Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN TECHNOLOGIES OF PREPARATION OF WORKING PROFESSIONALS IN THE PROFESSIONAL -PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

Kruzhkova T. I. 1 Lazutina T. V. 1
1 The Branch of the Russian State University of Professional Education (Pervouralsk town)
The article is devoted to the problem of the analysis of the development of new educational technology program, the purpose of which is to prepare a professional and pedagogical high school workers with higher education in accordance with the requirements of the state and society. In the article there are basic requirements for the development of educational training programs of the industrial potential of the country – bachelors, the workers of the new generation, who handled in learning modern technology. Attention is paid to the use of modern teaching technology required to implement the new curriculum. Analyzed the main activities aimed at developing new educational programs, including: the definition of social value orientations in the training of the university workers with higher education, corporate culture, and others.
bachelor
worker with higher education
industrial potential.

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции производителей предъявляются высокие требования к рабочей силе, включающие в себя активное участие в развитии производства на каждом рабочем месте, обеспечение высокого качества выпускаемой продукции, сдерживание роста ее себестоимости, за счет совершенствования методов управления производством, обновления оборудования и снижения затрат. В связи с этим необходимо постоянно повышать уровень образования рабочих, что ставит на повестку дня вопрос о разработке новых образовательных стандартов, целью которых является подготовка рабочих с высшим образованием, имеющим высокие творческие возможности.

По мнению академика Г. М. Романцева, подготовка рабочих с высшим образованием должна включать в себя 2 ступени. Впервые обращаясь к проблеме подготовки рабочих кадров с высшим образованием в работе «Теоретические основы высшего рабочего образования», Г. М. Романцев четко прописывает содержательную часть нового образовательного стандарта, цели подготовки рабочих кадров в постиндустриальном обществе, сферы деятельности выпускников первой и второй ступеней.

В то же время реформа высшего образования на современном этапе потребовала внесения серьезных корректив в предложенный образовательный стандарт. Согласно образовательным стандартам третьего поколения необходимо подготовить бакалавров за 4 года обучения, вместо прежнего пятилетнего срока обучения. При этом ликвидирована в стране система начального профессионального образования, и абитуриенты, решившие получить высшее рабочее образование, не имеют навыков рабочей профессии.

При этом на современном этапе основной целью высшего профессионального образования в России является развитие творчески активной, социально адаптированной конкурентоспособной личности. Высокие требования, предъявляемые к бакалаврам на рынке труда, определяются не только оценкой качества знаний, но и способностью работать в новых экономических условиях, на современном оборудовании. Поэтому выпускник, получивший высшее рабочее образование и способный работать в условиях повышенной конкуренции, должен отвечать следующим критериям:

  • обладать высокой квалификацией по выбранной им рабочей профессии;
  • быть эрудированной личностью;
  • иметь хорошие коммуникативные и организаторские способности.

Воспитание этих качеств достигается в процессе теоретического обучения по утвержденному учебному плану, на практических занятиях по специальным дисциплинам и особенно во время производственного обучения. В процессе производственного обучения студенты изучают современные технологии, разрабатывают научно-техническую документацию, обучаются правилам самоконтроля и взаимоконтроля.

Постепенно совершенствуя свое мастерство, накапливая знания, студенты, получающие высшее рабочее образование, становятся способны не только решать стандартные задачи, но и искать нестандартный подход в решении сложных производственных задач.

Подготовка рабочих с высшим образованием является одним из инновационных процессов в системе высшего образования. Развитие этого направления зависит, во-первых, от социального заказа, определяемого российским обществом в настоящее время, во-вторых, от объективных условий развития производства, в-третьих, от готовности производственных коллективов воспринять и выполнить этот социальный заказ. Без объективных предпосылок и реальных возможностей программа подготовки рабочих с высшим образованием в нашем обществе обречена на неудачу.

Инновационные процессы в системе подготовки рабочих с высшим образованием включают в себя:

  • подготовку новых учебных планов и программ;
  • разработку новых методик, технологий, форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса;
  • нововведений в организационную структуру высшего учебного заведения и др.

Все вышесказанное требует разработки новой образовательной программы, целью которой является подготовка рабочих с высшим образованием, которая должна способствовать не только овладению определенной профессией, высоким уровнем квалификации, но и формированию культуры профессиональной деятельности. Это позволит сформировать творчески активную, социально адаптированную конкурентоспособную личность. В результате разработки и внедрения в практику новой образовательной программы будут созданы инвариантные условия для максимального развития человека труда, обладающего широким кругозором, профессиональными знаниями, высокими морально-этическими нормами. Не случайно сегодня в правительстве уделяется большое внимание промышленному потенциалу страны, который во многом зависит от человека труда, рабочего нового поколения, имеющего высшее профессиональное образование.

Подготовка рабочих с высшим образованием невозможна на современном этапе без «обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства».

Сегодня все больше осознается необходимость подготовки рабочих с высшим образованием, способных к функционированию в новых социально-экономических условиях, самостоятельному и эффективному решению проблем в области профессиональной деятельности, готовых к самосовершенствованию и позитивному взаимодействию с коллегами. В связи с реализацией федеральных образовательных программ третьего поколения важную роль в повышении качества подготовки рабочих с высшим образованием (бакалавриат) является формирование новых педагогических условий, необходимых для воспитания профессиональной деятельности будущих рабочих с высшим образованием, важнейшим из которых является гармоничное сочетание общей культуры личности и культуры трудовой деятельности.

Говоря о применении современных образовательных технологий в подготовке рабочих постиндустриального общества, необходимо учитывать, что профессиональное обучение - это производство, прежде всего, человека как человека, а не как роботоподобного существа, автоматически выполняющего набор профессиональных функций. К любому такому выбору нужна еще, по мнению П. Н. Новикова, «прибавка» от себя: какая-то частица Вашего личного представления о том, как его легче выполнить» [2, 418].

В целях организации подготовки человека труда нового поколения - рабочих с высшим образованием, необходимо разработать программу, нацеленную на воспитание в вузе культуры профессиональной деятельности. Программа должна включать в себя, с одной стороны, создание условий для обеспечения высокого качества подготовки рабочих кадров, способных работать на современном оборудовании, с использованием информационных технологий, с другой - активизации творческой, общественной, исследовательской работы студентов.

На наш взгляд, программа должна включать в себя цель, задачи и основные направления воспитания культуры профессиональной деятельности рабочих.

Цель программы: разработать педагогические условия, необходимые для подготовки рабочих с высшим образованием, с учетом имеющегося опыта и традиций высшей школы.

Основные направления программы включают в себя:

1) Разработку оценки эффективности воспитания культуры профессиональной деятельности нового поколения рабочих с высшим образованием. Воспитание культуры профессиональной деятельности является инновационным процессом, находящимся под влиянием ряда факторов:

  • научно-методическая обеспеченность учебного процесса подготовки рабочих с высшим образованием, разработанность основных теоретических положений по экспериментальной подготовке новых рабочих кадров. Учебные планы должны быть согласованы с потребностями регионального и российского рынков труда;
  • материально-техническое обеспечение организационного процесса и, прежде всего, проведение на базе промышленных предприятий производственной практики, с последующим закреплением выпускников;
  • кадровое обеспечение учебного процесса - высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, привлечение к преподавательской деятельности специалистов предприятий;
  • увлеченность будущей профессией студентов, желание самореализоваться как профессионалам;
  • овладение навыками будущей рабочей профессии;
  • повышение уровня интеллектуального развития и др.

Разрабатывая оценку эффективности воспитания культуры профессиональной деятельности рабочих с высшим образованием, необходимо использовать такие методы, как тестирование, рейтинговые системы подготовки студентов, самооценку и т. д.

2) Определение социально-ценностных ориентиров в системе подготовки в вузе рабочих с высшим образованием, позволяющих молодым бакалаврам принимать необходимые самостоятельные решения в условиях производства, ставить реальные цели и находить пути их реализации. Одним из важнейших условий социально-ценностных ориентиров будущего рабочего с высшим образованием является развитие нравственно-этической компетентности, позволяющей выпускнику профессионально-педагогического вуза качественно выполнять свои обязанности.

3) Расширение использования информационных технологий в формировании культуры профессиональной деятельности рабочих с высшим образованием. Информатизация образовательного процесса подготовки бакалавров профессионального обучения для работы на современных промышленных предприятиях способствует формированию стереотипов информационного поведения, позволяет выбирать приоритетные источники информации и современные способы информационного обмена. Информационно-компьютерная подготовка рабочих с высшим образованием должна стать важной составной частью производственной деятельности и включать в себя тесное взаимодействие двух сторон: информационных технологий и компьютерных средств.

В программе по данному направлению необходимо учитывать, что качественно новая подготовка в высшем профессиональном образовании - рабочих с высшим образованием, в условиях глобализации объясняется следующими факторами:

во-первых, цивилизационные процессы конца ХХ - начала XXI века потребовали от государств использования новых технологий, приобретения знаний, навыков, умений, соответствующих требованиям современного информационного общества;

во-вторых, современные студенты отдают предпочтение электронным носителям информации в ходе подготовки к учебным занятиям, дискуссиям, научно-практическим конференциям;

в-третьих, компьютерные технологии позволяют преподавателям высшей школы при постоянном сокращении аудиторной нагрузки изложить на лекциях необходимый объем материала по изученной дисциплине.

Таким образом, информационная подготовка рабочих с высшим образованием должна включать в себя не только обучение пользованию компьютером, но и способность найти необходимый материал, извлечь из него и обработать необходимую информацию.

Данное направление в программе подготовки рабочих с высшим образованием должно включать в себя:

  • постоянное обновление компьютерных аудиторий;
  • создание мультимедийных центров по циклам дисциплин;
  • открытие центров по прохождению производственной практики на промышленных предприятиях региона;
  • постоянное повышение компьютерных знаний профессорско-преподавательского коллектива.

Информационным технологиям отводится большая роль и в формировании компетентности рабочих с высшим образованием, так как они позволяют получить полноценные знания не только на лекциях и практических занятиях, но и в режиме реального времени "on line". Поэтому необходимо для реализации этого направления программы разработать электронные учебные пособия, включающие в себя задания для самостоятельной работы студентов, тесты, глоссарий, дополнительные информационные материалы и т. д.

Компьютерные технологии позволяют в качестве средств оценки эффективности знаний, полученных будущими рабочими с высшим образованием, использовать опрос в режиме конференций, тестирование и др.

4) Еще одним важным направлением в разработке программы подготовки рабочих с высшим образованием должно стать формирование корпоративной культуры, которая включает в себя:

  • овладение специальными знаниями, умениями, трудовыми навыками, необходимыми для будущей профессиональной деятельности;
  • формирование у студентов высоких нравственных и этических качеств;
  • развитие индивидуальных способностей студентов в выбранной профессии.

В целях повышения качества подготовки рабочих с высшим образованием в педагогическом коллективе должен быть создан благоприятный психологический климат, реализация которого возможна при условиях:

  • демократизации управления;
  • подборе и расстановке кадров в соответствии с их способностями;
  • постоянного стимулирования творческой, научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов и др.

Корпоративная культура формируется в результате деятельности различных студенческих организаций - студенческих советов, научных обществ, строительных студенческих отрядов и т. д. Эти организации позволяют молодежи реализовать свои творческие способности, постоянно совершенствоваться в профессиональном отношении, чтобы в дальнейшем стать конкурентоспособными на рынке труда. Для подготовки рабочих с высшим образованием следует возрождать традиции стройотрядов, способствующих совершенствованию навыков управленческой и организаторской деятельности, знакомству с производственными коллективами, выявлению индивидуальных способностей.

5) Немаловажное значение в разработке программы подготовки рабочих с высшим образованием имеет формирование и развитие системы социального партнерства, целью которой является удовлетворение потребностей работодателей. Необходимо развивать договорные отношения с предприятиями, в которых учитываются двухсторонние интересы (вуз-завод). Заинтересованность предприятия в подготовке рабочих с высшим образованием позволит совершенствовать материально-техническую базу профессионально-педагогических университетов, шире использовать новые методы обучения путем совместного открытия интерактивных учебных классов, позволяющих полностью имитировать различные производственные операции.

Таким образом, разработка и реализация программы подготовки рабочих с высшим образованием позволит выпускникам решить проблему трудоустройства, а российской промышленности получить молодое поколение высококвалифицированных рабочих кадров.

Рецензенты:

Воронин Б. А., д-р юрид. наук, профессор, проректор по научной работе Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский аграрный университет», г. Екатеринбург.

Хаматнуров Ф. Т., д-р пед. наук, профессор, директор НОЦ инноваций в образовании Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург.