Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

APPLICATION OF SOCIOLOGICAL MONITORING IN ASSESSING THE SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITIES OF UNIVERSITIES

Bykhtin O.V. 1 Sapryka V.A. 1 Yurkova O.N. 1
1 National Research University «Belgorod State University»
В статье обосновывается применение социологического мониторинга при оценке научно-исследовательской деятельности университетов. В научной статье проводится диагностика мнения профессорско-преподавательского состава, которая является основополагающей при проведении мониторинга, подтверждается данными социологического исследования, проведенного авторами в 2012–2013 годах. Социологический мониторинг дает возможность диагностировать организацию и практику научно-исследовательской деятельности не только по формальным критериям, но и с учетом критериев субъектов научно-исследовательской деятельности. Анализ понимания и мотивации, диагностика качества организации, оценка условий и возможности для самореализации являются теми факторами, которые дают возможность не только оценить, но и спрогнозировать дальнейшее развитие науки в университете. Качественная оценка научно-исследовательской деятельности университетов возможна только при использовании социологического инструментария, включенного в систему мониторинга.
The article substantiates the application of sociological monitoring in assessing the scientific and research activities of the universities. The diagnostics opinion of the facultyhave been conductingin a scientific paper, which is fundamental in the monitoring, confirmed by the data of a sociological study conducted by the authors in 2012 - 2013. Sociological monitoring enables to diagnose the organization and practice of research activities not only according to formal criteria, but also taking into account the criteria of the subjects of the research activities. Analysis of understanding and motivation, diagnostics of the organization´s quality assessment of conditions and opportunities for self-realization-these are the factors which give opportunity not only to assess, but also to predict the further development of science in the University. A qualitative evaluation of the research activities of the universities factors is possible only when using sociological instruments included in the monitoring system.
scientific potential of the University
innovation status of the University
research
sociological monitoring
monitoring

Формальное разделение науки и образования, проявившееся в прежние годы в институциональном, организационно-управленческом, правовом и финансовом обособлении этих сфер, нанесло существенный ущерб авторитету высшей школы. Развитие научного потенциала России требует повышения уровня организации и продуктивности научных исследований в высшей школе. Положение дел в большинстве российских вузов резко контрастирует с практикой ведущих стран мира, для которых характерно сосредоточение основного потенциала фундаментальной науки в университетах, где выполняются востребованные прикладные исследования и разработки. Управление научно-исследовательской деятельностью в вузе должно быть, с одной стороны, направлено на сохранение и развитие научно-образовательного потенциала, что, в частности, предполагает своевременное обновление научно-методических разработок, а с другой стороны, на укрепление кадрового потенциала, обеспечение устойчивого воспроизводства научно-педагогических кадров, то есть развитие сектора науки вузов [5].

Необходимым условием инновационного статуса вуза является интеграция науки, образования и практики, выражающаяся не в количественном факторе (число партнеров), а в эффективности совместно реализуемых комплексных проектов [4].

Для формирования необходимых условий устойчивого развития сектора науки необходимо целенаправленное проведение контроля научно-исследовательской деятельности в вузе на основе разработанных показателей оценки научно-исследовательской деятельности, позволяющих более полно исследовать её состояние [5].

Оценка состояния научно-исследовательской деятельности вуза позволяет своевременно выявлять проблемы на различных этапах функционирования, тормозящие её развитие. Научно-исследовательская деятельность является основополагающей для совершенствования образовательного процесса, повышения качества выпускаемых специалистов, научного потенциала учебного заведения [1].

На наш взгляд, организация и практика научно-исследовательской деятельности должны основываться на принципах эффективности и экономности использования денежных средств, т.е. достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного объема денежных средств, а также на принципах адресности и целевого характера материальных затрат.

В то же время оптимальное сочетание государственного заказа на научно-исследовательскую деятельности и заинтересованность бизнес-структур в научных разработках могут дать синергетический эффект для развития вузовской науки. Ориентация научных коллективов на проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции.

Интеграция в международное научно-образовательное сообщество требует от вузовской науки обладать такими характеристиками, как качество проводимых исследований, достаточного уровня интернационализации исследований, а также серьёзной ресурсной базы.

В научно-исследовательскую деятельность могут быть включены инициативные фундаментальные научные исследования; прикладные научные исследования, направленные на решение задач в сфере образования и использование результатов в образовательном процессе; прикладные научные исследований и экспериментальные разработки, заказываемые непосредственно Министерством, общественными фондами и другими вузами.

Оценка качества научно-исследовательской деятельности вуза, в самом общем виде, должна осуществляться на основе двух критериев:

  • качества проводимых НИР;
  • соответствия НИР проблемной ориентации вуза.

Для достоверного анализа научно-исследовательской деятельности необходимо формирование системы показателей, определяющих общий научный потенциал и перспективы развития вузовской науки. Так, И. В. Князева в своей работе «Проблемные вопросы организации научно-исследовательской деятельности вуза и проведения процедуры государственной аккредитации» выделяет следующие показатели, характеризующие научную деятельность вобразовательном учреждении:

  • Деятельность аспирантуры, докторантуры, повышение научной квалификации.
  • Научно-исследовательская деятельность.
  • Научно-издательская деятельность, конференции.
  • Научная деятельность, связанная с защитами диссертаций.
  • Организация НИР студентов [2].

В исследовании М. В. Ларионовой «Сравнительный анализ опыта оценки исследовательского потенциала университетов» обозначено, что при выборе показателей оценки необходимо учитывать пять основных критериев:

  • значимость – увязка с целями и задачами вуза / программы;
  • надежность – опора на последовательные и сопоставимые данные;
  • возможность проведения аудита данных – они должны быть проверяемы;
  • прозрачность – данные должны иметь однозначное толкование;
  • своевременность – данные по индикаторам должны быть доступны по графику проведения оценки [3].

На наш взгляд, показатели, характеризующие научно-исследовательскую деятельность, должны включать следующие характеристики:

  • наличие источников внешнего финансирования – государственных контрактов, грантов, хоздоговоров;
  • участие в федеральных проектах системы российского образования на основе инициативного выполнения;
  • тематика исследований, соответствующая научному потенциалу вуза;
  • участие молодых ученых в научно-исследовательской деятельности вуза с целью обеспечения обновления кадрового состава в соответствии с требованиями современного общества;
  • привлечение студентов к научной работе: работа студенческого научного общества и научных кружков, конкурсы студенческих научных работ;
  • наличие перспективного и текущего планирования научной деятельности вуза;
  • использование современных информационных технологий в управлении и организации исследовательской деятельности вуза, информационной поддержке и сопровождении научных проектов;
  • востребованность результатов научной работы – общественная оценка результатов НИД, победы в конкурсах, олимпиадах;
  • сотрудничество с органами управления образованием, общественными и научными организациями, вузами.

Получение оперативной информации, а также своевременное выявление изменений социально-экономических условий необходимо осуществлять при помощи социологических методов. Применение социологического мониторинга позволяет получить новую, актуальную и систематизированную социологическую информацию о научно-исследовательской деятельности вуза. Для анализа научно-исследовательской деятельности были использованы данные социологических опросов, проведенных в НИУ «БелГУ» [6].

В соответствии с определенными критериями и показателями для социологического мониторинга необходимо проанализировать:

  • понимание профессорско-преподавательским составом значения научно-исследовательской деятельности для развития ВУЗА и возможности для самореализации профессорско-преподавательского состава;
  • диагностика качества организации научно-исследовательской работы молодых ученых;
  • условия, созданные в университете для занятия научно-исследовательской деятельностью для студентов.

Социологический мониторинг предполагает проведение опроса профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и аспирантов, а также студентов для анализа научно-исследовательской деятельности, ее организации и практики.

Диагностика мнения профессорско-преподавательского состава, на наш взгляд, является основополагающим при проведении мониторинга, так как является научной базой для работы как преподавателей и ученых, так и аспирантов, студентов.

Более половины профессорско-преподавательским состава считают, что стратегической задачей университета является «удовлетворение потребностей корпоративных заказчиков на образовательные, научные и другие услуги и продукцию, производимые университетом» (52.40 % опрошенных). Реже среди преподавателей встречается точка зрения, что НИУ «БелГУ» должен повысить образовательные, научно-исследовательские и инновационные компетенции университета до уровня, позволяющего ему конкурировать с ведущими университетами России и Европы (26.40 %). И почти каждый пятый преподаватель полагает, что основная миссия НИУ «БелГУ» заключается в обеспечении высококвалифицированными кадрами учреждений, организаций и хозяйствующих субъектов региона. Такая динамика в приоритетах преподавателей университета представляется не совсем логичной, поскольку НИУ «БелГУ» стремится позиционировать себя не только в качестве регионального вуза, но и в роли научно-исследовательского и образовательного центра всероссийского масштаба.

Возможность самореализации в научно-исследовательской деятельности для многих преподавателей является приоритетом, что подтверждается данными социологического исследования, проведенного в 2012–2013 годах.

Диаграммы 1

Приоритеты ППС при оценке возможностей университета

Как видно из диаграммы 1, возможности самореализации в научно-исследовательской деятельности все больше влияют на имидж университета, если в 2012 году только 22,4 % ППС отмечали этот вариант ответа, то в 2013 почти половина респондентов обратила на это внимание.

Таким образом, можно сделать вывод, что научно-исследовательская деятельность является для современного университета важным показателем его развития, а самореализация профессорско-преподавательского состава побудительным мотивом в этой работе. При этом чаще всего профессорско-преподавательский состав удовлетворен возможностью реализации научных интересов (69.60 %), это связано с тем, что университетская среда в настоящее время является почти единственной площадкой для реализации научного потенциала населения региона.

В целом, развитие научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава НИУ «БелГУ» позволит университету решить следующие задачи:

  • сохранение научного потенциала университета;
  • содействие созданию саморазвивающегося университетского производственно-финансового комплекса как высокоэффективной модели современной высшей школы;
  • создание экспериментальной базы для поддержки и переподготовки специалистов в области экономики наукоемкого предпринимательства;
  • создание условий для коммерциализации прикладных исследований, доведения их результатов до товара, предлагаемого на рынке наукоемкой продукции;
  • расширение возможностей выхода на внебюджетные источники финансирования, включая венчурный капитал;
  • усиление взаимодействия с регионом путем подключения к решению проблем развития промышленности в целом;
  • развитие кооперационных связей с другими регионами России;
  • развитие международных связей при подготовке и переподготовке специалистов в области наукоемкого предпринимательства, выполнении совместных инновационных проектов;
  • защита интеллектуальной собственности на создаваемую наукоемкую продукцию и услуги;
  • выход на международный рынок наукоемкой продукции;
  • всесторонняя поддержка студенческих инициатив в области наукоемкого предпринимательства.

Таким образом, развитие университетов предполагает усиление интеграции науки, образования и производства, в этой связи актуализируется необходимость в научно-исследовательской деятельности как основного фактора. Социологический мониторинг дает возможность диагностировать организацию и практику научно-исследовательской деятельности не только по формальным критериям, но и с учетом критериев субъектов научно-исследовательской деятельности. Анализ понимания и мотивации, диагностика качества организации, оценка условий и возможности для самореализации являются теми факторами, которые дают возможность не только оценить, но и спрогнозировать дальнейшее развитие науки в университете. Качественная оценка этих факторов возможна только при использовании социологического инструментария, включенного в систему мониторинга.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания высшим учебным заведениям на 2013 год, № 6.2744.2011 «Социологический мониторинг внутриуниверситетской среды как условие обеспечения качества образовательного процесса».

Рецензенты:

Волкова Ольга Александровна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.

Шаповалова Инна Сергеевна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры управления персоналом, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.