Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HIGHER EDUCATION INSTITUTION TEACHERS´ PREPARATION FOR INNOVATIVE ACTIVITY IN THE SELF-TRAINING ORGANIZATION CONDITIONS

Milyaeva L.M. 1
1 Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education titled «Astrakhan State University»
The article deals with phase-gate process of higher education institution teachers´ preparation for innovative activity in the self-training organization conditions. The article defines and characterizes teachers´ preparation components and levels for innovative activity. The results of research based on identification teachers´ preparation levels for innovative activity at the Astrakhan State University are presented. It is pointed out the necessity to develop for the self-training organization of innovative retraining and teachers´ professional development integral system and identify a person as the main development resource of higher education institution. Teachers´ preparation process of higher education institution for innovative activity is carried out successfully if the innovative programs are implemented through innovative technologies. Teachers´ preparation for innovative activity promotes the updating and reorganization of educational process of higher education institution, providing innovation and competitiveness of the educational institution.
higher education institution teacher
innovative technologies
self-training organization
innovative activity

Введение

Реализация идей Болонской декларации в российских вузах требует инновационных подходов к организации образовательного процесса. Сегодня образовательный процесс высшей школы призван обеспечить подготовку квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, для которого характерны: целеустремленность, ответственность, организованность, коммуникабельность, профессиональная мобильность, успешность и т.д.

Подготовить современного специалиста традиционно работающему педагогу невозможно. К сожалению, преподавательский состав, в своем большинстве, до сих пор сохраняет консервативный подход «передачи суммы знаний» студентам. «Подготовка «узких специалистов», не способных к самостоятельной работе, становится все более серьезным препятствием для положительного общественного отклика, в обществе нарастает недовольство высшей школой, высшая школа инвестиционно непривлекательна, инновационно медлительна» [2]. Ситуация усугубляется слабыми попытками внедрения инновационных подходов в процесс профессиональной подготовки будущих преподавателей вуза и в систему повышения квалификации и переподготовки профессорско- преподавательского состава, что на практике предопределяет эпизодичность инновационной деятельности, ее осуществление «методом проб и ошибок». В связи с этим актуализируется потребность в подготовке преподавателей, способных осуществлять инновационную деятельность в образовании.

Решение данной проблемы достаточно эффективно осуществляется в процессе переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы в условиях самообучающейся организации. Ее потенциал глубоко изучен зарубежными исследователями Т. Бойделом, Н. Диксоном, П. Сенгом и др. В самообучающейся организации создаются, приобретаются, передаются и сохраняются знания. Чаще всего здесь речь идет о создании в рамках одной организации, учреждения, фирмы системы непрерывного обучения, направленной на подготовку сотрудников к решению инновационных профессиональных задач.

По определению П. Сенге, самообучающаяся организация - это место, «в котором люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в котором взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в котором люди постоянно учатся тому, как учиться вместе» [5]. Такая организация способна на успешное изменение традиционной формы своего поведения, постоянное обновление, что, в конечном итоге, обеспечивает ее инновационность и конкурентоспособность.

Авторское исследование было осуществлено в 2012-2013 годах на базе Астраханского государственного университета, являющегося самообучающимся учебным заведением. Целью исследования являлось выявление уровня готовности к инновационной деятельности преподавателей вуза в условиях самообучающейся организации.

Понимая под инновационной деятельностью деятельность, направленную на преобразование, изменение существующих форм и методов обучения, разработку новых целей и средств ее реализации, мы, вслед за В. А. Сластениным и Л.С. Подымовой, выделили следующие ее структурные компоненты: мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный, которые были положены в основу формирования готовности преподавателей к инновационной деятельности [ 4].

Мотивационный компонент включает в себя отношение преподавателя к инновациям, потребность в осуществлении инновационной деятельности. Креативный компонент является важнейшей характеристикой инновационной деятельности и отражает активность педагога в освоении и создании нового в профессиональной сфере. Креативность напрямую связана с внесением преобразований, изменений в существующий опыт педагога. Технологический компонент предопределяет технологическую готовность педагога к осуществлению инновационной деятельности. Рефлексивный указывает на способность педагога давать адекватную оценку своей деятельности и профессиональным возможностям, осуществлять сознательный контроль инновационных изменений, произошедших в образовательном процессе, искать новые средства его осуществления и совершенствования.

Поскольку целостность любой системы достигается взаимосвязью между структурными и функциональными компонентами, подготовка преподавателя к осуществлению инновационной деятельности была представлена нами как поэтапный динамический инновационный процесс преобразования и профессионального саморазвития личности, в котором выделены: мотивационный, творческий, технологический и рефлексивный этапы. Каждый из этих этапов включал в себя совокупность компонентов: цель - средство - результат [1]. При этом мы определили четыре уровня развитости каждого из компонентов инновационной деятельности: адаптивный, базовый, профессиональный, творческий.

Адаптивный уровень. Преподаватели данного уровня характеризуются неустойчивым отношением к инновационной деятельности. Стремление к осуществлению инновационной деятельности эпизодично, чаще всего под давлением извне. Творческая активность минимальная, она связана преимущественно с копированием инновационных технологий, форм, методов, методик, копированием чужого опыта. Технологическая готовность проявляется в использовании собственных наработок и повторении своего опыта. Рефлексивная готовность характеризуется наличием отдельных рефлексивных знаний и умений, однако рефлексия своей деятельности педагогами осуществляется эпизодично и не всегда эффективно.

Базовый уровень. Преподаватели данного уровня характеризуются «открытостью» к инновациям, у них сформирована положительная мотивация ко всему новому в педагогике. Творческая активность связана с творческим подражанием: преподаватели несколько видоизменяют чужой опыт, привносят некоторые собственные элементы, методические приемы, не меняя в целом подходы к обучению и воспитанию. Технологическая готовность характеризуется наличием знаний по основам педагогической инноватики и умений по применению инновационных технологий. Рефлексивная готовность выражена сформированностью у педагогов понимания необходимости осуществлять рефлексию своей деятельности и давать оценку внедряемым инновациям. У преподавателей данного уровня сформированы рефлексивные знания и умения, осознается необходимость самосовершенствования.

Профессиональный уровень. Преподаватели данного уровня имеют устойчивое стремление к осуществлению инновационной деятельности. Достаточно успешно решают профессиональные задачи, разрабатывая инновационное содержание, формы, методы, приемы. Творческая активность проявляется в становлении личности педагога как субъекта инноваций. Технологическая готовность связана с наличием широких знаний и умений в осуществлении инновационной педагогической деятельности, поиском новых решений в ее осуществлении. Педагоги данного уровня постоянно осуществляют оценку и коррекцию профессиональной деятельности, анализируют ее недостатки и успехи, в том числе связанные с инновациями. Они открыты новому, активно осуществляют самосовершенствование.

Творческий уровень. Преподаватели данного уровня глубоко осознают потенциал инновационной деятельности, имеют ярко выраженную потребность в ее осуществлении. Творчески решают профессиональные задачи, создавая авторские концепции, методики обучения и воспитания. Способны осуществлять и корректировать инновационную деятельность на всех ее этапах: на этапе анализа, целеполагания, реализации инновационных действий, контроля. Успешно анализируют инновационную деятельность и используют полученные данные для повышения ее эффективности. Активно самореализуют себя в инновационной деятельности.

Процесс подготовки преподавателя к инновационной деятельности осуществлялся в ходе изучения дисциплины «Педагогика» на курсах переподготовки и повышения квалификации преподавателей Астраханского государственного университета, не имеющих педагогического образования. Он осуществлялся по авторской программе с использованием опыта корпоративного обучения специалистов РГПУ им А. И. Герцена [3]. Курс был рассчитан на год и строился на принципах самообучающейся организации:

  • в ходе обучения подчеркивалось, что главным ресурсом развития вуза является человек, именно от него зависит конкурентное преимущество учебного заведения на рынке образовательных услуг;
  • в процессе обучения доказывалась важность творческой активности в профессиональной деятельности каждого преподавателя. Включение слушателей в поиск нового, оригинального, нетипичного способствовало их самореализации в актах творения нового образовательного процесса, предопределяя инновационное развитие вуза;
  • процесс обучения строился по принципу командного обучения. Были сформированы группы, члены которых четко понимали цели и задачи предстоящей работы, виды и способы деятельности, конечный результат. В деятельность вовлекались все члены команд в соответствии с их желаниями и интересами. Совместная деятельность позволила сформировать новые уровни командного взаимодействия, несмотря на то, что в командах были преподаватели различных факультетов и кафедр;
  • обучение опиралось на личное мастерство каждого слушателя, его преподавательский опыт, построение индивидуальных траекторий обучения с учетом профессиональных затруднений, что обеспечивало расширение педагогического опыта за счет рефлексивной самооценки обучающегося и признание им самоценности образования;
  • использовались методы и формы группового обучения: «обуче­ние действием», профессиональный тренинг, аналитические и про­ектные семинары, индивидуальное консульти­рование, деловые (ролевые, имитационные) игры, разработка проектов, круглые столы, дискуссии и т.д., содержание которых связывалось с конкретными ситуациями данного учреждения. Это позволяло преподавателям овладеть инновационными технологиями;
  • в процессе занятий особое внимание уделялось развитию способности системного мышления. Рассматривая учебно-воспитательный процесс вуза как систему, слушатели формировали целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в вузе, смогли понять, как их можно осуществлять наиболее успешно;
  • эффективность обучения достигалась оперативностью и нацеленностью на непосредственное применение полученных знаний и способов решения проблем на практике;
  • в процессе обучения обеспечивалась субъектная позиция всех его участников. Каждый слушатель оценивал, на каком этапе профессионального развития он находится сейчас, его место в вузе, дальнейшая перспектива и ресурсы, необходимые для этого. Особое значение уделялось тому, чтобы каж­дый сотрудник определил для себя, каким образом его личная активность и творчество сказывается на реализации инновационных целей и задач учреж­дения.

Процесс обучения преподавателей вуза, в ходе которого осуществлялась подготовка к инновационной деятельности, состоял из четырех этапов.

Первый этап подготовки к инновационной деятельности - мотивационный - имел целью развитие у преподавателей потребности в освоении педагогических новшеств. На мотивационном этапе были выдвинуты и решались следующие задачи:

  • развитие у преподавателей положительной «Я - концепции» в контексте инновационной деятельности;
  • осознание преподавателем современных требований к организации образовательного процесса и необходимости работать в инновационном режиме;
  • формирование потребности в осуществлении инновационной деятельности.

Реализация данных задач началась с широкой информированности преподавателей о модернизации высшей школы и предпосылках возникновения инновационных процессов. Этому были посвящены лекции при изучении темы «Система образования России». На семинарах рассматривались вопросы, связанные с требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу в свете Болонской декларации. Обсуждались инновационные процессы, внедряемые вузами С.-Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону и др. Согласно требованиям, предъявляемым к внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), 20 % занятий должно проводиться в интерактивной форме. Это обусловило проведение нескольких семинаров, посвященных инновационным технологиям.

На первом этапе большое значение мы уделяли проблемам использования технологий воспитания и обучения альтернативных традиционным. На семинарских занятиях шло углубленное изучение проблем педагогической инноватики. Все это подготовило преподавателей к осознанию изменений, происходящих в образовании, и необходимости реагировать на требования, предъявляемые современному педагогу. Особый акцент был сделан на формирование у преподавателей мотивации на инновационную деятельность. Это процесс достаточно сложный, начинающийся с самопознания профессионально значимых качеств личности и углубленного анализа педагогической деятельности. В связи с этим на занятиях были проведены диагностические исследования, цель которых заключалась в стимулировании преподавателей к осознанию необходимости инновационных преобразований в своей профессиональной деятельности.

С целью формирования положительного отношения к педагогическим инновациям и расширения знаний об инновационных процессах на первом этапе была проведена игра «Инновационные процессы в образовании: проблемы и поиски». Большой объем информации, полученный в ходе игры, позволил увидеть новое в сочетании с традиционным и осознать неизбежность изменений в образовании. Несмотря на то, что единая точка зрения на проблему не вырабатывалась, часть участников игры пришли к выводу о необходимости нововведений в деятельность учебных заведений высшего профессионального образования.

Завершающим занятием первого этапа стала дискуссия «Современный преподаватель? Какой он?». В ходе обсуждения преподаватели пришли к выводу, что важнейшим качеством современного педагога является творческая активность, что от внедрения педагогом инноваций зависит эффективность образовательного процесса. Результатом первого этапа стало положительное отношение педагогов к инновационной деятельности, возникновение желания ее осуществлять.

Второй этап подготовки к инновационной деятельности - творческий - был направлен на развитие у преподавателей творческой активности, способностей к разработке и освоению новшеств. В соответствии с целью на данном этапе решались следующие задачи:

  • формирование положительного отношения к творческой деятельности;
  • развитие способности к вариативному выполнению деятельности;
  • развитие творческих способностей: оригинальности и гибкости мышления, педагогической импровизации.

Для реализации данных задач проводились занятия, в ходе которых слушатели включались в разнообразную творческую деятельность, требующую многовариантных решений. Это обеспечивало развитие способности к вариативному выполнению деятельности, понимания и принятия альтернативных точек зрения, развивало творческую активность педагога. Среди форм, активизирующих творческие способности личности, нами были выбраны: дискуссионные качели, деловая игра, аукцион инновационных идей, тренинговые упражнения, разработка проектов.

Так занятие «Болонский процесс: «за» и «против», проведенное в форме дискуссионных качелей, развивало важнейшие составляющие творчества преподавателей: гибкость и оригинальность мышления, способность к педагогической импровизации. Педагоги разделились по группам в соответствии с занимаемой позицией и, «раскачивая качели», высказывали поочередно суждения по предложенному вопросу. В ходе дискуссионных качелей сталкивались альтернативные точки зрения, шел их анализ и отстаивание позиций. Дискуссионные качели как эффективное средство развития творческих начал личности были оценены нами достаточно высоко, поскольку все участники свободно излагали свою точку зрения, их никто не оценивал и не критиковал за выбранную позицию. Вся игра проходила как эмоционально насыщенная творческая импровизация, в ходе которой «рождалась» творческая личность педагога.

Примером реализации задач творческого этапа может служить «Аукцион методических идей», проведенный в ходе изучения раздела «Теория обучения». Участники аукциона демонстрировали оригинальность, индивидуальную неповторимость, предлагая свои методические идеи. Форма аукциона позволила участникам оценить находки своих коллег, принять участие в мастер - классе, проанализировать различные виды учебной инновационной деятельности. Это способствовало расширению представлений о многовариантных инновационных способах педагогической деятельности.

Ряд занятий был проведен в форме практикумов творческой направленности. На занятиях педагоги включались в ситуации, связанные с развитием умений решать ту или иную педагогическую проблему, принимать разновариантные, нестандартные решения в соответствии со своей педагогической позицией. Нами решались следующие проблемы: «Совершенствование рейтинговой системы оценивания студентов», «Как оценить сформированность компетенций?». Особое место на занятиях отводилось развитию творческих способностей педагога. С этой целью мы использовали игры - упражнения, этюды, выполнение разнообразных творческих заданий, разработку проектов и др., которые позволили выработать индивидуальный подход к решению педагогических проблем, развивая у преподавателей творческие способности, составляющие основу инновационной деятельности.

Творческий этап подготовки преподавателей к инновационной деятельности завершился защитой проектов, разработанных группами обучающихся. Результатом этапа стала творческая активность преподавателей.

Третий этап - технологический - имел целью освоение технологии инновационной деятельности. На технологическом этапе решались следующие задачи:

  • совершенствование технологии педагогической деятельности на различных ее этапах (целевом, операциональном, оценочном);
  • совершенствование технологии осуществления инновационной профессиональной деятельности;
  • освоение инновационных педагогических технологий.

Решение этих задач осуществлялось через включение педагогов в практическую деятельность по освоению конкретных инновационных технологий. Поскольку современные технологии базируются на субъектной позиции участников, преподаватели непосредственно включались в освоение активных и интерактивных технологий, позволяющих им самореализоваться в процессе взаимодействия с другими членами группы и выработать инновационное поведение. Использовались следующие инновационные технологии: тренинг педагогического мастерства, круглый стол, дискуссии, ролевая игра «Конфликт в зеркале контакта» и др.

На данном этапе основной стала идея взаимообусловленности эффективности учебно-воспитательного процесса и системы сложившихся межличностных взаимоотношений между студентом и преподавателем. Особое внимание уделялось инновационному характеру коммуникативной деятельности преподавателя. Лекции подготовили педагогов к тренинговым занятиям, обозначив необходимость развития коммуникативной компетентности.

В связи с модернизацией содержания высшего образования одной из актуальных задач вузов стала разработка авторских программ по учебным дисциплинам и курсам по выбору как неотъемлемой части инновационной деятельности преподавателя. В ходе курсов для всех желающих были проведены консультации по методике составления программ нового поколения, где особое внимание отводилось вопросам содержания образования в соответствии с формированием общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов. После проведения занятия «Интерактивные методы обучения студентов» преподаватели сами определяли современные технологии реализации программ, методы, средства, формы, систему самостоятельной работы.

Завершающим звеном третьего этапа стало занятие - презентация «Инновационное занятие в вузе», цель которого определялась как совершенствование преподавателями вуза профессионального мастерства в осуществлении инновационной педагогической деятельности. Это занятие позволило активизировать деятельность большинства слушателей по проектированию учебных занятий с применением инновационных технологий.

Результатом третьего этапа стало овладение преподавателями технологии выполнения инновационной педагогической деятельности.

Четвертый этап подготовки преподавателей к инновационной деятельности - рефлексивный - имел целью осмысление педагогами своего опыта в контексте инновационной деятельности и формирование рефлексивной позиции. На данном этапе решались следующие задачи:

  • развитие у преподавателей потребности в рефлексивно-оценочной деятельности;
  • развитие рефлексивных умений и навыков;
  • формирование рефлексивной позиции преподавателя;
  • рефлексивное осмысление и оценка осуществляемой инновационной деятельности
  • и активная самореализация преподавателей в инновационной деятельности.

Рефлексивный этап подготовки к инновационной деятельности, на наш взгляд, являлся самым значимым, поскольку рефлексия как процесс самопознания субъектом внутренних психологических актов и состояния позволяет педагогу осмыслить свой опыт, оценить его и искать пути совершенствования. Общеизвестно, что рефлексия является источником новаций и развития. Этим процессом можно управлять, вырабатывая рефлексивную позицию в профессиональной деятельности. В связи с этим, основное внимание в содержании подготовки к инновационной деятельности на данном этапе уделялось рефлексивному анализу преподавателями своей профессиональной деятельности. Это достигалось в ходе мастер-классов, проводимых слушателями курсов, с последующим самоанализом и анализом. Особое значение придавалось инновационному характеру занятий, способам мотивации студентов, созданию комфортных психологических условий, применению инновационных технологий.

Анализ проведенных мастер-классов и совместные поиски путей совершенствования занятий позволили активизировать деятельность преподавателей по внедрению инноваций, способствовать их самореализации в инновационной деятельности.

Часть занятий была направлена на рефлексивное осмысление инновационного опыта. С этой целью мы провели конкурс инновационных идей и находок «Инновационный калейдоскоп». В ходе конкурса участники получили развернутую информацию (презентацию) о представленных педагогических находках, проанализировали и оценили их. На заключительном этапе каждый из участников мог «отдать свой голос» за понравившуюся ему идею и записать в книге отзывов свое мнение по тому или иному выступлению.

Одним из эффективных средств реализации целей рефлексивного этапа стал обмен опытом. На занятии выступали преподаватели, занимающиеся инновационной деятельностью: разработчики проектов, авторских программ, электронных учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, пользователи новых технологий, преподаватели-экспериментаторы. Были представлены следующие темы выступлений: «Развитие исследовательских умений на занятиях по социологии», «Методика разработки проекта», «Авторская программа «Инновационные технологии», «Из опыта работы по рейтинговой системе оценивания», «Использование активных методов обучения на занятиях по органической химии» и др.

Результатом четвертого этапа стали: сформированность у преподавателей рефлексивных умений и навыков, активность в осуществлении и рефлексии инновационной деятельности.

Эффективность процесса подготовки педагогов вуза к инновационной деятельности в условиях самообучающейся организации подтвердилась диагностическими исследованиями. В ходе исследования было выявлено, что в экспериментальной группе творческого уровня готовности к инновационной деятельности достигли 56,2 % преподавателей, посещавших курсы переподготовки и повышения квалификации, что на 43,7 % больше, чем в начале эксперимента. В то же время количество преподавателей, имеющих адаптивный уровень, значительно снизилось (с 18,8 % до 3,2 %). Соответственно количество преподавателей базового и профессионального уровней готовности к инновационной деятельности сократилось с 25 % до 6,3 % и с 43,7 % до 34,3 %. В контрольной группе эти показатели значительно ниже.

Таблица 1

Уровни готовности преподавателей вуза к инновационной деятельности в начале опытно-экспериментальной работы

Группы

Уровни готовности к инновационной деятельности

 

адаптивный

базовый

профессиональный

творческий

Контрольная группа (40 чел. -100 %)

 

8 чел.

20 %

 

11 чел.

27,5 %

 

16 чел.

40 %

 

5 чел.

12,5 %

Экспериментальная группа

(32 чел. - 100 %)

 

 

6 чел.

18,8 %

 

8 чел.

25 %

 

14 чел.

43,7 %

 

4 чел.

12,5 %

Таблица 2 Уровни готовности преподавателей вуза к инновационной деятельности в конце опытно-экспериментальной работы

Группы

Уровни готовности к инновационной деятельности

 

адаптивный

базовый

профессиональный

творческий

Контрольная группа (40 чел. -100 %)

 

6 чел.

15 %

 

12 чел.

30 %

 

17 чел.

42,5 %

 

5 чел.

12,5 %

Экспериментальная группа (32 чел. - 100 %)

 

 

1 чел.

3,2 %

 

2 чел.

6,3 %

 

11 чел.

34,3 %

 

18 чел.

56,2 %

Таким образом, подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности в условиях самообучающейся организации представляет собой целостный поэтапный процесс, все элементы которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. Этот процесс является эффективным, если он осуществляется как инновационный, а в самообучающейся организации актуализируется важность творческой активности и инновационной готовности в профессиональной деятельности каждого преподавателя. Опыт Астраханского государственного университета подтверждает эти выводы.

В заключении необходимо отметить, что развитие и использование потенциала людей, составляющих организацию, их готовность к решению инновационных профессиональных задач являются ключевыми факторами в достижении учреждениями высшего образования конкурентных преимуществ и укреплении их позиций на рынке образовательных услуг. Выполненное исследование подтвердило актуальность и востребованность инновационной подготовки преподавателей в условиях самообучающейся организации.

Рецензенты:

Воронцова Т. В., д.п.н., профессор, заведующая лабораторией социального развития и образования ГНУ Прикаспийский НИИ аридного земледелия, Астраханская область, с.Соленое Займище.

Прохорова Т. Н., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и предметных технологий ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», г.Астрахань.