Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗА

Белякова Е.А. 1 Хорошева Е.Р. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)
В статье рассмотрен опыт ВлГУ по построению системы мониторинга и оценки качества образования. Определены цели и функции системы мониторинга и оценки качества образования на семи уровнях структуризации. Определена глобальная цель системы мониторинга и оценки качества образования, заключающаяся в непрерывном повышении качества образования вуза. Проведена первичная декомпозиция системы мониторинга и оценки качества образования: выделены объект управления, управляющая компонента и выход процесса. Рассмотрена обобщенная схема системы мониторинга и оценки качества образования и этапы процесса управления с точки зрения информационной модели. Рассмотрена многоуровневая модель системы мониторинга и оценки качества образования на примере ВлГУ, построенная на основе принципов декомпозиции структуры организации на три уровня, процессного подхода, принципа непрерывного совершенствования процессов PDCA, теории управления.
система менеджмента качества
система мониторинга и оценки качества образования
системный подход
1. Белякова Е.А., Тарасова О.В., Хорошева Е.Р. Оценка качества образовательных услуг вуза // Тезисы докладов Междунар. науч.-практ. конф. «Механизмы гарантии качества образования: системы, технологии, инновации». – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2009. – С. 275-277.
2. Белякова Е.А., Хорошева Е.Р. Внедрение и сертификация СМК ВлГУ с использованием инструментальных средств ARIS PLATFORM // Материалы 3-й Междунар. науч.-техн. конф. «Менеджмент качества продукции и услуг». – Брянск : БГТУ, 2010. – Т. 1 – С. 102-104.
3. Вдовин С., Салимова Т., Маколов В. Комплексное повышение качества // Качество образования. – 2012. - № 12. – С. 16-19.
4. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. — СПб. : СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005. — C. 30.
5. Системный анализ и принятие решений: словарь-справочник : учеб. пособие для вузов / под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. – М. : Высш. шк., 2004. – С. 293-295.

Системы качества вузов создаются на основе различных моделей, например стандартов ISO серии 9000, модели Европейского фонда в области менеджмента качества (EFQM), типовой модели СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и других.

В соответствии с «Кратким терминологическим словарем в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования» систему качества (СК) ОУ можно определить как систему для разработки политики, целей и достижения гарантий качества ОУ [4].

Основными целями создания СК в вузах являются: реализация стратегии образовательного учреждения в области повышения качества образования; увеличение удовлетворенности потребителей результатами образовательного процесса и системы, его обеспечивающей, а также рост конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

В современных условиях возрастает важность мониторинга и оценки качества образования, что подтверждают результаты мониторинга Минобрнауки РФ деятельности федеральных государственных высших учебных заведений и их филиалов с целью выявления вузов и филиалов, имеющих признаки неэффективности, разработка Национальным фондом подготовки кадров «Методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», а также особое внимание к независимой оценке качества образования в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».) Возникает задача построения в вузах результативной (эффективной) системы мониторинга и оценки качества образования.

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) элементы СК (например, рейтинг-контроль знаний студентов) внедрены с 2005 г., система менеджмента качества (СМК) ВлГУ сертифицирована в 2009 г. (ресертифицирована в 2012 г.) в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ISO 9001:2008, аккредитована в ГОСТ Р (Россия), ANAB (США), UKAS (Великобритания) [2]. В настоящее время в ВлГУ ведутся работы по построению системы мониторинга и оценки качества образования.

Система мониторинга и оценки качества образования (СМОК) вуза является сложной системой управления. Для определения цели и функций СМОК вуза воспользуемся методикой, учитывающей среду и целеполагание, разработанной Ф.И. Перегудовым, В.З. Ямпольским, Л.В. Кочневым [5]. Этапы методики соответствуют семи уровням структуризации СМОК вуза (рис. 1).

1-й уровень. Определение глобальной цели СМОК вуза.

Глобальная цель задается вышестоящей организацией (Минобрнауки РФ), отражена в Политике в области качества вуза. Цель ориентирована на конечный продукт, для получения которого создается СМОК вуза. Глобальной целью СМОК вуза является непрерывное повышение качества образования вуза.

2-й уровень. Декомпозиция по видам конечного продукта: 1) повышение качества образовательной деятельности; 2) повышение качества научно-исследовательской деятельности.

3-й уровень. Декомпозиция по признаку пространства инициирования целей:

1) требования и потребности в конечном продукте вышестоящей системы (Минобрнауки РФ);

2) нижестоящие системы определяют требования (ограничения) обеспечения условий для получения качественного конечного продукта: персонал, издательская деятельность, библиотечное обслуживание, информационная среда, закупки, инфраструктура, производственная среда, обеспечение безопасности жизнедеятельности, социальная поддержка студентов и сотрудников;

3) актуальная среда - это профессиональное сообщество, абитуриенты и их семьи, партнеры, работодатели, формирующие требования к конечному продукту;

4) исследуемая, собственно СМОК образования вуза. Ее подцели инициируются внутренними потребителями (обучаемые, персонал вуза, процессы и структурные подразделения).

4-й уровень. Декомпозиция по признаку жизненного цикла СМОК вуза. Здесь выделяются подэтапы получения конечного продукта СМОК вуза:

1) учет и анализ требований потребителей;

2) планирование показателей качества образования;

3) мониторинг результативности СМК вуза;

4) мониторинг качества учебно-методических комплексов дисциплин;

5) оценка результативности СМК вуза;

6) оценка качества учебно-методических комплексов дисциплин;

7) анализ удовлетворенности потребителей;

8) разработка корректирующих и предупреждающих действий.

5-й уровень. Декомпозиция по основным элементам системы, в результате которой формируются функции, вытекающие из потребностей следующих основных элементов системы:

1) кадры: компетентность персонала вуза, обучение, подготовка и переподготовка, аттестация персонала;

2) предмет деятельности: образовательный процесс;

3) средства деятельности: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие ресурсы;

4) отношения указанных трех групп к конечному продукту.

6-й уровень. Декомпозиция по признаку управленческого цикла РDСА (Plan - Do - Check - Action).

7-й уровень. Декомпозиция по признаку делегирования полномочий:

1) представитель руководства несет ответственность за функционирование СМОК вуза и имеет соответствующие полномочия;

2) руководителями процессов являются ректор и проректора вуза;

4) ответственными исполнителями процессов выступают руководители соответствующих структурных подразделений вуза.

Рисунок 1. Структуризация целей и функций СМОК вуза

Проведем декомпозицию СМОК вуза. Объектом управления является образовательный процесс, состоящий из подпроцессов: довузовской подготовки и приема студентов, осуществления основных образовательных программ, воспитательной и внеучебной работы, осуществления программ дополнительного образования, подготовки кадров высшей квалификации, научных исследований и разработок, инновационной деятельности, международной деятельности, а также обеспечивающих процессов. Результатом (выходом) образовательного процесса являются измеримые показатели качества образования [1].

Управляющей компонентой является система менеджмента качества (СМК) вуза, соответствующая требованиям ГОСТ ISO 9001-2011, ISO 9001:2008.

На рисунке 2 представлена обобщенная схема СМОК вуза. Процесс управления состоит из следующих этапов:

- управляющая компонента (СМК) вырабатывает управляющую информацию, соответствующую глобальной цели СМОК – повышение качества образования вуза;

- управляющая информация передается объекту управления;

- получение управляющей компонентой осведомительной информа­ции об объекте управления, его фактическом поведении и ее анализ;

- корректировка или выработка новой управляющей информации с целью оптимизации функционирования объекта управления.

Рисунок 2. Обобщенная схема СМОК вуза

Рассмотрим модель системы мониторинга и оценки качества образования ВлГУ (рис. 3). В основу модели СМОК ВлГУ положены принципы деления структуры управления любой организацией на три уровня (оперативный, тактический и стратегический) [3], процессный подход, модель непрерывного совершенствования процессов PDCA, а также теория управления.

F - образовательный процесс, который состоит из подпроцессов и имеет показатели качества образования (хij) (например, показатели государственной аккредитации, показатели результативности процессов СМК ВлГУ).

O – оперативный уровень, на котором реализуются процессы СМК ВлГУ. На данном уровне осуществляется выполнение текущих работ и задач, происходит распределение работ и ресурсов, осуществляется контроль за ходом выполнения текущих задач. Происходит достижение плановых значений показателей качества образования (xpij). Исполнитель - структурные подразделения вуза, ответственные исполнители в подразделениях.

Т – тактический уровень, на котором осуществляется мониторинг, оценка и анализ результативности СМК ВлГУ со стороны руководства. Определяется результативность составляющих СМК и результативность СМК ВлГУ в целом. К составляющим СМК ВлГУ относятся:

- показатели государственной аккредитации университета;

- критерии Минобрнауки России для мониторинга деятельности федеральных государственных высших учебных заведений и их филиалов с целью выявления вузов и филиалов, имеющих признаки неэффективности;

- индикаторы ранжирования вузов (например, «Методология рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», разработанная НФПК);

- требования стандартов ГОСТ ИСО 9001-2011/ ISO 9001:2008;

- достижение целей в области качества (определенных в Политике и Целях в области качества);

- результативность внутренних и внешних аудитов СМК ВлГУ;

- критерии оценки работы поставщиков на «надежность»;

- критерии оценки компетентности персонала ВлГУ;

- удовлетворенность потребителей (студенты, персонал, работодатели) качеством образования;

- результативность процессов СМК ВлГУ;

- критерии проведения самооценки системы качества вуза (например, критерии ENQA, конкурса ВОК, конкурса Рособрнадзора);

- критерии проведения внешней независимой экспертизы качества и гарантий качества образования (например, критерии АККОРК, АИОР, АЮР, общественного объединения работодателей «Опора России»).

Исполнители – руководители процессов СМК ВлГУ, представитель руководства по качеству, управление мониторинга и оценки качества.

S – стратегический уровень. Ориентирован на достижение долгосрочных целей. Здесь производится планирование показателей качества образования. Исполнитель – руководство ВлГУ.

O, S, T - уровень. Всеохватывающий уровень корректирующих и предупреждающих действий. Необходимость их разработки обнаруживается на уровне мониторинга, оценки и анализа результативности СМК ВлГУ, а применение возможно на любом из предыдущих трех уровней.

УВi – управляющее воздействие.

УОo – управляющий орган (ректорат, Ученый совет вуза),.

R – совокупность ресурсов.

U – возмущающие воздействия (требования внутренних и внешних потребителей).

Y – выход системы.

Рисунок 3. Модель системы мониторинга и оценки качества образования

Предложенная многоуровневая модель системы мониторинга и оценки качества образования направлена на непрерывное повышение качества образовательных услуг вуза - достижение целевых ориентиров в сфере образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Рецензенты:

Монахов Михаил Юрьевич – д.т.н., профессор, проректор по информационным технологиям и безопасности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), г. Владимир.

Макаров Руслан Ильич – д.т.н., профессор, профессор кафедры информационных систем и программной инженерии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), г. Владимир.


Библиографическая ссылка

Белякова Е.А., Хорошева Е.Р. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8808 (дата обращения: 25.09.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.094