Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА АВТОМОБИЛЕЙ НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИЙ

Варнаков В.В. 1
1 ФБГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»
В статье рассматриваются вопросы совершенствования организации технического сервиса автомобилей в Российской Федерации, дилерские пункты, фирменные станции технического обслуживания, специализированные ремонтные предприятия. Задача состоит в том, как распределять инвестиции так, чтобы получить наибольшую эффективность. Для решения этой задачи предложена математическая формулировка условий и решение задачи оценки opгaнизaциoннo-тexничecкoгo уровня предприятия, общем виде этот метод можно представить как принцип оптимальности. Оптимизация инвестиций в это направление позволяет эффективно организовать работу предприятий технического сервиса автомобилей. Установлено, что для широкой практической реализации дилерской системы требуется: внедрение на ремонтно-обслуживающих предприятиях новых форм экономической деятельности, таких, прокат, продажа подержанных автомобилей и т.п., а также обеспечение инвестиций в реорганизацию предприятий, на базе которых организуется технический сервис автомобилей.
технический сервис
дилерские пункты
оптимизация инвестиций
1. Варнаков В. В. Дилерская система технического сервиса в АПК на этапе перехода к рыночной экономике. - М.: ГОСНИТИ, 1994. - 116 с.
2. Варнаков В. В. Организация технического сервиса с применением современных информационных и инновационных технологий. - Ульяновск: УлГУ, 2006. - 84 с.
3. Варнаков В. В. Организация и технология технического сервиса машин (учебник) / В. В. Стрельцов, В. В. Попов, В. Ф. Карпенков. - М.: Ко-лосС, 2007. - 277 с.
4. Варнаков В. В. Варнакова Г. Ф. Оптимизация инвестиций в предприятия дилерской системы технического сервиса машин // Международный технико-экономический журнал. -2008. - №1. - С.40-41.
5. Руа. Б. Классификация и выбор при нескольких критериях (метод Электра). - М.: Мир, 1976. - 229 с.
Вхождение России во Всемирную торговую организацию требует новых подходов в организации технического сервиса автомобилей в Российской Федерации. Для этого необходимо использовать опыт, накопленный как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой.

Опыт многих зарубежных стран с развитой рыночной экономикой показывает, что наиболее рациональная форма организации технического обслуживания и ремонта автомобилей - дилерская система. В этом случае, как показали исследования, используют одноуровневый маркетинговый канал, что сокращает число посредников между заводом-изготовителем и потребителем и делает снабжение более оперативным [3].

Технический сервис автомобилей в Российской Федерации проводят ди­лерские пункты, фирменные станции технического обслуживания, специа­лизированные ремонтные предприятия.

Технический сервис включает следующий комплекс услуг: изучение потребностей и платежеспособного спроса потребителей на автомобили и услуги; оказание информационно-консультационных услуг; обеспечение потребителя автомобилями, оборудованием, запасными частями; предпродажную подготовку автомобилей, диагностику и техническое обслуживание автомобилей; ремонт автомобилей, включая доставку; организацию услуг по аренде, прокату.

Совершенствование организации технического сервиса автомобилей, а также оптимизация инвестиций в это направление позволяют эффективно организовать работу предприятий технического сервиса автомобилей.

Сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация в Российской Федерации позволяет использовать новые подходы в организации технического сервиса автомобилей.

В настоящее время основными направлениями в организации технического сервиса автомобилей в Российской Федерации являются:

а) дилерская система;

б) фирменное обслуживание и ремонт.

Одной из форм инженерного обеспечения надежной работы автомобилей  является система технического сервиса, которая широко и успешно применяется в странах с рыночной экономикой. Опыт многих зарубежных стран показывает, что наиболее целесообразной и перспективной формой технического сервиса автомобилей является дилерская система.

В таких странах, как США, Англия, Франция, Германия и др. длительное время успешно функционирует дилерская система, которая организует продажу до 90 % автомобилей, их техническое обслуживание и ремонт через сеть дилерских пунктов.

Складывающиеся  в Российской  Федерации рыночные отношения снимают ряд ограничений в деятельности ремонтно-обслуживающих предприятий, что позволяет использовать мировой опыт в организации технического сервиса автомобилей.

Дилерская система, как показали исследования, позволяет использовать одноуровневый маркетинговый канал, сократив число посредников, и делает технический сервис автомобилей более качественным и оперативным.

Выбор структуры дилерской системы автомобилей для условий Российской Федерации основывается на необходимости создания  сервисных предприятий с высоким организационно-техническим уровнем.

Математическую формулировку условий и решение задачи оценки opгaнизaциoннo-тexничecкoгo уровня предприятия можно представить следующим образом [1]. Пусть имеется m объектов el; е2;...; em, образующих множество Е, и n критериев Г1; Г2;...; Гn , по которым можно судить об объектах данного множества. Обозначим через Yj совокупность результатов или оценок, которые можно получить, рассматривая элементы множества Е с позиции Гj (j = 1, n), и поставим задачу упорядочения (ранжирования) этих объектов по возрастанию (убыванию) степени их n-мерных состояний (Yi, Yi,..., Yin), где Yij - числовая мера признака Гj, на элементе е (i = 1, m; j =1, n), по совокупности изучаемых признаков.

Вполне очевидно, что сравнение элементов множества Е с помощью n-мерного состояния Xi = (Yi; Yi;...; Yin) должно базироваться на сравнении любой пары объектов (ei; еτ) по их одномерным состояниям, то есть сравнении элементов Yij и Yτj множества Yi (j = 1, n). Подобная операция позволяет разбить всю совокупность Г = {Гj}, j = 1, n имеющихся критериев на два в некотором смысле «противоположных» класса С (ei; еτ) и Д (ei; еτ), отнеся к первому классу те критерии Гj  F, для которых выполняется неравенство Yij Yτj и ко второму - те из них, согласно которым, напротив, имеет место соотношение YijYτj.

В период создания дилерской системы технического сервиса  для потребителей необходимо создание в регионах соответствующего инвестиционного климата.

При этом необходима разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности. Для эффективного использования инвестиций не менее важна их оптимизация.

В этих условиях важно оптимально распределить объемы инвестиций на развитие предприятий технического сервиса отдельного региона.

Однако распределение средств на создание дилерской службы без учета их отдачи приведет к снижению эффективности инвестиций.

В качестве метода решения данной задачи предлагается использовать метод динамического программирования.

В общем виде этот метод можно представить как принцип оптимальности. Если lu; 2u; ...; Nu - некоторая оптимальная стратегия для последовательности Ox; 1x; ...; Nx в некоторой задаче динамического программирования с начальным состоянием Ox, то 2u; 3u; ...; Nu и есть оптимальная стратегия для тех же критериев и конечного состояния Nx, но с начальным состоянием 1x, если обозначить max Nxo (X) через Ns (X), то принцип оптимальности выражается peкypeнтным соотношением (уравнением с частными разностями) [1, 5].

           (1),

где максимум определяется в соответствии с заданными ограничениями.

Численное решение этого функционального уравнения с неизвестными фикциями S(x) заключается в шаговой конструкции класса оптимальных стратегий для некоторого класса начальных состояний. Ожидаемая оптимальная стратегия «погружена» в этом классе.

Задача состоит в том, как распределять инвестиции так, чтобы получить наибольшую эффективность. Для получения максимума эффективности от вложения инвестиций следует найти такие значения Xi (i - 1; 2; ... ; n), при которых [4]:

Σxi = K   и     Efi(xi)  max ,    (2)

где  Σxi - сумма возможных вложений по каждому предприятию технического сервиса;

n -  число предприятий технического сервиса;

 fi(xi) - фондоотдача по каждому i-мy предприятию технического сервиса.

Результаты обследования технической оснащенности действующих предприятий технического сервиса автомобилей всех уровней позволяют сделать вывод, что, несмотря на невысокий организационно-технический уровень (от 63 % до 82 %), из них 65 % могут являться основой для создания дилерских структур [2].

Маркетинговые исследования технического сервиса машин показали, что основным направлением его развития является приближение услуг к товаропроизводителю. Это сокращает время на проведение технического обслуживания и ремонт автомобилей на 8...12 % и увеличивает пробег на 20...28 % [3].

Установлено, что для широкой практической реализации дилерской системы требуется:

а) внедрение на ремонтно-обслуживающих предприятиях новых форм экономической деятельности, таких, как  прокат, продажа подержанных автомобилей и т.п.;

б) обеспечение инвестиций в реорганизацию предприятий, на базе которых организуется технический сервис автомобилей.

Выводы

  1. Практика организации дилерской системы технического сервиса автомобилей  показала возможность эффективного ее совершенствования  в условиях вхождения  Российской Федерации  в ВТО.
  2. Организация технического сервиса автомобилей, удовлетворяющая современным требованиям, возможна на основе оценки организационно-технического уровня предприятий.  
  3. Необходима разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности регионов в создании дилерской системы технического сервиса автомобилей международных стандартов, а также для эффективного использования инвестиций не менее важна их оптимизация.

Рецензенты:

  • Белый Евгений Михайлович, д.т.н., профессор, директор Института экономики и бизнеса ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.
  • Романова Ирина Борисовна, д.э.н., доцент, зам. директора Института экономики и бизнеса ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск. 

Библиографическая ссылка

Варнаков В.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА АВТОМОБИЛЕЙ НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5904 (дата обращения: 07.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074