Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

Дыдыкина М.А. 1 Пиманова Н.А. 1 Дружкова О.Н. 1
1 ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина"
В статье представлено исследование по формированию и развитию информационно-коммуникационных компетенций у обучающихся направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиль «Психология и педагогика начального образования». Студенты бакалавриата данного профиля при изучении дисциплины «Естествознание» активно применяют в процессе обучения электронные образовательные ресурсы и осваивают различные цифровые технологии. Изучение учебного материала построено таким образом, чтобы студенты не только усваивали предметные знания, но и учились применять их при планировании уроков в начальной школе по дисциплине «Окружающий мир». Обучающимся предлагаются задания, выполнение которых требует использования электронных образовательных ресурсов. Решение их должно осуществляться с применением цифровых технологий как самими студентами, так и учениками при использовании этих заданий в школе. Регулярное и планомерное выполнение учебной работы с применением электронных образовательных ресурсов и цифровых технологий и соблюдение федерального образовательного и профессионального стандартов при обучении дисциплине «Естествознания» студентов профиля «Психология и педагогика начального образования» способствуют качественному формированию и развитию информационно-коммуникационных компетенций у обучающихся. Особое внимание в публикации уделено исследованию тенденции развития информационно-коммуникационных умений у обучающихся и дальнейшему их применению в профессиональной деятельности.
информационно-коммуникационные умения
профессиональные компетенции
психолого-педагогическое образование
бакалавриат
психология и педагогика начального образования
информационно-коммуникационные технологии
естествознание
Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2.
2. Гендина Н.И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. № 5 (64). С. 58-69.
3. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система // Педагогическая информатика. 2004. № 3. С. 3.
4. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. 2004. № 3. С. 95-100.
5. Понуровская В.В. ИКТ-компетентность – актуальное требование к педагогу // Интерактивное образование: Электронная газета. - Декабрь 2015, Вып. № 62. [Электронный ресурс]. URL: http://io.nios.ru/articles2/77/3/ikt-kompetentnost-aktualnoe-trebovanie-k-pedagogu (дата обращения: 12.09.2023).
6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544 н (с изменениями от 25 декабря 2014) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2013 г., регистрационный № 30550). [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 12.09.2023).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» уровень высшего образования бакалавриат: утв. М-вом образования и науки Российской Федерации 14 декабря 2015 г, приказ № 1457. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-02-psihologo-pedagogicheskoe-obrazovanie-1457/ (дата обращения: 12.09.2023).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» уровень высшего образования бакалавриат: утв. М-вом образования и науки Российской Федерации 22 февраля 2018 г, приказ № 122. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-02-psihologo-pedagogicheskoe-obrazovanie-122/ (дата обращения: 12.09.2023).
9. Клещева Н.А. Подготовка учителей естествознания для профильной школы в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5985 (дата обращения: 28.08.2023).

Глобальные изменения в мире неизбежно приводят к переменам во всех окружающих нас сферах жизни и профессиональной деятельности, в том числе и в системе образования в России. Наиболее интенсивные и принципиальные изменения произошли в последние 3 года, когда на фоне ковидных ограничений и массового перехода в дистанционный формат обучения важное значение приобрели электронные образовательные ресурсы и иные цифровые технологии. Становится очевидно, что происходит комплексная цифровая трансформация школьного и высшего образования [1].

В наши дни электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые технологии прочно входят в образовательную жизнь и являются обязательным ее компонентом. Современный школьный учитель должен в полной мере обладать профессиональными компетенциями, связанными с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), т.е. информационно-коммуникационными компетенциями (ИК-компетенциями).

Анализ научно-методической и периодической литературы показал, что вопросу формирования и развития ИК-компетенций различными исследователями уделяется большое внимание. Авторы (Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов, Н.И. Гендина, М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова) по-разному подходят к понятию «обладание ИК-компетенцией», но все сходятся во мнении, что ИК-компетенции необходимы для успешного и квалифицированного выполнения профессиональной деятельности [2, 3, 4].

Среди видов деятельности педагога, требующих ИК-компетентности, авторы [5] отмечают следующие:

«– решение профессиональных задач с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

– развитие личностных качеств, характеристик, отражающих реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;

– организация предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ».

Согласно профессиональному стандарту педагога, под ИК-компетентностью понимается «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно» [6].

Анализ определений «обладание ИК-компетенцией» показал, что все они перекликаются и владение данной компетенцией – это знание ЭОР, цифровой образовательной среды и умение применить эти знания на практике, в образовательном процессе.

Сейчас большое внимание уделяется вопросу подготовки будущих учителей начальных классов, способных владеть ИКТ. Уже в начальной школе в процессе обучения активно применяются цифровые ресурсы. Выпускники начальной школы для успешного обучения на следующей ступени должны владеть рядом информационно-коммуникационных умений. Кроме того, применение информационных технологий на уроках по любому предмету способствует созданию качественного учебного процесса, повышению эффективности проведения уроков, развитию мотивации к обучению. Чтобы это осуществить, будущие учителя начальной школы еще в вузе должны научиться применять в своей деятельности ИКТ, т.е. у них должны быть сформированы ИК-компетенции. Разработка путей решения этих задач и определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования заключается в анализе особенностей формирования и развития в педагогическом университете информационно-коммуникационных компетенций у студентов на уровне бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование по профилю «Психология и педагогика начального образования» в рамках дисциплины «Естествознание».

Материалы и методы исследования. Исследование формирования и развития информационно-коммуникационных компетенций обучающихся проводили с использованием следующих методов: теоретико-методологического анализа нормативных документов и научно-методической литературы по указанной проблеме, сравнительного обобщения практического опыта обучения, прогностического метода.

Результаты исследования и их обсуждение. В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К.Минина (далее – Мининский университет) осуществляется подготовка бакалавров по направлению подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование профиль «Психология и педагогика начального образования».

Учебный план основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) «Психология и педагогика начального образования» предполагает изучение студентами дисциплины «Естествознание». Данная дисциплина входит в предметный модуль «Теоретические основы начального обучения» и изучается на 2-м и 3-м курсах.

В ходе освоения дисциплины «Естествознание» у студентов формируются следующие общепрофессиональные и профессиональные компетенции [7, 8]: ОПК-8 – способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний; ПК-1 – способен осуществлять педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях начального общего образования; ПК-2 – способен осуществлять педагогическую деятельность по проектированию и реализации программ начального общего образования.

Для формирования этих компетенций студенты должны владеть ИК-компетенциями. Компетенции ПК-1 и ПК-2 в своей основе базируются на информационно-коммуникационных знаниях и умениях студентов, поскольку при проектировании и реализации образовательного процесса и образовательных программ необходимо применять ЭОР и цифровые технологии.

Дисциплина «Естествознание» является межпредметной и включает в себя знания таких предметных областей, как химия, биология, физика и география. Обучающиеся должны уметь интегрировать понятия, разбираться в общенаучных методологических принципах. Поэтому учебный материал основывается на метапредметных и философских обобщениях и представлениях о естественно-научной картине мира, фундаментальном единстве естественных наук и о целостности естествознания [9]. ЭОР и цифровые технологии очень хорошо способствуют усвоению дисциплины и формированию предметных знаний.

Дисциплина изучается в течение двух курсов и предполагает наличие лекций, практических занятий и самостоятельной работы обучающихся. Все формы работы реализуются как в очном, так и в онлайн-форматах. Для онлайн-работы в Мининском университете функционирует электронная образовательная среда Moodle, где размещены электронные учебно-методические комплексы дисциплин. Студенты могут совмещать работу в аудитории с самостоятельной работой дома по любому предмету. Разные виды деятельности позволяют обеспечить реализацию индивидуальных образовательных траекторий студентов, сделать процесс личностно ориентированным.

Тематическое планирование дисциплины «Естествознание» представлено в таблице.

Тематическое планирование дисциплины «Естествознание» (9 з.е. / 324 ч)

Название раздела / з.е. / ч

Период изучения раздела

1. Общая характеристика современного естествознания / 2 / 72

3-й семестр

2. Физическая картина мира / 1 / 36

4-й семестр

3. Химическая картина мира / 1 / 36

4-й семестр

4. Биологическая картина мира / 1 / 36

4-й семестр

5. Многообразие и единство мира / 2 / 72

5-й семестр

6. Человек как предмет естествознания / 2 / 72

5-й семестр

Каждый раздел предполагает применение различных видов работы с ЭОР и цифровыми технологиями. Например, при изучении раздела «Химическая картина мира» студенты знакомятся с химическим экспериментом. Студенты данного профиля не имеют соответствующей подготовки для проведения сложных опытов, поэтому интерактивные ресурсы помогают познакомить их с особенностями проведения таких экспериментов. А простые, неопасные опыты можно проводить с использованием цифровых лабораторий, которые включают в себя различные датчики, анализаторы и специальное программное обеспечение для уроков химии, биологии, физики, географии и облегчают проведение экспериментов. Применение цифровых лабораторий, например Releon, в педагогической деятельности позволяет студентам практическим путем доказывать научные законы и положения. Благодаря этому формируется понятие о межпредметных связях (химии, физики, биологии).

В разделе «Биологическая картина мира» предусмотрены знакомство и работа с применением электронного микроскопа и смарт-доски.

На занятиях для проверки знаний у студентов активно использовались различные платформы по составлению тестов: Google тест, on-lint test pad и т.д. Студенты разрабатывали тестовые проверочные материалы по темам курса самостоятельно. При обсуждении предложенных дидактических материалов отмечались плюсы и минусы различных цифровых платформ для создания тестов и возможность применения их в начальной школе.

На рисунке 1 предложен методический подход к построению образовательного процесса в рамках дисциплины «Естествознание».

Рис. 1. Этапы организации образовательного процесса по дисциплине «Естествознание»

Особое внимание уделяется на занятиях методу кейс-технологии. Студентам предлагалось разработать междисциплинарные кейс-задания по различным темам курса для учеников начальной школы. При разработке и решении кейсов обучающиеся используют ЭОР и цифровые технологии. Кроме того, необходимо сформулировать интересную проблему-ситуацию, занимательно представить ее и правильно сформулировать вопросы к заданиям.

Приведем пример организации занятия по теме «Антропогенное воздействие на окружающую среду». Перед занятием студентам выдается задание на дом по созданию кейс-задачи по этой теме для начальной школы.

Для представления кейса студенты используют презентационные программы и мультимедиафайлы. С учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников проблема кейс-задания должна быть понятна, интересна и ярко представлена. Для этого студенты используют различные интернет-ресурсы, поисковые системы и демонстрируют материалы в различных форматах: ppt, pdf, jpeg, видеофайлы и пр. Применение интерактивных платформ для составления задания, кроссворда, ребуса и введение элементов игры-соревнования в кейс стимулируют школьников к работе.

Ниже представлен кейс, составленный студентами для начальной школы по теме «Антропогенное воздействие на окружающую среду».

«Когда-то на нашей планете жили гигантские динозавры. Наиболее крупное животное, которое когда-либо обитало на планете (длина до 33 м и вес более 150 т), живет в настоящее время. Оно весит столько, сколько 150 легковых автомобилей. В XVIII веке шведский естествоиспытатель, ботаник, зоолог Карл Линней отнес это животное к классу млекопитающих, хотя до него традиционно причисляли к рыбам.

Оно занесено в Красную книгу. В водах России встречается редко. Наибольшей угрозой для него стал активный промысел, который официально запрещен с 1966 г. Точное количество особей установить сложно – разные источники приводят противоречивые данные. Если в XIX веке численность составляла несколько сотен тысяч, то в XXI веке – до 5000.

В нынешнее время эти животные страдают из-за нарушения их обычного образа жизни, загрязнения морей нефтепродуктами, ядовитыми химическими веществами, которые попадают в море и скапливаются в жировой ткани.

Основными угрозами для них являются столкновения с суднами, повышение шумового фона. Шумовой фон моря в последнее время слишком возрос, и голосовые сигналы этих животных часто заглушаются. Ведь шумы, которые производят суда, имеют ту же частоту, что и их голоса; также они запутываются в сетях.

Дайте ответы на вопросы:

1. О каком животном идет речь?

2. Какие антропогенные факторы влияют на жизнь этого животного?

3. Какие еще причины могут привести к вымиранию данного вида?

4. Что необходимо предпринять, чтобы предотвратить исчезновение этого животного?»

К каждому кейсу студенты дополнительно разрабатывают электронные дидактические материалы, с помощью которых в игровой форме школьники будут отвечать на поставленные в кейсах вопросы.

Студенты к каждому заданию определяют также критерии оценивания ответов обучающихся, которые оформляются в табличных и графических форматах.

Студенты «примеряли» на себя роль учеников и решали задания одногруппников. Это способствует более успешному и эффективному анализу качества предложенных кейс-задач, их дальнейшей доработке и готовности к применению на уроках в школе. Приходя на практику в школу, студенты, таким образом, имеют наработанные материалы в своей «педагогической копилке».

Исследование эффективности формирования и развития ИК-компетенций у бакалавров направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» по профилю «Психология и педагогика начального образования» проводилось в течение последних 4 лет, в нем приняли участие около 100 человек.

В начале изучения дисциплины «Естествознание» каждая группа студентов проходила диагностическое анкетирование для определения осведомленности о различных ЭОР и цифровых технологиях и возможности их применения при обучении дисциплинам естественно-научного направления. В результате диагностического этапа исследования было установлено, что большинство студентов знакомы с различными ЭОР, такими как Uchi.ru, Я-класс, Инфоурок, Фоксфорд. С данными ресурсами обучающиеся встречались еще при обучении в средней школе. В то же время следует отметить, что среди студентов в 2019 году процент осведомленности не превышал 50%, а в 2022 году он был близок к 60%. При этом по отдельным ресурсам наблюдался устойчивый рост, а по некоторым значимой динамики не отмечалось. На рисунке 2 представлен процент знакомства студентов с ЭОР и цифровыми технологиями на начальном этапе изучения дисциплины «Естествознание» в разные годы исследования.

Рис. 2. Уровень информированности об ЭОР студентов 2-го курса в начале изучения дисциплины «Естествознание»

Если знание студентов об ЭОР было на среднем уровне, то владение ими основными программами, необходимыми для профессиональной деятельности, было значительно выше – Word и Power Point использовали 80% респондентов в 2019 году и более 90% в 2022 году. На рисунке 3 представлены результаты диагностического исследования степени применения в образовательной деятельности программ Word, Power Point, Excel, Paint.

Рис. 3. Показатель применения ЭОР в процессе обучения студентов 2-го курса в начале изучения дисциплины «Естествознание»

Результаты диагностического исследования наглядно отражают особенности изменений в образовательном процессе в период с 2019 по 2021 годы, о чем было сказано выше. Ограничения, связанные с COVID-19, перевели школьное обучение в дистанционный формат и, как следствие, привели к необходимости использования различных ЭОР. Результаты 2022 года объясняются возвращением к очному формату обучения и, соответственно, меньшим использованием электронных ресурсов в образовательном процессе.

Изучение дисциплины «Естествознание» строилось таким образом, чтобы у студентов развивались умения и навыки работы с известными им ЭОР и, вместе с этим, они осваивали новые.

По завершении изучения дисциплины «Естествознание» на каждом потоке проводили итоговый мониторинг.

Анализ результатов показал заметное увеличение числа студентов, использующих ЭОР и прочие цифровые технологи в своей практике (рис. 4-6).

Рис. 4. Изменение процента студентов, использующих интерактивные технологии для мониторинга результатов обучения учащихся в своей образовательной деятельности

Рис. 5. Изменение процента студентов, использующих ИКТ для объяснения учебного материала на уроках, взаимодействия с коллегами или родителями

Рис. 6. Изменение процента студентов, использующих для создания и применения учебных заданий мультимедийные технологии и сетевые средства

Респонденты выделяют, что наиболее эффективными для организации школьного образования являются мультимедиаресурсы, анимации-презентации, учебные сайты. Они чаще используют в профессиональной деятельности мультимедийные технологии, интерактивную доску, электронный учебник.

Студенты отмечают, что знания и умения, полученные в рамках дисциплины «Естествознание», помогают им в грамотной и продуктивной организации уроков по дисциплине «Окружающий мир».

Заключение. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках в школе является необходимым условием преподавания в современной системе образования. Использование приемов ИКТ способствует развитию личности и повышению мотивации учащихся к изучению различных предметов. ИКТ позволяют внедрять разнообразные формы работы в обучение, что помогает поддерживать интерес учащихся на высоком уровне и превращать обучение в самообучение, а в дальнейшем – и в самообразование.

Быстрое развитие цифровой среды в настоящее время вызывает необходимость выпускника владеть современными информационными технологиями. Полученные в рамках дисциплины «Естествознание» и других дисциплин знания и навыки работы в сфере информационных и «сквозных» технологий делают выпускника востребованным на рынке труда. Специалист, владеющий этими современными технологиями, будет более конкурентоспособен. Полученные компетенции необходимы в его будущей профессиональной деятельности в рамках выбранного им направления подготовки.

Проведенное исследование показало, что активное использование для организации образовательного процесса студентов различных ЭОР и цифровых технологий способствует развитию умений и навыков их применения в профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Дыдыкина М.А., Пиманова Н.А., Дружкова О.Н. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32967 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674