Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Макарова С.Н.

Современный этап развития российского и мирового сообщества характеризуется серьезными культуроцивилизационными изменениями: расширением связей между государствами, усилением процессов глобализации, интернационализации, межкультурного диалога, революцией в сфере информационных технологий и коммуникативных средств общения. Процессы европейской интеграции охватывают различные сферы жизнедеятельности, в том числе и высшее профессиональное образование. Сегодня, когда особое значение приобретают глобальные факторы, социально значимыми становятся открытость образовательных моделей, способность реагировать на вызовы времени. Интеграция призвана повысить качество евро пейской и национальных образовательных систем, сделать более привлекательными образовательные услуги, повысив их качество за счет содержательно го совершенствования, создания условий для мигра ции студентов, профессионального обмена между преподавателями и учеными, формирования каналов научной коммуникации. Таким образом, можно сказать, Болонский процесс (как интеграционный) может рассматриваться как взаимное движение навстречу европейской и российской образовательных систем. Л.А.Вербицкая в связи с этим отмечает: «Европа знания» - это сегодня широко признанный и ничем не заменимый фактор социального и гуманитарного развития, абсолютно необходимый компонент для становления и обогащения понятия «гражданин Европы», обеспечения для граждан Европы возможностей и необходимых компетенций для ответа на вызовы нового тысячелетия, а также развития сознания общих ценностей, принадлежности к общему социальному и культурному пространству. Болонская декларация... выделила проблему создания европейского региона высшего образования в качестве ключевого момента для развития мобильности граждан, их востребованности, глобального развития континента» [1].

Образование, обеспечивающее слож нейший процесс развития когнитивных, социальных, эмоциональных характери стик личности, не может не реагировать на происходящие события в обществе. Система образования ХХI века призвана решать принципиально новую глобальную проблему - подготовку людей к жизнедеятельности в условиях информационного мира. В условиях интеграции человек в своем мышлении и деятельности должен соединить различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные и смысловые ориентиры. Чрезвычайно мобильное и динамичное общество требует, чтобы человек был готов к неординарной мысли, способен отстаивать свою точку зрения и при этом сосуществовать с другими, отличными от своих, взглядами, убеждениями, культурами, традициями. Признание суверенности и ценности другого является необходимым условием не только интеграции, но и элементарного выживания в современном мире.

Разработка эффективных механизмов интеграции российских вузов в международную образовательную систему, качественная подготовка выпускников к международному профессиональному общению и другие факторы сделали еще более актуальной проблему формирования культуры толерантности у студентов вуза. В ст.3 Декларации принципов толерантности отмечается, что «толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур» [2].

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [3], рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой). В Законе РФ «Об образовании» указывается, что содержание образования должно быть ориентировано «на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; «на интеграцию личности в системы мировой и национальных культур», должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами...» [4]. Это требование заложено в «Программе развития воспитания в системе образования России». Программа созвучна с «Национальной доктриной образования в России», определяющей образовательно-воспитательные цели, пути их достижения посредством государственной политики в области образования. При этом подчеркивается, что воспитание будущих членов формирующегося гражданского, многонационального общества в России должно строиться на принципах толерантности, ненасилия, т.е. на принципах культуры мира, которые сформулированы в Манифесте - 2000 «Мир в наших руках».

Формирование толерантного сознания в вузе происходит под влиянием процесса целенаправленной институциональной профессиональной социализации будущих специалистов и связывается в значительной степени с гуманизацией образования. Главной целью работы вузов и факультетов является подготовка к будущей профессиональной деятельности человека не только образованного, наученного, но и принявшего профессиональные нормы, ценности и обязанности, т.е. социализированного. Культура толерантности рассматривается как составляющая эффективной профессиональной подготовки будущего специалиста, выпускника вуза и гармоничное развитие личности в социуме.

Любая профессия предъявляет к людям, избравшим ее, определенные моральные требования. Моральная ответственность работников значительно возрастает, если их работа связаны с людьми. От работников «контактной зоны», которыми являются специалисты в сфере сервиса и туризма, требуется не только высокая квалификация, но и глубокое осознание своего морального долга перед людьми. Здесь долг превращается в потребность. Для этого специалист должен быть хорошо профессионально подготовлен и обладать высокой личной культурой. Сфера обслуживания - это специфическая сфера, где общение людей занимает более 90 % рабочего времени. С точки зрения профессионализма наиболее значимая сторона деятельности - коммуникативная. Конструктивное общение - непременное условие развития человека и общества. Толерантность, конечно же, является мощным фактором, обеспечивающим высокую степень такого общения.

Культурные барьеры реально существуют в многонациональных производственных коллективах. Культура межнационального взаимодействия - это система общекультурных норм и навыков поведения человека, которая характеризует гармонизацию межнациональных отношений на личностном уровне, то есть между отдельными людьми, представителями между нациями в системе общественных отношений. Гордостью любого учреждения является персонал, не только способный говорить на разных языках и производить хорошее впечатление на посетителей уровнем своих знаний, но и гибкостью общения. Для специалиста сервисной сферы умение искать и находить выходы из постоянно возни кающих противоречий - задача перво степенной важности. Таким образом, профессиональные ценности, среди которых важное место занимает толерантность, составляют ядро, ведущий компонент профессионального самосознания, отражающий субъективное отношение студента к будущей профессиональной деятельности и выступающий необходимым условием саморазвития и самореализации личности будущего специалиста. Это обусловлено тем, что в современных условиях «конкурентоспособным ресурсом» деятельности являются не только специальные знания, освоенных технологии, но и общая, и профессиональная культура, обеспечивающая личностное развитие, способность создавать и передавать ценности, способность к творческой самореализации. Односторонний подход к подготовке специалистов, где доминирует лишь основа любого образования - теория и практика - и игнорируется специфика деятельности, в которой немаловажной являются ценностные ориентации и установки, такие как, эмпатия, уважение прав и свобод личности, социальная справедливость и другие, не оправдан, так как. смещается акцент с человека на другие ценности.

Эффективность формирования культуры толерантности в процессе профессиональной социализации студентов зависит от целой системы факторов. Чтобы регулировать этот процесс, необходимо четко представлять себе те профессиональные качества, которые необходимы современному специалисту в области сервиса, а также те гражданские качества, которые необходимы члену современного общества. Будущим специалистам действительно требуется в работе «джентльменский набор» профессионала, который должен включать знания обо всех компонентах и механизмах работы сервисного предприятия, знания основ мировой культуры, религии, умения и навыки профессиональной коммуникации (в том числе и на иностранном, хотя бы одном, языке), владение информационными технологиями и многое другое. На основе всего этого комплекса выстраивается затем система ценностей и отношений, мотивирующих деятельность.

Работа по формирования культуры толерантности в рамках профессионально-значимых ценностей у будущих работников сервисной сферы в вузе опирается в основном на учебную деятельность студентов, их самостоятельную исследовательскую деятельность, практики студентов, досуговую деятельность. Следует подчеркнуть, что эффективности этого процесса можно ожидать лишь при организации комплексного и системного воздействия различных факторов во всех видах деятельности студентов, усилении внимания к воспитательной работе, которая должна охватывать все стороны формирования личности бу дущего молодого специалиста. Недаром сегодня главная задача вуза формулируется не просто как «подготовка специалиста», а «воспитание профессионала», то есть вуз должен сформировать, прежде всего, человека во всей полноте его личностного духовного богатства и индивидуального своеобразия (что отмечается и в Нацио нальной доктрине образования). В связи с этим значительно возрастает роль преподавателя, его личности, знаний и культуры мышления, системы ценностей и профессионализма. Процесс формирования культуры толерантности может осложняться тем, что по сути дела, преподаватели и студенты являются носителями результатов двух различных моделей социализации. Важно, чтобы преподаватель не только был способен передавать знания о правах и свободах, но и создать в аудитории обстановку, способствующую свободной дискуссии, на личном примере показать открытость и терпимость к противоположную мнению.

Слабым звеном нынешних выпускников и студентов являются пробелы в сфере профессиональной коммуникации. В общении, что очень важно для становления человека, складываются мерки, по которым оцениваются поступки, усваиваются морально-этические нормы, правила. В непрерывной коммуникативной деятельности на занятиях нарабатывается ценностный опыт личности, который проявляется в ценностных суждениях.

Целесообразно использовать активные методы включения студентов в практическую деятельность, требующие знаний, навыков общения, убежденности, умений отстаивать свои позиции ненасильственным путем, использование социального проектирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций. Положительным является и использование в процессе обучения диалоговой формы подачи материала.

Профессиональная социализация в процессе прохождения производственной практики предполагает включение студента в систему профессиональных отношений и самостоятельное воспроизводство ими этих отношений. Студенты проявляют свою инициативу, приобретают профессиональный опыт социального взаимодействия и в процессе общения и общественной деятельности вырабатывают собственную систему ценностных ориентаций в области профессионального самосознания. Студенты приобретают первоначальные навыки не только профессионального, но и социального общения, усваивают как документально закрепленные (в Правилах), так и неписаные нормы и правила, которые приняты в том или ином профессиональном сообществе, то есть овладевают основами культуры толерантного поведения.

Важным фактором для воспитания культуры толерантности у студентов является развитие вузовского образования в контексте диалога культур, что позволит не просто подготовить высокопрофессионального специалиста в той или иной области, но и «человека культуры». способного к мирному плодотворному сосуществованию в обществе культурного и национального плюрализма, основанном на гуманистических демократических ценностях. Для достойного отношения к инакомыслию, очень важно усваивать ценности не только своей культуры, но и культуры других народов.

Таким образом, заказ общества выдвигает новые требования к специалисту, который, помимо высочайших профессиональных качеств, должен обладать поликультурным мышлением и таким качеством как толерантность. В условиях многообразия духовных миров людей мир обречен на толерантность, которая является своеобразным мостом для диалога.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.   Вербицкая Л.А. Болонский процесс и перспективы российского университетского образования// Санкт-Петербургский университет. №4-5 (3626-3627), 20 февраля 2003 года.

2.   Декларация принципов толерантности. 1995. Ст.3. п.1.

3.   Там же. Ст.1.п.1,2.

4.   Закон РФ «Об образовании». 10 июля 1992 г. Ст.14. п.4.