Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Казакова С.В.

Современная педагогика музыкального образования обладает широким потенциалом музыкального развития и воспитания школьников. Однако становление музыкальной культуры учащихся невозможно без формирования их аудиальной культуры.

Решение задачи по формированию аудиальной культуры школьников вызывает острую потребность в подготовке специалистов высокой квалификации. Знание закономерностей аудиального развития детей и умение организовать учебный процесс так, чтобы ребенок научился слушать, слышать и понимать окружающий мир и себя в этом мире, чтобы взаимодействие ребенка с музыкой состоялось на более высоком уровне, являются важнейшими показателями профессионального мастерства.

Компетентность любого педагога во многом зависит от качества его теоретической и практической подготовки.

Теоретическая часть подготовки будущих учителей музыки к формированию аудиальной культуры школьников должна включать, на наш взгляд, следующие компоненты:

- знакомство с предпосылками возникновения аудиальной культуры как педагогической категории;

- обоснование трактовки данного понятия;

- выявление структуры и содержания данного педагогического явления: основных компонентов (интеллектуальный, эмоциональный, ценностный); сущностных характеристик-критериев (степень владения мыслительными операциями, эмоциональная отзывчивость, ценностное отношение к звуковой сфере окружающего мира); функций аудиальной культуры (адаптационная, коммуникативная, информационная, знаково-семиотическая, социализирующая, преобразующая, трансляционная, человекотворческая);

- соотнесение таких понятий как «культура», «аудиальная культура», «художественная культура», «музыкальная культура», определение место аудиальной культуры в системе общей культуры личности;

- выявление взаимосвязи понятий: 1) аудиальное развитие, которое представляет собой способность человека принимать и перерабатывать звуковые сигналы из внешней среды, а также адекватно реагировать на них; 2) звуковая среда, которая трактуется как целостное аудиальное поле, окружающее индивидуума и определенным образом воспринимаемое и интерпретируемое им; 3) аудиальная культура.

Главным в теоретической подготовке будущего учителя музыки является знакомство с основными направлениями погружения учащихся в звуковую среду: 1) «ближнюю» - звуковая среда дома, природы, сельской местности, города; 2) «дальнюю» - звуковая среда морей и океанов, звуковая среда космоса; 3) «фантастическую» - звуки мифов, легенд и сказок; 4) звуки, с помощью которых можно передать внутреннее состояние человека, его чувства и мысли.

Важную роль в профессиональном становлении студентов играет их методическая подготовка. К наиболее эффективным методам, направленных на аудиальное развитие детей, формирование их аудиальной культуры, можно отнести следующие: 1) метод музыкального обобщения, размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский); 2) метод установления ассоциативных связей между музыкальными и зрительными образами; 3) метод слуховой наглядности (Л.В. Горюнова); 4) метод пластического моделирования (А.А. Пиличяускас); 5) метод создания художественного контекста (Д.Б. Кабалевский); 6) метод музыкальной импровизации (Н.А.Ветлугина, Г.С.Ригина); 7) метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В.Школяр); 8) метод сопереживания (Н.А. Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев); 9) методы мелодического, ритмического, тембрового, вербального, пластического, графического фантазирования (А.Ф. Лобова) и др.

Практическая часть подготовки будущих специалистов включает анализ содержания современных программ и методик по музыке, с позиции возможностей каждой из них в формировании аудиальной культуры школьников.

Помимо этого, в процессе практической подготовки, будущие педагоги должны научиться составлять конспекты уроков с использованием методов аудиального развития учащихся, разрабатывать творческие задания, направленные на формирование аудиальной культуры школьников, освоить методы диагностики аудиальной культуры учеников и способы контроля за ее динамикой в условиях урока музыки.

Итак, развивать аудиальную культуру школьников возможно лишь при условии целенаправленной, систематической и планомерной работы со стороны учителя музыки. Научить будущих педагогов тонкостям аудиального развития ребенка - главная задача высшего профессионального образования.