Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Aндруник А.П. 1 Шарапов А.В. 2
1 Пермский национальный исследовательский политехнический университет
2 Пермский военный институт внутренних войск министерства внутренних дел РФ
Общество и отношения между его представителями довольно разнообразны и требуют более гибких подходов друг к другу, что следует учитывать в реформировании внутренних войск МВД России. В нашей статье рассматриваются значимые для армии а так же подразделений внутренних войск, в частности, проблемы социально-групповой идентификации дисциплинированности личности с девиантным поведением; подготовки будущих кадровых офицеров к превентивной работе с военнослужащими с девиантным поведением; на развитие личностных педагогических качеств и готовности к педагогической деятельности, необходимого всестороннего и целостного формирования и развития личности курсанта как педагога; формулируются общие требования, предъявляемые к дисциплине курсанта; а также выделяются основные критерии, позволяющие объективно оценить уровень дисциплинированности курсанта.
идентификация дисциплинированности личности
девиантное поведение
военнослужащий с девиантным поведением
дисциплинированность военнослужащего
1. Анруник А. П. Концепция педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих по призыву в специальных воинских частях: Дис... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 471с.
2. Кудрявцев Ю. М. Проектирование системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими: Дис... д-ра пед. наук. - Казань, 2003.
3. Кудрявцев Ю. М. Психологическая подготовка курсантов в условиях военного вуза (второе высшее образование) // Обучение и воспитание на пороге XXI века. - Новосибирск, 2000. - С. 121-138.
4. Липский И. А. Методология военной педагогики: структура, модель, прогноз развития. Ч. 2. - СПБ.: СПВВИУС, 1994. - 128 с.
5. Михайловский В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров: Педагогический аспект. - М.: РАГС, ВА имени Ф.Э. Дзержинского, 1995. - 243 с.
Изменения, проходящие в Российской Федерации, прямым или косвенным образом затрагивают все слои населения. Реформы производятся в различных его областях и структурах. Общество и отношения между его представителями довольно разнообразны и требуют более гибких подходов друг к другу, а также социально-групповой идентификации дисциплинированности личности, что следует учитывать в реформировании внутренних войск МВД России. Исторический опыт в подготовке военных кадров для внутренних войск МВД России свидетельствует о том, что на всех этапах развития военно-учебные заведения данной структуры готовили высококвалифицированных и грамотных специалистов, способных выполнять поставленные служебно-боевые задачи. 

Главный ориентир проводимых военных реформ - человек. Он не только средство любых преобразований, но и их цель. Выдвижение на первый план человека, который управляет оружием и боевой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия - решающие условия успеха любой социальной деятельности, в том числе военной. Без соответствующего морального настроя, без их психологической готовности добросовестно исполнять свои служебные и должностные обязанности мирного и военного времени, вряд ли можно ожидать весомых результатов в реформировании современной российской армии и внутренних войск в частности.

Своеобразным выражением результатов процесса подготовки будущих офицеров к превентивно-воспитательной работе с девиантными военнослужащими является уровень дисциплинированности курсантов и их военно-педагогическая готовность к деятельности по должностному предназначению, которая предполагает наличие как профессионально важных личностных качеств офицера-воспитателя, так и развитие специфических организаторских, коммуникативных, конструктивных и других способностей. Очевидно, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности курсанта, как будущего офицера-воспитателя, ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей деятельности по подготовке курсантов в военном вузе.

Как показал анализ научных источников, цель подготовки будущих офицеров в вузе направлена на развитие личностных педагогических качеств и готовности к педагогической деятельности. Однако необходимость всестороннего и целостного формирования и развития личности курсанта как педагога, а также овладения обучаемыми специальными педагогическими навыками и умениями предстоящей в воинской части педагогической деятельности в качестве цели подготовки выделяется довольно размыто. В целом ряде исследований, посвященных педагогической подготовке курсантов вузов к будущей превентивно-воспитательной деятельности, не всегда используется дифференцированный подход к определению уровня их дисциплинированности и уровня готовности к военно-профессиональной деятельности по должностному предназначению.

Поэтому в процессе подготовки будущих офицеров к организации и проведению превентивно-воспитательной работы с девиантными военнослужащими одним из основных компонентов выступает диагностико-результативный, включающий в себя следующие элементы:

  • критерии и показатели эффективности процесса подготовки курсантов;
  • достигнутые курсантами знания социально-экономических и гуманитарных дисциплин;
  • сформированные качества личности военного педагога, необходимые для организации и реализации процесса превентивно-воспитательной работы с девиантными военнослужащими;
  • психологическую готовность курсантов к превентивно-воспитательной работе;
  • направленность личности на педагогическую деятельность и педагогическое самосовершенствование.

Результаты опытно-экспериментальных исследований, проводимых с военнослужащими, в том числе и с девиантным поведением, позволили рассматривать дисциплинированность военнослужащих.

Чтобы судить об уровне дисциплинированности  курсантов, необходимо выявить совокупность признаков (критериев), на основании которых можно произвести анализ и оценить результаты воспитания дисциплинированности курсантов.

Проблема оценки степени развития личности курсанта в целом получила свое отражение в ряде работ видных российских педагогов: А. В. Барабанщикова, П. Н. Городова, В. Н. Герасимова, С. И. Денисенко, А. А. Лукьянца, В. Г. Михайловского, Э. П. Утлика и др.

При обосновании критериев оценки уровня дисциплинированности курсантов, мы исходили из общепринятого в педагогике тезиса о том, что критерии должны отвечать следующим требованиям:

  • быть объективным, отражать признаки, присущие исследуемому предмету независимо от воли личности (субъекта и объекта);
  • содержать существенные признаки предмета исследования;
  • существенные признаки должны быть устойчивыми и постоянными;
  • быть согласованными с общими критериями эффективности всего учебно-воспитательного процесса;
  • быть простыми и удобными в применении.

Характерными признаками искомых критериев является их повторяемость, полнота, выраженность. Повторяемость свидетельствует о том, насколько постоянно тот или иной критерий проявляется у курсанта в различных ситуациях. Полнота показывает, проявляются ли все показатели данного критерия. Выраженность характеризует степень проявления рассматриваемых критериев у конкретных курсантов в процессе воспитания у них дисциплинированности.

Первая группа критериев дает оценку элементам, образующим основу дисциплинированности:

  • осознание значимости дисциплины;
  • строгость и точность соблюдения требований руководящих документов;
  • отношение к служебной деятельности и учебе;
  • отношение к командирам (субъектам воспитания), толерантность;
  • чуткость и внимание к окружающим, альтруизм;
  • качество выполнения распорядка дня в образовательном учреждении;
  • внешний вид;
  • отношение к государственному имуществу.

Вторая группа критериев оценивает многогранные проявления дисциплинированности курсанта (слушателя) в ходе его профессионального становления:

  • инициативность и самостоятельность курсанта (слушателя);
  • его исполнительность и организованность;
  • ответственность курсанта (слушателя).

Третья группа критериев позволяет оценить сущностные особенности дисциплинированности курсанта (слушателя):

  • активность в поддержании дисциплины в курсантском подразделении;
  • требовательность курсанта (слушателя) к себе и окружающим его коллегам;
  • нетерпимость к нарушениям дисциплины.

Реальная дисциплинированность курсанта определяется в единстве всех критериев и показателей, но не предполагает сведения процесса воспитания только к развитию данных элементов личности.

Для оценки уровня дисциплинированности курсантов наряду с критериями были разработаны следующие показатели: высокодисциплинированные, дисциплинированные и недисциплинированные курсанты.

В соответствии с выбранной системой критериев для практической деятельности субъектов воспитания целесообразно выделить следующее содержание уровней дисциплинированности.

Высокий уровень дисциплинированности характеризуется высокой самодисциплиной  курсантов,  проявляющейся  в  творческом отношении  к выполнению своих обязанностей. Среди мотивов поведения преобладают высокие социальные и моральные мотивы. Курсантов с таким уровнем развития дисциплинированности отличает высокая убежденность в необходимости строгого соблюдения требований руководящих документов, чувство ответственности, постоянная требовательность к себе и своим товарищам, нетерпимость к любым нарушениям дисциплины, внутренняя собранность, твердость духа, готовность точно и в срок выполнить полученный приказ, проявить  решительность, упорство в преодолении трудностей при достижении цели, в выполнении поставленной перед подразделением задачи в любой обстановке.

Средний уровень дисциплинированности курсантов характеризуется их исполнительностью и инициативой. Однако эти качества ограничиваются, как правило, рамками конкретного задания. Требовательность к себе и подчиненным у курсантов   развиты пока слабо, хотя для них характерно сознательное и добросовестное отношение к своим обязанностям, точное выполнение элементарных служебных требований. Интересы своего подразделения являются для них доминирующими. Курсантов со средним уровнем развития дисциплинированности отличает довольно высокий уровень теоретической подготовки, результативность в подготовке, умелая работа на технике. В то же время для данной категории курсантов характерно влияние внешних условий на их дисциплинированное поведение. Дисциплинированность курсантов   среднего уровня развития, как правило, проявляется устойчиво еще не во всех видах профессиональной деятельности.

Курсанты с низким уровнем дисциплинированности характеризуются слабым развитием некоторых профессионально важных качеств. Знания требований руководящих документов, убежденность в их неукоснительном соблюдении, отношение к поручениям, ответственность за порученный участок деятельности, как правило, имеют недостаточное развитие. Курсанты  с таким уровнем развития дисциплинированности характеризуются тем, что слабо представляют суть требований служебной дисциплины, которые к ним предъявляются,  знания о дисциплине, которыми они обладают,  не являются их внутренними убеждениями. Среди мотивов дисциплинированного поведения курсантов   преобладают узколичностные, случайные мотивы, которые свидетельствуют об их мотивационной незрелости. В своем поведении курсанты  с низким уровнем дисциплинированности проявляют элементы неисполнительности, отсутствие должного усердия в служебной деятельности. Такие курсанты  недостаточно требовательны и обладают лишь отдельными навыками дисциплинированного поведения. На поведение курсантов данной категории сильное влияние оказывают изменяющиеся условия обстановки, стремление подстраиваться под их влияние.

Данные уровни дисциплинированности позволяют:

  • во-первых, объективно оценить дисциплинированность конкретного курсанта в служебной и общественной деятельности;
  • во-вторых, глубже изучать психологию каждого курсанта и на этой основе точнее судить об уровне их нравственной подготовленности к превентивно-воспитательной деятельности;
  • в-третьих, при всей относительности оценок, характеризующих уровни дисциплинированности, знание критериев помогает командирам курсантских подразделений дифференцировано подходить к воспитанию курсантов, целенаправленно вести с ними превентивно-воспитательную работу, побуждая их к объективной самооценке и самоконтролю, к перевоспитанию своих отрицательных черт характера.

Предварительные исследования показали, что ни один из критериев и показателей дисциплинированности, взятый в отдельности, не является достаточным, все они взаимосвязаны, и только в комплексе можно судить о конкретном уровне дисциплинированности курсанта.

В результате проведения метода экспертных оценок и обработки полученных результатов выделены наиболее значимые для определения качественного состояния дисциплинированности критерии и выстроена их иерархия. Применяя методику оценки уровней дисциплинированности, приведенную в таблице 1, необходимо учитывать, что значимыми для оценки являлись совокупные показатели II и III группы критериев. Общий уровень дисциплинированности не мог быть выше, чем полученный уровень дисциплинированности по II группе критериев для курсантов   1-го - 3-го семестров обучения и III группы - для курсантов  4-го - 5-го семестров.

Таблица 1 Методика оценки уровня дисциплинированности военнослужащего

Уровни дисциплинированности

Высокий

Средний

Низкий

Критерии

Баллы

Критерии

Баллы

Критерии

Баллы

I группа критериев

1, 2, 5, 6, 7

5

1, 2, 3, 4,

6, 7

4

Не соблюдены условия

среднего уровня

3, 4

4

5, 8

3

Нет

3

II группа критериев

2

5

2, 3

4

Не соблюдены условия

среднего уровня

1, 3

4

1

3

Нет

3

III группа критериев

1, 3

5

1, 3

4

Не соблюдены условия

среднего уровня

2

4

2

3

Нет

3

Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий боеспособности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя. История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка.

Таким образом, организация регулярных исследований с целью изучения ситуации в воинских коллективах значительно повышает способность командиров и офицеров-воспитателей адекватно реагировать на происходящие изменения в подразделении, принимать решения с учетом реальной обстановки, анализировать и оценивать морально-психологическое состояние различных категорий военнослужащих, производить правильный прогноз социального самочувствия военнослужащих, а также позволяет оказывать грамотное управляющее воздействие на военнослужащих. Обобщение требований и выше приведенных критериев, предъявляемых к дисциплине курсанта в современных условиях, изучение педагогической литературы и анализ дисциплинарной практики позволили рассмотреть проблему социально-групповой идентификации дисциплинированности личности с девиантным поведением.

Рецензенты:

  • Дубровский Александр Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования ПВИ ВВ МВД России, г. Пермь.
  • Загоруйко Игорь Юрьевич, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры менеджмента Пермского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета, г. Пермь.

Библиографическая ссылка

Aндруник А.П., Шарапов А.В. СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7183 (дата обращения: 20.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074