Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О ФОРМИРОВАНИИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Лапчик М.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский Государственный педагогический университет Минобрнауки России», Омск
В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) значительная часть разделов образовательных программ должна разрабатываться вузами самостоятельно. В статье на основе анализа эволюции учебных планов педагогических вузов обосновываются подходы к разработке тех разделов образовательных программ направления «Образование и педагогика», которые должны будут обеспечивать формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности) как части профессиональной компетентности будущих педагогов-бакалавров с учетом их профиля и особенностей будущей профессиональной деятельности. В результате сформулирован перечень дополнительных по сравнению с ФГОС ВПО направления «Образование и педагогика» компетенций, а также ориентировочный перечень учебных дисциплин, включение которых в образовательные программы облегчит решение задачи формирования ИКТ-компетентности для всех профилей подготовки бакалавров педагогического направления.
информационно-коммуникационная компетентность
образовательная программа
бакалавр педагогического направления
1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллект. монография / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2004. – 392 с.
2. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 144 с.
3. Лапчик М.П. Информатизация педагогического образования: первое десятилетие школьной информатики / 25-летие информатизации образования: ИИО РАО. – М., 2009. – С. 64–81.
4. Оглоблин И.А. English for Computing: Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики Министерства образования Российской федерации в кач. учеб. пособия для студ., обучающихся по спец. «Информатика». – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. – 390 с.
5. От федеральных государственных образовательных стандартов к программам вузов / Высшее образование в России. – 2010. – № 8/9. – С. 3–10.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») / URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf.
Введенные с 2011/2012 учебного года Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) поставили перед вузами, реализующими образовательные программы направления «Образование и педагогика», непростые задачи.   Одна из них - разработка  тех разделов   программ, которые будут обеспечивать формирование информационно-коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности) как части  профессиональной компетентности будущих педагогов-бакалавров с учетом их профиля и особенностей будущей профессиональной деятельности.

Формирование ИКТ-компетентности будущих учителей в современных условиях является   одной из наиболее важных задач системы высшего педагогического образования.   Под информационно-коммуникационной компетентностью мы понимаем не только совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и личностно-деятельностную характеристику специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе [2].

Само понятие и, соответственно, требования к структуре и содержанию компьютерной грамотности педагогов в отечественной системе высшего педагогического образования начали формироваться достаточно давно - с 1980-х гг. прошлого века, соразмерно развитию технологического и ресурсного обеспечения профессиональной педагогической деятельности, и прошли к настоящему времени достаточно протяженный исторический путь ([2], [3]). Активная фаза исследования проблемы компьютерной грамотности педагогических кадров началась после того, как в школе был введен   предмет информатика (1985), а в педвузах вслед за тем стали осваиваться учебные планы подготовки учителей информатики. Эти учебные планы с самого начала служили полигоном для своеобразной исследовательской лаборатории, результаты деятельности которой впоследствии переносились на всю систему подготовки учителей, когда стало понятно, что  в принципиальном плане стандарт технологической (в смысле ИТ) под­готовки учителей разных специальностей не может различаться, а преимущества учителей информатики в этой области профессиональной деятельности определяются лишь более глубокими фундаментальными знаниями в области информатики и ее приложений, что определяется только объемом содержания блока профильных информатических дисциплин.

Весьма значимым для нашего рассмотрения результатом первого этапа опытной работы по формированию учебных планов педвузов, реализованного еще в «докомпетентностную» эпоху, является сосредоточение на  двух основных видах  деятельности учителей: а) учитель-«предметник» (знания в профильной предметной области), б) учитель-преподаватель (дидактика, информационные технологии и на их основе - приемы педагогической технологии) [2]. Такое разделение напрямую согласуется с двумя важнейшими направлениями использования компьютеров в образовании: а) как средства актуализации информационных технологий для исследовательской работы в предметных областях зна­ния: математике, физике, химии, филологии, географии, истории и т.п. (компьютер как инструмент исследования); б) как средства для реализации образовательных технологий (компьютер как средство обучения).   С учетом этого подхода блок основных компьютерно-ориентированных дисциплин учебного плана подготовки учителей распадался на две группы, размещаемые, соответственно, в  области предметной подготовки и в области технологической подготовки учителя.  

Область предметной подготовки по информатике и ИТ реализуется через общеобразовательные разделы курса информатики, а также через приложения информатики, определяемые с учетом особенностей конкретной предметно-профильной деятельности учителя. Сказанное привело к  выделению в этом курсе блока общих основ информатики как некоторой достаточно общей части образования в области информатики студентов всех специальностей и блока «специальной» информатики, обслуживающей приложения информатики в данной предметно-профильной области. Область технологической подготовки включает обновленную   дидактику (имеются в виду ее новые разделы, обосновывающие роль компьютерных технологий в обучении), методику преподавания предмета, педагогическую практику. И в том, и в другом случае важную роль    выполняют соответствующие спецкурсы (дисциплины по выбору).

 Особую роль в каждой из указанных областей должны были выполнять две новые учебные практики - предметно-профильная (формирование навыков применения компьютеров и ИТ к решению прик­ладных задач профильной предметной области) и технологическая (отработка технологических приемов работы в современном школьном кабинете информатики). Как показал многолетний опыт внедрения построенных на этих принципах «компьютеризированных» учебных планов в Омском педагогическом институте, эти учебные практики служили не только целям  приведения уровня подготовки учителей в соответствии с требованием времени, но и являлись хорошим стимулом для мобилизации и повышения квалификации преподавателей специальных и методических кафедр в сфере компьютерной грамотности, что было в переходный период весьма актуально.

Важное значение для формирования  ИКТ-компетентности педагога любого профиля деятельности имеет также практикум «Английский язык в информационно-коммуникационных технологиях», предполагающий реализации телекоммуникационных проектов на английском языке (в этих целях в ОмГПУ был подготовлен специальный учебник  [4] и разработаны соответствующие методические материалы).

Согласно сложившимся к началу 2000-х годов представлениям профессиональную компетентность специалиста, в частности  -  педагога,  стали рассматривать как  совокупность трех групп компетентностей: ключевых, базовых и специальных [1].  Обращаясь к вопросу формирования ИКТ-компетентности, естественно предположить, что в процессе формирования профессиональной компетентности педагогического работника испытывать влияние ИКТ-компетенций должны все три указанные выше ее составные части. В связи с этим исследование вопроса о ИКТ-компетентности бакалавра-педагога связывается именно с выявлением его ключевых, базовых и специальных ИКТ-компетенций.

В ныне действующей  версии ФГОС третьего поколения   бакалавр педагогического направления  должен обладать компетенциями, представленными двумя основными группами: группой общекультурных компетенций (ОК) и группой профессиональных компетенций (ПК), включающих  общепрофессиональные компетенции (ОПК), компетенции в области педагогической деятельности и компетенции в области культурно-просветительской деятельности [6]. Вместе с тем по характеру и составу этих групп компетенций легко понять, что общекультурные компетенции относятся к ключевым, а  профессиональные компетенции -  к базовым компетенциям (впрочем, можно сказать, что перечисленные в ФГОС бакалавров-педагогов общепрофессиональные компетенции во многом являются общезначимыми для любой профессии и могут быть причислены к ключевым).

Как показывает анализ компетенций, представленных в ФГОС, их явно недостаточно для обеспечения современных (и постоянно нарастающих) требований к ИКТ-компетентности педагога. А это значит, что, ориентируясь только на них, вуз может получить образовательные программы, не обеспечивающие нужный объем требований к современной ИКТ-компетентости педагога. Воспользуемся тем,  что согласно официальным рекомендациям при разработке своей основной образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям [5]. Ниже   перечислены компетенции, взятые из требований ФГОС, а также  рекомендуемые нами дополнительные компетенции (выделены курсивом), которые в своем единстве могут рассматриваться как требования к ИКТ-компетентности будущего бакалавра-педагога (нумерация дополнительных компетенций дана в продолжение нумерации компетенций из соответствующих групп - ОК, ОПК, ПК).

Ключевые ИКТ-компетенции. Из ФГОС: ОК-1, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОПК-5. Дополнительные: понимает сущность и значение информационной культуры как составной части общей культуры современного человека (ОК-13); понимает роль и перспективы процессов информатизации в обществе и образовании (ОПК-7); понимает   и способен оценивать значение ИКТ-компетентности для успешной профессиональной деятельности (ОПК-8).

Базовые ИКТ-компетенции. Из ФГОС: ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11. Дополнительные: умеет пользоваться профессионально-ориентированными программными средствами реализации технологий (ПК-12); умеет создавать автоматизированное рабочее место учителя, классного руководителя и других работников образования (ПК-13);    умеет формировать систему средств обучения с включением в нее средств информатизации (ПК-14); умеет строить информационные модели педагогических объектов, явлений, систем (ПК-15); способен использовать современные информационные и коммуникационные технологии для разработки электронных образовательных ресурсов     (ПК-16); способен проектировать информационную образовательную среду учебного заведения (ПК-17); владеет английским языком как средством компьютерных коммуникаций (ПК-18).

Формулируя базовые требования,  ФГОС не предусматривает (и не может предусматривать) перечень специальных компетенций, поскольку в соответствии с официальными рекомендациями этот перечень разрабатывается вузом исключительно самостоятельно с учетом направленности (профиля) основной образовательной программы.   Вместе с тем, часть специальных компетенций (СК) будущего бакалавра-педагога, имеющих выраженный инвариантный характер, мы все-таки можем сформулировать: владеет методами применения ИТ в предметной (профильной) области своей деятельности (СК-1); способен разрабатывать авторские методические материалы по своему учебному предмету, апробировать и внедрять их в учебно-воспитательный процесс (СК-2); знает и умеет использовать технические средства и информационные технологии в методической системе обучения учащихся конкретному предмету (СК-3); умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства в конкретной сфере своей деятельности (СК-4);

В таблице 1 указан перечень учебных дисциплин, обеспечивающих формирование ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления, с сопоставлением для них всех указанных выше компетенций.  Последовательность   изучения приведенных в таблице дисциплин строится на основе преемственности и последовательности перехода от формирования необходимого уровня компьютерной грамотности к ознакомлению с методами использования ИКТ в учебном процессе и, на этой основе, - к изучению курса методики преподавания предмета и педагогической практике.

Таблица 1. Рекомендуемый минимальный состав учебных дисциплин по формированию ИКТ-компетентности будущих педагогов-бакалавров

 

Дисциплины

 

Формируемые компетенции

Базовый курс информатики и ИТ

ОК-1, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОК-13, ОПК-7, ОПК-8

Профильно-предметная учебная практика

ОК-1, ОК-4, ОК-8, ОПК-8, СК-1

Методы математической обработки информации

ОК-4, ОК-8,  ПК-12, ПК-15

 ИКТ в образовании

ОК-8,  ОК-9, ОПК-7, ОПК-8,  ПК-2,  ПК-3, ПК-4,  ПК-8, ПК-11, ПК-12,ПК-13,ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, СК-4

Английский язык в ИКТ

ОК-10, ОПК-5, ПК-18

Технологическая практика

ПК-2,  ПК-3,  ПК-4,  ПК-12,ПК-13,ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, СК-2, СК-3, СК-4

Методика преподавания предмета

ПК-2,   ПК-3, ПК-4,   ПК-12,ПК-13,ПК-14, ПК-16, ПК-18, СК-2, СК-3, СК-4

Педагогическая практика

ПК-2,   ПК-3, ПК-4,  ПК-12,ПК-13,ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, СК-2, СК-3, СК-4

Такое построение учебного процесса, по нашему мнению, позволит подготовить будущих учителей не только к работе с профессионально-ориентированными программными продуктами, но и сформировать у студентов целостное представление о современных информационных технологиях и возможностях их применения в профессиональной педагогической деятельности. 

Приведенные в статье рекомендации могут быть положены в основу разработки рабочих учебных программ учебных дисциплин и практик.

Рецензенты:

Удалов С.Р., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных и коммуникационных технологий в образовании ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет, г.Омск.

Рагулина М.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики обучения информатике ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г.Омск.


Библиографическая ссылка

Лапчик М.П. О ФОРМИРОВАНИИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5515 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674