Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности и коммуникативной деятельности приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и развитию коммуникативных способностей у детей подросткового возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: изучить влияние нарушений речи на возникновение тревожности у подростков, страдающих тяжелой патологией речи.
В круг исследования вошли 60 человек: 30 из них подростки с нормальным речевым (КГ) и 30 с тяжелыми нарушениями речи (ЭГ).
Для исследования тревожности у детей была использована методика диагностики уровня школьной тревожности по Филипсу. Для исследования уровня коммуникативных способностей у детей была использована методика: «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявской, В. А. Федорошиной» (КОС).
По методике Филипса был определен уровень школьной тревожности у младших подростков с ТНР и с нормальным речевым развитием (см. табл. 1).
Таблица 1
Количественный анализ уровня школьной тревожности детей ЭГ и КГ
Уровни тревожности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Низкий |
8 |
55 |
12 |
80 |
Повышенный |
7 |
45 |
3 |
20 |
У большинства подростков с тяжелым нарушением речи преобладает низкий уровень тревожности, который составил 55 %, у остальной части детей повышенный, который составил 45 %. У 80 % подростков без речевых нарушений выявился низкий уровень школьной тревожности и у 20 % - повышенный.
Далее мы провели сравнительный анализ тревожности по восьми факторам, результаты которого представлены в таблицах 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9.
1 фактор «Уровень общей школьной тревожности» у обеих групп низкий. Это свидетельствует о том, что у тех и у других подростков общее эмоциональное состояние в школе стабильно, без каких-либо эмоциональных срывов (см. табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ уровня общей школьной тревожности детей ЭГ и КГ (%)
Уровни тревожности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Низкий |
75 |
78 |
Повышенный |
25 |
20 |
Высокий |
5 |
2 |
Далее изучался фактор переживания социального стресса - эмоционального состояния ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками) (см. табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ уровня переживания социального стресса детей ЭГ и КГ
Уровни тревожности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Низкий |
35 |
98 |
Повышенный |
68 |
2 |
Высокий |
2 |
- |
Детей с тяжелым нарушением речи с повышенным уровнем тревожности 68 %, что можно объяснить тем, что у детей этой категории существуют трудности в налаживании контактов со сверстниками. Детей без речевых нарушений, уровень социального стресса - низке, из 98 %. Мы предполагаем, что большая наполняемость классов (32 ученика), способствует их социализации и снижает социальный стресс.
3 фактор свидетельствует: фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. (см. табл. 4).
Таблица 4
Сравнительный анализ уровня фрустрации потребности в достижении успеха детей ЭГи КГ (%)
Уровни тревожности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Низкий |
55 |
95 |
Повышенный |
40 |
5 |
Высокий |
5 |
- |
Дети с тяжелым нарушением речи и без речевых нарушений - низкий уровень фактора - 55 % и 95 %. Однако у 40 % детей с тяжелым нарушением речи обнаружился повышенный уровень тревожности. Можно предположить, что на это влияет характерная для детей с тяжелым нарушением речи неуверенность в свои силах.
4 фактор «Страх самовыражения» - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей (см. табл. 5).
Таблица 5
Сравнительный анализ уровня страха самовыражения детей ЭГ и КГ (%)
Уровни тревожности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Низкий |
50 |
25 |
Повышенный |
25 |
50 |
Высокий |
25 |
25 |
Детей с тяжелым нарушением речи и низкой тревожностью 50 %, а с повышенной и высокой тревожностью - 25 %. Мы полагаем, что это может быть связано с разными типами черт характера, темперамента и типа личности подростка, а также с благоприятными условиями для самовыражения при обучении в малой группе (4-6 ученика).
Если же взять подростков без речевых нарушений, то прослеживается обратная взаимосвязь. 50 % детей - с повышенным уровнем тревожности в самовыражении, также с низким и высоким уровнем - 25 %. Это можно объяснить тем, что в классе находится 32 ученика, у которых для самовыражения нет времени и условий.
5 фактор «Страх ситуации проверки знаний» - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей (см. табл. 6).
Таблица 6
Сравнительный анализ уровня страха в ситуациях проверки знаний детей ЭГ и КГ (%)
Уровни тревожности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Низкий |
50 |
40 |
Повышенный |
45 |
35 |
Высокий |
5 |
25 |
Примерно около 50 - 60 % детей обладают повышенной тревожностью, что может быть обусловлено возрастанием ответственности за результаты обучения, участия подростков.
6 фактор - это страх не соответствовать ожиданиям окружающих, т.е. ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок (табл. 7).
Таблица 7
Сравнительный анализ уровня страха в несоответствии ожиданиям окружающих детей экспериментальной и контрольной группы (%)
Уровни тревожности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Низкий |
78 |
75 |
Повышенный |
20 |
5 |
Высокий |
5 |
20 |
У обеих групп испытуемых преобладает низкий уровень тревожности (дети с тяжелым нарушением речи - 78 %, дети без речевой патологии - 75 %), что свидетельствует о том, что у детей нет тревоги по поводу своих негативных оценок перед окружающими.
7 фактор - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, т. е. особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды (табл. 8).
Таблица 8
Сравнительный анализ уровня низкой физиологической сопротивляемости стрессу детей ЭГ и КГ (%)
Уровни тревожности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Низкий |
80 |
78 |
Повышенный |
20 |
20 |
Высокий |
- |
2 |
В обеих группах детей преобладает низкий уровень. 20 % занимает повышенная тревожность, что может приводить школьников к повышению стрессовых ситуаций и повышенному реагированию на факторы среды.
8 фактор - проблемы и страхи в отношениях с учителями, т.е. общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка (табл. 9).
Таблица 9
Сравнительный анализ уровня проблем и страхов во взаимоотношении с учителями детей экспериментальной и контрольной группы (%)
Уровни тревожности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Низкий |
43 |
85 |
Повышенный |
50 |
15 |
Высокий |
7 |
- |
Исследование детей с тяжелым нарушением речи выявили, повышенную тревожность. Это можно объяснить тем, что в классах находится по 4 - 6 человек, и количество контактов между учеником и учителем увеличено. У детей без речевых нарушений преобладает низкая тревога в общении с учителями.
Что касается коммуникативных способностей, то испытуемые, получившие высшую оценку - "5" (0,76-1,0), это 75 % детей с нормальным речевым развитием, обладают очень высоким уровнем коммуникативных способностей (см. табл. 10). В то же время большая часть детей с тяжелыми нарушениями речи проявили низкий уровень развития коммуникативных способностей в величине оценочного коэффициента от 0,10-0,45 оценка "1".
Таблица 10
Сравнительный анализ уровня коммуникативных способностей детей ЭГ и КГ (%)
Уровень и оценка коммуникативных способностей |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
% |
|
Низкий - 1 |
10 |
75 |
0 |
- |
Ниже среднего - 2 |
2 |
10 |
2 |
10 |
Средний - 3 |
1 |
5 |
2 |
10 |
Высокий - 4 |
1 |
5 |
1 |
5 |
Очень высокий - 5 |
1 |
5 |
10 |
75 |
Таким образом, наблюдается увеличение тревожности у детей с тяжелым нарушением речи по факторам: переживание социального стресса, фрустрация в потребности достижения успеха, а также проблемы и страхи в отношениях с учителями, что объясняется особенностями их уровня развития и обучения в школе - интернат.
Дети с тяжелыми нарушениями речи не испытывают потребность в коммуникативности и не стремятся к ней, плохо ориентируются в трудных ситуациях, скованно ведут себя в новом коллективе, не инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации не принимать самостоятельных решений.
Рецензенты:
Мухаметзянова Ф. Г., д. п. н., профессор, начальник научно-исследовательского отдела ЧОУ ВПО «Академия социального образования», г. Казань.
Грязнов А. Н., д. псх. н., профессор., заведующий лабораторией психологии личности Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Ахметзянова А.И. ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8279 (дата обращения: 26.04.2024).