Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГУБЕРНСКОМ ГОРОДЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Игтисамова Г.Р. 1 Карцева Е.В. 2
1 ФГБОУ ВПО "Уфимский государственный нефтяной технический университет"
2 ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет"
В данной статье представлен историко-педагогический анализ развития системы профессионального образования в дореволюционной России (XIX – начало XX вв.). Эволюция данного типа образования рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием экономики и с потребностями российского общества. В качестве основных особенностей профессионального образования в дореволюционной России отмечаются: синтез общего и специального знания, теоретического и практического обучения, существование учебных заведений на деньги частных лиц и обществ. В качестве примера успешной деятельности профессиональных учебных заведений представлена история Нижегородского коммерческого училища (1900-1919 гг.), рассматриваются различные способы и виды профессионального обучения в дореволюционной России названного хронологического периода. Практическая значимость исследования проявляется в предложении стимуляции развития профессионального образования в тесной взаимосвязи с производством, чего так не хватает современной образовательной практике.
технический вуз
образование
профессиональное учебное заведение
гимназия
училище
1. Историческая записка об открытии и жизни Нижегородского учительского института за 1911-1912 гг. - Н. Новгород : Электро-Типография Искольдскаго, 1912.
2. Копия с доклада Нижегородского отделения Императорского Русского Технического Общества об утверждении в Нижнем Новгороде высшего технического училища. - Н. Новгород : Волгарь.
3. ГУ ЦАНО (Гос. упр. Центр. архива Нижегор. обл.). Ф. 505. Оп. 408. Д. 2466.
4. ГУ ЦАНО (Гос. упр. Центр. архива Нижегор. обл.). Ф. 505. Оп. 409. Д. 5.
5. ГУ ЦАНО (Гос. упр. Центр. архива Нижегор. обл.). Ф. 505. Оп. 418. Д. 541.
Потребность общества в высшем профессиональном образовании возникла в России только во второй половине XIX века. До этого времени достаточной для развития промышленности и экономики представлялась система низших и средних профессиональных учебных заведений. Высокий уровень развития научных знаний и технологий во второй половине XIX века стал причиной внимания государства и общества к организации высших специальных учебных заведений.

Потребность общества в открытии новых технических вузов в начале XX века достаточно явно проявила себя в деятельности властей и обществ губернских городов. С начала XX века неоднократно в Нижнем Новгороде поднимался вопрос об открытии высшего технического учебного заведения, политехникума. Нижегородское отделение Императорского русского технического общества много сделало для разработки этого вопроса. В 1897 году членами Общества было составлено первое ходатайство об учреждении в городе института, оно было отклонено Министерством финансов [2, с. 1].

Снова вопрос возник в 1907 году, когда отделение ИРТО представило в городскую Думу детально разработанную «Записку» - о настоятельной необходимости учредить в Нижнем Новгороде политехникум. Но только в 1915 году после личного доклада городского головы Д.В. Сироткина у министра народного просвещения графа Игнатьева в Нижний был командирован управляющий отделом промышленных училищ д.с.с. В.И. Рыков для всестороннего освещения вопроса об учреждении в городе политехникума и выяснения условий и средств его организации.

С 10 по 23 апреля 1915 года в Нижнем Новгороде состоялось весьма примечательное событие: собрание городских властей и представителей общественности, на котором решались вопросы, связанные с открытием технического вуза в городе. На нем присутствовали: Рыков, члены городской управы, гласные Думы, представители дворянства, губернского и уездного земств, Биржевого комитета, Купеческого и Ремесленного обществ, Нижегородского отделения императорского русского технического общества, директора Классической гимназии, реального и технического училищ [2, с. 4]. То есть решение о высшем техническом образовании в Нижнем Новгороде стало делом действительно общественного характера.

К 1915 году уже сложились в России основные типы высших технических учебных заведений (политехникумы Министерства торговли и промышленности, Московское императорское техническое училище и технологические институты Министерства народного просвещения). Совещание, отбирая, по его мнению, лучшее от каждого типа, признало, что проектируемое учебное заведение должно давать, прежде всего, основательную научную подготовку, дающую инженерам широкий технический кругозор и способность применять свои знания к условиям местной жизни. Все возрастающее требование специализации знаний могло быть удовлетворено при организации сравнительно небольшого числа отделений при условии развития подотделов и специализации. В итоге было решено открыть политехникум с 4 отделениями: механическим, инженерно-строительным, экономическим и химическим. При этом специализация во всех отделениях выстраивалась только исходя из потребностей местной экономики и промышленности: в механическом отделении предполагалась специализация в области паровых и тепловых двигателей, речного судостроительства, электротехники; в инженерно-строительном отделении в области городского и земского строительства, инженерно-санитарного дела, гидротехники; экономическое отделение виделось с широкой постановкой товароведения, товарообмена и правовых норм. Это отражает весьма важную особенность высшего образования дореволюционной России - его ориентированность на региональные потребности в специалистах.

Стоимость учебного заведения была оценена в сумме около 3.000.000 рублей, при ежегодном содержании в сумме свыше 400.000 руб. Министерство в лице В.И. Рыкова согласилось финансировать две трети суммы, одну треть взяло на себя местное общество. При этом выяснилось, что уже есть постановление городской Думы от 4 окт. 1910 года об ассигновании на учреждение Нижегородского политехникума 500.000 руб. [2, с. 7].

Но Политехникум по данному проекту так и не был открыт в городе. В 1916 году представилась другая возможность. В годы Первой мировой войны из Варшавы в Москву был эвакуирован Варшавский политехнический институт. За право принять его на постоянной основе боролись несколько российских городов. Принимающий город должен был собрать не менее 2.000.000. руб. Это право получил Нижний Новгород благодаря вкладам земства, дворянства, купечества и усилиям городского головы Д.В. Сироткина.

В 1911 году в Нижнем Новгороде был открыт Учительский институт. В Московском учебном округе до 1908 года существовал только один учительский институт в Москве. 7 декабря 1908 года был открыт Ярославский учительский институт. Нижегородский учительский институт был открыт в округе третьим. Потребность в новых учительских институтах может быть проиллюстрирована следующей справкой, полученной из дирекции народных училищ Нижегородской губернии: на 13 октября 1911 года число неполноправных учащих в городских училищах было: имеющих звание уездного учителя - 39, домашнего учителя - 2, домашней учительницы - 3. вакантных учительских должностей в городских училищах - 7 [3, л. 9].

Инициатива открытия института исходила от правительства, хотя, безусловно, потребность в нем ощущало и нижегородское общество. Предложением от 19 ноября 1910 года за № 32442 товарищ министра сообщил попечителю Московского учебного округа, что Министерство народного просвещения «остановилось на предположении о желательности открытия в Московском учебном округе 3 учительских институтов, причем открыть эти институты оно предположило в городах: Нижнем Новгороде, Туле и Смоленске» [1, с. 2]. К сему д.с.с. Георгиевский присовокупил, что в проект сметы Министерства народного просвещения на 1911 год уже занесены соответствующие кредиты на открытие с 1 июля 1911 года двух учительских институтов: в Нижнем Новгороде и Туле. Вследствие чего предложением попечителя от 17 июня за № 19247 был командирован в Нижний Новгород для оборудования открываемого учительского института директор Новинской учительской семинарии Ярославской губернии ст. сов. Н.Д. Никольский, назначенный директором этого института с 1 июля высочайшим приказом по гражданскому ведомству 10 июля № 48 [1, с. 4].

С 15 сентября начались приемные испытания, закончившиеся 24 числа. Всех прошений было подано 118, приступило к экзаменам 89 человек, из которых к устным испытаниям допущено 66, а принято в первый класс института - 32 человека. Принятые распределялись следующим образом по сословиям: крестьян - 22, мещан - 6, казак 1, сын священника 1, сын учителя 1. Приняты были из разных губерний: из Нижегородской - 11, Костромской - 6, Ярославской - 4, Владимирской - 3, Калужской - 2, Области войска Донского, Орловской, Воронежской, Тульской и Виленской по одному. По образованию: окончивших городское училище - 11, учительскую семинарию - 10, второклассную школу - 2, сельскохозяйственную школу - 1, с педагогических курсов - 2, с общеобразовательных курсов - 1, из технического училища - 2, из духовной семинарии - 1, с домашним образованием - 1 [1, с. 6].

Учительский институт и состоящее при нем для практических упражнений воспитанников в преподавании городское училище содержались на казенный счет.

На содержание института отпускалось в год:

на содержание личного состава - 12300 р.;

на учебную часть - 500 р.;

на стипендии воспитанникам - 10000 р.;

на хозяйственные и канцелярские расходы - 9100 р.

Всего - 31900 р.

Курс учения в институте продолжался три года и разделялся на три класса. Нормальное число воспитанников полагалось 75 человек, из них 60 человек - казенных стипендиатов, остальные 15 вакансий предоставлялись стипендиатам других ведомств, городских обществ, земств, частных лиц. Стипендиаты получали по 16 р. 66 коп. в месяц в течение 10 учебных месяцев. Своекоштные воспитанники платили в первое учебное полугодие - 35 руб. и во второе - 15 руб. за ученье [3, л. 11].

Достаточно полную информацию об организации деятельности учительского института содержат «Сведения для желающих поступить в число воспитанников Нижегородского Учительского института» [3, л. 13-14]. Целью института объявляется подготовка учителей для городских училищ (по Положению 1872 года). На казенных стипендиатов после выпуска из института накладывались обязательства: прослужить не мене 6 лет в должности учителя городского училища (§ 3). При отказе выполнить данное обязательство бывший стипендиат был должен вернуть всю израсходованную на его содержание во время учебы сумму денег из расчета 195 руб. в год.

Требования к поступающим были следующие: поскольку одной из основополагающих задач учительских институтов провозглашалось воспитание молодых людей в духе православной веры и нравственности, в институт могли поступать только люди православной веры; старше 16 лет, здорового телосложения (поступающие осматривались врачом заведения);, выдержавшие испытания по программе из курса 4-классного городского училища. Имевшие аттестаты об успешном окончании курса, при одобрительном поведении в гимназиях, духовных семинариях и других средних учебных заведениях, могли быть приняты без испытаний.

В институт имели право поступать лица, уже служащие в какой-либо должности. В этом случае они должны были представить свидетельства о поведении от начальства. Если же поступающий воспитывался дома или выбыл из какого-либо учебного заведения 6 месяцев назад - обязан был представить от местного начальника губернии свидетельство о своей политической благонадежности.

При поступлении испытания включали в себя: Закон Божий, русский язык (написать сочинение и диктант, знать этимологию и синтаксис, а также ряд произведений отечественных классических писателей «непосредственно»), арифметику, геометрию, историю, географию, естествоведение, физику.

Учительский институт просуществовал в Нижнем Новгороде до 1917 года, и после революции на его основе был организован Нижегородский педагогический институт.

Если в столичных городах высшие профессиональные учебные заведения были открыты достаточно рано (еще в XVIII веке), то в провинции долгое время потребности в высшем образовании не было. И только в конце XIX - начале XX в. общественность губернских городов начала ратовать за открытие тех или иных высших учебных заведений. В Нижнем Новгороде в начале XX столетия были открыты три высших учебных заведения, которые должны были удовлетворить потребности местного населения и сложившегося к этому времени научного сообщества в специалистах высшей категории.

В начале XX века в Нижнем Новгороде существовала Нижегородская губернская ученая архивная комиссия, деятельность которой была многогранной, в том числе одной из ее задач были археологические разведки и раскопки на территории региона. В кругах архивистов в 1904 году появилась идея открыть в городе археологические курсы, подобные тем, которые проходили в то время в г. Твери. Инициатором выступил председатель НГУАК А.А. Савельев. 2 июня на заседании НГУАК было решено «возбудить вопрос» об устройстве таких курсов в Нижнем Новгороде, но при этом было отмечено, что данное начинание может быть весьма дорогостоящим. Председатель архивной комиссии отметил, что «платные курсы едва ли будут иметь успех ввиду их специального характера». В Твери курсы были бесплатными, и их успеху содействовал местный епископ Дмитрий, который поддержал их материально. Видимо, по причине материальных затруднений вопрос об открытии курсов так и не был решен.

В 1907 г. открылся Московский археологический институт. Вскоре его отделения появились в Витебске, Смоленске и Калуге. 19 мая 1907 г. директор этого института проф. А.И. Успенский прислал А.Я. Садовскому устав учебного заведения с предложением организовать отдел и в Нижнем Новгороде [4, л. 41].

Через месяц па экстренном заседании НГУАК присутствовал директор Московского археологического института А.И. Успенский. В своей краткой речи он изложил значение, задачи и условия учреждения в провинции отделений Московского археологического института. Для открытия отделения была необходима наличность 60-70 слушателей, вносящих ежегодно 80 рублей за слушание лекций и для найма аудитории. Директор также рассказал о программе института и правах выпускников учебного заведения. Он выразил уверенность, что для открытия отделения института в Нижнем Новгороде «затруднений не представится». Члены НГУАК выразили свое согласие. Было постановлено начать первый семестр с 4 декабря. Для удобства слушателей, состоящих на службе, решено было занятия проводить с 19 до 22 часов [4, л. 42].

Затем директор института совместно с председателем и правителем дел архивной комиссии осмотрели предложенный городским головой зал торгового присутствия и нашли его «вполне достаточным по размерам и удобствам для аудитории института». На этом вопрос об открытии в Нижнем Новгороде археологических курсов, по мнению председателя НГУАК А.Я. Садовского, посчитали решенным «в утвердительном смысле».

Первым (и последним) директором открывшегося в Нижнем Новгороде Археологического института стал Александр Яковлевич Садовский. В зале городской Думы 4 декабря 1911 года в память 300-летней годовщины славного подвига Нижегородского ополчения прошло открытие первого в Нижнем Новгороде высшего учебного заведения.

В институт принимались лица обоего пола, предпочтительно с высшим образованием. Другие же допускались туда по усмотрению совета лишь в качестве вольнослушателей. Институт состоял из двух отделений: археологического и археографического, или архивного. В течение трех лет слушатели должны были изучить 24 специальных предмета, среди которых: археология, история искусств, нумизматика, архивоведение, история русской литературы и языка, этнография, историческая география.

Последний год посвящался практическим занятиям по одному из выбранных направлений, преподаваемых в институте, написанию диссертации и ее защите. Обучение было платное - 80 рублей в год, так что не каждый нижегородец мог приобщиться к занятиям. Преподавателями отделения в большинстве своем являлись столичные профессора (A.M. Успенский, Ю.В. Арсеньев, И.М. Ардашев, В.А. Городцов и др.) [4, л. 15].

«Действительные слушатели», окончившие полный курс, защищали диссертацию и после этого получали звание ученого-археолога или ученого-архивиста, зачислялись в действительные члены института. Если же вольнослушатель обнаружил отличные познания на устных испытаниях и успешно защитил диссертацию, то ему могли присвоить звание ученого археолога. Диссертационные темы в основном касались нижегородской истории и памятников истории и культуры.

Любопытен был социальный состав первого набора. Из 40 человек, принятых в институт, в частности, 5 являлись духовными лицами, 2 офицерами, 7 землемерами, 2 инженерами, 4 состояли на общественной службе и 6 на государственной, а также библиотекарь, частный присяжный поверенный (адвокат), отставной военный, один окончивший епархиальное училище и даже псаломщик [4, л. 27].

В 1912 году по предложению И.И. Драницына при Отделении началась работа по организации кафедры истории Нижегородского края. На содержание кафедры требовалось 300 руб. в год, и комиссия должна была изыскать эти средства самостоятельно, так как институт, по заявлению A.M. Успенского, не мог на себя взять такие расходы. Слушатели отделения привлекались к археологическим раскопкам, проводимым архивной комиссией.

В 1922 году Московский археологический институт, как тогда говорили, был «ликвидирован», а вместе с ним и его Нижегородское отделение. По подсчетам А.Я. Садовского, за все время существования Нижегородского отделения МАИ его закончило 60 ученых-археологов и ученых-архивистов.

Таким образом, в российской дореволюционной провинции высшие учебные заведения открывались по инициативе как общественности, так и государства. В обоих случаях подготовка специалистов была ориентирована на потребности местной экономики и социальной жизни. Для высшего образования дореволюционной России был характерен демократический характер, проявившийся в ориентированности учебных заведений на различный социальный контингент учащихся.

Рецензенты:

  • Повшедная Фаина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Нижегородский государственный педагогический университет», г. Нижний Новгород.
  • Уварова Наталья Львовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков и профессионального лингвообразования Нижегородского института управления - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия образования и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Игтисамова Г.Р., Карцева Е.В. ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГУБЕРНСКОМ ГОРОДЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6956 (дата обращения: 21.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252