Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА СО СПОСОБАМИ РЕАГИРОВАНИЯ НА УСПЕХ И НЕУДАЧУ ДРУГОГО

Бескова Т.В. 1
1 Институт социального образования (филиал) ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», Саратов, Россия (410015 г. Саратов, Фабричная, 4)
Перфекционизм в психологической науке определяется как стремление личности к самосовершенствованию, безупречности во всем и является относительно устойчивой личностной чертой. Он может иметь как здоровый, так и патологический характер протекания и проявляться как в отношении субъекта к самому себе, так и к другим. В статье рассматриваются основные способы (стратегии) реагирования субъекта социального взаимодействия на успех и неудачи других людей, которые объединяются в два фактора – нравственные и безнравственные способы реагирования. Представлен анализ результатов исследования взаимосвязи перфекционизма с отношением к успеху и неудачам других, который позволил выявить, что чем выше уровень перфекционизма, тем более для субъекта свойственными являются безнравственные способы реагирования. Высокий уровень перфекционизма в большей степени взаимосвязан со способами реагирования на успех Другого, нежели на его неудачи и в первую очередь проявляется по отношению к профессиональному, статусному и материальному превосходству Другого.
перфекционизм
радость
сожаление
желание достичь
желание лишить
равнодушие
злорадство
содействие
1. Бескова Т.В. Зависть: психологическая картина и методы диагностики : учеб. пособие. - Саратов : ООО «ИЦ "Наука"», 2011. - 75 с.
2. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Терапия психических расстройств. - 2006. - № 1. - С. 23-31.
3. Грачева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 24 с.
4. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб. : Питер, 2011. - 224 с.
5. Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Перфекционизм и когнитивный стиль личности у лиц, имевших попытку суицида // Вопросы психологии. - 2011. - № 2. - С. 90-100.
6. Шамионов Р.М. Личностно-субъектные детерминанты зависти как характеристики отношения // Вопросы этической психологии : сб. науч. трудов / под ред. Т.В. Бесковой. - Саратов : ООО «ИЦ "Наука"», 2010. - С. 33-46.
7. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 157-158.
8. Hamachek D.E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism // Psychology. - 1978. - V. 15. - P. 27-33.
Введение

Изучение перфекционизма является достаточно новой проблемой для отечественной психологии. Перфекционизм, понимаемый как стремление субъекта доводить результаты любой деятельности до соответствия самым высоким стандартам, стремление к самосовершенствованию и потребность в быть безупречным во всем, является относительно устойчивой личностной чертой и имеет сложную психологическую структуру. В настоящее время психологами ведутся активные дискуссии по ключевым моментам в понимании рассматриваемого личностного образования, которые главным образом касаются понимания его психологической структуры и форм, его взаимосвязей с различными типологическими особенностями личности и т.д. Изначально данный феномен рассматривался в рамках клинической психологии и психиатрии как патологическая аддикция. Однако Д. Хамачек [8] впервые провел его дифференциацию и стал выделять здоровый (конструктивный) и патологический (невротический, деструктивный) перфекционизм. Здоровый перфекционизм, по его мнению, не выходит за рамки нормы - человек устанавливает себе высокие личные стандарты, ставит непростые цели, и что немаловажно, получает удовольствие от процесса их достижения. При невротическом перфекционизме, испытываемое человеком желание стать лучше, совершеннее, безупречнее становится навязчивой идеей, а устанавливаемые им цели не соответствуют его же потенциалу. Аналогичный подход прослеживается в работе В.А. Ясной и С.Н. Ениколопова, которые полагают, что «нормальный перфекционист - это тот, кто устанавливает для себя жесткие стандарты, но при этом не педантичен и отличается гибкостью, может приспосабливать свои стандарты к существующей ситуации, т.е. более адаптивен по сравнению с невротическим перфекционистом, устанавливающим для себя завышенные стандарты и не оставляющим себе возможность допускать ошибки» [7, с. 159].

Со временем проблема перфекционизма, традиционно обсуждаемая в рамках клинической психологии и психиатрии, стала выходить за их границы, становясь предметом рассмотрения психологии личности [3; 5 и др.]. Однако данную проблематику до сих пор, на наш взгляд, незаслуженно обходят социальные психологи. Более чем вероятно, что такой сложный личностный конструкт, как перфекционизм, оказывает значительное влияние на сферу социально-психологических отношений человека. Отметим, что центральная для психологии категория «отношение», является и центром, стержнем этики, в которой ее сущность зафиксирована в «золотом правиле»: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Согласно логике «золотого правила» человек действует нравственно тогда, когда он действует в соответствии с такими своими желаниями, которые могли бы быть и желаниями других. Иначе говоря, норма может считаться всеобщей, если субъект действия готов признать ее и в том случае, если другие будут применять ее по отношению к нему самому.

Особое место в системе отношений личности принадлежит отношению к успеху и неудачи Другого. Этот вид отношений является интегральным, так как может быть связан и с деятельностью, и с общественными явлениями и социальным поведением, и с материальным достатком, а также с высокой субъективностью оценки. По мнению Р.М. Шамионова, отношение к успеху Другого «<...> разнообразно по своим содержательным характеристикам - принятие его, радость и поддержка по отношению к другому и его успеху, отвержение другого, снижение или превышение значимости успеха, наконец, отношение зависти. Многие характеристики этих отношений могут совпадать по направленности, однако есть та, которая обнаруживается в большей степени применительно к успеху другого, его превосходству в той или иной области» [6, с. 38]. Спектр отношений к неудачам Другого не менее широк - от искреннего сочувствия и сопереживания, сочетающихся с действенной помощью, до равнодушия и даже злорадства. Можно сказать, что данные виды отношений являются своего рода «лакмусовой бумажкой» нравственности человека. Закономерно, на наш взгляд, возникает вопрос: «Оказывает ли влияние на отношение к успеху и неудачам других такое сложное личностное образование, как перфекционизм, субъект которого ставит перед собой чрезмерно высокие стандарты и которому свойственен высокий (если не сказать завышенный) уровень притязаний?».

Цель исследования: выявление взаимосвязей перфекционизма и способов реагирования на успех и неудачу Другого.

Методы. В качестве методического инструментария были использованы:

  1. Методика выявления перфекционизма (П.А. Шулер) [4, с. 196-198], в основе которой лежит понимание перфекционизма как одномерного конструкта - стремление устанавливать чрезмерно высокие стандарты.
  2. Методика «Способы реагирования субъекта на превосходство и неудачи Другого» (Т.В. Бескова) [1, с. 60-68], состоящая из двух субтестов. Первый субтест «Способы реагирования на превосходство (успех) Другого» включает в себя следующие шкалы: радость за Другого, восхищение им; сожаление по поводу себя; желание достичь того же; желание лишить Другого его превосходства. Второй субтест «Способы реагирования на неудачи Другого» - пассивное сожаление; равнодушие; злорадство; содействие и помощь. Респондентам предлагались различные ситуации, в которых знакомый им человек (коллега, друг, сосед, родственник) достигал либо большого успеха, либо его постигала неудача в различных сферах жизнедеятельности, а также предлагались утверждения, относящиеся к вышеперечисленным способам реагирования, по каждому из которых испытуемые должны были выразить свою степень согласия по пятибалльной шкале.

Обработка результатов осуществлялась с помощью методов корреляционного, факторного анализа и сравнения средних показателей по t-критерию Стьюдента. Выборка исследования составила 203 человека (61,1% мужчин, 38,9% женщин). Возрастной интервал от 17 до 60 лет (Мх=28,46, Мd=26, Мо=18).

Результаты и обсуждение

Первым этапом исследования нами было проведено сравнение средних показателей различных способов реагирования субъекта на успех (превосходство) и неудачу Другого.

Ранжирование средних баллов способов реагирования на успех (превосходство) Другого показало, что они расположились следующим образом: радость за другого, восхищение им (Мх=3,39), желание достичь того же (3,10), сожаление по поводу себя (2,75), желание лишить другого данного преимущества (2,03). Последовательное попарное сравнение вышеназванных способов реагирования с использованием t-критерия Стьюдента указывает на наличие статистически значимых различий: радость за Другого - желание достичь того же (t=3,842, р<0,001); желание достичь того же - сожаление по поводу себя (t=4,744, р<0,001); сожаление по поводу себя - желание лишить Другого (t=8,027, р<0,001), что позволяет говорить о дифференциации этих способов реагирования.

Анализ способов реагирования субъектов на неудачи Другого выявил, что наиболее высокий средний балл имеет способ реагирования «пассивное сожаление» (Мх=3,31) (человек испытывает жалость, сострадание по отношению к людям, которых постигли неудачи или неприятности). Далее в порядке уменьшения следуют содействие и помощь (3,10), равнодушие (2,35) и злорадство (2,06). Статистически значимые различия в средних баллах обнаружены между всеми способами реагирования: пассивное сожаление - содействие (t=2,771, р<0,01); содействие - равнодушие (t=10,661, р<0,001); равнодушие - злорадство (t=4,351, р<0,001).

Далее исходные данные были подвергнуты факторному анализу (метод главных компонент) с последующим Varimax-вращением с нормализацией Кайзера. В результате факторизации наилучшим было признано двухфакторное решение (табл. 1). Данные факторы описывают 65,56% общей дисперсии.

Таблица 1 - Факторные нагрузки способов реагирования на успех (превосходство) и неудачи Другого

Способы реагирования на успех (превосходство) (1-4) и неудачи Другого (5-8)

Компоненты

1

2

1. Радость за Другого

,752

 

2. Сожаление по поводу себя

 

,655

3. Желание достичь того же

,638

 

4. Желание лишить преимущества

-,332

,867

5. Пассивное сожаление

,852

 

6. Равнодушие

-,300

,795

7. Злорадство

 

,850

8. Содействие, помощь

,817

 

Первый фактор (32,88% дисперсии) - нравственное отношение к Другому - объединил два способа реагирования на превосходство Другого (радость за другого и желание достичь того же) и два способа реагирования на неудачи Другого (пассивное сожаление, содействие и помощь). Таким образом, данный фактор можно охарактеризовать как способность человека радоваться чужим успехам, стремиться достичь того же и приходить на помощь при неудачах других.

Второй фактор (32,68%), напротив, объединил компоненты с противоположной направленностью - безнравственное отношение к Другому. В него вошли такие способы реагирования на успех Другого, как сожаление по поводу себя, детерминированное превосходством Другого в какой-либо сфере, и желание прямо или косвенно лишить человека преимущества, а также способы реагирования на неудачи другого - равнодушие, выражающееся в безразличном, безучастном отношении к неприятностям Другого, и злорадство, когда неудача кого-либо становится основанием для радости.

Обобщая данные факторного анализа, подчеркнем, что выделенные две группы факторов достаточно дифференцированы друг от друга, а факторная структура приближена к простой.

Исходя из результатов факторного анализа, нами были определены средние показатели нравственного/безнравственного отношения к Другому в целом и для каждой рассматриваемой сферы в частности. Нравственные способы реагирования на успех и неудачу Другого на статистически значимом уровне превосходят безнравственные как в целом (t=16,776, р<0,001), так и по каждой из сфер. Однако ранжирование средних показателей нравственных и безнравственных способов реагирования для каждой сферы позволило выявить следующее: нравственно реагировать более всего свойственно субъекту при успехе или неудаче Другого в сфере досуга (3,60), приобретения дорогостоящих вещей (3,23) и межличностных отношений (3,21); безнравственные способы реагирования в наибольшей степени проявляются в иных сферах - карьерной (2,61), профессиональной (2,40) и материальной (2,30).

Третий этап исследования включал в себя анализ корреляционных связей способов реагирования на успех и неудачи другого с перфекционизмом личности (табл. 2).

Таблица 2 - Взаимосвязь перфекционизма и способов реагирования на успех и неудачи Другого

Способы реагирования

Сферы

Коэффициент корреляции

Способы реагирования на успех Другого

Радость за Другого

межличностные отношения

0.149*

Сожаление по поводу себя

карьера

0.197**

досуг

0.145*

профессия

0.168*

Общий показатель

0.171*

Желание достичь того же

карьера

0.160*

материальный достаток

0.246***

Общий показатель

0.170*

Желание лишить превосходства

карьера

0.139*

материальный достаток

0.141*

вещи

0.254***

профессия

0.148*

Общий показатель

0.178*

Способы реагирования на неудачи Другого

Злорадство

профессия

0.149*

Примечание. В таблице представлены только те строки, в которых содержатся статистически значимые коэффициенты корреляции.

* - уровень значимости 0,05;

** - 0,01;

*** - 0,001.

 

Таким образом, количество связей перфекционизма с безнравственными способами реагирования на успех и неудачи Другого (10) больше, чем с нравственными (4). Кроме того, высокий уровень перфекционизма в большей степени взаимосвязан со способами реагирования на успех Другого (13 связей), нежели на его неудачи (1).

Отметим также, что максимальное количество корреляций выявлено с успехом Другого в сфере карьеры, профессии и материального достатка. Так, чьи-либо карьерные успехи вызывают у перфекциониста целый комплекс реакций - от мучающего его вопроса «Почему он, а не я?» до желания нивелировать обнаруженное в результате социального сравнения превосходство, используя как нравственные (желание достичь того же), так и безнравственные (желание лишить Другого) способы. Успех Другого в профессиональной сфере является для перфекциониста своего рода показателем собственного неуспеха и детерминирует лишь негативные (безнравственные) реакции, начинающиеся с вопроса «Почему не я оказался на его месте?» и заканчивающиеся активизацией деятельности по устранению чужого успеха как прямыми способами (отобрать, навредить), так и косвенными (дискредитация, клевета, сплетни и т.д.). Превосходство Другого в материальной сфере не приводит перфекциониста к унылому сожалению по поводу своей несостоятельности, а обуславливает его активность, имеющую как конструктивную, так и деструктивную направленность. Чьи-либо преимущества в сфере досуга или покупки дорогих вещей детерминируют у перфекциониста единичные реакции: в первом случае ему свойственно пассивно сожалеть о том, что он не может позволить себе путешествия, а во втором - возникает желание испортить, изъять желанную им вещь Другого. Полученные результаты согласуются с мнением Н.Г. Гаранян [2], которая полагает, что перфекционисту свойственно перманентное ревнивое отслеживание успехов других людей и сравнение себя с ними по принципу «чужие достижения - свидетельство моей несостоятельности». Радоваться за других перфекционист может в случае гармонично складывающихся у них межличностных отношений. Возможно, данная сфера не является для него свидетельством успешности человека, к которой так стремится он.

Как уже отмечалось выше, перфекционизм связан лишь с одним способом реагирования на неудачу Другого: неприятности человека в профессиональной сфере вызывают у перфекциониста радость, он находит в этом нечто приятное для себя.

Проведенный нами далее корреляционный анализ между перфекционизмом и интегративными показателями нравственных/безнравственных способов реагирования на успех и неудачу Другого выявил следующее: чем выше уровень перфекционизма личности, тем более ей свойственны безнравственные способы реагирования (r=0,145, р<0,05). Несмотря на обнаруженную общую взаимосвязь между исследуемыми феноменами, она проявляется по отношению не ко всем сферам успеха и неудачи Другого. Безнравственные способы реагирования свойственны для превосходства или же, напротив, неудачи Другого в сфере карьеры (r=0,201, р<0,01), профессии (r=0,195, р<0,05) и дорогих покупок (r=0,139, р<0,05).

Выводы

  1. Для субъектов социального взаимодействия более типичными являются нравственные способы реагирования на успех Другого (радость, восхищение и желание достичь того же) и его неудачи (сожаление о случившемся и активная помощь).
  2. Чем выше уровень перфекционизма, тем субъект интенсивнее реагирует на превосходство Другого, и в большинстве случаев способы такого реагирования являются негативными (безнравственными). Возможно, что высокие стандарты, которые перфекционист устанавливает перед собой, и завышенный уровень его притязаний приводят к разворачиванию и эскалации сравнительной деятельности (когда сравниваешь себя со всеми и каждым), что в конечном итоге проявляется в болезненном реагировании на достижения других людей, которые приравниваются к собственному поражению («Чем больше достиг Другой, тем менее значимы мои результаты»). Более всего негативные реакции перфекциониста на успех Другого свойственны для профессиональной, статусной и материальной сфер жизнедеятельности человека. Вероятно, успех именно в этих сферах и является для него индикатором достижений. Из конструктивных способов субъект с высоким уровнем перфекционизма выбирает нивелирование превосходства другого путем собственных достижений того же.
  3. Неудачи Другого мало затрагивают перфекциониста, свидетельством чего служит единственная связь перфекционизма со способами реагирования на чью-либо неудачу. Субъект с высоким уровнем перфекционизма воспринимает неприятности Другого в профессиональной сфере с определенной долей злорадства («Твоя беда - моя победа»), что само собой исключает какое-либо сочувствие и сопереживание.

Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках проекта № 11-06-00026а.

The research is executed with the backing of the Russian Humanitarian Scientific Foundation within the project No. 11-06-00026a.

Рецензенты

  • Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
  • Григорьева М.В., д.псх.н., доцент, профессор кафедры психологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.

Библиографическая ссылка

Бескова Т.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА СО СПОСОБАМИ РЕАГИРОВАНИЯ НА УСПЕХ И НЕУДАЧУ ДРУГОГО // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6046 (дата обращения: 15.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074