Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНВАЛИДОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Мартынова Е.А. 1 Романенкова Д.Ф. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский Государственный Университет»
Статья посвящена исследованию довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проанализированы различные подходы к толкованию понятия «довузовская подготовка», которая на современном развития образования должна выполнять задачи не только подготовки к поступлению в вуз, но и психологической адаптации, профессиональной ориентации, диагностики и коррекции знаний абитуриентов. Для инвалидов эта задача особенно актуальная, поскольку существует ряд выделенных нами барьеров, препятствующих обучению инвалидов в вузе (физический, информационный, психологический барьеры, а также барьер успеваемости). Довузовская подготовка инвалидов рассматривается нами как необходимый элемент системы непрерывного образования, а также целостный педагогический процесс со специфическими формами, методами, средствами и технологиями обучения. Эта подготовка должна осуществляться на базе высшего учебного заведения с использованием его кадрового, технологического, научно-методического потенциала. На практике теоретические основы довузовской подготовки инвалидов реализованы нами в образовательном процессе Регионального центра образования инвалидов Челябинского государственного университета. Разработана адаптационно-образовательная программа довузовской подготовки инвалидов. реализуемая в очной и дистанционной форме. Она состоит из двух групп дисциплин: адаптационные дисциплины, ориентированные на дальнейшее интегрированное обучение в вузе (основы методики самостоятельной работы в вузе, профориентация и психология личности, информационные технологии, основы правовых знаний) и дисциплины предметной подготовки, необходимые для сдачи вступительных испытаний (русский язык, математика, обществознание, история, биология и т.п.). Ежегодно через систему довузовской подготовки проходят около тридцати слушателей, большинство из которых становятся студентами ЧелГУ и других вузов. Эффективность их дальнейшего обучения, а также активное участие в научной и общественной работе, творчестве и спорте свидетельствует об успешной социализации и интеграции в студенческий коллектив и общество в целом.
довузовская подготовка
инвалиды
1. Волгина, Т. Ю. Адаптация старшеклассников в университетской среде в процессе довузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук / Т. Ю. Волгина. - Омск, 2005. - 204 с.
2. Дятлова, К. Д. Эффективная довузовская подготовка как предпосылка успешности обучения в вузе / К. Д. Дятлова, Ю. Е. Францева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. «Инновации в образовании». ­- 2010. Вып. 1. - С. 19-24.
3. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. - Париж: Издательство ЮНЕСКО, 2005. - 239 с.
4. Капелевич, М.С. Концептуальные основы довузовской подготовки : дис. ... канд. пед. наук / М. С. Капелевич. - Калининград, 2001. - 206 c.
5. Князевский, Д. А. Специфика довузовской подготовки школьников в учреждении дополнительного образования аэрокосмического профиля: дис. ... канд. пед. наук / Д. А. Князевский. - Ульяновск, 2005. - 338 с.
6. Красильникова, Н. В. Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Красильникова. - Саранск, 2010. - 18 с.
7. Мартынова, Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Мартынова. - Челябинск, 2002. - 383 с.
8. Матекина, Т. В. Система довузовской подготовки как технологическая модель опережающего обучения: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Матекина. - Ростов-на-Дону, 2011. - 26 с.
Право на образование является одним из основных прав человека, однако, его реализация для различных социально уязвимых категорий людей затруднена.  Законодательство Российской Федерации в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, как взрослых, так и детей. Поэтому актуальной задачей является создание условий для получения образования всеми гражданами указанной категории с учётом их психофизических особенностей. 

Образование на современном этапе постепенно переходит от парадигмы образования, основанного на знаниях, к образованию, основанному на развитии личности.Уровень развития образования является главным компонентом «индикатора развития человеческого потенциала», используемого для оценки качества жизни ЮНЕСКО по странам мира. В информационном обществе, где удвоение знаний происходит каждые семьдесят два часа [3], важно обеспечить каждому человеку возможность максимальной реализации его стремлений и способностей путем предоставления равноправного доступа к образованию. Поэтому непрерывное образование должно стать потребностью и условием постоянного развития людей. Целью непрерывного образования является  постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности на протяжении всей ее жизни. Непрерывность подчеркивает охват всей жизни человека и обоснованный переход с уровня на уровень. Педагогический смысл непрерывности состоит в систематичности обучения, в преемственности и перспективности. Процветание общества, согласно этой идее, является следствием непрерывного образования каждого его члена. Важным звеном непрерывного образования является довузовская подготовка абитуриентов. Отсюда видна роль довузовской подготовки в системе образования - подготовка к постоянному осуществлению непрерывного образования. Особое значение это имеет для инвалидов, которым особенно тяжело дается переход из системы среднего образования в систему высшего образования.

Решению этой задачи служит создание структур довузовской подготовки, основной целью которой является ликвидация разрыва в уровне знаний и способностей  молодых людей при их переходе с общеобразовательного уровня на уровень профессионального образования.

Несмотря на то, что довузовская подготовка заняла определенное место в современной системе образования, в педагогической теории она не выделяется как самостоятельная категория исследования. Кроме того, понятие «довузовское образование» отсутствует и в законодательстве Российской Федерации. Это связано с тем, что довузовская подготовка ориентирована на решение утилитарной задачи - поступление потенциального абитуриента в вуз. Кроме того, отсутствуют специализированные образовательные учреждения: довузовскую подготовку слушатели проходят либо непосредственно в вузах, либо в общеобразовательных учреждениях, однако, рассматриваемый нами вид образовательной деятельности не является ведущим ни в одном из них.

В настоящее время происходит расширение толкования понятия «довузовская подготовка», она понимается уже не как узконаправленная деятельность по подготовке абитуриентов к сдаче вступительных экзаменов в вуз, а как комплекс мероприятий, направленных на достижение готовности абитуриентов к сознательному выбору своей будущей профессии и продолжению образования на следующей ступени.

Довузовская подготовка на современном этапе развития образования должна выполнять задачи не только подготовки к поступлению в вуз, но и психологической адаптации, профессиональной ориентации, диагностики и коррекции знаний абитуриентов.

Специфика современной системы довузовской подготовки состоит в её способности не только вооружать обучающихся первичными знаниями и умениями в избранной профессии, но и формировать у них потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями; создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования, предоставляя возможность осуществить профессиональную пробу; готовить к выбору направления дальнейшего образования, будущей профессиональной деятельности с учетом реальных потребностей рынка труда.

Исследователи по-разному определяют сущность и содержание понятия «довузовская подготовка», однако, большинство авторов сходятся во мнении, что довузовская подготовка имеет важное, самостоятельное значение в современной системе непрерывного образования.

Волгина Т. Ю. уделяет внимание деятельностному аспекту довузовской подготовки, определяя ее как процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих способностей в особом образовательном пространстве, в котором ведется работа по профессиональной ориентации учащихся и поиску талантливой и одаренной молодежи [1].

Красильникова Н.В. определяет довузовскую подготовку учащихся как пропедевтический этап профессионального становления личности, имеющий целью развитие личностных познавательных интересов старшеклассников, коррекцию уровня образованности и адаптацию к условиям учреждений высшего профессионального образования [6].

Заслуживает внимания подход к довузовской подготовки Матекиной Т. В., которую она рассматривает как компонент технологической модели непрерывного образования опережающего типа [8].

Как вид самостоятельного, самоценного, личностно ориентированного, способного к удовлетворению индивидуальных потребностей личности образования, ориентированного на получение профессионального высшего образования, на подготовку к творческой деятельности, предоставляющего возможности самореализации и саморазвития личности учащегося, формирование готовности к обучению в высшей школе, определяет довузовскую подготовку М. С. Капелевич [4]. Являясь видом образования, довузовское образование имеет собственные цели и функции, содержание, методы и формы взаимодействия педагогов и обучаемых, условия осуществления педагогического процесса, достигаемые при этом результаты.

По иному определяет место довузовской подготовки Князевский Д. А., рассматривая ее как допрофессиональную, предшествующую высшему профессиональному образованию [5]. Она включает наряду с профориентационной работой, предпрофильным и профильным обучением работу объединений довузовской подготовки, обеспечивающих практико-ориентированную и профессиональную направленность взаимодействия учреждения дополнительного образования с высшими учебными заведениями. В учреждении дополнительного образования детей она, соответственно, включает наряду с профориентационной работой работу в объединениях довузовской подготовки школьников.

Рассуждая с общепедагогических позиций, можно с уверенностью заявить, что довузовская подготовка  как подсистема непрерывного предпрофессионального образования должна реализовывать триединую цель образования: обучение - воспитание - развитие, выходя на результирующий компонент - деятельность [2].

Особенно актуальна эта задача для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов). Проблемы, связанные с состоянием здоровья инвалидов, зачастую затрудняют получение качественного школьного образования, что препятствует поступлению в вуз и дальнейшему обучению. Образуется разрыв между школой и вузом, когда недостаточный уровень знаний сочетается у детей-инвалидов с нарушением социальных связей, с недостаточно развитыми коммуникативными навыками, слабой профориентацией, низкой мотивацией, несформированной гражданской позицией и т.п. Кроме того, обучение в вузе по формам и методам существенно отличается от учебы в школе.

Практика показывает, что у инвалидов уровень знаний, наличие способностей к развитию, мотивация редко находятся в единстве [7]. Поэтому конкурсному отбору в вуз должен предшествовать глубокий по своему содержанию и развернутый по времени этап педагогического взаимодействия с абитуриентами инвалидами, на котором выявляются противоречия, определяется уровень согласованности качества знаний, способностей к развитию и мотивации.

Необходимость специальной довузовской подготовки обусловлена тем, что инвалиды-выпускники школ зачастую не готовы к обучению в вузе. Это связано и с недостаточным уровнем базовых знаний, вызванным частыми пропусками занятий по болезни, и с тем, что обучение в вузе по формам и методам кардинально отличается от учебы в школе. Особенно сложно дается переход от школы к вузу выпускникам коррекционных школ и выпускникам, учившимся надомно. Кроме того, недостаточность коммуникационных навыков, способов саморегуляции и самокоррекции, слабая включенность в социум, неразвитость навыков самостоятельной работы затрудняют эффективность обучения в вузе.

Необходимость довузовской подготовки понимают все вузы, занимающиеся обучением инвалидов. Однако в каждом вузе эта задача решается по-разному. Например, в МГТУ им. Н.Э. Баумана довузовская подготовка инвалидов по слуху осуществляется в базовых коррекционных школах, в рамках специальных договоров, заключаемых университетом. В профильных специализированных школах организованы лицейские классы, содержание учебных программ в этих классах обеспечивает реализацию непрерывной образовательной траектории. Их цель - создать необходимые условия плохо слышащим школьникам для получения общего образования с углубленным изучением профильных предметов для последующего инженерного образования, а также для их социализации и интеграции, с учетом происходящих в стране реформ в образовании, труде, занятости и в целом в социальной сфере.

Можно выделить ряд барьеров, препятствующих обучению инвалидов в вузе [7]: физический барьер, связанный с имеющимися нарушениями органов и систем организма; информационный барьер, связанный с особенностями восприятия информации; психологический барьер, связанный с недостаточным развитием коммуникативных навыков; барьер успеваемости, связанный с недостаточным уровнем школьных знаний.

В целом система довузовской подготовки направлена на коррекцию и восполнение пробелов, имеющихся у абитуриентов-инвалидов, допущенных на предыдущих стадиях социализации: адаптации и персонализации.

Мы рассматриваем довузовскую подготовку инвалидов как составную часть системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Таким образом, довузовская подготовка инвалидов является необходимым элементом в системе непрерывного образования, и мы рассматриваем ее как целостный педагогический процесс со специфическими формами, методами, средствами и технологиями обучения. Эта подготовка должна осуществляться на базе высшего учебного заведения.  Существенным фактором успешности довузовской подготовки является использование кадрового, технологического, научно-методического потенциала вуза.

Выделим частные дидактические принципы, на которых основывается система довузовской подготовки инвалидов:  принцип осуществление индивидуального подхода с учетом физических нарушений; принцип доступности учебных материалов; принцип интерактивности; принцип постоянной обратной связи; принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм работы; принцип сочетания on-line и off-line технологий; принцип формирования индивидуальной образовательной траектории.

Необходимым условием эффективности довузовской подготовки инвалидов является комплексное использование специальных информационных и дистанционных образовательных технологий, которые являются технологической основой информационно-образовательной среды.

На практике теоретические основы довузовской подготовки инвалидов реализованы в образовательном процессе Регионального центра образования инвалидов ЧелГУ.

Основой учебного процесса в Региональном центре образования инвалидов (РЦОИ) является инновационная образовательно-реабилитационная программа довузовской подготовки.

Образовательно-реабилитационная программа из двух групп дисциплин:

  • адаптационные дисциплины, ориентированные на дальнейшее интегрированное обучение в вузе (основы методики самостоятельной работы в вузе, профориентация и психология личности, информационные технологии, основы правовых знаний);
  • дисциплины предметной подготовки, необходимые для сдачи вступительных испытаний (русский язык, математика, обществознание, история, биология и т.п.).

Программы дисциплин предметной подготовки составляются в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования  с учетом спецификации единого государственного экзамена и кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена.

В задачи изучения дисциплин адаптационного цикла входит формирование у слушателей навыков планирования времени, самоконтроля в учебном процессе, самостоятельной работы, компьютерной грамотности. Важной составляющей частью адаптации является организация обучения молодых людей самопознанию и приемам самокоррекции.

К воспитательным задачам образовательно-реабилитационной программы довузовской  подготовки можно отнести формирование профессиональных качеств, социальных и гражданских черт своей личности, выработка уверенности в своих силах; освоение механизмов саморегуляции и самореализации; развитие интереса к познанию другого человека, самопознанию; усвоение закономерностей процесса общения в жизни каждого человека и пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах вузовской жизни, так и вне ее, привитие коммуникативных навыков.

Образовательно-реабилитационная программа реализуется по очной и дистанционной форме. В ходе обучения по очной форме предусмотрены лекции, практические занятия, тренинги, тесты, система самостоятельных заданий, рефераты, библиографические описания, домашние сочинения, дневники самонаблюдений, психологические автопортреты.

Особенностью дистанционной формы довузовской подготовки инвалидов является не столько то, что в нем представление и обмен учебной информацией осуществляются преимущественно с помощью средств телекоммуникаций, а то, что дистанционное обучение меняет содержание всех элементов учебного процесса. Применяются следующие формы поддержки дистанционного учебного процесса инвалидов: интернет-лекции и вебинары, очные и дистанционные консультации преподавателей-тьюторов, тематические форумы, индивидуальные консультации по вопросам организации обучения и использования учебно-методического сопровождения курса.

Для реализации адаптационно-образовательной программы помимо традиционных применяются активные методы обучения: индивидуальные (выполнение практических задач, тренировка) и групповые (групповые дискуссии, ролевые и деловые игры, элементы социально-психологического тренинга).

Ежегодно через систему довузовской подготовки проходят около тридцати слушателей, из них от 70 до 95 % становятся студентами ЧелГУ и других вузов. Эффективность их дальнейшего обучения, а также активное участие в научной и общественной работе, творчестве и спорте свидетельствует об успешной социализации и интеграции в студенческий коллектив и общество в целом.

Таким образом, довузовская подготовка является важной составной частью системы высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ее роль состоит в создании условий для осуществления довузовской адаптации и подготовки инвалидов к поступлению в вуз и дальнейшему интегрированному обучению.

Рецензенты:

  • Ларионова Г. А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой математики ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия», г. Челябинск.
  • Чернецов П.И., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНВАЛИДОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5721 (дата обращения: 08.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074