Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

POLYFUNCTIONALITY OF THE NATIONAL ORNAMENT ART

Sedova I.G. 1 Cherokova A.V. 1
1 Ivanovo State University, Shuya branch Russia, Ivanovo region
The article features a variety of folk art is considered polyfunctionality national ornament , is determined by its specific functions , among which identifies groups of functions: utilitarian , household, decorative and artistic, religious, magical, memorable and cultural , souvenir , commercial and aesthetic.Each of these functions has a certain orientation of faculty and can significantly affect the human mind , as it brings together the content of the artistic , cognitive and labor principle , and as can be seen as an important means of formation of diverse creative interests . Since the People´s ornament covers a variety of aspects of artistic creativity and life of the people, closely related to everyday life, is a permanent system of communication among the people and acts as a system of values, customs , beliefs, rituals , etc. , it actively promotes the spiritual, cultural reproduction , and therefore , it plays an important role in the education of the younger generation of morality.
pedagogical potential of a national ornament.
polyfunctionality of a national ornament
traditional culture
National art functions

При рассмотрении искусства народного орнамента как части народной художественной культуры необходимо рассмотреть фундаментальные положения, отраженные в трудах ведущих ученых в области народной художественной культуры и народного искусства: А.Б. Бакушинского, И.Я. Богуславской, Т.И. Баклановой, Г.К. Вагнера, В.М. Василенко, А.С. Каргина, В.В. Корешкова, В.С. Кузина, С.П. Ломова, М.А. Некрасовой, С.Б. Рождественской, Л.Г. Савенковой, Т.Я. Шпикаловойи др. Среди вопросов, рассматриваемых в работах ученых, немаловажное значение отводится систематизации и классификации функций народного искусства, механизмам его функционирования.

Предначертанная культуре задача - связывать людей в единое человечество, эта задача находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций. Важным является рассмотрение функциональности предметно-вещевой традиционной культуры и современных форм художественного творчества, основанных на народных традициях. Культурологический подход предполагает анализ ценностно-нормативных систем, идей, целей, представлений, знаний, а также различных способов их знаково-символического и предметно-материального воплощения [1].

По справедливому мнению ученых, народная художественная культура, как сложная динамическая система, обладает множественностью функций (полифункциональностью): социальной, познавательной, ритуальной, этической, эстетической, нормативной, информативной, коммуникативной, воспитательной, организующей, этикетной и др. Эти функции проявляют себя в самых различных сферах социальной, культурной, образовательной, экономической деятельности. Но «народная культура сегодня - это не только и не столько круг реальных объектов и процессов в культуре, сколько угол зрения или способ видения и понимания этих объектов и процессов, которые могут быть рассмотрены и совсем с других позиций. Например, как любительское творчество, как досуговые занятия, как охрана культурного наследия, как культурные ценности, обладающие тем или иным потенциалом...»[7].

Для определения специфических функций народного орнамента важно рассмотреть спектр функций народного искусства. Авторы коллективной монографии «Народная культура в современных условиях» (отв. ред. Н.Г. Михайлова)дают перечень из шести функций [3].

Утилитарно-бытовая функция. Сохраняется только в этнических национальных округах, находящихся «в глубинке», где вещи рождаются и живут на корнях быта, продолжая служить жизненным потребностям населения.

Декоративно-художественная функция. Наиболее ярко выражена и действенна для нашего времени. Среди изделий - предметы, которые украшены вышивкой, кружевами, всевозможными орнаментами и узорами, они предназначены не для повседневных нужд, а для украшения быта по праздникам.

Религиозно-магическая функция. Предельно сузился круг предметов, используемых с религиозными, ритуальными целями. Некоторые из них - ритуальные, культовые, обрядовые продолжали существовать лишь в этнических группах: ювелирные украшения, применяющиеся в национальной одежде как предметы-обереги. Сохранились и отдельные изделия, когда-то имевшие ритуальное и обрядовое значение, но знаковость которых постепенно утрачивалась.

Памятно-культурная функция. Обращаясь к примерам современного народного творчества последних десятилетий нельзя не отметить того, что появился целый ряд изделий, варьирующих как бы музейные вещи крестьянского искусства прошлого. Их особая привлекательность состоит в содержании. Помимо всего, они как бы транслируют традиции и черты народной культуры прошлого.

Сувенирная функция - это как бы воспроизведение того или иного предмета старого крестьянского быта в виде памятного знака. Эта функция возобновляется во многих формах народного современного искусства.

Коммерческая функция (вложение денежных средств). Как в прошлом столетии, так и в нынешнем она играет свою определенную роль. Продукция мастеров выходит за пределы дома, села, городка, промысла, фабрики, объединения и т.п. Она связана с рынками, местными и центральными, отечественными и зарубежными. Экономическая функция, особенно в последние годы, играет решающую роль, превращая предметно-вещный мир традиционной народной культуры в предмет широкого потребления, создает условия для его дальнейшего развития.

Генеральной, «родовой функцией» народного искусства, выступает во все времена функция эстетическая. Опора на эту функцию в эстетическом воспитании означает включение человека в художественную деятельность, связанную с природой, с этнической, национально-исторической памятью, идеалом, с культурной традицией того или иного центра народного творчества, и ведущую к развитию его экоэтнического, эстетического сознания: особых качеств восприятия, воображения, креативности, эстетических интересов, суждений и оценок, предпочтений и вкусов [5;6].

Ни одна функция, взятая сама по себе, не может объяснить специфику народного искусства, поэтому важно установление взаимосвязей и полноты реализации всего комплекса функций. Исследование различных тенденций в развитии функций, а именно того, что одни функции постепенно отмирают, а другие появляются как следствие развития в новых условиях, позволяет отметить, что функции изменяются во времени. Они трансформируются в новые функции, созвучные его требованиям, развиваются и живут в настоящее время. Изменение во времени объясняется постоянной связанностью функций и ценностей с жизнью субъекта [8].

К новым функциям можно отнести, например, такие: социальная, познавательная, этическая, экологическая, эстетическая, информативная, коммуникативная, воспитательная, праздничная, сувенирная, рекреационная и др. функции. Понятие «полифункциональности» (многофункциональность) разных видов изобразительного и народного искусства определяется многообразием содержательных, сущностных и функциональных характеристик, эстетических свойств, основанных на формах и образах действительности.

Орнамент как базисное явление художественной культуры утверждает в себе фундаментальные ценности всех исторических эпох, всего человечества, объединяет прошлое с настоящим. Ничто так ярко, как орнамент, не скажет об исторической эпохе, об особенностях породившей его культуры, ее отношениях с миром. Между тем в определении феномена орнамента до сих пор действуют утверждения, сводящие его к внешним проявлениям, к прикладной (декоративно-художественной) функции, украшению чего-либо. Сложившаяся на сегодня традиция педагогической практики в основном исходит из использования этого значения орнамента (украшение, узор, организованный ритмическим чередованием абстрактно-геометрических или изобразительных элементов, украшающих здания или предметы декоративно-прикладного искусства). Эстетические и художественно-декоративные качества ставятся в зависимость от назначения, формы, материала, технологии украшаемой вещи [4].Содержательному пониманию орнамента, исходящему из его духовной природы, сущностной связи с различными воззрениями народов разных эпох соответствует мировоззренческая функция. Вещественным воплощением мифа предстаёт перед нами дом (изба, жилище, храм), одежда, предметы быта. По вопросу значения и магико-религиозной функции исторических орнаментов на предметах, являющихся археологическими находками, высказывался известный археолог Кричевский Е.Ю. в итоге своей работы на материале линейно-ленточной керамики из могильников эпохи неолита и энеолита. Генезис орнамента сводится к древним технологическим процессам, в конечном счете - к материальным, утилитарным потребностям человека, что определяет утилитарную (практическое значение орнаментированной вещи, использование в быту, ткани, роспись, ковка, резьба, вышивка остаются в быту современного человека) функцию.

Народный орнамент несёт в себе все признаки изобразительного и народного искусства, проявляется в том, что оказывает внушающее воздействие (магия красок, форм, образов) и воспитывает. Академик Ю.Б. Борев выделяет следующие функции искусства: общественно-преобразовательную (деятельность); познавательно-эвристическую (знание, раскрытие многообразия предметного мира); художественно-концептуальную (анализ состояния мира); воспитательную (формирование целостной личности); эстетическую (формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Их с уверенностью можно отнести и к орнаментальному искусству.

Множественность функций народного орнамента не подразумевает их равнозначность, а предполагает возможность появления какой либо из них занять приоритетную позицию в зависимости от задач в процессе изучения. Для нашего исследования важным является то, что педагогическая функция, вбирая в себя остальные функции, выступает основной, подчеркивая педагогическую значимость каждой из функций. Педагогическая функция народного орнамента проявляется в том, что любая из его функций по своему содержанию может быть нацелена на обучение, воспитание, развитие. Педагогическая функция раскрывается в дублировании и моделировании различных форм деятельности человека: познании, воспитании, коммуникации, созидании и оценке, в развитии личности рассматривается как самопознание, самооценка, самосозидание, автокоммуникация, общественная и личностная ответственность [3].

Среди множества функций народного орнамента выявлены группы функций, каждая из которых обладает определенной направленностью педагогического потенциала. Педагогический потенциал народного орнамента складывается из потенциалов групп функций: когнитивный потенциал (познавательная, информационная функции); ценностный потенциал (родовая, природосообразная, культуросообразная, мировоззренческая, гуманистическая функции); социально-культурныйпотенциал (утилитарная и эстетическая, сувенирная, праздничная, преобразующая досуговая, коммуникативная, экокультурная, этнокультурная, арт-терапевтическая функции); образовательный потенциал (воспитательная, экологическая, этнорегиональная,профориентационнаяфункции).

Использование педагогического потенциала многофункционального орнаментального искусства, отражающего систему ценностных ориентаций конкретного народа (выраженных в символике колорита, формы, пластики, образа, цвета), обеспечивает стимулирование познавательных интересов и потребностей учащейся молодежи в изучении духовной и материальной культуры народа, а также в становлении ценностей-образов во внутренней структуре личности, определяет формирование их ценностных ориентаций и способствует эффективному проведению образовательного процесса.

Педагогический потенциал народного орнамента, проявляющийся в традиционном содержании, мог бы реализовываться в образовательном процессе через целевой, содержательный, процессуальный и результативный аспекты.

Использование педагогического потенциала народного орнамента в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов. Обращение к воспитательной стороне народного искусства способствует решению педагогических целей современной высшей школы, гуманизации социальных отношений в обществе, передаче новым поколениям высших человеческих ценностей, формированию нравственных качеств личности.

Таким образом, искусство народного орнамента нами рассмотрено как полифункциональное явление. Поскольку народный орнамент охватывает самые разные стороны художественного творчества и жизнедеятельности народа, тесно связан с бытом, является постоянно действующей системой коммуникации в народной среде и выступает как система ценностей, обычаев, верований обрядов и др., то он активно способствует духовному, культурному воспроизводству, а, следовательно, ему принадлежит важная роль в воспитании нравственности подрастающего поколения.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы».

Рецензенты:

Океанский В.П., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой культурологии и литературы Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя.

Океанская Ж.Л., доктор культурологии, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «Ивановский институт ГПС МЧС России», Российская Федерация, г.Иваново.