Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА МАЛОГО ГОРОДА

Крушель Е.Г., Беришева Е.Д., Степанченко И.В., Панфилов А.Э.
Данная работа посвящена модели функционирования общественного транспорта небольшого города. Описаны используемые в модели процедуры и функции. Представлены основные блок-схемы алгоритма работы.
блок-схема
маршрут
пассажир
выборка
транспорт

Управление пассажироперевозками в городе относится к числу приоритетных задач администрации. Поэтому в 2009г. по заказу администрации города Камышин нами было проведено обследование пассажиропотока города на муниципальном транспорте. Результаты обследования пассажиропотока небольшого города показывают, что эффективность муниципального общественного транспорта является недостаточной (низкая наполняемость автобусов, длительное время их ожидания, высокие эксплуатационные расходы и др.). С целью оптимизации работы транспортной сети города было решено создать модель движения транспорта [1]. В качестве среды для реализации модели был выбран Visual Basic for Application. Данная статья посвящена описанию созданной модели.

В программе используется 31 переменная, 17 процедур и функций, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Используемые в модели процедуры и функции

Название процедуры и ее параметры

Назначение процедуры

1

2

pasengers_enter_in_transport(zzz, c, i, nnn)

Параметры: zzz - шифр типа транспорта (=«1» - частный, =«0» - социальный); c - номер транспорта в списке прибывающих на остановку одновременно; nnn - общее число траснпортов, прибывающих на остановку одновременно. Все параметры - входные

1. Выборка из списка пассажиров, ожидающих транспорта, для которых этот транспорт подходит (т.е. содержит остановку выхода пассажира в своем маршруте и имеет категорию (социальный или частный), пригодную для пассажира);

2. Формирование списка выходящих пассажиров;

3. Формирование списка пассажиров
в транспорте после отправления
с остановки;

4 . Формирование списка пассажиров, оставшихся на остановке после отправления транспорта.

1

2

sign_stop_kind( i, sign_start_stop, sign_fin_stop)

Параметры: входной i - номер остановки, возвращаемые sign_start_stop, sign_fin_stop

Формировать признак, является ли данная остановка начальной (sign_start_stop=0), конечной (sign_fin_stop=0) или промежуточной (sign_start_stop=1,sign_fin_stop=1)

numb_pass_at_stop_before_trans_come i,

number_passeng_at_stop_before_trans_come, number_passeng_nonprivilege_at_stop_ before_trans_come, number_passeng_privilege_at_stop_before_trans_come Параметры: входной i - номер остановки, остальные - возвращаемые

определение количества пассажиров (всего и по категориям) в момент времени непосредственно перед приходом транспорта

Функция trans_num_in_list(zzz, c)

Аргументы: zzz - шифр типа транспорта (=«1» - частный, =«0» - социальный); c - номер транспорта в списке прибывающих на остановку одновременно. Возвращает номер транспорта в списке транспортов

определить порядковый номер транспорта в списке транспортов

passeng_fill_trans_before_exit_enter zzz, i, g, number_passengers_in_auto_before_stop,

number_passengers_nonprivilege_in_auto_before_stop, _

number_passengers_privilege_in_auto_before_stop Параметры входные: zzz - шифр типа транспорта (=«1» - частный, =«0» - социальный); i - номер остановки, g - номер транспорта в списке транспортов. Остальные параметры выходные.

рассчитать количество пассажиров в транспорте перед началом процессов выхода и входа

exit_passengers_from_transport i, zzz, g, c, number_passengers_in_auto, _

sign_fin_stop, n_exit, n_exit_social, n_exit_private, _

number_passengers_in_auto1, number_passengers_privilege_in_auto1, _

number_passengers_nonprivilege_in_auto1

Параметры входные: zzz - шифр типа транспорта (=«1» - частный, =«0» - социальный); i - номер остановки, g - номер транспорта в списке транспортов, c - номер транспорта в списке прибывающих на i-ю остановку одновременно, sign_fin_stop - признак, является ли остановка конечной (в этом случае = 0). Остальные параметры выходные.

рассчитать число пассажиров, выходящих из транспорта на данной остановке

На рисунке 1 представлена главная форма модели.

p 

Рис. 1. Главная форма модели

На рисунках 2 и 3 представлены блок-схемы процедуры инициализации формы и программная обработка кнопки Пуск.

Исходные данные (количество и списки рейсов муниципальных и частных транспортных средств и их маршруты, перечень остановок маршрута, время начала подхода пассажиров к 1-му рейсу, время прихода последнего муниципального и частного транспорта, частота прихода пассажиров на каждую остановку, время прихода каждого транспортного средства на остановки маршрута, шифр стартовой и конечной остановок) считываются с листов MS Excel. В эту же книгу выводятся результаты обработки данных по всем остановкам маршрута для одного рейса (количество вошедших/вышедших и оставшихся пассажиров в транспортном средстве, время отправления). На данный момент произведены расчеты для двух маршрутов №1 и №12.

 p

Рис. 2. Блок-схема процедуры инициализации формы

 p

Рис. 3. Блок-схема процедуры запуска кнопки Пуск

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Модель функционирования общественного транспорта города/ Крушель Е.Г., Степанченко И.В., Панфилов А.Э., Беришева Е.Д.// Прогресс транспортных средств и систем - 2009. Часть 2.

Библиографическая ссылка

Крушель Е.Г., Беришева Е.Д., Степанченко И.В., Панфилов А.Э. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА МАЛОГО ГОРОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4512 (дата обращения: 21.07.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252