Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EFFECT OF STATE REGULATORY IMPACT ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT AGRICULTURAL HOLDINGS

Kapitanova O.G. 1
1 Ogarev Mordovia State University
The analysis of the state support of agriculture in Russia. The article describes the structure of federal subsidies in 2013 and 2012. The evolution of agricultural subsidies, taking into account the effects of Russia´s accession to the WTO. Identified new types of subsidies. First of all, we are talking about the so-called unrelated income support subsidies of agricultural producers in the area of crop production. The author has been suggested that the original state support was provided for modernization of agricultural producers, and now – support for the cultivation of land. The experience of subsidies on agricultural holdings example Agroholding "Talina". It is concluded that the state policy in the field of agro-industrial complex binds the domestic food industry with domestic agriculture, agro-binding process to the domestic resource base.
agricultural holding
subsidies to support agriculture

На деятельность любого хозяйствующего субъекта оказывает воздействие не только внутренняя, но и внешняя среда. Так, среди множества внешних факторов, в рамках данной статьи, выделим влияние государства на структуру агрохолдингов посредством предоставления субсидий.

После вступления России в ВТО правила в отношении использования субсидий устанавливаются Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ) [5], в соответствии с которым считается, что субсидия существует когда:

1. оказывается финансовое содействие правительством или любым публичным органом в пределах территории участника, т.е. когда:

  • правительство практикует прямой перевод денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций) или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (например, гарантии по займам);
  • правительство отказывается от взимания или не взимает причитающиеся ему доходы (например, налоговые льготы, такие, как налоговые кредиты);
  • правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры или закупает товары;
  • правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций из числа указанных в предыдущих подпунктах, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств.

Или –

2. существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи ХVI ГАТТ 1994 и таким образом предоставляется преимущество.

Все виды федеральных субсидий, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям, отражаются в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы [2], перечень которых, по сравнению с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы [3], изменился с учетом требований ВТО.

Прежде всего, появился новый вид субсидий, так называемая несвязанная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства – это субсидия на 1 гектар посевных площадей, которая сформирована за счет консолидации существовавших субсидий на приобретение минеральных удобрений, льгот на ГСМ, на уплату части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на проведение сезонных полевых работ.

Была введена субсидия на 1 литр реализованного товарного молока.

В новой Государственной программе предусмотрена поддержка производителей сельскохозяйственной техники посредством возмещения недополученных доходов от реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйственной техники.

Касательно возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам появилось новое направление – возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство, реконструкцию и модернизацию биоэнергетических установок, объектов по производству биотехнологической продукции.

Более наглядно структура федеральных субсидий по направлениям поддержки приведена на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Структура федеральных субсидий в 2012 году

Рисунок 2. Структура федеральных субсидий в 2013 году

Наибольший удельный вес в структуре субсидирования, как и в предыдущей Государственной Программе на 2008–2012 годы, направляется на субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков (более 40 %), поддерживая в первую очередь финансовый сектор экономики а не товаропроизводителей.

В настоящее время для получения субсидии не требуется подтверждение собственности земли. Но в дальнейшем, на наш взгляд, такое подтверждение потребуется, так как только 15 % обрабатываемой земли официально принадлежит юридическим лицам, остальное – в коллективной долевой собственности. Новый вид субсидий будет способствовать вовлечению в хозяйственный оборот необрабатываемые земли.

Особой внимание в Государственной программе уделяется поддержке экономически значимых программ субъектов Российской Федерации в области растениеводства и в области животноводства.

Рассматривая эволюцию субсидий, можно сделать вывод, что первоначально государственная поддержка оказывалась на техническое перевооружение сельхозтоваропроизводителей, а в настоящее время – поддержка на обработку земли.

В качестве наглядного примера субсидирования сельхозтоваропроизводителей рассмотрим опыт Агрохолдинга «Талина».

Агрохолдинг «Талина» – вертикально-интегрированная компания, обеспечивающая полный замкнутый технологический цикл «от поля до прилавка» – от выращивания зерна, производства комбикормов и мясного сырья до мясопереработки, получения готовой продукции и поставки ее в розничные сети. Наличие полной производственной цепочки дает возможность в значительно меньшей степени зависеть от поставок внешних контрагентов и рыночных колебаний цен на сырье [4].

Основными направлениями холдинга являются мясопереработка и сельское хозяйство (растениеводство и животноводство).

Благодаря наличию собственных земель сельскохозяйственного назначения, компания имеет возможность выращивать зерновые культуры, которые впоследствии пополняют ресурсную базу производства комбикормов.

В состав Холдинга на данный момент входят мясокомбинаты, сельскохозяйственные предприятия, завод по производству комбикормов, связанных с холдингом как по принципу участия в уставном капитале, так и по экономическим взаимосвязям. Производство размещено в республике Мордовия, Ульяновской области, Забайкальском крае, также имеются представительства – в республиках Марий Эл, Татарстан, Чувашия; Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Московской, Кировской, Самарской областях; г. Москве и г. Санкт-Петербурге.

Функциональная структура холдинга представлена на рисунке 1. Для наглядности исполнительные органы и соответствующие им объекты управления холдинга разбиты на три группы: сельское хозяйство, переработка и реализация.

Рисунок 3. Функциональная структура Агрохолдинга «Талина»

В соответствии с данной функциональной структурой на рисунке 2 представлена цепочка создания стоимости в Агрохолдинге «Талина» и соответствующие каждому звену федеральные субсидии: производство зерна, производство комбикормов, выращивание свинопоголовья, убой и первичная переработка скота, мясопереработка, транспортная и складская логистика, дистрибуция.

Рисунок 4. Цепочка создания стоимости ГК «Талина»

Основным направлением поддержки из федерального бюджета является субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам. Кроме того из федерального бюджета предоставляются субсидии на приобретение элитных семян; субсидии на 1 га обрабатываемой площади; субсидии на поддержку племенного животноводства [1], возмещение части затрат на уплату страховой премии.

Особое внимание в данной структуре стоит уделить блоку: «Убой и первичная переработка скота», функционально он относится к переработке. Но согласно Государственной программе субсидии на: строительство новых и модернизацию действующих мощностей по убою и глубокой переработке свиней; на приобретение оборудования, машин и механизмов для глубокой переработки продукции свиноводства предоставляются сельхозтоваропроизводителям. Таким образом, государственная политика в области АПК связывает отечественную пищевую промышленность с отечественным сельским хозяйством, привязывая агропромышленный процесс к отечественной сырьевой базе.

Рецензенты:

Коваленко Е. Г., д-р экон. наук, заведующий кафедрой Государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.

Якимова О. Ю., д-р экон. наук, профессор кафедры Государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.