Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ларченко Ю.Г. 1 Литовченко В. В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
Раскрыты основные этапы проведения функционально-стоимостного анализа в процессе оценки каче-ства предоставления образовательной услуги по направлению «Коммерция»: постановка целей и задач исследования, выявление основных структурных элементов объекта исследования и их функций, оценка стоимости и качества выполнения функций, построение совмещённой функционально-стоимостной диа-граммы, оценка полученных результатов для выявления диспропорций в ходе осуществления образова-тельного процесса, разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков. Установлено, что наибольший разрыв между значимостью и стоимостью реализации соответствующего элемента образо-вательного процесса по направлению 080300.62 «Коммерция» наблюдается в проведении лекционных и лабораторных занятий. В качестве одного из способов решения данной проблемы рекомендуется внедре-ние и дальнейшее развитие активных методов обучения и новых информационных технологий в образо-вательный процесс.
качество
значимость
стоимость
ресурсы
функции
1. Гордашникова О. Ю. Функционально-стоимостной анализ качества продукции и управ-ления маркетингом на предприятии. – М.: Альфа-ПРЕСС, 2006. – 88 с.
2. Липовка Н. П. Развитие экономического мышления будущих бакалавров коммерции как объект формирования профессиональных компетенций // Учёные записки КнАГТУ. – 2011. – № II. – 2(6) 2011 «Науки о человеке, обществе и культуре». – С. 21-24.
3. Методика «Функционально-стоимостной анализ и имитационное моделирование» // Си-стема бизнес-моделирования Business Studio. 2011. URL: http: // www.businessstudio.ru/procedures/business/fsa_imitacial.html (дата обращения 02.06.2012).
4. Несмачных О. В., Прокопенко Н. В. Принципы формирования финансовой стратегии интегрированных структур // Сборник докладов конференции «Экономика, экология и общество России в XXI столетии». – СПб.: Изд-во политехнического ун-та, 2011. – С. 267-270.
5. Симоненко Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновацион-ных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 201–206.
6. Шамис В. А. Активные методы обучения в ВУЗе // Сибирский торгово-экономический журнал. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-v-vuze (дата обра-щения: 16.04.2013).

Введение

В условиях динамичной внешней среды, одним из элементов которой выступают потребители и их потребности, одной из основных задач хозяйствующих субъектов любой сферы деятельности является повышение качества их продукта с целью повышения и сохранения конкурентоспособности предприятий в долгосрочной перспективе. В настоящее время приоритетной целью для высших учебных заведений выступает увеличение степени удовлетворения образовательной услугой первичных потребителей – студентов и работодателей, т.е. повышение её потребительской ценности. В этом случае необходимо обеспечить оптимальное соотношение «цена/качество» образовательной услуги. Одним из инструментов системного анализа качества и стоимости образовательной услуги является функционально-стоимостной анализ.

Обобщённо функционально-стоимостной анализ представляет собой метод оценки основных характеристик (функций) продукта (процесса) и затрат, связанных с достижением их фактического значения (выполнением), направленный на установление и последующее устранение дисбаланса между стоимостью соответствующего элемента объекта исследования и степенью его значимости для потребителя [1].

Исходя из этого, укрупнены этапы функционально-стоимостного анализа качества образовательной услуги в высшем учебном заведении, следующие:

1) Постановка цели и задач исследования.

Конечная цель функционально-стоимостного анализа – разработка адаптивных с организационно-экономической точки зрения мероприятий по обеспечению необходимой потребительской ценности образовательного процесса как основного бизнес-процесса высшего учебного заведения. Отсюда, задачи функционально-стоимостного анализа связаны с рассмотрением образовательного процесса как системы и реализуются на последующих этапах исследования.

2) Определение составляющих (элементов) образовательного процесса.

На данном этапе строится структурная модель образовательного процесса, т.е. устанавливаются основные подпроцессы и характер взаимосвязи между ними. Кроме этого, выявляется состав работ, выполняемых на каждой стадии образовательного процесса. В результате образуется детализированная функциональная модель образовательного процесса как основного бизнес-процесса в высшем учебном заведении.

3) Определение стоимости выполнения отдельных подпроцессов и бизнес-процесса в целом. Для расчёта стоимости каждого элемента бизнес-процесса формируется состав ресурсов и рассчитывается необходимый их объём для выполнения каждого вида работ.

4) Оценка значимости отдельных составляющих образовательного процесса.

На этой стадии исследования проводится опрос экспертов с целью ранжирования соответствующих элементов образовательного процесса и определения их значимости (по среднему баллу экспертов) в будущей профессиональной деятельности студентов.

5) Построение совмещённой функционально-стоимостной диаграммы бизнес-процесса.

Графическое представление значимости отдельных составляющих образовательного процесса и степени их значимости для потребителей услуги позволяет наглядно отобразить диспропорции в организации и осуществлении учебного процесса в высшем учебном заведении с позиции рыночного подхода.

6) Разработка рекомендаций и мероприятий по устранению выявленных диспропорций.

На заключительном этапе функционально-стоимостного анализа качества образовательного процесса в высшем учебном заведении проводится поиск, отбор и оценка предложений по устранению узких мест в организации учебного процесса с позиции их практического применения и времени реализации, а также затрат по их устранению или сокращению [1, 3].

В настоящей работе объектом функционально-стоимостного анализа выступает образовательный процесс по направлению 080300.62 «Коммерция» в Комсомольском-на-Амуре федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее ФГБОУ ВПО «КнАГТУ»). Предмет изучения – это качество реализации отдельных элементов и образовательного процесса в целом.

В таблице 1 представлена среднегодовая стоимость выполнения основных элементов образовательного процесса и степень их потребительской значимости.

Таблица 1

Сводная таблица показателей значимости и стоимости основных составляющих образовательной услуги по направлению 080300.62 «Коммерция»

Составляющая образовательной услуги

Ранг

Баллы (среднее значение)

Затраты, р. / год

Проведение преддипломной практики, дипломного проектирования

1

21,78

1 687,50

Выполнение курсовых работ

2

19,89

14 875,00

Проведение научно-исследовательских работ

3

19,06

3 405,23

Проведение производственной практики

4

18,56

625,00

Промежуточная аттестация учащихся

5

17,67

625,00

Обеспечение современным оборудованием

6

16,28

22 493,25

Проведение лекционных занятий

7

15,89

103 125,00

Проведение практических работ и семинаров

8

15,06

20 250,00

Проведение учебной практики

9

14,28

531,25

Обеспечение аудиторным фондом

10

13,67

11 246,63

Проведение лабораторных занятий

11

13,61

134 250,00

Выполнение расчетно-графических, индивидуальных домашних заданий

12

13,61

4 250,00

Выплата денежных премий студентам

13

12,28

44 466,67

Написание контрольных работ

14

11,67

875,00

Написание тестов

15

8,83

1 375,00

Написание рефератов, эссе

16

6,50

8 750,00

Итого

-

-

372 830,53

Из таблицы 1 видно, что наиболее значимыми составляющими образовательного процесса, по мнению экспертов, практические умения и навыки, формирование у студентов направления 080300.62 «Коммерция» в процессе выполнения курсовых работ и научно-исследовательских работ, а также в ходе прохождения производственной практики и подготовки выпускной квалификационной работы. На последних местах находятся следующие элементы: написание контрольных работ, тестов, рефератов (эссе). Необходимо отметить, что формирование теоретических знаний у студентов как одна из основных составляющих учебного процесса занимает среднюю по значимости позицию в ранжированном ряду элементов образовательного процесса. При этом оценка экспертов совпадает с результатами опроса ключевых работодателей г. Комсомольска-на-Амуре по выявлению приоритетных компетенций выпускников направления 080300.62 «Коммерция», который проводился ранее. Для обеспечения достоверности результатов исследования в качестве экспертов были привлечены ведущие преподаватели факультета «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВПО «КнАГТУ» с большим стажем педагогической и научно-практической работы (18 человек).

Определение стоимости отдельных элементов образовательного процесса позволило выявить наиболее затратные с экономической точки зрения процессы – это проведение аудиторных занятий, а именно лекционных занятий и лабораторных работ (63,7 % от общей стоимости организации и осуществления образовательного процесса).

На основе данных о значимости составляющих образовательной услуги и затратах на их осуществление построена совмещенная диаграмма, представленная на рисунке 1.

Итогом проведения аналитического этапа исследования стало выявление диспропорции между значимостью некоторых составляющих образовательной услуги и ее стоимостью. В отношении основных составляющих образовательного процесса – это проведение лекционных и лабораторных занятий, затраты превышают их значимость. Поэтому эти элементы должны быть оптимизированы в первую очередь. Однако существует и противоположная ситуация, когда значимость отдельных видов работ превышает затраты на их выполнение. В этом случае оптимизация процессов не требуется, поскольку затраты на их выполнение несущественны по сравнению с информативностью.

Проведение преддипломной практики и дипломное проектирование (подготовка выпускной квалификационной работы) включает в себя в основном затраты на проверку отчетов по практике и консультации по написанию выпускной квалификационной работы. Во время всех видов практик происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по присваиваемой квалификации. Промежуточная аттестация студентов осуществляется в соответствии с учебным планом по направлению в форме экзаменов и зачетов по учебным дисциплинам и практикам. Затраты на осуществление промежуточной аттестации включают в себя заработную плату преподавателей по количеству часов, отведенных на проведение зачетов и экзаменов. Написание расчетно-графических и индивидуальных домашних заданий, как и контрольных работ, является одной из форм самостоятельной работы. Работая над ними, студент получает умения и навыки, которые будут полезными в будущем – при выполнении более сложных задач (дипломная работа, диссертация, научное исследование). Стоимость этого вида работ также складывается из количества часов, отведенных на проверку трудов студентов преподавателями. Затраты на проведение и проверку тестов по пройденному курсу (модулю) аналогичны предыдущим составляющим образовательной услуги. Однако значимость состоит в том, что перед тестированием студенты изучают дополнительную литературу, анализируют лекционные конспекты, что увеличивает объем усвоенной информации.

С целью повышения значимости лекционных занятий студентов и заинтересованности в их посещении необходимо внедрить в учебный процесс активные формы обучения. Применительно к организации лекционных занятий студентов экономических направлений наиболее актуальными являются следующие активные методы обучения: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция, лекция-дискуссия. В результате использования активных методов обучения в проведении лекционных занятий у студентов происходит не только усвоение теоретических знаний, но и развивается творческое мышление, а также познавательный и научно-исследовательский интерес к решению определённых задач и проблем в заданной предметной области обучения. Эффект от активных методов обучения усиливается за счёт мультимедийных технологий, позволяющих создавать компьютерные презентации с помощью интерактивного программного обеспечения. Мультимедийные продукты расширяют область восприятия информации студентов, а также предоставляют возможность имитации событий, проведения экспериментов и визуализации результатов исследования [2, 5, 6].

Одним из путей повышения конкурентоспособности студентов экономических направлений как будущих профессионалов в конкретной предметной области является использование в учебном процессе новых информационных технологий, что требует создания специализированных лабораторий или единой интегрированной лаборатории. Так, для проектирования лаборатории финансового моделирования и бизнес-планирования и моделирования необходимы программные продукты Prime Expert, Audit Expert и Project Expert, Business Studio 3.5-4 Enterprise. В качестве основного программного продукта для лаборатории маркетинговых исследований следует выделить программный продукт Marketing Analytic. Решение деловых ситуаций и исследовательских задач достигается через использование системы SPSS Statistics. Внедрение данных программных продуктов в учебный процесс подготовки бакалавров по экономическим направлениям позволит улучшить качество: выполнения лабораторных работ по соответствующим дисциплинам, а также подготовки курсовых работ и выпускных квалификационных работ.

В заключение следует отметить, что для обеспечения полноты и достоверности информации о значимости отдельных составляющих образовательного процесса подготовки студентов по экономическим направлениям в высшем учебном заведении необходимо провести опрос студентов. Результаты опроса студентов должны быть соотнесены с данными опроса преподавателей и потенциальных работодателей. В связи с большим объёмом информации и трудоёмкостью её сбора выявление мнений студентов является следующим этапом маркетинговых исследований.

Рецензенты:

Симоненко Н. Н., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой "Экономика и финансы" ФГОБОУ ВПО "Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет", г. Комсомольск-на-Амуре.

Осипов С. Л., доктор экономических наук, профессор кафедры "Финансы и кредит" Дальневосточного института – филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Хабаровск.


Библиографическая ссылка

Ларченко Ю.Г., Литовченко В. В. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9020 (дата обращения: 23.09.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252