекта? [7, с. 52–53]

По сути, для студентов это проблема может свестись к банальному вопросу: Как стать отличником? Почему одному человеку любые задания даются легко, а другой с большим трудом их выполняет? Для расширения понимания проблемы необходимо поднять такие вопросы, как: Что важнее – генетика или усидчивость и старание? Здоровый физиологически мозг или познавательный мотив? Идеальная память, внимание или скорость обработки информации? А может, некие бессознательные процессы дают толчок интеллекту?

4) Что такое мировоззрение?

Мировоззрение – это «результат духовного освоения мира, окружающего человека… есть форма осознания индивидом самого себя, способ самоопределения в окружающем индивида мире» [8, с. 112–113]. Для студентов важно понять, что мировоззрение – это ядро личности. Это все сознательные, мыслительные, интеллектуальные, языковые, ценностные характеристики личности.

5) Что есть общественное сознание и каковы его формы?

Вопрос об общественном сознании и его формах сейчас особенно актуален как в курсе «Философия», так и в новой образовательной программе «Основы российской государственности». Что такое общественное сознание? Это – переход сознания на более высокий качественный уровень, когда сознание теряет свою индивидуальность, обретая статус универсальности. «Общественное сознание – это совокупность взглядов, представлений, убеждений, ценностей и знаний, которые общество разделяет и которые формируются под влиянием социальных, экономических, политических и культурных факторов» [9, с. 510]. Общественное сознание находит свое выражение в формах общественного сознания: философия, религия, мораль, искусство, наука, право.

Для понимания предмета дискуссии студентам предлагаются следующие вопросы для размышления: Может ли общество функционировать без какой-либо одной из форм общественного сознания? Как связаны формы общественного сознания?

6) Что есть бессознательное? Как соотносятся сознание, мышление и бессознательное?

У студентов бессознательное, бесспорно, ассоциируется с психоанализом З. Фрейда, где бессознательное – это доминанта психики человека, бессознательное неразрывно связано с либидо. Однако у А.Г.Спиркина бессознательное – «это специфическое отражение действительности выражение потребностей организма и переживание определенной модальности; оно способно к различению, выбору, угадыванию, творчеству» [10, с. 185]. Бессознательное позволяет нам «снизить» контроль за каждым автоматизированным действием. Бессознательное, с одной стороны, контролируется сознанием, с другой – выступает «базой» самого сознания, поскольку бессознательное существует до сознания. Возможно ли разгадать тайну тайн – бессознательное?

Для осознания связи ключевых понятий темы «Сознание, мышление, интеллект» студентам предлагается следующая базовая схема (рис. 2).

 

Рис. 2. Взаимосвязь ключевых понятий темы «Сознание, мышление, интеллект»

Кроме дискуссионных вопросов, на семинарском занятии некоторым студентам на выбор предлагаются темы для кратких докладов:

1. Сознание и мышление у животных.

2. Когнитивные нарушения при различных заболеваниях.

3. Что такое нейробиология?

4. Возможно ли зарождение сознания на основе искусственного интеллекта?

5. Проблема сознания и нейросети.

Привлечение учащимися дополнительного материала в рамках подготовки докладов или сообщений на семинарское занятие позволяет разнообразить занятие. Лучшие выступления могут «перерасти» в научно-исследовательскую работу студентов. И, главное – формируется мировоззрение студентов, «своего рода духовный каркас полноценной личности» [11, с. 4].

Заключение

Предложенная методика изучения и преподавания сложнейшей проблемы современной философии – проблемы сознания – через дискуссию формирует миропонимание, ценностные убеждения студентов. Уже отмечалось в рамках компетентностного подхода, что дискуссия как интерактивный метод обучения нацелена, прежде всего, на формирование УК-1, что позволяет осуществить критический анализ проблемных ситуаций. Помимо этого, выявляемые в рамках дискуссии разные мировоззренческие позиции способствуют формированию УК-5, а именно способности анализировать.

Изучение проблемы сознания – это не только образовательная, но и воспитательная, гуманистическая задача, ее решение позволяет формировать целостную личность, будущего специалиста-врача, способного к решению как профессиональных, так и мировоззренческих задач.


Библиографическая ссылка

Заховаева А.Г., Жуколина М.В. ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕМЫ «СОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ» В КУРСЕ «ФИЛОСОФИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32951 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674