Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Педько Э.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет"
Реформенные мероприятия, направленные на достижение принципиально нового облика Вооруженных сил Российской Федерации, актуализируют необходимость повышения уровня военно-профессиональной подготовки будущих офицеров. В данной статье представлен краткий анализ актуальности воспитания военно-профессионального личностного качества будущих офицеров – профессиональной ответственности. Значимость исследования процесса воспитания профессиональной ответственности курсантов в условиях образовательного процесса военного вуза обусловливает необходимость моделирования и анализа методологической основы данного процесса. В статье показана модель воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов и выделена совокупность методологических подходов: системного, аксиологического и личностно ориентированного. Представлено обоснование и отмечена значимость каждого подхода для моделирования процесса воспитания профессиональной ответственности курсантов военного вуза. Системный подход играет роль общенаучной основы исследования, позволяет выявить направление теоретического исследования и разработать модель воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов. Аксиологический подход является теоретико-методологической тактикой исследования, способствует рассмотрению проблемы с точки зрения ценностей, связанных с профессиональной ответственностью, позволяет наполнить содержание модели ценностным смыслом. Личностно ориентированный подход выступает в качестве практико-ориентированной тактики исследования, дает возможность построить образовательный процесс военного вуза с учетом личностных особенностей курсантов, учитывать их при разработке модели. Совокупность представленных подходов позволяет решить проблему исследования, разработать и реализовать модель воспитания профессиональной ответственности курсантов военного вуза.
профессиональная ответственность
курсанты
военный вуз
методологическая основа
системный подход
аксиологический подход
личностно-ориентированный подход
модель
1. Выступление Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, президента РФ В.В. Путина на Расширенном заседании коллегии Министерства Обороны. 21.12.2021 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67402 (дата обращения: 05.09.2023).
2. Конотоп А.В., Климова О.Ю., Уварина Н.В., Фасоля А.А. Система подготовки военных кадров как фактор обеспечения национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации в условиях современной образовательной среды // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 3 (35). С. 65–72.
3. Алехин И.А., Шевцова С.В. Методология формирования профессиональной ответственности у курсантов современных военных // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2 (66). С. 39-47.
4. Страбыкин А.Г. Развитие профессиональной ответственности курсантов младших курсов военного вуза: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2021. 205 с.
5. Дмитренко А.Ю. Формирование профессиональной ответственности у будущих офицеров ВКС России: дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2021. 194 с.
6. Малетин С.В. Формирование профессиональной ответственности будущих сотрудников полиции в условиях гуманитаризации образовательного пространства вуза МВД России: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2016. 227 с.
7. Романюк С.Н. Генезис и сущность понятий «формирование», «ответственность», «ответственное выполнение обязанностей» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 4 (208). С. 96-102.
8. Горяйнов В.Н. К вопросу о системном воспитании ответственности у будущих российских офицеров // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических науках: сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов. Челябинск, 17 марта 2015 года. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2015. С. 250-257.
9. Кривенко О.А. Воспитание у курсантов венных вузов ответственности за результаты учебной деятельности: дис. …канд. пед. наук. Москва, 2021. 237 с.
10. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Ленинград: Наука, 1966. 296 с.
11. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.
12. Лымарев В.Н., Уварина Н.В. Роль системного подхода в проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 1(33). С 80-87.
13. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 390 с.
14. Разгонов В.Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза: дис. …канд. пед. наук. Омск, 2016. 212 с.
15. Горбунова Л.Г. Предпрофессиональная подготовка кадетов к будущей деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности: дис. …канд. пед. наук. Ярославль, 2016. 266 с.
16. Маслов С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Тула, Изд-во: ТГУ, 2013. № 3-2. С. 202-212.
17. Марченко С.М. Модель воспитания готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации: дис. …канд. пед. наук. Санкт-Петербург., 2017. 192 с.
18. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Педагог. общество России, 2000. 256 с.
19. Куликова С.И. Сущностно-содержательная характеристика понятия «гражданская ответственность школьников» в контексте аксиологического подхода // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21491 (дата обращения 06.09.2023).
20. Караковский В.А. Воспитание для всех. М.: «НИИ Школьные технологии», 2008. 240 с.
21. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2000. 352 с.
22. Нестеренко В.В. Сущность и задания личностно-ориентированного подхода в образовании // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8002 (дата обращения 04.09.2023).

В условиях дестабилизации международной ситуации и деструктивных действий со стороны коллективного Запада в отношении национальной безопасности нашего государства возникает необходимость продолжения дальнейшего поступательного развития Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ).

На ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ в декабре 2021 года Верховный главнокомандующий ВС РФ В.В. Путин определил основные задачи дальнейшей работы. Среди поставленных Президентом задач уделяется внимание плановому и сбалансированному оснащению войск современными образцами вооружения и техники, определены приоритетные задачи боевой и оперативной подготовки, сделан акцент на подготовку разносторонне развитых командиров, от уровня знаний, личных качеств и опыта которых зависит принятие нестандартных решений [1].

В период активной модернизации ВС РФ задачи военно-профессиональной подготовки будущих офицеров возлагаются в большей степени на военные вузы.

Необходимо отметить, что «всестороннее обеспечение и качественное совершенствование ВС РФ, поддержание их боеготовности на должном уровне, совершенствование материально-технической базы армии и флота напрямую соотносятся с уровнем профессиональной подготовки военных специалистов» [2, с. 67].

Результативность и эффективность выполнения задач будущими военными специалистами зависят от качества военно-профессиональной подготовки курсантов в условиях образовательного процесса военного вуза.

Повышение требований к профессиональной компетентности военного специалиста подразумевает непрерывное развитие и совершенствование его военно-профессиональных личностных качеств.

Основополагающим профессиональным качеством выступает профессиональная ответственность курсанта, от уровня сформированности которой зависит итог выполнения будущим офицером задач военно-профессиональной деятельности.

Выполнение задач военно-профессиональной деятельности в условиях нестандартных ситуаций и дефицита времени на принятие решений требует от офицера профессионально ответственного поведения, способности самостоятельно принимать решения, осознавать степень ответственности за окончательный результат.

Анализ современных научно-педагогических источников показал, что феномен «профессиональная ответственность» военнослужащих рассматривается многими учеными, однако проблема воспитания профессиональной ответственности курсантов в образовательной среде военных вузов и методологическая основа исследования данного процесса изучены недостаточно.

Таким образом, при недостаточной теоретической и практической изученности проблемы воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов возникает необходимость разработки модели воспитания профессиональной ответственности курсантов с эффективным практическим ее внедрением в образовательный процесс военного вуза.

В рамках нашего исследования, учитывая сложность решаемой проблемы, считаем целесообразным на основе представления ключевых авторских понятий выделить и обосновать совокупность подходов, выступающих методологической базой моделирования процесса воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов.

Цель исследования – определить и обосновать совокупность методологических подходов, выступающих теоретико-методологической основой процесса воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось с использованием материалов современных исследований по вопросам изучения феномена профессиональной ответственности; анализа различных научных психолого-педагогических источников, в которых нашло отражение применение системного, аксиологического и личностно ориентированного подходов; моделирование, анализ научной литературы, описание и обобщение применения полученных данных для решения проблемы воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов.

Результаты исследования и их обсуждение

Для всестороннего рассмотрения проблемы воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов считаем необходимым проанализировать современные научно-педагогические источники и дать краткую характеристику ключевому понятию исследования: «воспитание профессиональной ответственности курсантов военных вузов».

В работе И.А. Алехина и С.В. Шевцовой [3] понятие «профессиональная ответственность будущих офицеров» формулируется как «совокупность профессиональных ценностей, отражающих индивидуально осознаваемую обязанность предвидения последствий принимаемых решений, связанных с выполнением служебных задач» [3, с. 40]. По мысли А.Г. Страбыкина [4], профессиональная ответственность проявляется в ответственном отношении курсантов к различным сферам военно-профессиональной деятельности и выполняет ее регулятивную функцию. А.Ю. Дмитренко [5] и С.В. Малетин [6] соотносят исследуемое личностное качество с возможностью не только предвидеть последствия профессиональной деятельности, но и быть готовым отвечать за ее результаты как перед самим собой, так и перед обществом.

В образовательной среде военного вуза процесс воспитания будущих офицеров подразумевает создание условий, подходящих для целенаправленного формирования и развития личности курсанта [7].

Основываясь на кратком анализе представленных исследований, автор исследования под воспитанием профессиональной ответственности курсантов военных вузов понимает целенаправленный педагогический процесс приобретения курсантами совокупности устойчивых качеств личности, обеспечивающих готовность отвечать за поступки и результаты военно-профессиональной деятельности на основе принятия ценностей военной профессии.

Стоит отметить, что непосредственно к изучению процесса воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов исследователи обращались редко. Некоторые работы имеют обобщающий характер. В работе В.Н. Горяйного [8] рассматриваются меры по формированию ответственного отношения курсантов к профессиональной деятельности, О.А. Кривенко [9] пишет про воспитание ответственности у курсантов военных вузов за результаты военной деятельности. Таким образом, работ, исследующих воспитание профессиональной ответственности непосредственно курсантов военных вузов, не выявлено, моделированию данного процесса учеными не уделено должного внимания.

Проведенный анализ научных исследований позволил констатировать, что процесс воспитания профессиональной ответственности курсантов является сложным и требует необходимости создания теоретического образца данного процесса-модели.

В рамках исследования представлена краткая характеристика содержания авторской структурно-функциональной модели исследуемого процесса, уделено большее внимание рассмотрению содержания его теоретико-методологической основы.

Согласно точке зрения В.А. Штоффа, «под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [10, с. 19].

Подходящим вариантом педагогической модели в исследовании является структурно-функциональная модель, состоящая из взаимосвязанных между собой структурных компонентов: ценностно-ориентационного, содержательного, программно-деятельностного и рефлексивно-оценочного (рис.).

Рис. Взаимосвязь компонентов модели воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов

Краткая характеристика основных компонентов разработанной авторской модели воспитания профессиональной ответственности курсантов военного вуза:

- Ценностно-ориентационный компонент раскрывает ценностно-мотивационное содержание процесса воспитания и направлен на формирование у курсантов мотивов профессионально ответственного поведения, профессионально-нравственных ценностей, установок, идеалов и ценностных ориентаций военной профессии Данный компонент выполняет функцию целеполагания, мотивационную и ценностную функции.

- Содержательный компонент направлен на получение курсантами знаний и умений в области профессионально ответственного поведения, необходимых для осуществления военно-профессиональной деятельности. Представленный компонент выполняет информационную, интерпретационную и развивающую функции.

- Программно-деятельностный компонент модели является основой воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов. Реализация данного компонента подразумевает практическое закрепление знаний и умений профессионально ответственного поведения курсантов в ходе мероприятий практической деятельности. Функциями компонента выступают: технологическая, регламентационно-обучающая, рефлексивно-нравственная.

- Рефлексивно-оценочный компонент предусматривает оценку эффективности реализации представленной модели. Выполняет диагностическую, контрольную, и аналитическую функции.

С учетом сложности, многогранности процесса воспитания в специфических условиях образовательной среды военного вуза, а также необходимости разностороннего изучения данного процесса при построении модели теоретико-методологической основы автор составил оптимальный комплекс взаимодополняющих друг друга подходов: системного, аксиологического и личностно ориентированного.

Советский методолог, философ Э.Г. Юдин [11] отмечал, что «подход можно определить как принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [11, с. 69].

С учетом анализа психолого-педагогических научных работ в контексте нашего исследования методологическую основу разработанной модели воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов целесообразно представить совокупностью системного, аксиологического и личностно ориентированного подходов.

Системный подход. Данный подход позволяет ориентировать наше исследование на рассмотрение исследуемого качества личности как целостного объекта и механизмов, обеспечивающих его функционирование; выявить многообразие типов связей в процессе воспитания профессиональной ответственности и объединить их в единую теоретическую картину.

Системный подход позволяет выявить влияние всех структурных компонентов профессиональной ответственности на систему ее формирования в целом [12]. Данную точку зрения подтверждает Б.Г. Ананьев: по его мнению, «исследование компонентов, относящихся к разным уровням и сторонам личности, при структурном изучении этого развития обязательно сочетается с исследованием различных видов взаимосвязи между этими компонентами» [13, с. 257].

Посредством системного подхода возможен переход системы воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов «на более высокий уровень на основе спроектированных этапов, методов, направленных на достижение поставленной цели, получение конкретного практического результата и выявление его эффективности» [6, с. 78].

Системный подход в рамках исследования проблемы воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов позволяет:

− моделировать процесс воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов, а также выявить особенности его функционирования;

− определить содержательно-функциональную сущность разрабатываемой модели, выявить ее внешние и внутренние связи;

− представить процесс воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов в виде совокупности компонентов разрабатываемой модели;

− изучить процесс воспитания профессиональной ответственности как систему необходимых целенаправленных педагогических взаимодействий командного, профессорско-преподавательского состава и курсантов военных вузов;

− рассмотреть модель воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов как значимый структурный компонент образовательного процесса военного вуза, обеспечивающий успешность их будущей военно-профессиональной деятельности;

− учесть в процессе построения модели воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов ее сложный характер структуры, учитывать связи различной природы и уровня сложности.

Аксиологический подход. Использование аксиологического подхода позволяет представить процесс профессионального воспитания и обучения как целенаправленный процесс трансляции и принятия нравственных и профессиональных ценностей, которые играют ведущую роль в процессе воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов [14]. С позиции аксиологического подхода формирование ценностного отношения к профессиональной ответственности и военно-профессиональной деятельности в целом является центральным психологическим процессом в образовательном процессе военного вуза [14].

Ядром аксиологического подхода является процесс формирования системы ценностей, позволяющей курсанту найти личностный смысл в профессионально ответственном поведении в ходе выполнения военно-профессиональных обязанностей, выработать модель выполнения своих служебных обязанностей на основе осознания профессиональных и моральных последствий их невыполнения [15].

Представленный подход выступает связующим звеном между знаниями о профессиональной ответственности и практической реализацией профессионально ответственного поведения в ходе выполнения военно-профессиональной деятельности. Именно аксиологический подход ориентирует военное образование на ценностное отношение к военной профессии и профессионально ответственному поведению.

Процесс воспитания профессиональной ответственности с опорой на аксиологический подход позволяет ориентировать курсантов на профессиональные, патриотические, нравственные и общечеловеческие ценности, на идеалы военной профессии, которые в совокупности являются основой для воспитания искомого качества личности [16].

Аксиологический подход позволяет учесть традиции прошлого и современные подходы к военному воспитанию, ориентированному на формирование чувства долга и профессионально ответственного поведения, а также наполнить ими содержание разрабатываемой модели [17].

Согласно подходам В.А. Караковского, Л.И. Новиковой и Н.Л. Селивановой [18], процесс присвоения курсантами профессиональных и нравственных ценностей и установок, идеалов и интересов, ценностных ориентаций военной профессии предполагает несколько этапов:

1) предъявление данных ценностей в реальных условиях воспитательной деятельности и в ходе выполнения военно-профессиональной деятельности;

2) первичное оценивание курсантами военно-профессиональной деятельности, обеспечение профессорско-преподавательским и командирским составом эмоционально положительного отношения к данным ценностям и идеалам;

3) выявление личностных смыслов ценностей и идеалов;

4) принятие осознанных ценностей и идеалов;

5) закрепление ценностей и идеалов в поступках, что впоследствии приводит к воспитанию профессионально ответственного поведения.

Воспитание нравственных и профессиональных ценностей и установок, идеалов, ценностных ориентаций, составляющих структурное наполнение мотивационно-ценностного компонента профессиональной ответственности, является ее фундаментом и объединяет все остальные ее компоненты. Идеалы военной профессии являются целью процесса профессионального воспитания в военном вузе (идеал профессионально ответственной личности, гражданина, офицера), выступают средством воспитания (воспитание на примере профессионально ответственных поступков, милосердия, человеколюбия и т.д.) и регулятором поведения курсантов [19].

Результатом реализации аксиологического подхода в военном образовании является личность курсанта, принимающая ценности общечеловеческой морали, несущая ответственность за свои поступки, готовая самостоятельно осуществлять военно-профессиональную деятельность, основываясь на чувстве справедливости, военно-профессионального долга, профессиональных ценностей [19]. Все эти личностные качества, ценности и идеалы являются структурным наполнением профессиональной ответственности.

На основе вышесказанного автор определяет положения аксиологического подхода, значимые для данного исследования:

− данный подход позволяет ориентировать образовательный процесс военного вуза на формирование нравственных и профессиональных ценностей и идеалов, лежащих в основе профессиональной ответственности курсантов военных вузов;

− способствует изучению механизмов воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов, эффективных методов и форм их образования;

− позволяет построить образовательный процесс военного вуза на аксиологической основе;

− дает возможность сформировать ценностное отношение к профессионально ответственному поведению в ходе выполнения военно-профессиональных обязанностей;

− позволяет включить нравственные и профессиональные ценности и идеалы в аксиологический мир курсантов военных вузов;

− способствует нагрузке разрабатываемой модели ценностно-смысловым наполнением;

− данный подход позволит сформировать у курсантов потребность в выполнении профессионального долга и профессионально ответственного поведения в ходе выполнения военно-профессиональной деятельности.

Личностно ориентированный подход. Личностно ориентированный подход в первую очередь предполагает учет личностных особенностей курсантов в процессе воспитания их профессиональной ответственности. Он позволяет создавать и реализовывать программу воспитания искомой ответственности, ориентированную на личностные особенности каждого из курсантов, учитывая их личные интересы [20].

Личностно ориентированный подход направлен на формирование в образовательном процессе военного вуза таких личностных качеств курсантов, как морально-нравственные качества, профессионально ответственное поведение и т.д. [20].

По мнению Е.В. Бондаревской [21], личностно ориентированный подход можно рассматривать как определенный стиль общения всех субъектов образовательного процесса, как один из принципов, обеспечивающих становление личностно значимых качеств курсантов военных вузов.

В процессе воспитания профессиональной ответственности курсантов следует:

1) включить нравственные и профессиональные ценности в содержание профессионального обучения и воспитания;

2) целенаправленно воспитывать профессионально значимые личностные качества курсанта, необходимые для формирования его профессиональной ответственности;

3) целенаправленно моделировать педагогические и служебные ситуации, требующие от курсантов личностного способа освоения профессионально ответственного опыта и поведения [22].

Таким образом, представляется возможным выделить ключевые положения личностно ориентированного подхода, значимые для реализации данного исследования:

− данный подход позволит придать профессиональным и нравственным ценностям и идеалам личностную значимость для курсантов;

− ориентация процесса воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов будет проходить с позиции их жизненных интересов, ценностей, идеалов, нравственных и моральных принципов;

− предполагает учет индивидуальных личностных особенностей курсантов при организации мероприятий, направленных на воспитание профессиональной ответственности курсантов военных вузов;

− позволяет включить в содержательное наполнение разрабатываемой модели активные формы организации образовательного процесса (проблемные ситуации, круглый стол, дебаты, собеседования и т.д.);

− обусловливает организацию процесса воспитания профессиональной ответственности с учетом внутренней личностной заинтересованности курсантов;

− способствует ориентации образовательного процесса военного вуза на становление личностных качеств курсантов, необходимых для формирования профессиональной ответственности.

Выводы

1. Системный подход выступает в рамках общенаучной основы исследования, позволяет выявить направление теоретического исследования, зафиксировать его общий план, смоделировать процесс воспитания профессиональной ответственности в виде совокупности ее компонентов.

2. Аксиологический подход является теоретико-методологической тактикой исследования, позволяет ориентировать образовательный процесс военного вуза на формирование нравственных и профессиональных ценностей и идеалов, лежащих в основе профессиональной ответственности курсантов военных вузов, наполнить разрабатываемые модели ценностно-смысловым содержанием.

3. Личностно ориентированный подход выступает в качестве практико-ориентированной тактики исследования процесса воспитания профессиональной ответственности курсантов, дает возможность построить образовательный процесс военного вуза с учетом личностных особенностей курсантов и их внутренней личностной заинтересованности.

Необходимо отметить, что на основе представленных подходов: системного, аксиологического и личностно ориентированного – в данном исследовании выделены специфические принципы функционирования модели воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов. Реализация представленной модели будет эффективной при использовании следующих специфических принципов: аккумуляции; императивной саморегуляции и фасилитации.

Заключение. Таким образом, методологической основой исследования проблемы воспитания профессиональной ответственности курсантов военных вузов выступает совокупность методологических подходов: системного, аксиологического и личностно ориентированного. Применение представленной совокупности взаимодополняющих друг друга методологических подходов позволяет всесторонне рассмотреть многоаспектную проблему исследования, разработать и эффективно реализовать в образовательном процессе военного вуза авторскую педагогическую структурно-функциональную модель воспитания профессиональной ответственности курсантов.


Библиографическая ссылка

Педько Э.В. МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32968 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674