Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF ENVY

Beskova T.V. 1
1 Institute of social education (branch) of Public Educational Institution of Higher Professional Training “Russian State Social University”
According to the author´s social-psychological concept based on the system-relational approach, envy is considered as the system of person’s relations to the various sides of objective reality (to the subjects of the superiority of Another person, the superior objects, to himself as to the subject of envy) which formation is caused by the complex influence of multi ordinal determinants. Internal determinants of envy are presented by the level of ontogenetic development of the personality and difficult configuration of multi ordinal psychological properties of the person. The article presents the results of the complex empirical research directed to the detection of features and nature of influence of individual-psychological properties (temperament and character) on the formation of envy. It is shown that there are separate individual-psychological preconditions of envy – emotional instability (lability), irritability, instability (excitability), neuroticism, low level of emotional sensitivity, increasing the probability of its formation in the presence of the complex of other internal conditions.
character
temperament
individual psychological characteristic
determinants
envy

Введение

В последние два десятилетия отмечается активизация усилий социальных психологов по изучению феноменов, отражающих этический слой личности. Причиной этому, вероятно, является кризис нравственности в современном российском обществе, наличие которого неоднократно отмечают отечественные психологи. Проблема такого неотъемлемого атрибута социального бытия человека как зависть долгое время игнорировалась отечественной психологической наукой, оставалась на периферии специального психологического исследования. Вследствие чего знания о данном феномене в большей степени базируются на обыденных, а не на научных представлениях. В настоящее время актуальность комплексного исследования зависти обусловлено, в первую очередь, осознанием на научном и общественном уровнях несомненной значимости познания ее психологической сущности, детерминант, механизмов формирования и недостаточным уровнем ее теоретической разработки в современной социальной психологии.

В отличие от существующих общепсихологических представлений о зависти как эмоциональном образовании, в рамках авторской социально-психологической концепции зависть рассматривается как система отношений (system of relations) личности к различным сторонам объективной действительности (предметам превосходства Другого, превосходящим объектам, самому себе) и определяется как социально-психологическое отношение личности к успеху (достижениям, превосходству, преимуществу) Другого, сопровождающееся комплексом негативных эмоций, осознанием своего более низкого положения, желанием прямо или косвенно нивелировать выявленное превосходство и восстановить субъективное равенство.

Научное познание психологических явлений не должно ограничиваться ответом на вопрос «Что представляет собой это явление?», а, прежде всего, подразумевает поиск ответов на принципиально иные вопросы: «Как оно формируется?» и «Чем оно вызвано?», что предполагает выявление особенностей его детерминации. Детерминация вслед за Б. Ф. Ломовым определяется нами как система причин, порождающих следствия (эффекты) и предпосылок, факторов, условий, опосредствующих звеньев, которые непосредственно не вызывают эффектов, но оказывают влияние на них, «˂...˃ ускоряя или замедляя их возникновение, усиливая или ослабляя, изменяя их в том или ином направлении» [9, с. 92].

Исходя из основных положений концепции, структура детерминант зависти включает в себя детерминанты разного типа: предпосылки (предварительные, минимально необходимые условия, создающие «почву» для действия других детерминант); факторы (универсальные обстоятельства, оказывающие существенное влияние на формирование завистливого отношения) и условия (благоприятные для формирования зависти особенности внешней и внутренней среды, определяющие специфику ее характеристик), соотношение между которыми динамично.

В структуре детерминант зависти внутренние условия представляют собой совокупность различных феноменов, включенных в данное явление и характеризующих «˂...˃ результат изменений, происходящих в личности в процессе социализации» [12, с. 72]. К ним относятся:

1) уровень онтогенетического развития личности. В отличие от существующих представлений о биологической обусловленности зависти, обоснование которой ведется в рамках эволюционного подхода (зависть к корму у высокоразвитых животных (Э. Баумгартен, В. А. Сухарев), ее необходимость для выживания (А. М. Мустафин, В. Л. Леви)); нейрофизиологического (Х. Такахаси) и психоаналитического (М. Кляйн), нами поддерживается позиция А. В. Петровского и В. С. Мухиной (В. Флай), заключающаяся в том, что зависть является «<...> чисто человеческим чувством» [3, с. 252] и «<...> коренится в социальных отношениях людей и произрастает в этих отношениях» [11, с. 174]. Иначе говоря, зависть как ситуативная реакция появляется в онтогенезе тогда, когда ребенок способен адекватно оценивать социальные отношения со сверстниками и свое реальное место в этих отношениях.

2) сложная конфигурация разнопорядковых психологических свойств человека, «вклад» которых в ее формирование возрастает от индивидуально-психологических к социально-психологическим (ценности, установки, социальные представления, убеждения личности). То есть, психологические качества, ставшие устойчивыми интегральными образованиями, сами впоследствии могут создавать благоприятные условия для формирования зависти и определять качественные особенности ее протекания. Однако необходимо понимать, что не отдельные компоненты этой структуры детерминируют зависть, а их сложные соотношения между собой.

Цель исследования. Комплексное эмпирическое исследование, представленное в настоящей статье, нацелено на выявление особенностей и характера влияния индивидуально-психологических свойств (темперамента и характера) на формирование зависти.

Методы. Исследование проходило в несколько этапов и с использованием различного пакета диагностических методик. Для определения уровня зависти и завистливости использовались авторские опросники «Методика исследования завистливости личности» [2, с. 127-141], «Проявления зависти и ее самооценка» [1, с. 48-53], а также методика К. Муздыбаева «Шкала диспозиционной завистливости» [5, с. 38-51]. Для диагностики индивидуально-психологических свойств личности применялись: а) методика диагностики темперамента Я. Стреляу [10]; б) опросник «Исследование психологической структуры темперамента» Б. Н. Смирнова [7, с. 177-181]; в) 16 PF - опросник Р. Б. Кеттелла (анализировались факторы, имеющие предположительно генетическую природу) [4]; г) многофакторный личностный опросник FPI (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел) [8, с. 259-266]; д) характерологический опросник К. Леонгарда [7, с. 198-207]. Обработка результатов осуществлялась с помощью метода корреляционного анализа.

Общая выборка исследования составила 826 человек и включала в себя на разных этапах четыре группы респондентов: 1) 100 человек (45 % мужчин и 55 % женщин от 18 до 30 лет (Мх=22)); 2) 240 человек (55% мужчин, 45 % женщин от 15 до 64 лет (Мх=27,48)); 3) 65 человек (32,3 % мужчин, 67,7 % женщин от 17 до 64 лет (Мх=22,63)); 4) 421 человек (46,1 % мужчин, 53,9 % женщин от 18 до 55 лет (Мх=29,31)).

Результаты и обсуждение

Эмпирическое исследование индивидуально-психологических детерминант зависти на первом этапе включало в себя изучение взаимосвязей завистливости личности со свойствами темперамента. Большинство исследователей признает, что такая характеристика человека как темперамент является биологической подструктурой личности, в которой доминирует наследственный фактор [10]. Темперамент связан со многими свойствами организма (морфологическими, физиологическими, биохимическими), но при ведущем влиянии свойств нервной системы, составляющих его основу и механизм. Нейродинамические свойства темперамента, характеризующие функционирование нервной системы человека, включают в себя силу, уравновешенность, подвижность и динамичность нервной системы. На основе нейродинамических формируются психодинамические свойства темперамента, предопределяющие динамику психической деятельности. Отметим, что анализ значительного количества работ, в которых, так или иначе, затрагивается проблема зависти, позволил выявить лишь единственное упоминание о ее взаимосвязи с темпераментом, принадлежащее Ю. В. Щербатых и имеющее исключительно умозрительный характер: «<...> флегматики завидуют не так сильно, как холерики» [13].

Результаты корреляционного анализа завистливости личности с нейродинамическими и психодинамическими свойствами темперамента представлены в таблице 1.

Таблица 1. Матрица корреляций нейродинамических и психодинамических свойств темперамента с завистливостью личности (n=100)

Нейродинамические и психодинамические свойства темперамента

Зависть-неприязнь

Зависть-уныние

Завистливость

Сила процессов возбуждения (НД)

-0,112

-0,086

-0,083

Сила процессов торможения (НД)

0,142

0,061

0,112

Подвижность нервных процессов (НД)

0,117

0,062

0,189

Экстраверсия - интроверсия (ПД)

-0,137

0,054

-0,038

Ригидность - пластичность (ПД)

0,002

0,219

0,162

Эмоциональная возбудимость - уравновешенность (ПД)

0,113

0,024

0,039

Быстрота реакций - медлительность реакции (ПД)

0,109

0,049

0,055

Активность - пассивность (ПД)

0,179

-0,017

0,146

Таким образом, между свойствами темперамента и завистливостью личности не выявлено ни одной статистически значимой корреляции, что позволяет говорить о том, что нейродинамические и психодинамические свойства человека не оказывают влияния на формирование у него зависти.

На втором этапе нами был проведен корреляционный анализ завистливости с показателями отдельных факторов опросника Р. Б. Кеттелла, которые, как указывает А. Н. Капустина [4], имеют генетическую природу:

- фактор С «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность» («В целом фактор имеет генетическое происхождение и направлен на измерение эмоциональной стабильности; он в большей степени соотносится с понятиями слабой и сильной нервной системы (по И. П. Павлову)» [4, с. 16]);

- фактор Н «робость - смелость» («<...> этот фактор имеет генетическое происхождение и отражает активность организма и особенности темперамента» [4, с. 19]);

- фактор I «жестокость - чувствительность» («Кеттелл определяет данную черту личности как «запрограммированную эмоциональную чувствительность», подчеркивая тем самым прерогативу генетического происхождения этого свойства личности» [4, с. 20]).

Результаты корреляционного анализа завистливости с вышеперечисленными факторами представлены в таблице 2.

Таблица 2. Матрица корреляций шкал МИЗЛ и факторов методики Кеттелла, имеющих генетическое происхождение (n=240)

Факторы

Шкалы МИЗЛ

Интегративный показатель завистливости

Зависть-неприязнь

Зависть-уныние

C

-0,146*

-0,100

-0,140*

H

-0,121

-0,102

-0,124

I

-0,183**

-0,059

-0,142*

Примечание: где * - уровень значимости 0,05, ** - 0,01.

Анализ корреляционной матрицы показывает, что завистливость на статистически значимом уровне связана с факторами «С» (эмоциональная нестабильность / стабильность) и «I» (жестокость / чувствительность). Причем определяющее значение на значимость данных связей оказывают показатели зависти-неприязни, а не зависти-уныния. Отрицательные значения корреляций свидетельствует о том, что субъекта зависти характеризует:

- высокий уровень эмоциональной неустойчивости, раздражительности, импульсивности, низкая толерантность по отношению к фрустрациям, частая смена настроения;

- низкий уровень эмоциональной чувствительности (сенситивности), черствости и жестокости по отношению к окружающим.

Третий этап исследования включал в себя анализ корреляций завистливости и индивидуально-психологических свойств, диагностируемых отдельными шкалами методики FPI (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел) (табл. 3).

Таблица 3. Корреляция завистливости с показателями шкал методики FPI (n=65)

Шкалы методики FPI

Диспозиционная завистливость (шкала К. Муздыбаева)

невротичность

0,451***

спонтанная агрессивность

0,314**

депрессивность

0,435***

раздражительность

0,506***

уравновешенность

0,113

реактивная агрессивность

0,215

экстраверсия / интроверсия

0,168

эмоциональная лабильность

0,437***

Примечание: где * - уровень значимости 0,05, ** - 0,01, *** - 0,001.

Высокий уровень статистической значимости связей завистливости с раздражительностью и эмоциональной лабильностью, является подтверждением выявленной ранее корреляции с фактором «С» методики Кеттелла и дополнительно свидетельствуют о высоком уровне эмоциональной неустойчивости, раздражительности, повышенной возбудимости и недостаточной эмоциональной саморегуляции субъекта зависти. Кроме того, субъекту зависти свойственен высокий уровень невротизации личности, сопровождающийся психосоматическими нарушениями, а также наличие признаков депрессии. Особого внимания на себя обращает факт наличия корреляции завистливости со спонтанной агрессивностью и ее отсутствие с реактивной, что свидетельствует о том, что для субъекта зависти характерна психопатизация интротенсивного типа, создающая предпосылки импульсивного поведения, а не экстратенсивного, характеризующая агрессивное отношение к социальному окружению и выраженное стремлением к доминированию.

Исследование характерологических особенностей субъекта зависти (четвертый этап) включало в себя анализ взаимосвязей склонности к зависти с акцентуированными чертами характера (табл. 4).

Таблица 4. Взаимосвязи склонности к зависти и акцентуаций характера (n=421)

Типы акцентуированных характеров

Коэффициенты корреляции с интегративным показателем зависти

Гипертимный

-0,102*

Застревающий (ригидный)

-0,007

Эмотивный

0,005

Педантичный

0,070

Тревожный

0,057

Циклотимный

0,077

Демонстративный

-0,038

Неуравновешенный (возбудимый)

0,105*

Дистимный

0,083

Экзальтированный

0,004

Таким образом, выявлено два типа характера, имеющие статистически значимые взаимосвязи с интегративным показателем зависти - гипертимный и неуравновешенный (возбудимый), причем эти связи имеют противоположную направленность (для гипертимного типа - отрицательная, для неуравновешенного - положительная). Иначе говоря, чем выше показатели гипертимности, тем меньше у человека склонность к зависти, и напротив, чем выше показатели неуравновешенности, тем больше выражена данная склонность.

Что касается субъектов с выраженной гипертимностью, то свойственные им активность, оптимизм, энергичность, жажда деятельности и инициативность, возможно, не оставляют им времени для того, чтобы бесконечно сравнивать себя с другими и приходить в уныние, если результат этого сравнения не в их пользу. В случае же неуравновешенной (возбудимой) акцентуации, истоками зависти, вероятно, являются коррелирующие в массовом сознании с завистливостью такие свойства данного типа характера как раздражительность, агрессивность, упрямство, самолюбие, обидчивость. Помимо этого характерная для него чрезмерная сила влечения и неудержимость в их удовлетворении, также могут являться предпосылками зависти.

Выводы

Подводя итоги эмпирического исследования индивидуально-психологических свойств субъекта зависти, выделим главные из них. К ним относятся эмоциональная неустойчивость (лабильность), раздражительность, импульсивность, невротичность, неуравновешенность (возбудимость) и низкий уровень эмоциональной чувствительности (сенситивности). Несмотря на то, что перечисленные образования «<...> ближе других находятся к физиологическим процессам организма» [6, с. 47], стоит отказаться от соблазна «<...> трактовать их генетическую зависимость прямолинейно и неукоснительно, без должного внимания к саморегулирующей субъектной активности человека» [6, с. 47]. Можно лишь предположить, что существуют некоторые индивидуально-психологические предпосылки зависти, увеличивающие вероятность ее формирования при наличии других условий, отражающих внутреннюю и внешнюю среду человека.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки РФ, проект 14.B37.21.1009.

Рецензенты:

Шамионов Р.М., д.псих.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», г. Саратов.

Григорьева М.В., д.псих.н., доцент, профессор кафедры психологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», г. Саратов.