Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN AGROCHOOL IN TERMS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Fedorov G.M. 1
1 FGBNU "Scientific-Research Institute of National Schools of the Republic of Sakha (Yakutia)"
The author considers the organization of educational activities in agrochools х located in the places of traditional residence and economic activities of indigenous peoples of the Republic Sakha (Yakutia) in the context of Federal state educational standard (hereinafter GEF) General education. As one of the important means of implementing the GEF in the organization of educational activities designed UMK «Traditional economy» for agrochools on extracurricular and lesson activities. Reveals the scientific-theoretical principles, principles UMK «Traditional economy»: the principle of operation, variability, psychological compatibility, creativity, prirodosoobraznosti. The article describes the specificity and the content of the UMK, integrating scientific, agricultural, social, environmental propaedeutical knowledge taking into consideration the climatic, socio-cultural peculiarities of the region, spiritual-moral values, which are based on involuntary mental processes of children, i.e. those that do not require large internal efforts against children, that is involuntarily involved in activities. In addition, described the feature CTP, which is organized with joint cooperation of children and adult in the family, at school and in society with the use of different forms, methods and ways of activity, connected with cattle breeding, horse breeding, fishing, hunting, reindeer herding, farming, forming a personality, transdisciplinarity and substantive results of operations.
regional and ethno-cultural identity.
spiritual and moral values
substantive results
meta
personality
taskmgr activities
after-hour activity
the educational-methodical set
federal state educational standard
agrochool
indigenous peoples
traditional economy
The organization of educational activity

Введение

Угроза исчезновения традиционных видов хозяйственной деятельности, нарушение экологических параметров среды проживания для коренных народов Республики Саха (Якутии) (далее - РС (Я)) - саха, эвенов, эвенков, долган, юкагиров и чукчи является острейшей и жизненно важной проблемой в современных условиях социокультурной модернизации общества, в особенности в области образования. Поэтому необходим пересмотр нового содержания и технологии в организации образовательной деятельности в школе, вне школы и в повседневной практической жизни с учетом уклада жизни, традиционного хозяйства коренных народов РС (Я).

Традиционное хозяйство рассматривается как исходящее из опыта, накопленного на протяжении веков и обусловленного особенностями хозяйственной культурной деятельности, окружающей среды, и является потенциальным источником обогащения коренных народов.

Опыт обучения, воспитания и развития детей коренных народов связан с хозяйственной деятельностью: оленеводством, охотой, рыболовством, уходом за домашними животными. Это всегда требовало особого подхода к этой проблеме, так как традиции, обычаи, обряды, привычки определяются в соответствии с природными и климатическими условиями, укладом жизни, традиционными знаниями, хозяйственной культурной деятельностью.

В связи с этим актуализируется задача - передать подрастающему поколению знания, связанные с ближайшей окружающей средой, укладом жизни, традиционным хозяйствованием коренных народов РС (Я).

Цель исследования: на основании комплексного исследования разработать и апробировать модели организации образовательной деятельности в агрошколах, расположенных в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях реализации ФГОС общего образования.

В настоящее время в нашей стране введен ФГОС общего образования. В основе ФГОС начального общего образования лежит культурно-исторический, системно-деятельностный подход, основанный на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. Новый образовательный стандарт предполагает ориентацию на результаты образования, развитие личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий, познания основных элементов научного знания методологического, системообразующего [10, с. 3] и мировоззренческого характера, построение современного национального воспитательного идеала [4].

При внедрении ФГОС общего образования проанализированы те изменения, которые происходили и происходят в области образования. ФГОС призван обеспечить совершенствование всей системы образования, переход от «знаниевой» парадигмы к «деятельностному» процессу обучения и воспитания.

Происходит существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями современного мира, страны, региона; особое внимание уделяется практической, исследовательской и проектной деятельности, активному применению знаний и умений в повседневной жизни.

В связи с этим были исследованы особенности организации образовательной деятельности в общеобразовательных школах разного типа и вида: кочевой, малокомплектной и агрошколы. Изучены различные подходы организации образовательной деятельности, направленные на изменение организации урочной и внеурочной деятельности учащихся, нередко до сих пор получающих большинство знаний «в готовом виде» - посредством сообщений учителя.

В этой связи рассмотрено с разных позиций совершенствование организации образовательной деятельности учащихся общеобразовательной школы, в особенности начального ее этапа.

Анализ работ прогрессивных представителей психолого-педагогической науки (А. Дистервег, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М.Н. Скаткин) позволил наметить основные ориентиры научно обоснованной организации образовательной деятельности, воспитания, обучения человека-труженика, особенности в агрошколах, кочевых, малокомплектных школах, расположенных в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов РС (Я).

Учитывая идеи классиков педагогики и психологии, а также взгляды ученых-методистов, мы определили основные компоненты научно-методологической основы организации образовательной деятельности в агрошколах, кочевых, малокомплектных школах, расположенных в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов РС (Я), для качественного обеспечения их учебно-методическими ресурсами нового поколения.

При этом учитывались:

  • структурные элементы учебной деятельности - потребность, мотивы, цель, действия, операции;
  • возрастные психофизиологические особенности младших школьников коренных народов РС (Я), в частности преобладание эмоциональных процессов в обучении, воспитании и развитии ребенка, высокая познавательная активность, активное усвоение норм и правил поведения в природе и обществе;
  • этнопедагогические особенности воспитания, природные условия конкретного региона;
  • современные тенденции развития современного образования учащихся.

Данные подходы и имеющиеся научные заделы по разработке и реализации УМК «Мир и мой родной край» для первой ступени школ республики, УМК «Окружающий мир» и УМК «Умение жить на Севере» для кочевых образовательных учреждений и школ Севера РС (Я) послужили основанием для разработки УМК «Традиционное хозяйство» по организации образовательной деятельности в агрошколах.

В связи с этим в 2011 году в целях организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в ФГБНУ «Института национальных РС (Я)» на базе МБОУ Хоробутской средней общеобразовательной школы (ХСОШ) имени Дмитрия Тааса Мегино-Кангаласского улуса создана стажировочная площадка по разработке УМК для агрошкол РС (Я).

На базе стажировочной площадки авторский коллектив под руководством Г.М. Федорова и учителя начальных классов Хоробутской СОШ имени Д. Таас Мегино-Кангаласского улуса для агрошкол РС (Я) разработали УМК «Традиционное хозяйство» («Торут дьарык») для 1-4 классов по урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Научно-теоретической основой УМК «Традиционное хозяйство» являются научно-теоретические положения и концептуальные подходы Л.С. Выготского [1], А.Н. Леонтьева [5], Д.Б. Эльконина [11], В.В. Давыдова [3], П.Я. Гальперина [2], диссертационные исследования Г.М. Федорова [8], Р.С. Никитиной [6] и научно-методологические подходы региональных УМК по предмету «Тулалыыр эйгэ» для якутских и кочевых школ Республики Саха (Якутия), организация образовательной деятельности в агрошколах Республики Саха (Якутия) в условиях введения ФГОС общего образования [9, с. 24-27].

Принципами УМК «Традиционное хозяйство» являются:

  • принцип деятельности - предполагает, что ученик активно усваивает определенные компетенции, т.е. личностные, метапредметные и предметные результаты деятельности в процессе собственной деятельности или направляющей деятельности учителя или взрослого (родителя, наставника);
  • принцип вариативности - воспитание учащихся, способных самостоятельно выбрать и отстаивать свою позицию;
  • принцип психологической совместимости - создание в группе, коллективе идей педагогики сотрудничества, доброжелательного отношения к учащимся, развитие общения;
  • принцип творчества - приобретение собственного опыта в процессе урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, практической реализации проектов, созданных детьми;
  • принцип природосообразности, т.е. максимального сближения жизнедеятельности ребенка с природой, которая базируется на укладе жизни, хозяйственной деятельности, самобытной культуре, традициях, духовно-нравственных ценностях своего народа, «на использовании знаний и опыта обучающихся и учителей» [7, с. 30].

Спецификой УМК «Традиционное хозяйство» является то, что обучение происходит в естественных жизненных условиях, в процессе деятельности и традиционного уклада жизни, когда ребенок непроизвольно приобщается к среде обитания, к введению традиционного хозяйства, к связи труда, быта, традиций и ценностей населения. И через них младший школьник познает ближайшее социоприродное окружение, начиная со своего алааса, стойбища, села, поселка, района, республики, страны.

Содержание УМК «Традиционное хозяйство» интегрирует естественно-научные, сельскохозяйственные, обществоведческие, экологические, пропедевтические знания с учетом природно-климатических, социокультурных особенностей региона, духовно-нравственных ценностей, которые базируются на непроизвольных психических процессах у младших школьников, то есть на тех процессах, которые не требуют больших внутренних усилий от детей - они как бы непроизвольно вовлекаются в деятельность.

Особенностью УМК «Традиционное хозяйство» является деятельность, которая организуется при совместном взаимодействии детей и взрослого в семье, в школе и в социуме с применением различных форм, методов и способов деятельности, связанной с разведением крупного рогатого скота, коневодством, рыболовством, охотой, оленеводством, земледелием, что обеспечивает формирование определенных личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности.

УМК может использоваться как в урочной, внеурочной, так и внешкольной деятельности, так как методика преподавания направлена на самого ученика, на его творческий мир, обеспечивающий потребности, интересы, увлечения. Главное, что младший школьник самостоятельно делает выбор, свободно проявляет волю, раскрывается как личность.

Реализация содержания предлагаемой УМК обеспечивается разнообразными методами воспитания, социализации и обучения: игровой, практической, исследовательской, проектной деятельностью, наблюдением за объектами живой и неживой природы и трудовой деятельностью взрослого человека.

Освоение традиционного хозяйства происходит в процессе проведения совместного проекта, через взаимодействие детей и взрослого в семье. В ходе совместных действий со взрослыми младшие школьники учатся ездить на лошади и на олене, использовать лошадиные, оленьи упряжные и вьючные сбруи, оснастку (седло лошади - передняя лука - ыныыр илин сирэйэ, крючок на передней луке седла - ыныыр хонсуоччута, задняя лука - ыныыр кэлин сирэйэ, веревка на задней луке седла - торгу, подпруга - холун, застежка подпруги - холун тыла), определять лошадей и оленей по возрасту и масти и др. А также проводятся совместные наблюдения за повадками зверей и птиц, маршруты пастбищных угодий, дети учатся пасти коров, лошадей, оленей, определять виды рыболовных снастей (морда с редкими ячеями (караси) и частыми ячеями (гольян)), делать рыболовный сак, делать петли, определять съедобные и несъедобные ягоды, грибы. Таким образом, ребенок приобретает новые жизненные ценности и социальный опыт, который составляет целый пласт ведения традиционного хозяйства коренных народов РС (Я) и формирует трудовые умения, необходимые в разведении крупного рогатого скота, коневодстве, оленеводстве, охоте, рыболовстве, земледелии, дает возможность превратить урочную и внеурочную деятельность в полноценное пространство социализации детей, где происходит диалог между детьми со сверстниками, взрослыми, который учит их взаимовыручке, взаимопониманию, взаимообогащению, толерантности, необходимости помогать и участвовать в ведении традиционного хозяйства.

УМК «Традиционное хозяйство» - организация образовательной деятельности не только в школе, вне школы, но и в повседневной практической жизни в оленеводческих стадах, охотничьих угодьях, рыболовецких артелях, мастерских, общение и обсуждение со знатными животноводами, коневодами, оленеводами, охотниками, рыбаками, агрономами проблем в области традиционного хозяйства, доступных пониманию детей младшего школьного возраста.

Обучение, воспитание младших школьников посредством УМК «Традиционное хозяйство» не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ними возможность нравственного поступка, который происходит в жизни с реальными социальными проблемами. УМК предусматривает изучение традиционных знаний по основным видам хозяйственной деятельности коренных народов РС (Я) и состоит из шести модулей: «Животноводство», «Коневодство», «Охота», «Рыболовство», Оленеводство», «Растениеводство». Каждый модуль состоит из познавательной, практической, исследовательской и проектной части. Познавательная часть УМК представлена темами по приобретению новых знаний о среде обитания как главном условии жизнеобеспечения коренных народов РС (Я). Их местообитание - зимник, летник, алаас, стойбище, животноводство, коневодство, конские убранства, рыболовство, масти крупного рогатого скота, лошадей, оленей, сани для езды, сбруя, сенокос, уборка сена, стогование сена, разновидности изгороди, земледелие (разновидности овощей, посевных злаков, снаряжение для уборки злаков, травы, ягодные растения, деревья и т.д.), рыболовство (виды рыб и рыбалка неводом, рыболовные снасти), охота (разновидности птиц, зверей, снаряжение для охоты) и др.

Практическая, исследовательская и проектная части направлены на формирование определенных социокультурных компетенций, необходимых в животноводстве, коневодстве, оленеводстве, охоте, рыболовстве, растениеводстве, в процессе самостоятельного и коллективного действия учащихся.

Благодаря деятельностному подходу к изучению материала, который не излагается в готовом виде, ученик в сотрудничестве с другими учащимися ориентируется в проблеме познания ближайшей социально-природной среды самостоятельно или с направляющей деятельностью учителя ставит учебную задачу. При этом младшие школьники высказывают свои предположения по решению поставленной учебной задачи и находят способы действий для открытия нового. Например, в первом классе на основе «золотого правила» природосообразного обучения, т.е. личностного восприятия и собственного опыта, ученик для открытия нового и неизвестного использует следующие способы действия: органы чувств, наблюдение и исследование. Например, первоклассники наблюдают за объектами живой и неживой природы, исследуют состояние объектов, их изменение, сравнивают изменения и связи объектов природы, определяют основные части растений, их разновидности (3-5 видов) произрастающие в своей местности, также крупный рогатый скот, лошадей, оленей определяют по возрасту, масти. Постепенно младший школьник на основе «золотого правила» природосообразного обучения с использованием определенных способов действий (органы чувств, наблюдение, исследование, метод проекта) непроизвольно вовлекается в урочную и внеурочную деятельность, что очень важно для формирования у ребенка младшего школьного возраста определенных универсальных учебных действий - личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности.

Результатами деятельности по освоению программы и учебного пособия «Традиционное хозяйство» для агрошкол РС (Я) являются личностные результаты деятельности, такие как начальные представления об основных принципах и правилах отношения к традиционному укладу жизни, основных видах и способах ведения традиционного хозяйствования; освоение определенных трудовых умений, необходимых для реальной жизненной ситуации (пасти коров, лошадей, оленей, запрягать лошадей, оленей, работать на сенокосе, делать рыболовные снасти и др.). А также младшие школьники должны овладевать определенными метапредметными результатами деятельности, такими как овладение определенной практической, исследовательской и проектной деятельностью, связанной с хозяйственной деятельностью. Сюда входит умение видеть проблему, составить инструкцию, классифицировать, конструировать, наблюдать, провести эксперимент, оценить собственную деятельность; умение слушать других, сравнивать разные мнения, высказывать и аргументировать собственное мнение, отстаивать собственную позицию. Кроме того, младшие школьники приобретают следующие предметные результаты деятельности: уход за рогатым скотом, лошадьми, оленями, умение ловить оленей арканом, оседлать лошадей, ездить верхом на лошади, быке, олене и т.д.

Резюмируя вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что организация образовательной деятельности для агрошкол в условиях внедрения ФГОС возможна на основе разработки и реализации новой модели УМК для различных видов и типов школ с учетом региональной и этнокультурной идентичности.

Рецензенты:

Неустроев Николай Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой начального образования педагогического института при Северо-Восточном федеральном университете, г. Якутск.

Прокопьева Мария Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии педагогического института при Северо-Восточном федеральном университете, г. Якутск.