Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ

Цквитария Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России»
Статья посвящена рассмотрению современных трендов в образовании взрослых и их влиянию на процесс обучения. Одной из главных проблем в образовании взрослых является отсутствие гибкости и адаптивности системы образования. Объективно, взрослый человек сталкивается с проблемой доступности образования из-за ограниченности времени и финансовых ресурсов. Представленные в статье тренды трансформации в системе образования взрослых отражают потребности и ожидания современного общества. Целями данного исследования являются анализ современных трендов в образовании взрослых и выявление ключевых факторов успешного образования взрослых в изменяющихся условиях. Для достижения поставленных целей был использован комплексный подход, включающий анализ научных публикаций по заявленной проблеме, проведение опросов обучающихся в системе дополнительного профессионального образования, наблюдение за практикой образования взрослых. Автор акцентирует внимание на необходимости создания вариативных форм обучения, которые позволят взрослым получать новые знания и навыки, адаптироваться к изменяющимся условиям и быть успешными в современном мире. Исследование показало, что современные тренды в образовании взрослых направлены на учет индивидуальных потребностей и особенностей каждого обучающегося и существует необходимость создания системы оценки и признания навыков, полученных вне формального образования.
образование взрослых
непрерывное образование
онлайн-образование
персонализированное обучение
неформальное образование
1. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 49-58. DOI: 10.26170/po20-03-05.
2. Готовкина М.С., Солоненко А.А. Высшее образование будущего в цифре: социологический аспект // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2022. Т. 15. № 3. С. 26-34.
3. Суров Д.Н. Новые тренды в образовании // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 6-4 (108). С. 151-154.
4. Филатова О.Н., Колдина М.И., Бобро Т.П. Дуальное обучение как ведущий вектор развития профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 289-291.
5. Кичерова М.Н., Муслимова Е.О. Неформальное образование на современном этапе: экспертное мнение // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6. № 1. С. 64-85.
6. Китова Е.Б. Общение в интернет-среде и «универсальный язык» эмодзи // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 4. С. 654-664.
7. Татаринов К.А., Хандаев Т.А. Тенденции образования в глобализирующемся мире // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 209-212.
8. Леонтьева А.В., Бибалова С.А., Хатит Ф.Р. Цифровая культура современного педагога как ресурс профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образовательного пространства // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14, № 4. С. 127-136. DOI: 10.47370/2078-1024-2022-14-4-127-136.

Образование взрослых является важной составляющей развития общества. В современном мире, где технологии и информация постоянно меняются, взрослые должны обладать навыками, которые позволят им успешно адаптироваться к новым условиям и быть конкурентоспособными на рынке труда. В данной статье автор рассмотрит современные тренды в образовании взрослых и их влияние на процесс обучения.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в современном обществе наблюдаются постоянное изменение и развитие технологий, экономики, социальных структур и многих других сфер жизни. Это влияет на требования к профессиональным навыкам и знаниям взрослых людей. В связи с этим образование взрослых становится необходимым для адаптации к новым условиям, повышения квалификации и развития личности.

Одной из главных проблем в образовании взрослых представляется отсутствие гибкости и адаптивности системы образования. Традиционные методы обучения, которые успешно применялись в прошлом, уже не всегда эффективны в современных условиях. Кроме того, многие взрослые люди сталкиваются с проблемой недоступности образования из-за ограниченности времени и финансовых ресурсов.

Цель исследования состоит в анализе современных трендов в образовании взрослых, выявлении точек роста, связанных с этой сферой.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленных целей был использован комплексный подход, включающий анализ научной литературы, проведение опросов и интервью с взрослыми обучающимися, а также наблюдение за практикой образования взрослых в учебных заведениях.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из главных трендов в образовании взрослых представляется развитие онлайн-образования. Онлайн-образование для взрослых является эффективным и удобным способом получения знаний и дополнительного образования. С появлением и развитием технологий и доступностью Интернета онлайн-платформы стали все более популярными среди взрослых, которые хотят учиться в свободное время или повысить свою квалификацию. Формат онлайн-образования коррелирует с явлением цифровой трансформации образования. Актуальность цифровой трансформации образования именно в настоящее время связывается с потребностями цифровой экономики в кадрах, подготовленных к деятельности в рамках ее идеологии и технологий [1].

Одним из главных преимуществ онлайн-образования для взрослых является гибкость. Взрослые люди, работающие или занимающиеся семейными делами, могут выбирать удобное время для изучения материала и прохождения заданий. Они могут изучать новые предметы или развивать свои навыки, не выходя из дома или офиса. Кроме того, онлайн-образование предоставляет возможность выбора из широкого спектра курсов и программ. Взрослые могут выбирать предметы, которые соответствуют их интересам или профессиональным потребностям. Они также могут выбрать интенсивность обучения, продолжительность курса и формат обучения (вебинары, видеолекции, интерактивные задания и т.д.). Онлайн-образование также позволяет взрослым получить образование от ведущих университетов и экспертов в различных областях. Многие онлайн-платформы сотрудничают с известными учебными заведениями, предоставляют доступ к высококачественным материалам и общению с квалифицированными преподавателями. Это дает возможность взрослым получить актуальные знания и навыки, которые могут быть применены в реальной жизни или на работе. В рамках этого направления развивается и гибридный формат обучения, особенность которого заключается в сочетании онлайн и очного обучения в аудитории одномоментно на одном занятии. Следовательно, обучающиеся вправе выбрать на каждом конкретном занятии, как они будут заниматься – непосредственно в аудитории или онлайн с использованием интернет-технологий.

Однако, несмотря на все преимущества, онлайн-образование для взрослых имеет и свои ограничения. Формат цифрового образования с использованием онлайн-технологий изучается на разных ступенях образования, и очевидно, что для полноценного овладения знаниями в новых форматах для взрослого человека необходимо иметь опыт обучения с использованием предлагаемых технологий на предыдущих ступенях образования. Отдельное внимание должно быть уделено вопросу качества образовательного процесса при переходе на цифровой формат обучения. Как показывают результаты проводимых исследований, современные студенты в большинстве своем не готовы к полному переходу на дистанционный формат обучения [2]. Для обучающихся любого возраста актуальна ситуация, когда физическое отсутствие преподавателя может создать трудности в понимании сложных тем или получении индивидуальной помощи. Также самостоятельное изучение требует от взрослых обучающихся высокой самодисциплины и организованности. В случае с гибридным вариантом обучения очевидно, что для преподавателя необходимо осваивать новые технологии обучения с ориентацией на новый формат и перестраивать традиционный способ построения занятий.

Гибкие форматы обучения

Современные взрослые часто ограничены во времени, поэтому гибкие форматы обучения становятся все более популярными. Это могут быть краткосрочные интенсивные курсы, которые позволяют быстро освоить новые знания, или дистанционное обучение, которое дает возможность обучаться удаленно. Появились предложения освоить одну конкретную компетенцию, получить микроквалификацию, соответственно – потратить минимальное количество времени на получение необходимой в моменте квалификации. Гибкие форматы обучения позволяют взрослым сочетать учебу с работой и личной жизнью, что делает процесс обучения более доступным. Гибкие форматы обучения также включают возможность индивидуализации образовательного процесса. Обучающиеся могут выбирать предметы, которые хотят изучать, и определять свой собственный уровень сложности. Они могут обращаться за помощью к преподавателям по мере необходимости и получать обратную связь на свои достижения. Это позволяет каждому студенту развиваться в соответствии с его потребностями и способностями. Однако гибкие форматы обучения также имеют свои ограничения. Некоторым обучающимся может быть сложно самостоятельно организовать свое обучение и справиться с большим объемом материала. Они могут испытывать трудности с мотивацией и дисциплиной. Кроме того, в некоторых случаях может быть ограничен доступ к необходимой инфраструктуре и технологиям для онлайн-обучения.

В качестве тренда сегодня выступает персонализированное обучение. Каждый взрослый имеет свои уникальные потребности и цели в обучении. Персонализированное обучение становится все более востребованным, так как оно позволяет адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого студента. Это может быть достигнуто через использование технологий, таких как адаптивные онлайн-платформы, которые могут предлагать персонализированный контент и задания. Личностно ориентированный и деятельностный подходы в обучении не только не потеряли свою актуальность, а наоборот, активно развиваются и приобретают новую значимость. Совершенствуется применение практико-ориентированного подхода к обучению в образовательных организациях, в том числе внедрение и реализация дуального обучения. Дуальное (или смешанное) обучение предполагает объединение двух форматов: традиционного и дистанционного [3]. В рамках тренда персонализированного обучения модель дуального обучения рассматривается как перспективная, поскольку предполагает объединение теории и практики в следующем формате: теоретический материал и вопросы углубленного изучения теоретических аспектов профессиональной деятельности осваиваются обучающимися посредством электронных дистанционных технологий, через самостоятельную работу и онлайн-общение с преподавателем, а практическую часть знаний и умений обучающиеся осваивают в учебных аудиториях в процессе непосредственного общения с преподавателем. Именно дуальное обучение как вариант персонализированного обучения рассматривается сегодня как перспективный в профессиональном образовании и в системе дополнительного профессионального обучения на последипломном уровне образования. Такая форма обучения повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность специалистов на рынке труда, помогает оптимизировать систему профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов и расширить доступ различных категорий взрослых обучающихся к возможности получить образование. При этом практика персонализированного дуального обучения позволяет удовлетворить потребности всех участников рынка труда: специалиста, работодателя, образовательной организации [4].

Также в качестве тренда выделяется такое понятие, как «жизненное обучение». В современном мире, где знания и навыки быстро устаревают, взрослым необходимо обучаться на протяжении всей жизни. Понятие «жизненное обучение» становится все более актуальным. Жизненное обучение подразумевает постоянное стремление к самосовершенствованию и развитию, а также готовность к изменениям и новым вызовам. Взрослые должны быть готовы обучаться и применять полученные знания в различных сферах своей жизни. Снова сегодня актуальна идея неформального образования. В связи с этим отмечаются рост негосударственного сектора образовательных услуг, появление новых инициатив, неформальных образовательных проектов в сфере профориентации. Эксперты отмечают, что следует различать общий человеческий капитал – знания и навыки, которые можно использовать на любом рабочем месте, и специфический капитал – навыки, которые применимы и имеют ценность только на конкретном рабочем месте. Неформальное образование может способствовать быстрому наращиванию именно специфического человеческого капитала, поскольку обучение на рабочем месте носит чаще всего неформальный характер [5].

При рассмотрении характерологических особенностей среды информационного поля современного человека констатируем факт наличия большого разнообразия образовательного контента и профессиональной информации в различных электронных источниках. Например, имеется масса сайтов и ресурсных площадок в сети Интернет, на которых представлены энциклопедии различных знаниевых направлений, профессиональные форумы специалистов, электронные библиотеки научной и учебной литературы. Все это разнообразие позволяет желающему обновить знания, получить массу интересующей информации и, тем самым, реализовать одно из направлений жизненного обучения. При этом соблюдается требование к формату обучения взрослого человека – органично вписаться в повседневную жизнь обучающихся. Также в рамках тренда жизненного обучения появилась новая форма образования, которая создавалась параллельно с развитием интернет-технологий, – это случайное электронное обучение. Оно «помогает решать профессиональные и повседневные житейские проблемы, начиная от технологических процессов на промышленном предприятии и до элементарного человеческого общения» [6]. Обучающая новая информация поступает из разнообразных источников и часто не связана авторством, последовательностью, хронологией создания. При этом такое случайное электронное обучение сочетает в себе направленное и самостоятельно инициированное обучение, и его выделяют в качестве доминирующего в непрерывном образовании. Внутренняя мотивация в случайном электронном обучении определяется внезапной необходимостью быстро приобрести какие-то навыки или знания [7].

Автором статьи был проведен опрос взрослых обучающихся системы дополнительного профессионального образования (116 человек) на тему «Образовательные тренды в изменяющемся мире». Респондентами выступили слушатели курсов повышения квалификации для преподавателей в Ростовском государственном медицинском университете. Возраст респондентов составил от 34 до 48 лет. В опросе был использован метод ранжирования как наиболее подходящий для оценки отношения респондентов к разного рода процессам и явлениям, исследования их предпочтений по отношению к изучаемой теме. Участникам опроса было предложено проранжировать предлагаемые тренды (онлайн-образование, гибкий формат обучения, персонализированное обучение, «жизненное обучение») по шкале от 1 до 10 по следующим критериям:

– доступность представленных форматов обучения;

– имеющийся опыт обучения с использованием представленных форматов обучения;

– удобство использования представленных форматов обучения;

– готовность использовать снова представленные форматы обучения.

Затем было предложено сформулировать возможно имеющие место сложности в освоении новых форматов обучения и предпочтительный формат обновления профессиональных знаний.

После обработки результатов и представленных комментариев о возможных трудностях в использовании различных форматов обучения автором сделаны следующие выводы. При использовании предлагаемых современных трендов изменения форматов обучения, с точки зрения обучающихся, наиболее доступным является онлайн-формат обучения, наиболее удобным отмечается гибкий формат обучения, наиболее желаемым к использованию выступает «жизненное обучение». В то же время «жизненное обучение» является менее доступным и используемым, соответственно, менее удобным. Происходит это по причине непризнания самостоятельного или корпоративного обучения, результатов самообразования для подтверждения квалификации или получения необходимых сертификатов обучения. Обратная ситуация наблюдается с онлайн-обучением: признается его доступность, но готовность повторного использования низкая. Связано это с ограничением онлайн-формата в получении практических навыков, трудностями в самоорганизации, отсутствием непосредственного общения с преподавателем по проблемным вопросам на занятиях.

Однако респонденты отметили, что готовы использовать снова формат персонализированного обучения. Автор считает, что наиболее перспективным в развитии системы непрерывного образования взрослых является тренд на персонализированное обучение с использованием дуального подхода. На курсах повышения квалификации специалистов в системе дополнительного профессионального образования педагогический коллектив кафедры педагогики использует форматы смешанного обучения. Например, лекции, предполагаемые на курсе, слушатели осваивают в онлайн-формате через подключение к лекции преподавателя, также имеется возможность дополнительно ознакомиться с текстом лекции на платформе дистанционного обучения. Материалы к семинарским и практическим занятиям также размещены на платформе дистанционного обучения для самоподготовки. Углубленное изучение вопросов семинарских занятий осуществляется на онлайн-занятиях с преподавателем, а практические занятия проводятся в учебной аудитории с непосредственным «живым» общением с преподавателем и освоением необходимых практических навыков. Экзамен по курсу повышения квалификации проходит в два этапа: онлайн-тестирование по теоретическим вопросам и демонстрация практических навыков непосредственно во время аудиторного этапа.

Для реализации описанного формата обучения необходимы готовность и способность преподавателей к работе в рамках тренда персонализированного образования через дуальное обучение. Важно сформировать цифровую культуру современного педагога как ресурс его профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде, которая актуальна в условиях вызовов современных трендов трансформации системы образования взрослых [8].

Заключение

В заключение стоит отметить, что современные тренды в образовании взрослых отражают потребности и ожидания современного общества. Образование взрослых в изменяющихся условиях является актуальной темой исследования. Онлайн-образование предлагает широкий выбор курсов по различным тематикам, что позволяет взрослым расширить свои знания и навыки в нужной им области. Активно развивается корпоративное обучение, которое востребовано работодателями с целью обучения своих сотрудников. Гибкие форматы обучения являются важным шагом в развитии образования. Они предоставляют желающим совершенствовать и обновлять свои знания больше свободы и возможностей для саморазвития. Однако для успешного обучения в таких форматах необходимо иметь хорошую самоорганизацию, мотивацию и доступ к необходимым ресурсам. Выясняется необходимость развития гибких и адаптивных образовательных программ для взрослых, увеличения доступности образования и поддержки взрослых студентов. В качестве точек роста исследуемого вопроса выступает необходимость разработки нормативной базы для признания результатов неформального образования в целях развития тренда жизненного обучения в профессиональных сферах; расширения вариантов образовательных программ с использованием формата персонализированного обучения и совершенствования системы подготовки педагогов для работы в рамках новых форматов обучения в системе дополнительного профессионального образования. Онлайн-образование, гибкие форматы обучения, персонализированное обучение и жизненное обучение становятся все более популярными и востребованными. Эти тренды позволяют взрослым получать новые знания и навыки, адаптироваться к изменяющимся условиям и быть успешными в современном мире.


Библиографическая ссылка

Цквитария Т.А. ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33013 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674