Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF THE DRUG SITUATION AND PREVENTIVE MEASURES OF THE TYUMEN REGION

Dashina Ya.N. 1
1 Tyumen State University
Assessment of drug situation in some regions of Russia is an important condition to the formation of an adequate anti-drug policy, the development of an effective set of preventive measures. Drug addiction is a multidimensional phenomenon, which stands at the intersection of different disciplines.Sociological aspect allows seeing the real extent of drug use, knowing the ratio of the population, etc. In modern and dynamically developing society drug addiction takes on not only the enormous scale, but takes on new distribution terms. In Tyumen region remains a high crime rate in the area of drug trafficking. This means that the current set of preventive measures become irrelevant and ineffective. To the effectiveness of measures is maximized for society, it is necessary to monitor annually the drug situation in each region of the country.
preventive measures
drug addiction
substance abuse situation

Введение

Проблема наркомании для России остается социально опасной на протяжении многих лет. Эта проблема является одним из факторов, оказывающим пагубное влияние на здоровье населения, правопорядок, экономику и социальную стабильность страны. Вопрос сохранения физического и духовного здоровья личности, нации в целом актуален как никогда.

Причины масштабного распространения наркомании на сегодняшний день напрямую связаны с явлением глобализации и переходом страны к информационному обществу. Этот переход осуществляется в условиях кардинальных преобразований во всех сферах жизни общества: политических, социальных, экономических, духовных. Такие изменения влекут за собой рост девиантного (отклоняющегося) поведения среди населения.

Как показывают исследования, проводимые на территории Российской Федерации, наркомания является по большей степени проблемой молодежи – социально-возрастной группы в возрасте от 14 до 35 лет. По данным социологических опросов, условиями, способствующими приобщению молодежи к наркотикам, являются любопытство, отсутствие мотивации к труду, наличие «лишнего» времени [1; 3].

В новых социально-экономических условиях перед регионами России встает серьезный вопрос: разработать такой комплекс профилактических мер, который будет эффективен при первичной профилактике (профилактика, предотвращающая первую пробу наркотиков), а также ощутимо снизит спрос на наркотические вещества, переориентируют молодежь на адекватные способы преодоления трудностей и приобретение истинно позитивного жизненного опыта.

Термин «наркомания» тесно связан с понятием «наркотизм». «Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, в непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящем к глубокому истощению физических и психических функций организма… Наркотизм – это относительно распространенное, статистически устойчивое социальное явление, выражающееся в потреблении некоторой частью населения наркотических средств и соответствующих последствиях» [4].

Роберт Мертон пришел к выводу, что в переломные моменты развития общества усиливается такой вид девиантного поведения, как ретреатизм – бегство от действительности. Наркотизм является проявлением ретреатизма [2].

Наркотизм – многоаспектное явление, стоящее на стыке различных дисциплин. В статье рассматривается социологический аспект, позволяющий смотреть на наркотизм с позиций структуризации общества. Это позволит выделить проблемные социально-демографические группы и, как следствие, конкретней подойти к разработке профилактических мер.

Анализируя наркологическую ситуацию, важно изучать не только людей, систематически употребляющих наркотики, т.е. наркоманов, но и население в целом. Наркотизм включает в себя: степень осознания населением актуальности проблемы наркомании, их отношение к различным видам наркотических веществ, степень вовлеченности в проблему, «мода» на тот или иной наркотик и т.д.

Определение эффективности профилактических мер – сложный вопрос в инструментальном плане, его решение возможно только в результате кропотливого изучения наркоситуации в отдельных регионах страны. Этот факт определяет актуальность статьи, целью которой является анализ наркологической ситуации и профилактических мер на юге Тюменской области.

Эмпирической базой статьи послужили: социологические мониторинги 2010, 2011 [6] и 2013 гг., осуществленные Лабораторией регионального развития и маркетинговых исследований Тюменского государственного университета при участии автора, фокус-группы на тему: «Актуальные вопросы профилактики новых наркотических средств», метод визуальной социологии – фотография. Использование нескольких методов сбора информации позволило получить обширные данные по проблеме молодежного наркотизма в регионе.

Характеристика наркологической ситуации оценивалась, в первую очередь, с помощью вопроса о столкновении с проблемой. При анализе изменений ответов в течение 3 лет были выявлены изменения: в 2010 г. процент людей, не столкнувшихся с проблемой, составлял 59%, в 2013 г. он увеличился до 73%. Бесспорно, это положительный результат, но не стоит забывать о латентном характере проблемы и возможном нежелании респондента признаваться в действительном.

Далее анализировались вопросы об осведомленности молодежи о последствиях употребления наркотиков, их разновидностях, о людях, употребляющих и распространяющих наркотические вещества, о местах продажи, что характеризует социальный опыт молодежи. Итак, наименее осведомленной о последствиях употребления наркотиков в 2013 г. оказалась молодежь в возрасте от 18 до 22 лет – 84% знают о последствиях (73% - остальные группы молодежи), что удивительно, поскольку ожидалось, что старшие возрастные группы более информированы.

За 3 года уровень информированности повысился среди возрастной группы 18-22 года и понизился среди группы от 28 до 35 лет (рис. 1).

Рис. 1.

Информированность о последствиях употребления наркотиков, в динамике (в % от опрошенных респондентов).

Уровень информированности о разновидностях и названиях наркотиков к 2013 году значительно снизился среди всех возрастных групп (рис. 2).

Рис. 2.

Информированность о разновидностях и названиях наркотических веществ.

9% опрошенного населения региона знает людей, распространяющих наркотические средства, а также места продажи. Среди возрастных групп статистически значимых отличий не выявлено.

Применяя метод визуальной социологии – фотографию, отмечено, что для региона в 2011 году была острой проблема «афиширования» и доступности наркотических веществ. «Афиши», написанные на заборах, стенах домов, сопровождались надписями «легальные порошки», «легально». После подмеченной проблемы к 2013 году Федеральная службы по контролю за оборотом наркотиков начала активно осуществлять работу по закрашиванию надписей, принятию соответствующих законов, по задержанию людей, торгующих спайсом, «солями» и т.д. Все это осуществлялось в рамках проекта «Не пересоли жизнь».

На вопрос об отношении молодежи к употреблению курительных смесей, спайса и др. - отношение было часто лояльное. По мнению студентов и спортсменов, эти смеси не являются наркотиками.

Что вообще касается комплексной профилактической работы, автором были выделены основные направления, осуществляемые в регионе, проводится сравнение с результатами социологических исследований, в которых население оценивало эффективность этих методов.

В Тюменском регионе проводится популяризация различных спортивных направлений в рамках проекта «Я выбираю спорт». Он призван формировать антинаркотическое сознание подростков через организацию альтернативных форм досуга детей, приобщение их к спорту и здоровому образу жизни. В мероприятиях участвуют именитые спортсмены Тюменской области, для подростков организовано их участие в тренировках, в спортивных состязаниях. Помимо этого, ребята различных целевых групп принимают участие в качестве зрителей в крупных спортивных соревнованиях, имеют возможность встретиться со спортсменами.

С целью формирования в детской и молодежной среде ценностей здорового образа жизни, социально ответственного поведения, отказа от употребления наркотических веществ ведется работа по привлечению детей, молодежи в деятельность волонтерского движения.

В проведенных исследованиях меры по организации досуга молодежи оказались на втором месте в рейтинге популярности методов по снижению наркомании. Порядка 46% респондентов отнесли это к эффективным методам. Но почти никто из опрошенного населения не знает о волонтерском движении, занимающемся профилактикой наркомании.

Также в регионе проводится профилактическая работа со школьниками. Это тематические занятия с учащимися 7-11 классов, направленные на разъяснение ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Организовываются выездные мероприятия в музеи, на выставки для демонстрации подросткам негативных последствий употребления наркотических веществ, алкоголя, табака. В наших исследованиях мера «воспитательная работа в школах, больше рассказывать о вреде наркомании с точки зрения медицины» занимает третье и четвертое места. Порядка 42-44% населения отмечают высокую эффективность этих методов. При этом воспитательная работа – это не только задача школы, но и задача семьи. Респондентами отмечалось: «нужно, чтобы родители воспитывали своих детей лучше», «решение вопроса в семье», «работать с родителями». Но следует обратить внимание, что среди тех, на кого направлена данная мера, т.е. на подростков, она наименее популярна: всего лишь 30% отметили высокую эффективность метода.

Среди населения Тюменского региона не сильно актуальным способом профилактики является работа специализированных служб социально-психологической помощи, телефон доверия, хотя Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков по Тюменской области активно занималась реализацией проекта «Популяризация телефона доверия наркоконтроля. Социальная антинаркотическая реклама». Что касается социальной рекламы, респонденты, рассуждая о том, какая реклама эффективна – рекламирование здорового образа жизни или показ последствий употребления наркотиков, разделились на две группы. Чертой разделения явилось гендерное различие. Девушки считают действенным показ негативных последствий наркомании, мужчины признаются, что такая реклама у них вызывает смех, недоверие или желание попробовать так ли это на самом деле, поэтому эффективной считают социальную рекламу в позитивной форме.

На первое место вышел метод «ужесточение мер наказания в отношении употребляющих наркотики». Респондентами высказывались такие предложения, как: «жестко относиться к тем, кто распространяет наркотики», «должны быть очень строгие меры наказания». Некоторые высказывались и более радикально: «ввести смертную казнь за распространение наркотиков», «душить торговцев», «на виселицу». Причем данный метод одинаково популярен среди различных социально-демографических групп молодежи. Более половины опрошенных (57%) считают его самым эффективным методом.

Последнее место со значительным отрывом заняла мера – «меньше рассказывать о наркомании вообще, чтобы не создавать рекламу» (данная мера неэффективна для 71% молодежи).

Также в качестве мер профилактики наркомании респонденты предложили: «поднятие жизненного уровня социальных слоев населения», «повышение уровня жизни в стране на государственном уровне», «трудоустройство излечившихся от наркотиков» и др. Также респонденты отмечали необходимость задействовать все методы в комплексе для достижения максимальной эффективности.

Итак, в разработке антинаркотических мер важным является социологический аспект: обращение к той аудитории, на которую направлена профилактическая работа.

Молодежь, в отличие от других возрастных групп, особенно подвержена влиянию различных негативных факторов – как внешних, так и внутренних. Как следствие, молодые люди могут уходить в себя, пребывать в депрессии и в этот момент сделать первую пробу наркотика, которая покажется им одним из радостных моментов в жизни. Поэтому важным становится сделать акцент именно на положительном аспекте (спорт, творчество, наука и пр.). Такие акции станут стимулом для хороших действий.

Следует усилить влияние волонтерских антинаркотических движений, главной задачей которых должно быть привлечение к себе сторонников. Именно молодежь, уже сформировавшая свой трезвый взгляд на жизнь, может повлиять на молодое поколение, передавая свои принципы здорового образа жизни, нравственное и духовное воспитание.

Социальной рекламе рекомендуется быть позитивной, призывающей развиваться духовно и физически, раскрывать свои таланты и действовать.

Перед тем как заниматься разработкой профилактических мер, следует обратить внимание на важность анализа наркологической ситуации в регионах страны. Это позволяет смотреть на проблему более целостно и комплексно, отмечать целевые группы, на которые следует обратить особое внимание, и только затем приступать к разработке профилактических мер. В настоящее время основное внимание уделяется статистическим данным: количеству преступлений, совершенных в сфере наркоторговли, а также количеству наркоманов, официально зарегистрированных. Не стоит забывать о том, что наркотизм тесно связан с наркоманией. И главной задачей антинаркотической политики является предотвращения первой пробы наркотика человеком. Поэтому необходимо разрабатывать такие меры, которые осуществлялись бы на протяжении длительного времени и произвели ощутимый эффект. Эффект нужно видеть не только в статистических данных, нужно нацеливаться на социально значимый эффект. Необходимы такие меры, которые бы сплотили граждан в борьбе за здоровье нации. Современная молодежь может стать источником возрождения России, но только при формировании своей позитивной жизненной позиции, а также близких и окружающих: здесь нет чужих проблем, это проблема всего общества.

Статья сделана на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, ГК 14.740.11.1377

Рецензенты:

Ромашкина Г.Ф., д.соц.н., профессор, зам. директора Финансово-экономического института по научной работе ГОУ ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г.Тюмень.

Давыденко В.А., д.соц.н.., профессор, и.о. заведующего кафедрой менеджмента, маркетинга и логистики Финансово-экономического института по научной работе ГОУ ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г.Тюмень.